Организация процесса формирования уважительного отношения младших школьников к родному краю
|
Введение 3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РОДНОМУ КРАЮ
1.1. Формирование уважительного отношения младшим школьникам к
родному краю как педагогическая проблема 5
1.2 Образ родного края 11
1.3 Условия формирования уважительного отношения к родному краю в
практике начального образования 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРОДНОМУ КРАЮ
2.1 Методики проведения констатирующего среза 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Разработка программы формирования уважительного отношения
младших школьников к родному краю 45
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение А 67
Приложение Б 70
Приложение В 71
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РОДНОМУ КРАЮ
1.1. Формирование уважительного отношения младшим школьникам к
родному краю как педагогическая проблема 5
1.2 Образ родного края 11
1.3 Условия формирования уважительного отношения к родному краю в
практике начального образования 21
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КРОДНОМУ КРАЮ
2.1 Методики проведения констатирующего среза 32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
2.3 Разработка программы формирования уважительного отношения
младших школьников к родному краю 45
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Список литературы 62
Приложение А 67
Приложение Б 70
Приложение В 71
Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что наличие перемен в современном российском обществе значимо влияет на формирование у молодого поколения чувства уважения. Которое становится задачей государственной важности и приобретает всё большее значение. Именно акцент на знание истории своего народа, на знание культуры своего народа поможет в последующем с большим интересом и уважением относиться к его культурным традициям. В таких условиях требуется актуализировать воспитание уважительного отношения к родному краю и культурному наследию, а также воспитание уважительного отношения к толерантному отношению к представителям прошлого времени, к результатам их трудовой деятельности, к общенародным традициям, к символике края и к родине в целом.
В связи с этим возникает необходимость к созданию новых реальных условий, которые будут способствовать развитию уважительные качества личности. Уважительное отношение младших школьников именно средствами формирования уважительного отношения к родному краю должно стать такой объединяющей силой, которая поможет вырастить такое поколение, которое будет любить Родину.
Цель исследования - выявить актуальное состояние уважительного отношения младших школьников к родному краю и актуализировать программу по внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования уважительного отношения младших школьников к родному краю.
Предмет исследования - актуальное состояние сформированности уважительного отношения младших школьников к родному краю и способы его изменения.
Гипотеза исследования - для учащихся начальной школы актуальным является средний уровень сформированности уважительного отношения к родному краю по когнитивному, эмоционально-оценочному и поведенческому критериям.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Теоретическое описание процесса формирования уважительного
отношения младших школьников к родному краю;
3. Теоретическое описание актуального состояния сформированности уважительного отношения младших школьников к родному краю и способы его изменения;
4. Определение критериев изучения объекта исследования. Описание уровней состояния объекта в соответствии с выбранными критериями;
5. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта;
6. Разработка диагностической программы исследования.
7. Проведение констатирующего среза, занесение в таблицы результатов исследования.
8. Проведение статистической обработки результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
9. Проанализировать специальную литературу и описать способы формирования уважительного отношения к родному краю в современном начальном образовании.
10. Разработать программы корректирующих мероприятий.
В процессе исследования были применены следующие методы: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования, педагогическое моделирование, беседа, диагностика, оценивание деятельности младших школьников, сравнительно- сопоставительный анализ.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе "Больше-Сютикская НОШ" филиал МБОУ "Копьевская ССОШ", во 2А и 2Б классах, в нем приняли участие 15 учащихся в возрасте 7-9 лет.
Структура: выпускная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
В связи с этим возникает необходимость к созданию новых реальных условий, которые будут способствовать развитию уважительные качества личности. Уважительное отношение младших школьников именно средствами формирования уважительного отношения к родному краю должно стать такой объединяющей силой, которая поможет вырастить такое поколение, которое будет любить Родину.
Цель исследования - выявить актуальное состояние уважительного отношения младших школьников к родному краю и актуализировать программу по внеурочной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования уважительного отношения младших школьников к родному краю.
Предмет исследования - актуальное состояние сформированности уважительного отношения младших школьников к родному краю и способы его изменения.
Гипотеза исследования - для учащихся начальной школы актуальным является средний уровень сформированности уважительного отношения к родному краю по когнитивному, эмоционально-оценочному и поведенческому критериям.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Теоретическое описание процесса формирования уважительного
отношения младших школьников к родному краю;
3. Теоретическое описание актуального состояния сформированности уважительного отношения младших школьников к родному краю и способы его изменения;
4. Определение критериев изучения объекта исследования. Описание уровней состояния объекта в соответствии с выбранными критериями;
5. Подбор методик, позволяющих выявить уровни состояния объекта;
6. Разработка диагностической программы исследования.
7. Проведение констатирующего среза, занесение в таблицы результатов исследования.
8. Проведение статистической обработки результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
9. Проанализировать специальную литературу и описать способы формирования уважительного отношения к родному краю в современном начальном образовании.
10. Разработать программы корректирующих мероприятий.
В процессе исследования были применены следующие методы: анализ, обобщение научной литературы по теме исследования, педагогическое моделирование, беседа, диагностика, оценивание деятельности младших школьников, сравнительно- сопоставительный анализ.
База исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе "Больше-Сютикская НОШ" филиал МБОУ "Копьевская ССОШ", во 2А и 2Б классах, в нем приняли участие 15 учащихся в возрасте 7-9 лет.
Структура: выпускная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Одной из главных задач современной школы остается уважительное отношение младших школьников к родному краю, так как любовь и уважение к своему Отечеству начинается с бережного и ценного отношения к своей семье, дому, селу, краю.
Актуальность работы продиктована тем, что в нашем мире всё острее чувствуется потребность в формировании человека жить в гражданском обществе, вывести ее из социального и экономического кризиса, не допустить духовного обнищания. Острота проблемы в противоречии между обществом, воспитании гражданина воспринимающегося свою Родину как высшую ценность и потребностями государства.
В ходе теоретического анализа, проблемы формирования уважительного отношения младших школьников к родному краю, нами были рассмотрены понятия «отношение», «уважение», «уважительное отношение». Были подобраны методики для выявления сформированности уважительного отношения младших школьников к родному краю, разработана программа мероприятий по формированию уважительного отношения к родному краю.
Основным условием формирования уважительного отношения к родному краю у младших школьников - это целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя введение регионального компонента на уроках окружающего мира, получение знаний о малой родине, проведение внеклассной работы: экскурсий, викторин и т.д.
Практическое исследование сформированности уважительного отношения к родному краю у младших школьников показало, что только у 13% учащихся имеют высокий уровень по всем трем компонентам: познавательному, эмоциональному и поведенческому, у 31% все компоненты развиты на низком уровне. Лучше всего развит эмоциональный компонент, хуже всего - поведенческий.
Реализация программы по формированию уважительного отношения к родному краю предусматривает: устойчивый интерес к истории своей семьи, малой родины и российского государства, бережное отношения к памятникам культуры и архитектуры; систему краеведческих знании; любовь и бережное отношение к природе родного края; активную жизненную позиции, интерес к получению новой информации, желание к самореализации; инициативный и творческий подход к труду, осознание значимости труда, бережное отношение к его результатам; доброжелательное и уважительное отношение к окружающим людям, честность, самоуважение и требовательность к себе, пунктуальность, организованность, соблюдение правил культурного поведения.
Программный материал включает изучение родословной, биографий интересных людей из семей учащихся, изучение вклада семьи в историю России; обычаи и традиции семьи, изучение символов государства, природных, исторических, культурных особенностей России, краеведческую работу.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, уважительное отношение к родному краю и понимание неповторимости и богатства культурных традиций Отечества играют огромную роль в становлении личности ребёнка, а воспитание у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе невозможно без уважения к истории своей малой родины.
Одной из таких задач является формирование уважительного отношения к родному краю у подрастающего поколения.
Воспитательно-образовательный процесс в начальной школе в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы должен быть подразделен на 3 составляющих: когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента учащихся, оснащенности образовательной организации, культурных региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Для выявления актуального состояния уважительного отношения к родному краю у учащихся начальных классов по каждому критерию были подобраны следующие методики: когнитивный Методика №1 «Что ты знаешь о родном крае?» (опросник) направлена на выявление уровня знаний о родном крае; эмоционально-оценочный Методика №2 «Мое отношение к малой родине» сочинение- рассуждение; Поведенческий Методика №3 «Кейс-study»(выбор поведения в определенных условиях)
При ознакомлении школьников младшего возраста с родным краем должны реализовываться такие задачи, как воспитание любви к своему краю, уважение к труду взрослых, проявление интереса к промыслам и традициям, формирование чувства гордости и ответственности за Родной край, формирование бережного отношения к природе края.
Представленные задачи реализуются во всех видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, быт. С их помощью у младших школьников выстраиваются отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений получаемых школьником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т.д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать историю и особенности своей местности. Он обязан продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края. Подбор материала о представляемой местности дает возможность формировать у учащихся представление о том, чем знаменит родной край. При знакомстве детей с родным населенным пунктом, необходимо показать, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми.
Детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания уважительного отношения к родному краю, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка окружали люди, которые были бы для него примером для подражания.
Актуальность работы продиктована тем, что в нашем мире всё острее чувствуется потребность в формировании человека жить в гражданском обществе, вывести ее из социального и экономического кризиса, не допустить духовного обнищания. Острота проблемы в противоречии между обществом, воспитании гражданина воспринимающегося свою Родину как высшую ценность и потребностями государства.
В ходе теоретического анализа, проблемы формирования уважительного отношения младших школьников к родному краю, нами были рассмотрены понятия «отношение», «уважение», «уважительное отношение». Были подобраны методики для выявления сформированности уважительного отношения младших школьников к родному краю, разработана программа мероприятий по формированию уважительного отношения к родному краю.
Основным условием формирования уважительного отношения к родному краю у младших школьников - это целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя введение регионального компонента на уроках окружающего мира, получение знаний о малой родине, проведение внеклассной работы: экскурсий, викторин и т.д.
Практическое исследование сформированности уважительного отношения к родному краю у младших школьников показало, что только у 13% учащихся имеют высокий уровень по всем трем компонентам: познавательному, эмоциональному и поведенческому, у 31% все компоненты развиты на низком уровне. Лучше всего развит эмоциональный компонент, хуже всего - поведенческий.
Реализация программы по формированию уважительного отношения к родному краю предусматривает: устойчивый интерес к истории своей семьи, малой родины и российского государства, бережное отношения к памятникам культуры и архитектуры; систему краеведческих знании; любовь и бережное отношение к природе родного края; активную жизненную позиции, интерес к получению новой информации, желание к самореализации; инициативный и творческий подход к труду, осознание значимости труда, бережное отношение к его результатам; доброжелательное и уважительное отношение к окружающим людям, честность, самоуважение и требовательность к себе, пунктуальность, организованность, соблюдение правил культурного поведения.
Программный материал включает изучение родословной, биографий интересных людей из семей учащихся, изучение вклада семьи в историю России; обычаи и традиции семьи, изучение символов государства, природных, исторических, культурных особенностей России, краеведческую работу.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, уважительное отношение к родному краю и понимание неповторимости и богатства культурных традиций Отечества играют огромную роль в становлении личности ребёнка, а воспитание у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе невозможно без уважения к истории своей малой родины.
Одной из таких задач является формирование уважительного отношения к родному краю у подрастающего поколения.
Воспитательно-образовательный процесс в начальной школе в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы должен быть подразделен на 3 составляющих: когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента учащихся, оснащенности образовательной организации, культурных региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога.
Для выявления актуального состояния уважительного отношения к родному краю у учащихся начальных классов по каждому критерию были подобраны следующие методики: когнитивный Методика №1 «Что ты знаешь о родном крае?» (опросник) направлена на выявление уровня знаний о родном крае; эмоционально-оценочный Методика №2 «Мое отношение к малой родине» сочинение- рассуждение; Поведенческий Методика №3 «Кейс-study»(выбор поведения в определенных условиях)
При ознакомлении школьников младшего возраста с родным краем должны реализовываться такие задачи, как воспитание любви к своему краю, уважение к труду взрослых, проявление интереса к промыслам и традициям, формирование чувства гордости и ответственности за Родной край, формирование бережного отношения к природе края.
Представленные задачи реализуются во всех видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, игровая и трудовая деятельность, быт. С их помощью у младших школьников выстраиваются отношения с окружающими взрослыми и сверстниками. При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, что необходимо отобрать из большого количества впечатлений получаемых школьником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т.д. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан хорошо знать историю и особенности своей местности. Он обязан продумать, что рассказать и показать детям, выделив при этом характерные особенности местности и края. Подбор материала о представляемой местности дает возможность формировать у учащихся представление о том, чем знаменит родной край. При знакомстве детей с родным населенным пунктом, необходимо показать, что он представлен своей историей, достопримечательностями, традициями, известными людьми.
Детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания уважительного отношения к родному краю, поскольку дети данного возраста имеют высокую восприимчивость и легко обучаемы. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенка окружали люди, которые были бы для него примером для подражания.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у младших школьников ценностного отношения
к народным традициям посредством использования художественных текстов на уроках по предмету «Окружающий мир»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Изучение особенностей формирования уважительного отношения к природе родного края у учащихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Становление гражданской идентичности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДИНАМИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИМЯ К РОДНОМУ КРАЮ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Формирование бережного отношения к живым природным объектам через работу с текстом на уроках окружающего мира младших школьников (Зерноградский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018



