Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170331

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие нравственного воспитания в психолого - педагогической
литературе 6
1.2. Механизм нравственного воспитания 13
1.3. Предметно - пространственная среда как компонент единого
образовательного пространства 17
1.4. Влияние организованной предметно - пространственной среды на
нравственное развитие детей дошкольного возраста 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ ДОО НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Выявление уровня сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Организация предметно - пространственной среды в группе ДОО, способствующей развитию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Сравнительный анализ эффективности формирующих мероприятий 56
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

В настоящее время повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых теоретиков, так и практических работников образования. Повышение интереса к опыту нравственного воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин. Во - первых, в философии образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов. Во - вторых, смена социально - экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества. В - третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно - воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы. На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освещают в своих работах сущность нравственного воспитания [4].
Объект исследования - развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования - особенности построения предметно-пространственной среды в группе детского сада, способствующей формированию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности построения предметно - пространственной среды в группе ДОО, способствующей формированию нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по проблеме влияния предметно - пространственной среды на формирование нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
2. Выявить сущностную характеристику базовых понятий исследования «нравственность», «нравственное качество», «предметно - пространственная среда».
3. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
4. На основе анализа научных источников и проведенной диагностики выявить и реализовать условия, обеспечивающие реализацию развивающего потенциала предметно - пространственной среды в группе ДОО.
5. При помощи контрольного эксперимента определить эффективность формирующих мероприятий.
Гипотеза исследования - предметно - пространственная среда в группе детского сада будет способствовать формированию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста, если:
- в помещении группы будет достаточно зоновых пространств, побуждающих детей осваивать и применять нравственные нормы;
- оформление группового помещения будет отражать образцы и нормы нравственного поведения;
- педагог целенаправленно организует освоение детьми предметно - пространственной среды в группе.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседа, эксперимент и методы изучения педагогического опыта.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад» с. Большой Улуй в период с января 2017 года по май 2017 года. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и другие, освещают в своих работах сущность нравственного воспитания.
В данном исследовании подробно рассмотрен вопрос нравственного воспитания, а именно воспитания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста (доброта, щедрость и другие).
Таким образом, нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью развития у детей нравственных качеств личности, соответствующих требованиям общественной морали
Нравственная воспитанность это устойчивость положительных привычек и положительных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива.
Содержание нравственности заключается в следующем: патриотизм, трудолюбие, коллективизм, в отношение к себе, гуманность.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена экспериментальная работа. С этой целью было выделено две группы детей старшего дошкольного возраста - контрольная и экспериментальная и проведена диагностическая работа по выявлению уровня нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Работа по формированию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством организации предметно - пространственной среды в группе детского сада была продолжена с экспериментальной группой; в отношении детей контрольной группы никаких дополнительных воспитательных воздействий не осуществлялось. Был разработан формирующий эксперимент, представленный в виде рекомендаций педагогам по организации предметно - пространственной среды, организация предметно - пространственной среды в группе детского сада, особое внимание было уделено зонам, в которых дети взаимодействовали друг с другом к таким зонам относиться: зона конструирования, зона сюжетно - ролевых игр .
В ходе экспериментальной работы, мы создавали предметно - пространственную среду, которая способствует нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраст.
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика уровня осознания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного, в экспериментальной группе произошли изменения. Изменения в группе обусловлены педагогическим воздействием, которое осуществляется в ходе учебно - воспитательного процесса в детском саду. ,
Выявление уровня осознания нравственных норм в экспериментальной группе показало, что количество детей с высоким уровнем осознания увеличилось на 34%, а с низким уровнем - уменьшилось на 26%. Количество детей со средним уровнем осознания изменилось в лучшую сторону на 8%. В контрольной группе детей с высоким уровнем увеличилось на 11%, количество детей со средним уровнем осознания увеличилось на 4%, количество детей с низким уровнем уменьшилось на 5%.
Можно сделать вывод, что у детей экспериментальной группе осознание нравственных норм и эмоциональное отношение к ним находится на среднем и высоком уровнях развития после проведенного нами формирующего эксперимента. Мы видим, что нравственные качества такие, как доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость детей старшего дошкольного возраста, стали проявляться ярче после проведенного формирующего этапа, поэтому мы рекомендуем к рекомендации систему педагогических условий построения предметно - пространственной среды в группе детского сада, обеспечивающих эффективное формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Организация предметно - пространственной среды в группе детского сада способствовали формированию у детей системы знаний и представлений о нравственных нормах, осознанному их усвоению. У детей появилось отчетливое желание следовать им в своем поведении, проявлять внимание к окружающим людям, помогать им. Дети стали более внимательными к чувствам и переживаниям друг друга, с легкостью и удовольствием откликаются на просьбы. Способны самостоятельно разрешать некоторые из конфликтов, возникающих в отношениях друг с другом, на основе имеющихся знаний о нравственном поведении. Эмоции и чувства стали более яркими, адекватными по отношению к нравственному или безнравственному поведению, поступкам, по отношению к нравственным качествам, присущим человеку.



1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. 2009. - №6. С. 41 - 55.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Просвещение, 2007. с. 211.
3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 43 - 67.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002. с. 78.
5. Виноградова Н. А., Н. В. Микляева. Интерактивная предметно - развивающая и игровая среда детского сада. УЦ Перспектива, 2011. с. 87.
6. Граничина О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований (Учебное пособие) - Санкт- Петербург: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2002. с. 134.
7. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно - игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) / Н.Т. Гринявичене. М.: Педагогика, 2006. с. 137.
8. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 12, 2014. С. 23 - 29.
9. Журнал «Справочник старшего воспитателя» № 8, 2014. С. 16 - 25.
10. Закон РФ об образовании.
11. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Учитель, 2013. с. 108.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». М.: Просвещение 2006. с. 106.
13. Лапшин В. М. Социальное партнерство как один из аспектов модернизации регионального и муниципального образования // Образование и общество. 2003. с. 196.
14. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ 2008. №7. С. 21 - 38.
15. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. с. 201.
16. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. М.: Айресс Пресс, 2007. с. 111.
17. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. //Детский сад: от А до Я, 2003. №6. С. 14 - 17.
18. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Детство-Пресс, 2010. с. 125.
19. Плеханов Г.В. История в слове. М.: Современник, 2008. с. 108.
20. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение 2009. с. 132 .
21. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж. Пед.соч. 1.т. М.: Издательский центр «Академия», 2002. . Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. № 3. С. 144 - 166.
22. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. с. 201.
23. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского
подхода к обучению: Учебное пособие / М.: Ось-89, 2006. с. 261.
24. Савицкая Н.М., Сафонова Л.О., Лаврентьева О.И. Маркеры игрового пространства в предметно - развивающей среды ДОУ //Дошкольная педагогика. 2013 №2. С. 25 - 39.
25. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //Дошкольное воспитание. 2010 №4. С. 48 - 55.
26. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //Дошкольное воспитание. 2010 №4 . С. 121 - 143.
27. Толстых В.И. Нравственное воспитание. М.:ТЦ «Сфера»,2009. с. 45.
28. Тонковая-Ямпольская Р.В. Шмидт-Кольмер Е. Хабинакова Э. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 2004. с. 108.
29. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 2000. с. 68.
30. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. М.: Издательский центр «Академия», 2003. № 4. С. 132 - 172.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ