Организация процесса поддержания функционального состояния зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Функциональное состояние зрительного анализатора как явление 6
1.2 Особенности функционального состояния зрительного анализатора,
младших школьников и причины его ухудшения 11
1.3 Способы поддержания функционального состояния зрительного
анализатора и профилактики нарушений зрения в начальной школе 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методика изучения актуального состояния зрительного анализатора
(диагностика его функциональных свойств) 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Комплекс профилактических упражнений поддержания функционального зрительного анализатора 50
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Функциональное состояние зрительного анализатора как явление 6
1.2 Особенности функционального состояния зрительного анализатора,
младших школьников и причины его ухудшения 11
1.3 Способы поддержания функционального состояния зрительного
анализатора и профилактики нарушений зрения в начальной школе 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Методика изучения актуального состояния зрительного анализатора
(диагностика его функциональных свойств) 34
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3 Комплекс профилактических упражнений поддержания функционального зрительного анализатора 50
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
Актуальность выбранной темы связана с тем, что анализаторы имеют большое значение в бытовой и учебной деятельность, из которых чаще всего используется зрительный анализатор. Примерно 80% информации об окружающей среде человек получает из него. Это объясняет высокую нагрузку на этот анализатор, особенно в учебной деятельности. В основном это касается письма, чтения и других умений, требующих восприятия мелких объектов. Считается, что именно эти виды учебной деятельности больше всего способствуют утомлению и снижению функциональных свойств зрительного анализатора. Если это повторяется систематически, то возникает негативный фактор, стимулирующий возникновение различных глазных заболеваний.
При этом имеется общая мировая тенденция на снижение качества зрения у значительной части людей. Согласно исследованиям ВОЗ (всероссийская организация здравоохранения) проблемы со зрением встречаются не только у взрослых людей, но и у младших школьников. Примерно 3% первоклассников имеют близорукость. По мере перехода в 3 класса этот процесс возрастает с 3 до 10%, что означает действие «школьного фактора». В 9 классе количество учащихся, имеющих дефекты зрения, растёт, а следовательно, их соотношение повышается до 16%. За последующие 3 года обучения зрение ухудшается ещё у 4% учащихся, т.е. примерно 20% выпускников являются близорукими.
Для того, чтобы снизить общее число учащихся, имеющих нарушения зрения, необходимо создать условия, при которых, несмотря на учебную деятельность, получится сохранить функциональные свойства зрительного анализатора. Доминирующую роль в этих условиях занимает учитель, который должен не только заниматься мониторингом состояния зрительной функции, но прикладывать усилия по профилактике нарушений зрения.
Таким образом, проблемой данного исследования является поиск эффективных упражнений, применяемых для профилактики нарушений зрительного анализатора.
Объект исследования: процесс поддержания функционального состояния зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние функционального зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников.
Гипотеза исследования: функциональное состояние зрительного анализатора младших школьников определяется уровнем их остроты зрения, объёма аккомодации и зрительной работоспособности и находится преимущественно на среднем уровне.
Цель данной работы заключается в создании комплекса профилактических упражнений для профилактики зрительных нарушений.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотрение нарушений зрительного анализатора;
3. Рассмотрение особенностей профилактики нарушений зрительного анализатора.
4. Подбор критериев и методик для изучения функционального состояния зрительного анализатора.
5. Разработка диагностической программы исследования.
6. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение актуального состояния зрительного анализатора;
7. Анализ и объяснение полученных результатов
8 Составление комплекса упражнений и рекомендаций для профилактики нарушений зрительного анализатора.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались теоретические методы исследования (анализ 4
теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных) и практические методы исследования (констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов).
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты способствуют совершенствованию профилактических мероприятий, проводимых для снижения нагрузки на зрительный анализатор у младших школьников.
При этом имеется общая мировая тенденция на снижение качества зрения у значительной части людей. Согласно исследованиям ВОЗ (всероссийская организация здравоохранения) проблемы со зрением встречаются не только у взрослых людей, но и у младших школьников. Примерно 3% первоклассников имеют близорукость. По мере перехода в 3 класса этот процесс возрастает с 3 до 10%, что означает действие «школьного фактора». В 9 классе количество учащихся, имеющих дефекты зрения, растёт, а следовательно, их соотношение повышается до 16%. За последующие 3 года обучения зрение ухудшается ещё у 4% учащихся, т.е. примерно 20% выпускников являются близорукими.
Для того, чтобы снизить общее число учащихся, имеющих нарушения зрения, необходимо создать условия, при которых, несмотря на учебную деятельность, получится сохранить функциональные свойства зрительного анализатора. Доминирующую роль в этих условиях занимает учитель, который должен не только заниматься мониторингом состояния зрительной функции, но прикладывать усилия по профилактике нарушений зрения.
Таким образом, проблемой данного исследования является поиск эффективных упражнений, применяемых для профилактики нарушений зрительного анализатора.
Объект исследования: процесс поддержания функционального состояния зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние функционального зрительного анализатора и профилактики нарушений зрения у младших школьников.
Гипотеза исследования: функциональное состояние зрительного анализатора младших школьников определяется уровнем их остроты зрения, объёма аккомодации и зрительной работоспособности и находится преимущественно на среднем уровне.
Цель данной работы заключается в создании комплекса профилактических упражнений для профилактики зрительных нарушений.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотрение нарушений зрительного анализатора;
3. Рассмотрение особенностей профилактики нарушений зрительного анализатора.
4. Подбор критериев и методик для изучения функционального состояния зрительного анализатора.
5. Разработка диагностической программы исследования.
6. Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение актуального состояния зрительного анализатора;
7. Анализ и объяснение полученных результатов
8 Составление комплекса упражнений и рекомендаций для профилактики нарушений зрительного анализатора.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались теоретические методы исследования (анализ 4
теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных) и практические методы исследования (констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов).
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты способствуют совершенствованию профилактических мероприятий, проводимых для снижения нагрузки на зрительный анализатор у младших школьников.
Во-первых, был проведён анализ литературы по описанию функциональных свойств зрительного анализатора. Основная функция зрительного анализа заключается в том, что воспринимать изображение окружающей действительности. Обеспечение данной функции занимаются три группы структурных элементов глаза: преломляющая система глаза, обеспечивающая соединение и направление световых лучей на рецепторы; рецепторная область, на которой осуществляется кодирование световых раздражителей в нервный импульс; мышечная и кровеносная системы глаза обеспечивают реализацию двигательных и питательных функций глаза. В учебном процессе эта функция глаза используется, главным образом, по отношению к чтению и письму.
Во-вторых, были рассмотрены основные нарушения зрения, встречающиеся чаще всего среди младших школьников. Необходимость длительно читать буквы мелкого шрифта и наблюдать близкие объекты способствует искажению в преломляющей системе глаза и перенапряжению глазных мышц, что проявляется возникновении дефекта зрения по типу близорукости. Это означает, что такие учащиеся хорошо видят близкие предметы, а дальние воспринимаются расплывчато. Чуть реже встречаются другие нарушения: спазм аккомодации, астигматизм, косоглазие, которые также могут быть вызваны учебными нагрузками на глаза.
В-третьих, были рассмотрены основные способы профилактики нарушений зрения. Считается, что в основе профилактики заболеваний глаз лежит правильная организация рабочего места, что позволяет снизить нагрузку на глаза. Речь идёт не только про освещение, но и правильный подбор стола, стульев для обучения. Также важно следить за позой учащегося. Отдельным аспектом профилактики является физическое состояние учащегося. Кроме традиционного физического развития, необходимо на уроках проводить физминутки, упражнения для зрительной гимнастики. В результате движения глаз, закрытия глаз, массирования глазных мышцы осуществляется снижение напряжения, что уменьшает вероятность возникновения дефектов зрения.
В-четвёртых, были подобраны критерии для изучения состояния функционального анализатора. Использовались следующие критерии, соответствующие основным функциональным свойствам зрительного анализатора: острота зрения исследуется по таблицам Сивцева, обозначая возможность обучающегося видеть знаки разных размеров; объём аккомодации - это адаптационные свойства преломляющей системы глаза, позволяющие воспринимать изображение на разном расстоянии; зрительная работоспособность характеризует длительность работы зрительного анализатора без потери информации.
В-пятых, кроме критериев в диагностическую программу входят уровни выраженности критериев. Они могут иметь низкий, средний и высокий уровни выраженности, где низкий уровень обозначает значительные ухудшения функционирования того или иного свойства глаза; средний обозначает незначительное снижение функционального потенциала зрительного анализатора; высокий - идеальное состояние зрения, соответствующее норме.
В-шестых, проводился констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального состояния зрительного анализатора. Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №19 имени А.В. Седельникова». В исследовании участвовали 25 обучающихся из 2 класса.
В-седьмых, производился анализ и объяснение полученных результатов. По данным тестирования 86% (56% средний и 30% низкий уровни), составляющие большинство выборки, отличаются наличием дефектов зрения, имеющих различную степень выраженности. 56% 63
отличаются незначительными нарушениями, а 30% имеют выраженные отклонения от нормы по вышеуказанным критериям, характеризующие предпатологическое состояние органа зрения. Это означает, что гипотеза принимается. Исходя из этого делается вывод, что зрительный анализатор обучающихся, участвующих в тестировании, подвержен высоким нагрузкам, а следовательно, можно выделить следующие причины таких результатов: неправильная организация освещения учебного места в домашних условиях; проведение досуга с использованием мобильных устройств; недостаток витаминов, питающих зрительный анализатор; низкая физическая активность; отсутствие правильного режима дня.
В-восьмых, были составлены рекомендации для улучшения состояния зрительного анализатора у младших школьников. Учитывая, что в школе обеспечивается оптимальный уровень профилактики зрительного анализатора можно предположить, что данные результаты имеют место быть из-за неправильной организации домашней учебной деятельности, т.е. выполнение обучающимся домашних заданий. Это связано как с неправильной организацией освещения за учебным столом ребёнка, так и с использованием им мультимедийных устройств. Кроме этого, лучше всего полностью ограничить использование мультимедийных устройств (особенно с маленьким экраном), заменив их внеурочной деятельностью, способной увлечь ребёнка. Все данные рекомендации были представлены родителям в форме лекции.
Для обеспечения правильного развития зрительного анализатора рекомендуется организовать правильное освещение в том месте, где ребёнок делает уроки и проводить зрительную гимнастику. Был составлен комплекс упражнений, который изначально проводится во внеурочной деятельности, затем, после заучивания движений упражнения можно применять на уроках. Были подобраны упражнения, содержащие игровой и творческий элементы, что может быть интересно обучающимся начальных классов.
Во-вторых, были рассмотрены основные нарушения зрения, встречающиеся чаще всего среди младших школьников. Необходимость длительно читать буквы мелкого шрифта и наблюдать близкие объекты способствует искажению в преломляющей системе глаза и перенапряжению глазных мышц, что проявляется возникновении дефекта зрения по типу близорукости. Это означает, что такие учащиеся хорошо видят близкие предметы, а дальние воспринимаются расплывчато. Чуть реже встречаются другие нарушения: спазм аккомодации, астигматизм, косоглазие, которые также могут быть вызваны учебными нагрузками на глаза.
В-третьих, были рассмотрены основные способы профилактики нарушений зрения. Считается, что в основе профилактики заболеваний глаз лежит правильная организация рабочего места, что позволяет снизить нагрузку на глаза. Речь идёт не только про освещение, но и правильный подбор стола, стульев для обучения. Также важно следить за позой учащегося. Отдельным аспектом профилактики является физическое состояние учащегося. Кроме традиционного физического развития, необходимо на уроках проводить физминутки, упражнения для зрительной гимнастики. В результате движения глаз, закрытия глаз, массирования глазных мышцы осуществляется снижение напряжения, что уменьшает вероятность возникновения дефектов зрения.
В-четвёртых, были подобраны критерии для изучения состояния функционального анализатора. Использовались следующие критерии, соответствующие основным функциональным свойствам зрительного анализатора: острота зрения исследуется по таблицам Сивцева, обозначая возможность обучающегося видеть знаки разных размеров; объём аккомодации - это адаптационные свойства преломляющей системы глаза, позволяющие воспринимать изображение на разном расстоянии; зрительная работоспособность характеризует длительность работы зрительного анализатора без потери информации.
В-пятых, кроме критериев в диагностическую программу входят уровни выраженности критериев. Они могут иметь низкий, средний и высокий уровни выраженности, где низкий уровень обозначает значительные ухудшения функционирования того или иного свойства глаза; средний обозначает незначительное снижение функционального потенциала зрительного анализатора; высокий - идеальное состояние зрения, соответствующее норме.
В-шестых, проводился констатирующий эксперимент, направленный на изучение актуального состояния зрительного анализатора. Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №19 имени А.В. Седельникова». В исследовании участвовали 25 обучающихся из 2 класса.
В-седьмых, производился анализ и объяснение полученных результатов. По данным тестирования 86% (56% средний и 30% низкий уровни), составляющие большинство выборки, отличаются наличием дефектов зрения, имеющих различную степень выраженности. 56% 63
отличаются незначительными нарушениями, а 30% имеют выраженные отклонения от нормы по вышеуказанным критериям, характеризующие предпатологическое состояние органа зрения. Это означает, что гипотеза принимается. Исходя из этого делается вывод, что зрительный анализатор обучающихся, участвующих в тестировании, подвержен высоким нагрузкам, а следовательно, можно выделить следующие причины таких результатов: неправильная организация освещения учебного места в домашних условиях; проведение досуга с использованием мобильных устройств; недостаток витаминов, питающих зрительный анализатор; низкая физическая активность; отсутствие правильного режима дня.
В-восьмых, были составлены рекомендации для улучшения состояния зрительного анализатора у младших школьников. Учитывая, что в школе обеспечивается оптимальный уровень профилактики зрительного анализатора можно предположить, что данные результаты имеют место быть из-за неправильной организации домашней учебной деятельности, т.е. выполнение обучающимся домашних заданий. Это связано как с неправильной организацией освещения за учебным столом ребёнка, так и с использованием им мультимедийных устройств. Кроме этого, лучше всего полностью ограничить использование мультимедийных устройств (особенно с маленьким экраном), заменив их внеурочной деятельностью, способной увлечь ребёнка. Все данные рекомендации были представлены родителям в форме лекции.
Для обеспечения правильного развития зрительного анализатора рекомендуется организовать правильное освещение в том месте, где ребёнок делает уроки и проводить зрительную гимнастику. Был составлен комплекс упражнений, который изначально проводится во внеурочной деятельности, затем, после заучивания движений упражнения можно применять на уроках. Были подобраны упражнения, содержащие игровой и творческий элементы, что может быть интересно обучающимся начальных классов.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РЕКРЕАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019



