Введение 3
Глава I. Теоретические основания формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках истории в средней школе 9
1.1. Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на
уроках истории в средней школе в научной литературе 9
1.2. Критерии и уровни сформированности навыков исследовательской деятельности школьников на уроках истории в средней школе 19
1.3. Организационно- педагогические условия формирования навыков исследо
вательской деятельности школьников на уроках истории в средней школе 26
Глава II. Реализация процесса формирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся 1 роты Красноярского кадетского корпуса им. А.И. Лебедя 32
2.1. Модель процесса формирования навыков исследовательской деятельности
у обучающихся 1 роты ККК им. А.И.
Лебедя 32
2.2. Диагностика степени сформированности навыков исследовательской деятельности у обучающихся 1 роты ККК им. А.И. Лебедя 40
2.3. Анализ итогов реализации организационно - педагогических условий фор
мирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся 1 роты ККК им. А.И. Лебедя 45
Заключение 64
Список литературы 67
Приложения 76
Актуальность исследования. В 2022 году были приняты обновлённые федеральные государственные стандарты основного общего и среднего общего образования. Данные стандарты призваны обеспечить «развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетипичных задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире», в том числе формирование у обучающихся «ценностей научного познания», а также «расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов <...>, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности». Подобные требования стандартов предполагают использование педагогом разных форм и методов организации урочной деятельности.
Судя по стандартам, общество на данном этапе нуждается в зрелой, критически мыслящей личности, которая способна в процессе познания мира ставить исследовательские проблемы, видеть способы их решения и способная их творчески решить.
Решить поставленные перед школой задачи, на наш взгляд, невозможно без формирования у обучающихся исследовательских умений. Данные умения позволяют сформировать у обучающихся навыки работы с научной и профессиональной литературой, создают условия для освоения обучающимися проектной деятельности. Также исследовательская деятельность, на наш взгляд, позволяет развивать у обучающихся абстрактное мышление, необходимое как для решения бытовых задач, так и для будущей профессиональной деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности дополнительно способствует формированию коммуникативных умений, сама успешность исследований позволяет повысить мотивацию обучающихся к освоению ими предмета.
Таким образом, исходя из государственных требований к системе образования, а также возможностей реализации этих требований, именно развитие исследовательских умений у обучающихся средней школы является, на наш взгляд, одной из актуальных проблем современной школы.
Актуальность исследования обусловлена двумя аспектами. Теоретическая актуальность связана с необходимостью осмысления формирования навыков исследовательской деятельности в средней школе в связи с предполагаемой её эффективностью, а также той нормативной базой, которой обладает современное образование. Практическая актуальность исследования связана с переходом курса истории на новые федеральные рабочие программы, реализация которых в средней школе предполагает углублённое и всестороннее рассмотрение истории нашей страны XX-XXI веков, изучение актуальных вопросов истории современной России, в связи с чем также актуальным является внедрение заданий на формирование навыков исследовательской деятельности в рамках уроков истории в средней школе.
На основе анализа научной литературы и государственных документов выявлены противоречия:
на государственном уровне: между заказом общества и государства на формирование у обучающихся средней школы навыков, необходимых для решения повседневных и нетипичных задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире, в том числе навыков исследовательской деятельности;
на отраслевом уровне: между осознанием педагогами средней школы необходимости формирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы и недостаточной методической разработанностью педагогического обеспечения данного процесса;
на личностном уровне: между необходимостью обучающихся средней школы в решении учебных и повседневных задач, используя навыки исследовательской деятельности, и недостаточной сформированностью у него данных навыков.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему нашего исследования. Проблемой исследования является вопрос: возможно ли при помощи специально разработанных заданий, внедрённых в урочную деятельность, обеспечить успешное формирование навыков исследовательской деятельности в средней школе? В соответствии с поставленной проблемой определена тема исследованя: «Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках истории в школе».
Объект исследования: процесс формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках истории в средней школе.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках истории в средней школе.
Целью нашей работы стала разработка и проверка эффективности заданий, направленных на формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы на уроках истории.
Гипотеза исследования: добиться успешного формирования навыков исследовательской деятельности на уроках истории в средней возможно, если на теоретическом уровне: выявлены сущность и содержание исследовательской деятельности, навыков исследовательской деятельности и критериев их сфор- мированности у обучающихся средней школы; на практическом уровне разработано и реализовано педагогическое обеспечение в виде организационно-педагогических условий формирования навыков исследовательской деятельности на уроках истории в средней школе.
Мы предполагаем, что добиться организации успешного формирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы можно путём разработки и внедрения в учебный процесс заданий, направленных на формирование навыков исследовательской деятельности.
Цель, объект, предмет и гипотеза нашей работы определили её задачи:
1) Провести теоретический анализ понятий исследовательская деятельность» и «исследовательские навыки».
2) Разработать модель, содержащую задания, направленные на формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы.
3) Провести диагностику и анализ сформированности навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы.
4) Внедрить разработанную модель, содержащую задания, направленные на формирование навыков исследователькой деятельности в рамках уроков истории в экспериментальной группе.
5) Провести измерения и анализ сформированности исследовательских умений у обучающихся из контрольной и экспериментальной группы по итогам проведённой работы, сопоставить полученные результаты.
Теоретическими основами исследования стали работы отечественных и зарубежных учёных в области изучения:
• Теоретических основ исследовательской деятельности: А.С. Обухова [42.43], Н. И. Девятайкиной [16], И.Я. Лернера [34] и др. В данных работах рассмотрены вопросы организации исследовательской деятельности обучающихся, исследованы вопросы познавательного и личностного развития обучающихся в ходе исследовательской деятельности, сделан вывод о высоком потенциале исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения.
• Теоретических основ формирования личности обучающихся: А.Г. Асмолова [7] , Т.М. Артишевской [6], П.Я. Гальперина [12] и др. В данных работах рассмотрены вопросы организации педагогической деятельности, направленной на развитие личности обучающихся, формирования у обучающихся мотивации к познавательной деятельности.
• Психолого-педагогических особенностей детей старшего шокльно- го возраста: Б.Р. Манделя [38], Л.А. Обуховой [44], Г.П. Пирлик [48] и др.
• Методическому осмыслению работы обучающихся с визуальными источниками на уроках истории в школе:О.М. Хлытиной [65], Л.Н. Алексашки- ной и Н.И. Ворожейкиной [1] и др.
• Работе с нарративами как видом исторических источников и вопросам применения разных нарративов в образовательном процессе: Т.К. Щегловой [69], Е. К. Лейбовой [32], В.Шмида [71] и др.
• Аспекты работы обучающихся с документальными источниками на уроках истории в школе: Л.В. Алексеевой, А.А. Хорошиловой, И.И Конышевой [4], Л.Н. Алексашкиной [2] и др.
Методы педагогического исследования: теоретические методы — теоретический анализ литературных источников общепедагогической, психологической, общей дидактической и методической тематики в контексте исследуемой темы; эмпирические методы — педагогическое наблюдение, анализ работ обучающихся, методы математической статистики, применяемые при обработке полученных данных.
Экспериментальная база исследования: КГБОУ Красноярский Кадетский Корпус им. А.И. Лебедя. В исследовании приняли участие 46 кадет 1 роты (10 класс).
Научная новизна и теоретическая значимость:
• разработка заданий, направленных на формирование навыков исследовательской деятельности в средней школе;
Практическая значимость:
• разработана модель формирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы, которая может быть использована в рамках организации учебного процесса другими педагогами;
• разработанные задания могут быть использованы для проведения уроков, направленных на формирование навыков исследовательской деятельности.
Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов и заключения, списка литературы, включающего 74 источника. В работе приведено 3 таблиц, 3 диаграмм, 4 приложений.
В ходе проведённой работы в рамках первой главы нами был осуществлён теоретический анализ понятий «исследовательская деятельность» и «исследовательские навыки».
Мы уточнили определение понятия «исследовательская деятельность школьника», рассмотрев разные определения данного понятия, приведённые отечественными учёными. Исходя из этого, мы выбрали определение, сформулированное А.В. Леонтовичем [33], который подразумевал под исследовательской деятельностью школьника образовательную технологию, использующую в качестве главного средства учебное исследование, предполагающее выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестными решениями, направленных на создание представлений об объекте или явлении
окружающего мира, под руководством специалиста - руководителя исследовательской работы.
Также нами были рассмотрены и выбраны виды и формы исследовательской деятельности, подходящие для нашей работы.
Далее нами были рассмотрены подходы отечественных учёных к разделению исследовательской деятельности на этапы, выбрана подходящая для нашей работы модель.
На основании анализа функций исследовательской деятельности, нами была теоретически обоснована эффективность использования данной формы работы в рамках организации урочной деятельности.
Далее, проанализировав подходы к определению понятия «исследовательских навыков» в работах отечественных учёных, мы уточнили содержание этого понятия. Для определения понятия, использовавшегося в нашей работе, мы выбрали формулировку А.Г. Иодко [23], считавшей исследовательские навыки системой интеллектуальных и практических умений учебной деятельности, нужной для самостоятельного выполнения исследования или его части.
На основании анализа классификаций навыков исследовательской деятельности, мы выбрали навыки, подлежащие формированию в рамках нашей работы. За основу нашей классификации был взят вариант, предложенный Г.В. Мухамадияровой [40].
В заключении теоретического анализа мы обозначили педагогические условия, в рамках которых мы планировали организацию работы по формированию навыков исследовательской деятельности на уроках истории в средней школе.
В рамках второй главы нашей работы нами была разработана и описана модель, содержащая задания, направленные на формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы.
Нами была проведена диагностическая работа, направленная на анализ сформированности у обучающихся навыков исследовательской деятельности, уточнённых в разработанной нами модели.
По результатам диагностики мы пришли к выводу о наличии дефицитов сформированности всех этих навыков.
Исходя из обнаруженных дефицитов, мы пришли к выводу о целесообразности внедрения в учебный процесс модели, содержащей задания, направленные на формирование навыков исследовательской деятельности.
Нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Разработанная нами модель была внедрена в учебный процесс экспериментальной группы.
По итогам работы по формированию навыков исследовательской деятельности в конце учебного года нами были проведены измерения и анализ сформированности навыков исследовательской деятельности у обучающихся из контрольной и экспериментальной групп, сопоставлены полученные результаты.
По результатам анализа проведённой выходной диагностической работы нами было установлено, что у обучающихся, состоявших в эксперимен - тальной группе наблюдается позитивная динамика сформированности навыков исследовательской деятельности, тогда как обучающиеся контрольной группы, с которыми не велась целенаправленная работа по формированию данных навыков, подобной динамики не показали.
Помимо прочего, стоит отметить, что навыки, вызывавшие у обучаю - щихся экспериментальной группы на момент начала работы наибольшую сложность, также показали позитивную динамику формирования. Наиболее динамично произошло освоение навыка формулирования проблемы, а наименее - навыка обобщения результатов исследования.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что все задачи нашего исследования были выполнены, цель, состоявшая в разработке и проверке эффективности заданий, направленных на формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы на уроках истории, достигнута, гипотеза о том, что процесс формирования навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы можно организовать более успешно, если разработать и внедрить задания, направленные на формирование навыков исследовательской деятельности у обучающихся средней школы, периодически контролируя успешность формирования у них этих навыков, подтверждена.
1. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 58-72.
2. Алексашкина Л.Н. Работа школьников с текстом: универсальные подходы и проблемы предметной практики (на материале курсов истории и литературы) // Научная школа Т.И. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2018 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. М.: 5 за знания; МПГУ, 2018. С. 160-165.
3. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - С. 64-68.
4. Алексеева Л.В., Хорошилова А.А., Конышева И.И. О работе с документами на уроках истории: традиции и современность // Мир науки. Педагогика и психология 2020 №2 [Электронный ресурс], URL: https://mir- nauki.com/PDF/36PDMN220.pdf Дата обращения: 19.03.2023 г.
5. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе: учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2014. - 574 с.
6. Артишевская, Т.М. Формирование учебной мотивации подростков при изучении гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе / Челябинский государственный университет. - Челябинск, 2003. - 189 с.
7. Асмолов А. Г. Психология личности/ Александр Григорьевич Асмолов. - М.: ACADEMA, 2007. - 527 с.
8. Банная А.А., Шилина С.А. Нарративное интервью как метод социологического исследования жизненного цикла семьи // Научный журнал «Дискурс». М.: Общество с ограниченной ответственностью «Исследовательская компания «ДИСКУРС», 2017. - № 8 (10). - С. 76-93.
9. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе// Преподавание истории в школе — М.: Педагогика, 2017. - № 3. - С. 3-7.
10. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов (серия «Учебник нового века») / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Изд-во Питер, 2000. - 304 с.
11. Брызгалова С. И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб.пособие / Калинингр.ун-т. - Калининград, 1995. - 72 с
12. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / Подг. к печати М.А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология. - 1998. - №2. - С.3-8.
13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор / П.В. Степанов. - М., 2010. - 223 с.
14. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
15. Громова Л.А. Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 160 с....74