Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №170342

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты исторического комментария на уроках русского
языка 8
1.1 Проблема взаимосвязи языка и культуры 8
1.2 Принцип историзма в основе приёма исторического комментария.... 11
2 Методические основы использования исторического комментария на
уроках русского языка 15
2.1 Анализ учебных программ на предмет учёта принципа историзма.. 15
2.2 Исторический комментарий как приём обучения русскому языку 19
2.3 Методические рекомендации по использованию приёма
исторического комментария при изучении фонетики 24
2.4 Методические рекомендации по использованию приёма
исторического комментария при изучении морфологии 27
2.5 Методические рекомендации по использованию приёма
исторического комментария при изучении орфографии 45
Заключение 51
Список использованных источников 53


Методика обучения русскому языку, как и любая другая наука, имеет свои принципы, среди которых исследователи выделяют принцип историзма или различения синхронии и диахронии. Данный принцип предполагает учёт исторических изменений, которые в той или иной форме сохранились в современном литературном языке.
Принцип историзма лежит в основе приёма исторического комментария. В процессе школьной практики учителю приходится так или иначе сталкиваться с такими фактами современного русского языка, объяснение которых требует знания истории языка. Исторические экскурсы помогают обучающимся сознательно усваивать учебный материал и показывают, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
Кроме того, исторический комментарий способствует, во-первых, формированию и развитию у обучающихся лингвистического мировоззрения, а во-вторых - выполняет прикладную функцию, являясь вспомогательным средством для повышения уровня лексических и орфографических умений.
Всё сказанное выше определяет актуальность темы настоящей работы.
Цель работы: показать возможности использования приёма исторического комментария при изучении конкретных разделов русского языка.
Объект: методика обучения русскому языку в средней школе.
Предмет: исторический комментарий как приём обучения русскому языку в средней школе.
Для достижения цели мы установили перед собой ряд задач:
1. рассмотреть проблему соотношения понятий «язык» и «культура»;
2. рассмотреть принцип историзма как философское и методическое понятие;
3. проанализировать учебные программы на предмет учёта принципа историзма;
4. рассмотреть исторический комментарий как приём обучения русскому языку;
5. разработать методические рекомендации по использованию приёма исторического комментария в процессе изучения следующих разделов русского языка: «Фонетика», «Морфология», «Орфография».
Методологическую базу выпускной квалификационной работы составили труды И. И. Срезневского, Ф. И. Буслаева, Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова и др., посвящённые вопросам преподавания русского языка с использованием исторического подхода; М. Т. Баранова, А. В. Текучёва, В. И. Литневской и В. А. Багрянцевой по методике обучения русскому языку в средней школе. При выполнении методической главы мы обращались к учебно-методическому комплексу авторов-составителей А. Д. Шмелёва, Э. А. Флоренской, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелёвой и методическим пособиям В. В. Иванова, 3. А. Потихи и С. И. Львовой.
Цель и задачи определили выбор методов исследования:
1. метод анализа и обобщения (при анализе научной и методической литературы по теме исследования, при рассмотрении учебных программ по русскому языку (5-9 классы));
2. метод моделирования (при разработке методических рекомендаций)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках настоящей выпускной квалификационной работы рассматривается исторический комментарий как приём обучения русскому языку в средней школе.
Анализ теоретической, методической и учебной литературы по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Язык и культура представляют собой семиотические системы, между которыми существует тесная связь, проявляющаяся, главным образом, в аккумулятивной функции языка. Следовательно, можно утверждать, что культура кодируется языком. Иными словами, явления из области культуры получили своё отражение в лексическом и грамматическом строе языка.
2. В основе приёма исторического комментария лежит принцип историзма, который свойственен языку и культуре и предполагает рассмотрение действительности с учётом её развития.
3. На современном этапе собственно исторический подход к изучению русского языка в школе отсутствует, обучающимся предлагаются лишь точечные, фрагментарные сведения.
4. Целевые границы исторического комментария, который основан на принципе историзма, методистами определяются по-разному, но в целом суть данного приёма сводится к отбору и фрагментарному использованию учителем на уроках фактов из истории русского языка, с помощью которых можно объяснить современные языковые явления.
5. Исторический комментарий является средством формирования у обучающихся учебно-языковых и правописных умений и навыков, способствует повышению их общего образовательного и культурного уровней.
Методические рекомендации по использованию приёма исторического комментария были сгруппированы на основе разделов русского языка: фонетики, морфологии, орфографии. Каждый комментарий привязан к конкретной теме или рубрике того или иного раздела.
Комментарии на уровне фонетики способствуют формированию у учащихся филологического мышления, умения смотреть на слово с учётом его фонетико-фонематических особенностей.
Исторические комментарии на уровне морфологии позволяют учащимся сделать вывод о том, что язык - это динамичная, открытая система и что в нём происходят различные изменения, которые приводят к его обогащению и совершенствованию.
Назначение исторических справок в области правописания - объяснить причину существования того или иного орфографического правила или исключения из него с опорой на факты истории языка, вызвать ассоциации и таким образом предупредить письменные ошибки учащихся.
Разработанные нами методические рекомендации могут быть адаптированы учителем в соответствии с уровнем знаний учащихся и их способностями, либо применены выборочно.



1. Белоконева, Н. Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка» / Н. Н. Белоконева // Русский язык в школе. - 1994. - № 4. - С. 86-88.
2. Бокатина, Ю. И. Историческое комментирование как средство формирования лингвистического мировоззрения и культуроведческой компетенции школьников [Электронный ресурс] / Ю. И. Бокатина. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Bokatina.pdf
3. Большой энциклопедический словарь. Языкознание / под ред. В. Н. Ярцевой. - Москва : Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 687 с.
4. Буслаев, Ф. И. Преподавание отечественного языка : учебное пособие для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» [Электронный ресурс] / Ф. И. Буслаев // Электронная библиотека «Собрание классики» - Режим доступа: http://az.lib.ru/b/buslaew f i/text 1844 o prepodavanii oldorfo.shtml
5. Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся V-VIII классов : сборник статей / составитель М. Т. Баранов. - Москва : Просвещение, 1965. - 171 с.
6. Герцен, А. И. Записки одного молодого человека [Электронный ресурс] / А. И. Герцен // Электронная библиотека «Собрание классики» - Режим доступа: http://az.lib.ruZg/gercen a i/text 0172.shtml
7. Глинкина, Л. А. Этимологические тайны русской орфографии : словарь-справочник : ок. 6000 слов / Л. А. Глинкина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : ACT : Астрель : Транзиткнига, 2006. - 384 с.
8. Гомер. Одиссея. Перевод В. А. Жуковского [Электронный ресурс] / Гомер // Электронная библиотека «Собрание классики» - Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gomer/text 0060.shtml
9. Гумбольдт, фон В. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт ; под ред. Г. В. Рамишвили. - Москва : Прогресс, 2000. - 400 с.
10. Ерохина, Л. А. Теоретические аспекты исторического комментария как приёма обучения русскому языку в средней школе / Л. А. Ерохина // Студенческий вестник : научный журнал. - 2020. - №7. - Ч 1. - С. 15-19.
11. Зайцева, О. Н. История языка как структурно-содержательный компонент школьного курса : дне. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Зайцева Ольга Николаевна. - Москва, 2002. - 210 с.
12. Зайцева, О. Н. Реализация принципа историзма / О. Н. Зайцева // Образование в современной школе. - 2002. - №4. - С. 6-7.
13. Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому
языку в средней школе : пособие для учителя [Электронный ресурс] / В. В. Иванов, 3. А. Потиха. - Режим доступа:
http://speakrus.ru/mix/other/ivanov potikha 1985.pdf
14. Каменская, О. Г. Древнерусский текст на уроках русского языка / О. Г. Каменская, Э. К. Мустафина // Русский язык в школе. - 2004. - №2. - С. 6¬13.
15. Кохановский, В. П. Историзм как принцип диалектической логики : монография / В. П. Кохановский. - Ростов-на-Дону : Изд-во Рост. ун-та, 1978. - 159 с...44

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ