Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Работа №17038

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1647
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Время и его особенности 6
1.2. Восприятие времени детьми дошкольного возраста 9
1.3. Особенности формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста 14
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Констатирующий эксперимент 19
2.2. Формирующий эксперимент 25
2.3. Контрольный эксперимент 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 55

Актуальность проблемы и темы исследования,. В связи с потребностями модернизации системы образования сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [2, с.3].
Раздел «Ориентировка во времени» занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность,необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вопросами формирования у детей представлений о времени занимались такие известные педагоги-исследователи, как Ф.Н. Блехер [11],А.М. Леушина [24], Т.Д. Рихтерман [37], Т.И. Ерофеева [15], В.П. Новикова [33], А.А. Столяр [44], В.В. Данилова [26], Р.Л. Непомнящая [32] и другие.
Как утверждала А.А.Люблинская «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическую деятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней эту сторону жизни».
Ф.Н. Блехер предупреждала, что не может быть и речи о заучивании с детьми последовательности времен года, месяцев, их названий. Она рекомендовала использовать в работе с детьми отрывной календарь, как наиболее наглядный прибор измерения времени [11, с.56].
Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.
Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В настоящей работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области.
Мы считаем актуальной проблему исследования, которая состоит в теоретическом обосновании и выявлении педагогических условий формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность педагогических условий формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста может протекать успешнее, если созданы следующие педагогические условия:
- педагог использует различные способы и средства «материализации» времени;
- в соответствии ФГОС ДО оснащена предметно-развивающая среда и соответствующие атрибуты.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и выявить теоретические основы формирования временных представлений детей дошкольного возраста. 
2. Выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Проверить в опытно-исследовательской работе эффективность выявленных педагогических условий при формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста..
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ и обобщение психолого-педагогической, математической, методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, методических источников; отбор, классификация,систематизация и обобщение материалов по проблеме исследования;моделирование условий предстоящей деятельности; эмпирические - включенное наблюдение, диагностические методы, изучение и анализ продуктов деятельности средних дошкольников, констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды таких педагогов-методистов, как А.В.Белошистая, М.А.Габова, Е.С. Демина, В.А. Козлова, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, Ю.В.Микляева, Н.В. Микляева, Т.Д. Рихтерман, Т.И. Ерофеева, А.А. Столяр, В.В.Данилова, Р.Л. Непомнящая и др.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в МБДОУ детский сад «Сайзанак» с. Суг-Аксы Сут-Хольского кожууна.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, выпускная квалификационная работа была посвящена формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Мы постарались реализовать все поставленные ранее задачи:
1. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе.
2. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм,относительностью словесных обозначений времени.
3. Освоение детьми времени осуществляется во взаимосвязи чувственного и логического: развитое «чувство времени» предполагает знание системы единиц его измерения. Совершенствование временных ориентировок у ребенка должно строиться на прочной сенсорной основе и содержать доступные для каждого возрастного периода временные категории:.
4. При развитии временных представлений детей старшего дошкольного возраста можно использовать наблюдения, беседы,дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений.
Ориентировка во времени - это развитие «чувства времени» на основе ознакомления детей с единицами его измерения:.
Таким образом, итоги нашей опытно-исследовательской работы подтвердили гипотезу выпускной квалификационной работы.



1. «Концепция развития математического образования в Российской Федерации» до 2020 года [Текст] от 24.12.2013 г. № 2506-р
2. ФГОС дошкольного образования от 17.1.2013 №1155
3. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273 ФЗ [ЭОР] : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
4. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду [Текст]: программа и метод,
рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Мозаика-Синтез, 2006. - 112 с.
5. Барылкина, Л. П. Формирование математических представлений: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / Л. П. Барылкина, Т. А. Фалькович. - М. : ВАКО, 2005. - 208 с.
6. Баряева, Л. Б. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] : учеб.-
метод. пособие / Л. Б. Баряева. - СПб. : Изд-во РГПУ : СОЮЗ, 2002. - 479 с.
7. Баряева, Л. Б. Математика для дошкольников в играх и
упражнениях [Текст] / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева. - СПб. : КАРО,2007. - 288 с.
8. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических
способностей детей 4-5 лет [Текст] : пособие для педагогов дошкол.
учреждений : в 2 кн. / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2005. - Кн. 1 :Конспекты занятий. Программа. - 160 с.
9. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ [Текст] : метод,
пособие / А. В. Белошистая. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
10. Болотова, А. Формирование восприятия времени // Дошкольное воспитание. - 1980. - № 11.
11. Блехер, Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе [Текст]:
метод. пособие для пед. тех-ов и высш.пед. уч.зав / Ф.Н.Блехер. - М.:Учпедгиз, 1934. - 479 с. 
12. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного
возраста: теория и технологии: учебное пособие [ЭОР] / М.А. Габова. - М.:Директ- Медиа, 2014.-534 с.
http://biblioclub.ruindex.php?page=book&id=239494
13. Давидчук, А. Дошкольный возраст: развитие элементарных мате-
матических представлений // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 12.
14. Ерофеева, Т. И. Дети у истоков математики [Текст] / Т. И. Ерофеева,
Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. : Проф. образование, 1994. - 96 с.
15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] : кн. для
воспитателя дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. - М. Просвещение, 1992. - 191 с.
16. Ерофеева, Т. И. Математика до школы [Текст] : пособие для
воспитателей дет. сада : в 2 кн. / Т. И. Ерофеева. - М. : Школ. Пресса, 2005. -Кн. 1. - 64 с.
17. Ерофеева, Т. И. Математика до школы [Текст] : пособие для
воспитателей дет. сада : в 2 кн. / Т. И. Ерофеева. - М. : Школ. Пресса, 2005. -Кн. 2. - 64 с.
18. Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно
пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО [Текст]: метод,
рекомендации для пед. работников / О.А. Карабанова и др. - М.: Фед. инс-т развития обр-я, 2014. - 96 с.
19. Козлова, В. А. Обучение дошкольников и младших школьников
математике [Текст] : метод. пособие для родителей и воспитателей /
B. А. Козлова. - М. : Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб, пособие /
C. А. Козлова, Г. А. Куликова. - М. : Академия, 2001. - 416 с.
21. Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст] :
сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. -М. : Сфера, 2003. - 80 с.
22. Колесникова, Е.В. Я считаю до 10 [Текст] : рабочая тетрадь по
развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. - М.:ТЦ Сфера, 2001.
23. Кононенко, И. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 7.
24. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов пед. ин-тов / А. М. Леушина. - М. : Просвещение, 1974. - 368с.
25. Локоть, Н. Объемная модель: использование ее при формировании временных представлений у дошкольников // Дошкольное воспитание. -1991. - № 1.
26. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях
[Текст] : учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / Р. Л. Березина [и др.] ;сост. В. В. Данилова. - М. : Просвещение, 1987. - 175 с.
27. Математическое развитие дошкольников [Текст] : учеб.-метод.
пособие / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; сост. З. А. Михайлова [и. др.].- СПб. : Детство-Пресс, 2000. - 94 с.
28. Метлина, Л. С. Математика в детском саду [Текст] : пособие для
воспитателей дет. сада / Л. С. Метлина. - 2-е изд., перераб. - М. :Просвещение, 1984. - 207 с.
29. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения
в детском саду» [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой,
Т. С. Комаровой. - М. : Воспитание дошкольника, 2005. - 320 с.
30. Микляева, Н.В. Теория и технология развития математических
представлений у детей [Текст]: учеб, для студ. учреждений высш.
образования / Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева. - М.: изд.центр «Академия»,2014. - 352 с. - (Сер. Бакалавриат).
31. Мусейибова, Т. Развитие ориентировки во времени у детей до-
школьного возраста //Дошкольное воспитание. - 1972. - № 2. 
32. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей
дошкольного возраста [Текст] : учеб-метод. пособие / Р. Л. Непомнящая. -
СПб. : ДЕТСВО-ПРЕСС, 2004. - 64 с.
33. Новикова, В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный
возраст [Текст] / В. П. Новикова. - М. : Мозаика-Синтез, 2003. - 88 с.
34. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Васильева, М.А. ;
под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.
35. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред.
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика и синтез,2005. - 208 с.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
37. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада /
Т. Д. Рихтерман. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 47 с.
38. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / гл. ред.
В. В. Давыдов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1993. - Т. 1. - 608 с.
39. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т, / гл. ред.
В. В. Давыдов. - М. : Большая Рос. энцикл., 1998. - Т. 2. - 672 с.
40. Тарабарина Т. И. Детям о времени. Теория и методика математиче-
ского развития дошкольников. Хрестоматия. В 3-х т. - СПб.: Икар, 2001.
41. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М. :Просвещение, 1980. - 64 с.
42. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников [Текст] : хрестоматия : в 6 ч. / сост. З. А. Михайлова,Р. Л. Непомнящая. - СПб. : Икар, 1996.
43. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / М. Фидлер ; пер. с пол. О. А. Павлович. - М. :Просвещение, 1981. - 159 с.
44. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] : учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / под ред.А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1998. - 303 с.
45. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 1.
46. Щербакова, Е. И. Методика обучения в детском саду [Текст] : учеб,
пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений / Е. И. Щербакова. - М. :Академия, 2003. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ