Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ЛИЧНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Работа №170353

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы65
Год сдачи2021
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО:
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ 7
1.1 Понятие бессознательного в системе других понятий 7
1.2 Представления о бессознательном в античной философии 15
1.3 Концепция бессознательного в работах Г. Лейбница и И. Канта 18
1.4 Определение бессознательного А. Шопенгауэром и Ф. Ницше 23
1.5 Теория психоанализа и трансформация понятия бессознательного .. 28
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 35
2.1. Структура бессознательного по Юнгу. Выделение коллективного бессознательного 35
2.2. Архетипы как проявление коллективного бессознательного 40
2.3 Бессознательное в структуре мышления и познания 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время вследствие современного состояния общества и научной динамики проблема бессознательного становится все более обсуждаемой в контексте философских и психологических исследований. Увеличивающийся темп развития социума и прогресс IT-технологий подталкивает специалистов все чаще обращаться к вопросу о новом концептуальном статусе бессознательного. Проблемы, которые заключают в себе виртуальная реальность, искусственный интеллект - злободневны, соответствуют моменту и демонстрируют связь с такими понятиями, как сознание и, в частности, бессознательное. Можно констатировать, что до настоящего времени механизмы работы бессознательного не изучены в полной мере. Тот факт, что феномен бессознательного до сих пор не получил однозначной трактовки в научной литературе, означает многоплановость и необходимость комплексного изучения данного феномена.
Принято считать, что руководителем социального поведения человека является бессознательное. В масштабах нашей сознательной структуры люди полагают, что действуют определенным образом в верном направлении, но, несмотря на это, результат может быть непредсказуемым. Критикуя, комментируя, говоря или осуждая то, что человеку не нравится в других, он фактически говорит о себе и о страхах, которые его преследуют. Благодаря самопознанию индивид способен понять большую часть своего присутствия в мире и обществе. Приближаясь к истинам, которые заставляют человека чувствовать себя неудобно, раздражаться или огорчаться, он способен преодолеть свои страхи. Но современные реалии таковы, что только малый процент людей склонен к самоанализу, действительно способен расшифровать неудачи и ужасы своего прошлого и тем самым помочь себе жить полноценной жизнью.
Динамика развития общества демонстрирует то, что человеческое поведение во многом определяется целями и мотивами. Они определяют спектр внимания, или, иными словами - ресурсоемкость нашего мозга, который тратит на что-то свой потенциал. Однако, это не обязательно именно то, что мы осознаем: человек может осознавать то, на что почти не обращает внимания. Следовательно, мы можем уделять много внимания тому, чего мы временно не осознаем. Отчасти путаница возникает из-за того, что внимание и сознание взаимосвязаны. Когда человек уделяет больше внимания входящему стимулу, вероятность того, что он осознает его, увеличивается. Однако внимание и сознание различны. «Философский ключ» к пониманию того, почему мы можем делать так много вещей неосознанно - наше внимание.
Представляется, что одной из самых сложных проблем данной работы является поиск философского ответа на те необъяснимые события, которые причиняют человеку социальный вред. Вдобавок необходимо проанализировать еще один фактор: в случае, когда ущерб причинен нами самими, он является еще более болезненным. Несмотря на те затруднения, которые заключаются в измерении существующего в бессознательном, следует рассмотреть тот факт, что даже мимолетные восприятия (слишком быстрые, чтобы регистрироваться в сознательном осознании) могут оставить прочный отпечаток в бессознательном. Таким образом, человеческое сознание требует внимания, но затруднение в том, что информация может регистрироваться при отсутствии направленного внимания. Бессознательное - это хранилище автоматических навыков, источник сохраненных воспоминаний, фантазий и снов. В этих условиях возникают проблемы, которые заключаются в следующих вопросах, сформулированных в данной работе: во-первых, в чем заключается феномен бессознательного и что такое личное и коллективное бессознательное? Во-вторых, как взаимодействуют между собой личное и коллективное бессознательное, что такое архетипы?
В-третьих, в чем заключается онтогносеологический аспект проблемы бессознательного и как бессознательное раскрывается в системе других понятий и в структуре мышления и познания?...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав проблему личного и коллективного бессознательного на уровне философии стоит отметить, что одной из первостепенных задач исследования стала необходимость детерминирования категории «бессознательное» в системе других понятий. Без данной процедуры разграничить бессознательное со смежными понятиями довольно сложно, поэтому в данной работе категория «бессознательное» рассматривается в системе следующих понятий: сознательное, предсознательное, неосознаваемое.
В масштабах проведенного исследования установлено, что на протяжении многих столетий мыслители пытались определить бессознательное в рамках своих философских концепций. Однако назвать какое-либо из этих определений самоочевидно истинным - нельзя.
Следует подчеркнуть, что античными философами бессознательное определялось в эпистемологическом контексте. Сократ и Платон, прежде всего, говорили о бессознательных процессах в рамках теории познания, следовательно, философы античности, бесспорно, были одними из первых, кто занимался проблемой бессознательного.
В качестве предмета дальнейшего рассмотрения в работе обозначено бессознательное, фигурировавшее в концепциях Г.В. Лейбница и И. Канта. Немецкие философы, безусловно, опирались на выводы предшественников. Таким образом, трактовка бессознательного, например, Г.В. Лейбницем имеет схожие черты с бессознательным Платона: Лейбниц раскрывает понятие бессознательного в концепции монадологии и разделяет знание на ясное, смутное и бессознательное. В свою очередь, И. Кант определяет понятие бессознательного сходным образом с «вещью-в-себе». Кант утверждает, что все наши простые восприятия и ощущения подразумевают множество процессов и приток информации, которую мы не осознаем, а возможно, и не можем осознавать. Если бы мы были в состоянии пролить свет на обширную, темную карту ума, отмечает он, мы нашли бы там скрытую «половину вселенной». Философ замечает, что в «я» очень многое остается бессознательным или вытесненным. Затем Кант уподобляет эти неясные идеи привычкам и предрассудкам, которые трудно поколебать, даже если они не поддаются истолкованию, т.е. они действительно становятся сознательными. Наконец, он отмечает то, что писатели иногда даже культивируют неясность, потому что читатель может получать удовольствие, «осознавая свою собственную интеллектуальную силу в разрешении неясного в ясные мысли.».
Хронологически в работе рассматриваются трактовки понятия бессознательного А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Шопенгауэр использует «волю», чтобы выразить невидимую и внутреннюю силу, которая движет людьми. Он интерпретирует эту силу как защитный инстинкт, репродуктивный инстинкт и сексуальный инстинкт. Он также утверждает, что эта энергия бессознательна, то есть она - цель и импульс, которые нельзя преодолеть. Ф. Ницше трактует бессознательное через концепцию восприятий. Для Ницше существует два вида восприятия: некоторые восприятия (бессознательные) подразумевают простую способность к различению. Другие (сознательные) включает в себя классифицирующее осознание, которое представляет воспринимаемый объект как знак некоторого типа.
Исследуя эволюцию понятия бессознательного, безусловно, нельзя обойти вниманием теорию психоанализа 3. Фрейда. В начале карьеры Фрейд объяснял силу бессознательного в основном сексуальным инстинктом, а позже выдвинул в качестве объяснительных концепций инстинкт выживания и инстинкт смерти или инстинкт разрушения. Бессознательное, как основа человеческой силы, является определяющим фактором человеческого поведения, а бессознательный импульс всегда стремится быть удовлетворенным и поднимается в сферу сознания. Взаимосвязь между сознанием и бессознательным проявляется в двух аспектах: 1. поиск способов удовлетворения бессознательных импульсов; 2. регулирование конфликта между бессознательными импульсами и социальными нормами во избежание внешнего вреда для тела. В любом из этих двух аспектов конечной целью, по-прежнему, является удовлетворение бессознательных потребностей....


1. Lerouge, D. The effect of processing mode on unconscious thinking. In S. Askegaard, D. Merunka, & J. M. Sirgy (Eds.) // Marketing Communications and Consumer Behavior. Proceedings of the 34th International La Londe Research Conference in Marketing , 2007. P. 46-54.
2. Magee Bryan. The Philosophy of Schopenhauer. Kindle Edition. - 1997. - 490 p.
3. Simone M. Ritter, Rick B. van Baaren, Ap Dijksterhuis. Creativity: The role of unconscious processes in idea generation and idea selection // Thinking Skills and Creativity. Vol. 7, 2012. P. 21-27.
4. Zhong, C., Dijksterhuis, A., & Galinsky, A. D. The merits of unconscious thought in creativity // Psychological Science. 2008, Vol. 19(9):912-8.
5. Бэшем, А. Цивилизация Древней Индии / Артур Бэшем; пер. с фр. Е. Гавриловой; Под ред. Н. Шевченко. - Екатеринбург: У- Фактория, 2007. - 496 с.
6. Глоссарий - Карл Густав Юнг: дух и жизнь. - М.: Практика, 1996. - 560 с.
7. Гнедько, А. В. Экзистенциальный психоанализ и неомарксизм в концепции Э. Фромма // Вестник ТвГУ. Серия: Философия (1). 2016. С. 169-177.
8. Гриненко Г.В. История философии в 2 ч. Часть 2. От XVII до XXI века: учебник для академического бакалавриата / Г.В. Гриненко. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 402 с.
9. История философии XX века. Современная зарубежная философия / А.С. Колесников [и др.]; под ред. А.С. Колесникова. - М.: Юрайт, 2018. - 384 с.
10. История философии: учебник для академического бакалавриата / А.В. Перцев [и др.]; под общ. ред. А.В. Перцева. - М.: Юрайт, 2012. - 322 с.
11. Кант Иммануил. Основы метафизики нравственности. - Серия «Классическая философская мысль». М.: Мысль 1999. - 1472 с.
12. Коркунова, О. В., Бушуева, Т. И.Роль тени как структурного компонента личности. // Logos et Praxis. Т. 16. № 2, 2017. С. 24-34.
13. Лейбниц, Г.В. Новые опыты о человеческом разуме / Пер. с фр. П. С. Юшкевича. - М.: Государственное соц.-эконом. изд., 1936. - 484 с.
14. Лифшиц, М.А. Диалог с Эвальдом Ильенковым (проблема идеального). М.: Прогресс-Традиция, 2003. 368 с.
15. Лифшиц, М.А. Что такое классика? М.: Искусство XXI век, 2004. -512 с....(45)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ