Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация процесса поддержания функционального состояния зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников

Работа №170319

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Функциональное состояние зрительного анализатора как явление 6
1.2 Особенности функционального состояния зрительного анализатора,
младших школьников и причины его ухудшения 11
1.3 Способы поддержания функционального состояния зрительного
анализатора и профилактики нарушений зрения в начальной школе 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методика изучения актуального состояния зрительного анализатора
(диагностика его функциональных свойств) 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Комплекс профилактических упражнений поддержания функционального зрительного анализатора 50
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80


Актуальность выбранной темы связана с тем, что анализаторы имеют большое значение в бытовой и учебной деятельность, из которых чаще всего используется зрительный анализатор. Примерно 80% информации об окружающей среде человек получает из него. Это объясняет высокую нагрузку на этот анализатор, особенно в учебной деятельности. В основном это касается письма, чтения и других умений, требующих восприятия мелких объектов. Считается, что именно эти виды учебной деятельности больше всего способствуют утомлению и снижению функциональных свойств зрительного анализатора. Если это повторяется систематически, то возникает негативный фактор, стимулирующий возникновение различных глазных заболеваний.
При этом имеется общая мировая тенденция на снижение качества зрения у значительной части людей. Согласно исследованиям ВОЗ (всероссийская организация здравоохранения) проблемы со зрением встречаются не только у взрослых людей, но и у младших школьников. Примерно 3% первоклассников имеют близорукость. По мере перехода в 3 класса этот процесс возрастает с 3 до 10%, что означает действие «школьного фактора». В 9 классе количество учащихся, имеющих дефекты зрения, растёт, а следовательно, их соотношение повышается до 16%. За последующие 3 года обучения зрение ухудшается ещё у 4% учащихся, т.е. примерно 20% выпускников являются близорукими.
Для того, чтобы снизить общее число учащихся, имеющих нарушения зрения, необходимо создать условия, при которых, несмотря на учебную деятельность, получится сохранить функциональные свойства зрительного анализатора. Доминирующую роль в этих условиях занимает учитель, который должен не только заниматься мониторингом состояния зрительной функции, но прикладывать усилия по профилактике нарушений зрения.
Таким образом, проблемой данного исследования является поиск эффективных упражнений, применяемых для профилактики нарушений зрительного анализатора.
Объект исследования: процесс поддержания функционального состояния зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние функционального зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников.
Гипотеза исследования: функциональное состояние зрительного анализатора младших школьников определяется уровнем их остроты зрения, объёма аккомодации и зрительной работоспособности и находится преимущественно на среднем уровне.
Цель данной работы заключается в создании комплекса профилактических упражнений для профилактики зрительных нарушений.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотрение нарушений зрительного анализатора;
3. Рассмотрение особенностей профилактики нарушений зрительного анализатора.
4. Подбор критериев и методик для изучения функционального состояния зрительного анализатора.
5. Разработка диагностической программы исследования.
6. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение актуального состояния зрительного анализатора;
7. Анализ и объяснение полученных результатов
8 Составление комплекса упражнений и рекомендаций для профилактики нарушений зрительного анализатора.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались теоретические методы исследования (анализ 4
теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных) и практические методы исследования (констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов).
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты способствуют совершенствованию профилактических мероприятий, проводимых для снижения нагрузки на зрительный анализатор у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Во-первых, был проведён анализ литературы по описанию функциональных свойств зрительного анализатора. Основная функция зрительного анализа заключается в том, что воспринимать изображение окружающей действительности. Обеспечение данной функции занимаются три группы структурных элементов глаза: преломляющая система глаза, обеспечивающая соединение и направление световых лучей на рецепторы; рецепторная область, на которой осуществляется кодирование световых раздражителей в нервный импульс; мышечная и кровеносная системы глаза обеспечивают реализацию двигательных и питательных функций глаза. В учебном процессе эта функция глаза используется, главным образом, по отношению к чтению и письму.
Во-вторых, были рассмотрены основные нарушения зрения, встречающиеся чаще всего среди младших школьников. Необходимость длительно читать буквы мелкого шрифта и наблюдать близкие объекты способствует искажению в преломляющей системе глаза и перенапряжению глазных мышц, что проявляется возникновении дефекта зрения по типу близорукости. Это означает, что такие учащиеся хорошо видят близкие предметы, а дальние воспринимаются расплывчато. Чуть реже встречаются другие нарушения: спазм аккомодации, астигматизм, косоглазие, которые также могут быть вызваны учебными нагрузками на глаза.
В-третьих, были рассмотрены основные способы профилактики нарушений зрения. Считается, что в основе профилактики заболеваний глаз лежит правильная организация рабочего места, что позволяет снизить нагрузку на глаза. Речь идёт не только про освещение, но и правильный подбор стола, стульев для обучения. Также важно следить за позой учащегося. Отдельным аспектом профилактики является физическое состояние учащегося. Кроме традиционного физического развития, необходимо на уроках проводить физминутки, упражнения для зрительной гимнастики. В результате движения глаз, закрытия глаз, массирования глазных мышцы осуществляется снижение напряжения, что уменьшает вероятность возникновения дефектов зрения.
В-четвёртых, были подобраны критерии для изучения состояния функционального анализатора. Использовались следующие критерии, соответствующие основным функциональным свойствам зрительного анализатора: острота зрения исследуется по таблицам Сивцева, обозначая возможность обучающегося видеть знаки разных размеров; объём аккомодации - это адаптационные свойства преломляющей системы глаза, позволяющие воспринимать изображение на разном расстоянии; зрительная работоспособность характеризует длительность работы зрительного анализатора без потери информации.
В-пятых, кроме критериев в диагностическую программу входят уровни выраженности критериев. Они могут иметь низкий, средний и высокий уровни выраженности, где низкий уровень обозначает значительные ухудшения функционирования того или иного свойства глаза; средний обозначает незначительное снижение функционального потенциала зрительного анализатора; высокий - идеальное состояние зрения, соответствующее норме.
В-шестых, проводился констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального состояния зрительного анализатора. Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №19 имени А.В. Седельникова». В исследовании участвовали 25 обучающихся из 2 класса.
В-седьмых, производился анализ и объяснение полученных результатов. По данным тестирования 86% (56% средний и 30% низкий уровни), составляющие большинство выборки, отличаются наличием дефектов зрения, имеющих различную степень выраженности. 56% 63
отличаются незначительными нарушениями, а 30% имеют выраженные отклонения от нормы по вышеуказанным критериям, характеризующие предпатологическое состояние органа зрения. Это означает, что гипотеза принимается. Исходя из этого делается вывод, что зрительный анализатор обучающихся, участвующих в тестировании, подвержен высоким нагрузкам, а следовательно, можно выделить следующие причины таких результатов: неправильная организация освещения учебного места в домашних условиях; проведение досуга с использованием мобильных устройств; недостаток витаминов, питающих зрительный анализатор; низкая физическая активность; отсутствие правильного режима дня.
В-восьмых, были составлены рекомендации для улучшения состояния зрительного анализатора у младших школьников. Учитывая, что в школе обеспечивается оптимальный уровень профилактики зрительного анализатора можно предположить, что данные результаты имеют место быть из-за неправильной организации домашней учебной деятельности, т.е. выполнение обучающимся домашних заданий. Это связано как с неправильной организацией освещения за учебным столом ребёнка, так и с использованием им мультимедийных устройств. Кроме этого, лучше всего полностью ограничить использование мультимедийных устройств (особенно с маленьким экраном), заменив их внеурочной деятельностью, способной увлечь ребёнка. Все данные рекомендации были представлены родителям в форме лекции.
Для обеспечения правильного развития зрительного анализатора рекомендуется организовать правильное освещение в том месте, где ребёнок делает уроки и проводить зрительную гимнастику. Был составлен комплекс упражнений, который изначально проводится во внеурочной деятельности, затем, после заучивания движений упражнения можно применять на уроках. Были подобраны упражнения, содержащие игровой и творческий элементы, что может быть интересно обучающимся начальных классов.



1. Абрамова, С.М. Зрение и его характеристики [Текст] / С.М. Абрамова. - Сыктывкар: Слово, 2015. - 560 с.
2. Аветисов, Э. С. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э. С. Аветисов, Е. И. Ковалевский, А. В. Хватова. — М.: Медицина, 1987. - 496 с.: ил., [0,25].
3. Аристархова В.А. Исследование методов коррекции зрения: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития Материалы научно¬практической конференции [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // «Педагогические и медицинские проблемы современного российского общества». - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. - С. 65-80
4. Архипенко С.С. Современные и классические подходы к профилактике зрения у детей [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. - С. 15-27
5. Базарный, В.Ф. Зрение у детей: Проблемы развития [Текст]. / Базарный В.Ф.— Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.—140 с.
6. Баринова, И.Т. Диагностика и профилактика зрительных нарушений в детском возрасте: обзор научной литературы [Текст] / И.Т. Баринова, Е.Я. Ульянова, О.А. Вакуленко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. - Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2020. - С. 103-114
7. Бурдинова, С.С. Зрение и проблемы его исследования в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Медицинское обозрение. - 2016. - № 7. - С. 40-52
8. Василенко В.Г. К вопросу о профилактике школьных болезней в рамках педагогической практики студентов [Текст] / В.Г. Василенко, Е.Б. Тютюнникова, Ж.А. Арушанян, А.И. Мацко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 4 (188). С. 32-39.
9. Власова В.П. Средства физического воспитания в профилактике зрительного утомления [Текст] / В.П. Власова, Ян.В. Пастушенко // В сборнике: Евсевьевские чтения. серия: подготовка специалистов в области физической культуры и спорта в педагогическом вузе. сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. 2016. С. 29-34.
10. Гордеенко, А.С. Проблемы исследования роли и значения правильного образа жизни в профилактике нарушений зрения младших школьников: психологический, социальный и педагогический анализ [Текст] / А.С. Гордеенко, И.В. Кутейникова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Специфика педагогической деятельности в XX и XXI веках». - Ярославль: Ярославский педагогический институт,
2017. - С. 89-99
11. Григорьева, С.А. Специфические особенности развития зрительного анализатора младших школьников [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2016. - С. 97¬116
12. Журкина, М.Е. Особенности развития у младших школьников с нарушенным зрением социально-бытовых навыков [Текст] / М.Е.Журкина // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. № 6. С. 102¬107.
13. Зорин С.С. Адаптация учебного процесса к детям с нарушенным зрением / Зорин С.С. // Психология обучения. 2015. № 11. С. 111-118.
14. Иваненко, А.А. Формирование принципов исследования зрения у
младших школьников и их роли в коррекционно-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Иваненко, А.П. Богословский, И.М. Крюков // Материалы научно-практической конференции «Исторические и современные особенности медицинской, педагогической и психологической науки: проблемы и перспективы изучения». -
Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. - С. 80-105
15. Игнатова, С.С. Зрение как объект исследования: проблемы развития и коррекции [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы медицины. - 2016. - № 12. - С. 50-62
16. Каюмова, А.Ф. Физиология сенсорных систем: учебно-методическое пособие / А.Ф. Каюмова, Г.С. Тупиневич, О.С. Киселева, А.О. Курмаева, Л.Н. Шафиева. - Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2011 - 115с.
17. Лукьянова Е.В. Профилактика миопии в процессе физического
воспитания школьников младших классов / Лукьянова Е.В. // В сборнике: Современные тенденции развития адаптивной физической культуры и спортивной медицины. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Московская
государственная академия физической культуры. 2019. С. 173-177.
18. Макарова Л.В. Влияние компьютерной нагрузки на состояние физиологических функций у детей 7-10 лет / Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М., Тюрина Е.В. // Физиология человека. 2017. Т. 43. № 2. С. 66-73.
19. Макарова, В.И. Состояние здоровья детей школьного возраста при экстремальных формах обучения [Текст] / Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Коноплев О.Н. - Изд-во Гигиена и санитария, 2017. С. 14.
20. Мануйлова, С.В. Проблемы исследования зрения в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и медицинские исследования. Сборник статей. - Мурманск: Проспект Ленина, 2017. - С. 120-135
21. Маркова Т.О. Сенсорные системы человека. Ч. I (учебное пособие) [Текст]. / Т.О. Маркова, Н.В. Репш. - Уссурийск: ФГАОУ ВПО ДВФУ (Школа педагогики), 2018. 36 с.
22. Матвеева Э.Е. Роль адаптивной физической культуры в развитии двигательных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения / Э.Е. Матвеева / В книге: Россия и мир: национальная безопасность, вызовы и ответы. Двадцать первые Вавиловские чтения: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2х частях. Под общей редакцией В.П. Шалаева.
2018. С. 316-319.
23. Мирошникова С.С. Социальные и педагогические аспекты изучения зрительных нарушений в научной литературе [Текст] /С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. - С. 56-70
24. Мирская Н.Б. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников [Текст] / Н.Б. Мирская, А.Д. Синякина, А.Н. Коломенская // Вопросы современной педиатрии. 2017. Т. 13. № 3. С. 44-50.
25. Назарова Г.В. Основные концепции развития зрения в начальной школе [Текст] / Г.В. Назарова, И.М. Чуркин // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики и психологии в России и за рубежом». - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2018. - С. 77-90
26. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов [Текст]/ Т.Г. Никуленко. - М.: Феникс, 2006. — 382 с.
27. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева // Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения / Санкт-Петербург, 2002.
28. Никулина, Г. В. Охраняем и развиваем зрение: учеб.-метод, пособие [Текст] / Г. В. Никулина. - СПб. : Детство-пресс, 2014. - 128 с.
29. Пилецкая С.В., Оноприенко А.В., Родионова Г.В. Зрительные нарушения у младших школьников [Текст] / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного педагогического поля в историческом пространстве». - Саратов: Саратовский государственный университет, 2018. - С. 100-123
30. Поляков А.Р. Профилактика нарушении остроты зрения школьников средствами коррекционной гимнастики (с использованием стереоизображении) [Текст] / А.Р. Поляков // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. № 13. С. 157-160.
31. Рабовер, И.В. Как помочь глазам [Текст] / И.В. Рабовер // Лечение близорукости: тренировка глазных мышц. 1998. № 5. С. 44-45.
32. Репш, Н.В Сенсорные системы человека: Учебное пособие [Текст] / Н.В. Репш, Т.О. Маркова, А.С. Коляда, А.Н. Белов. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017 г. - 132 с.
33. Родионова, Г.В. Профилактика зрения у младших школьников:
педагогический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». - СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2018. - С. 114-129
34. Рубан, Э.Д. Сестринское дело в офтальмологии [Текст] / Э.Д. Рубан, И.К. Гайнутдинов. — Изд. 4-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 352 с., ил.
35. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.
— М., 1946, с. 227
36. Салихэ, Е.П. Зоркий глаз [Текст] / Е.П. Салихэ // Крестьянка. 1997. № 6. С. 65-68.
37. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс]. URL:
http ://36.rospotrebnadzor.ru/documents/san nor/5109 (Дата обращения:
07.10.2021)
38. Сапунова, Д.Р. Принципы исследования зрения в современной психологии и педагогике [Текст] / Д.Р. Сапунова. - Ярославль: Слово, 2016. - 400 с.
39. Скопенко, И.М. Принципы исследования зрительных функций в норме и патологии [Текст] / И.М. Скопенко, И.И. Хвастунова, О.Л. Пальцева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной медицины». - Благовещенск: Алтайский государственный университет, 2019. - С. 46-52
40. Соколова, Н.В. Нарушения зрения у детей школьного возраста. Роль учителя в профилактике заболеваний зрительного анализатора [Текст] / Н.В. Соколова, Е.П. Куляпкина // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2019. № 77. С. 12-21.
41. Степанова, М.И. Обучение в гимназии и здоровье детей [Текст] / М.И.
Степанова // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии: материалы I Всероссийской научнопрактической
конференции. Курган, 2018. С. 52.
42. Суркова, О.П. Профилактика зрения в начальной школе [Текст] / О.П. Суркова. - Сыктывкар: АСТ, 2017. - 200 с.
43. Тервинская, Я.В. Зрение и его нарушения [Текст] / Я.В. Тервинская. - М.: Статут, 2018. - 358 с.
44. Торопов А.А. Профилактика нарушений зрения у детей младшего школьного возраста / А. А. Торопов // В сборнике: Научные достижения и открытия современной молодёжи. сборник статей победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 1313-1316.
45. Уфимцева, М.А. Методики профилактики зрения [Текст] / М.А. Уфимцева. - Тверь: Авангард, 2019. - 300 с.
46. Ушаков И.Б. Длительность использования мобильных электронных
устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи /Ушаков И.Б., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. // Экология человека. 2021. № 7. С. 43-50.
47. Ушакова А.В. Особенности обучения письму младших школьников с
нарушениями зрения / А.В. Ушакова, О.Б. Широких // В сборнике: Модернизация образования: проблемы общего, среднего
профессионального и высшего образования. Материалы XXVI Рязанских педагогических чтений. Под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной.
2019. С. 195-198.
48. Федорова У.Н. Учебная мотивация у детей с нарушениями зрения / У. Н. Федорова, З. Н. Платонова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 3 (19). С. 59-62.
49. Фокина Н.А. Роль профилактики и коррекции нарушений зрения учащихся младших классов общеобразовательной школы / Фокина Н.А., Демченко О.Д., Почивалов А.В. // Прикладные информационные аспекты медицины. 2009. Т. 12. № 2. С. 56-61.
50. Хубиева Ф.Р. Формирование познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности / Ф.Р. Хубиева // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 194-196.
51.Чупров А.Д. Профилактика снижения зрения школьников младшего возраста / Чупров А.Д., Воронина А.Е., Петросян Э.А. // Вестник 71
Оренбургского государственного университета. 2018. № 4 (216). С. 95¬100.
52.Чупров, А.Д. Состояние зрения детей начальной школы [Текст] / А.Д. Чупров, А.Е. Воронина, Э.А. Петросян // Практическая медицина. 2018. № 4. С. 189-193.
53. Шабурова М.А. Психологические барьеры в межличностных отношениях младших школьников с нарушениями зрения / Шабурова М.А. // Мир образования - образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 260-264.
54. Шалгинова В.И. Профилактика нарушений зрения у младших школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности / Шалгинова В.И. // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Омск, 2000
55. Шаповалова Н.А. Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся с нарушением зрения в начальной школе / Н.А. Шаповалова // В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии начального образования в полиэтнической среде. материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 475-483.
56. Шиндина, И.В. Методические аспекты профилактики близорукости у школьников средствами физического воспитания [Текст] / И.В. Шиндина // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". 2019. № 1. С. 608-610.
57. Шкрябко И.П. Особенности учебной деятельности у младших школьников
с нарушением зрения / Шкрябко И.П. // В сборнике: Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. сборник статей по материалам IV
Международной научно-практической конференции. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». Симферополь, 2020. С. 538-542.
58. Шляпникова В.В. Особенности развития младших школьников, имеющих нарушения зрения, средствами игровой деятельности в процессе физической культуры / Шляпникова В.В., Колтырева Л.Ю. // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 1008-1011.
59. Юров Ю.В. Особенности социализации и психологического здоровья младших школьников и подростков с нарушениями зрения / Юров Ю.В., Барабаш К.В., Сенина В.Н. // В сборнике: Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. Сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2020. С. 382-387.
60. Яковлева, И.М. Офтальмология [Текст] / И.М. Яковлева. - Томск: Речь, 2020. - 368 с.
61. Ястребинский, Г.Б. Диагностические измерения зрения: проблема
классификации методов в современной офтальмологической практике [Текст] / Г.Б. Ястребинский, А.А. Никонова, И.Т. Федулина // Вестник Российского государственного медицинского университета. - 2019. - № 8. - С. 80-89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ