Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «КОРОНАВИРУС»: СМЫСЛОВОЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Работа №170297

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Лексико-семантическое поле в общей системе лексической семантики 6
1.1. Содержание и контекст развития лексической семантики 6
1.2. Понятие поля в лингвистике:
лексико-семантические и семантические поля 11
1.3. Понятия тематической и лексико-семантической группы 20
Глава II. Описание лексико-семантического поля «коронавирус» 24
2.1. Понятие коронавируса в медиа-источниках
и специальных словарях 24
2.2. Лексико-семантическое поле «коронавирус» в контекстах
медиа-источников первой волны пандемии 27
2.3. Лексико-семантическое поле «коронавирус» в контекстах
медиа-источников второй волны пандемии 44
Глава 3. Методический потенциал лексико-семантического поля «коронавирус» 52
3.1. Пояснительная записка 52
3.2. Упражнения 53
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение А. Схема ядра лексико-семантического поля «коронавирус»
первой волны пандемии 66
Приложение Б. Схема лексико-семантического поля «коронавирус» первой волны пандемии 67
Приложение В. Схема ядра лексико-семантического поля «коронавирус»
второй волны пандемии 68
Приложение Г. Схема лексико-семантического поля «коронавирус» второй волны пандемии 69


Язык, как и общество, находится в постоянном развитии. Одно из доказательств этого - более или менее активный процесс заимствования слов из других языков, которые принадлежат народам, имеющим тесные политические, экономические и культурные межгосударственные взаимоотношения.
Другим доказательством «жизни» языка является его реакция на актуальную социальную действительность. Такую связь проще всего проследить на примере глобальных событий, которые по масштабу распространения затрагивают не одно государство, а всю цивилизацию.
Одним из последних потрясений подобного рода стала эпидемия коронавируса 2019-2021 гг., второй год заставляющая народы и государства планеты принимать меры для сдерживания распространения заболевания. Язык, как и другие институты и системы общественного устройства, очевидно реагируют на сложившуюся ситуацию.
В связи со сказанным актуальность работы определена повышенным интересом к феномену коронавируса, ставшим значимым составляющим жизни современного мирового сообщества и нашедшим отражение в формальной и семантической системах языка.
Следствием подобного отражения стала активизация целой группы лексем, формирующих лексико-семантическое поле «Коронавирус» - объект лингвистического анализа в данном случае.
Предмет исследования - способы и средства выражения единиц, составляющих лексико-семантическое поле «коронавирус».
Цель данной работы - реконструкция лексико-семантического поля «коронавирус» на основе структурного типа лексико-семантического поля, выделенного Л. М. Васильевым
Вследствие этого материалом для анализа послужили тексты новостных интернет-порталов («Lenta.ru» «РИА Новости» и др.), в которых обсуждается данная тема и которые собраны автором исследования в период с апреля 2020 г. по май 2021 г. Общее количество исследованных текстовых фрагментов составляет 175 единиц.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1) обобщить основные положения теории семантического поля применительно к данному исследованию;
2) описать общую структуру лексико-семантического поля «коронавирус» по материалам текстов российских новостных интернет-порталов;
3) выявить и классифицировать лексические единицы, оформляющие лексико-семантическое поле «коронавирус» в пределах лексико-семантических групп;
4) определить содержательные различия между вариантами
лексико-семантического поля «коронавирус», которые
реализуются в текстах, освещающих первую и вторую волны пандемии;
5) на основании собранного материала разработать упражнения с
определенным типом заданий, ориентированные на
формирование языкового сознания обучающегося средней образовательной школы.
Новизна представленного к защите исследования прежде всего определена материалом исследования, которое проведено на текстовой базе статей о коронавирусе, собранных в период с марта 2020 года по май 2021. Кроме того, определенной степенью новизны обладают разработанная автором выпускной квалификационной работы семантическая классификация и процентный анализ распределения лексики группы «коронавирус» по лексико-семантическим группам.
Теоретическая значимость данного исследования усматривается в лингвистическом осмыслении и презентации новейшего лексикосемантического поля, менее трех лет назад сформированного языковой практикой и до сегодняшнего дня почти не изученного. Отметим и то, что проведенное исследование предоставляет дополнительный фактический материал для обоснования методологии семантических полей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования автор получил следующие результаты.
1.
В процессе обобщения основных положений теории лексикосемантического поля применительно к данному исследованию, автор пришел к выводу, что лексико-семантическое поле (ЛСП) - это иерархическая обширная упорядоченная структура лексических единиц языка, которые объединены общим значением и взаимно определяют друг друга.
При этом семантическое поле состоит из ядра, архисемы (семантического компонента высшего порядка), центра поля, включающего единицы, имеющие общее с ядром значение, и периферии, ближней и дальней.
Важнейшим составным компонентом лексико-семантического поля являются лексико-семантические группы (ЛСГ) слов, иными словами, семантическое поле - родовое понятие по отношению к ЛСГ.
2.
На предварительном этапе анализа, проанализированы 6 определений понятия «коронавирус» в информационных базах данных (Интернет) и специальных - медицинских и биологических словарях. Обнаружено, что толкование коронавируса имеет определенную структуру: в определениях медиаисточников внимание сосредоточено на способах распространения (передачи) вируса и его симптомах. В словарях научной ориентации основной акцент сделан на биологической природе вируса и поражаемых им органах. Общим элементом, присутствующим во всех определениях, является определение типовой принадлежности коронавируса. Таким образом, сделан вывод а) о более прагматической ориентации авторов интернет-определений «коронавируса» б) о преимущественно теоретической ориентации авторов специальных словарных определений.
На основном этапе лингвистического анализа определено содержание лексико-семантического поля «коронавирус», проявляющегося в текстах российских новостных интернет-порталов (период с апреля 2020 г. по май 2021 г.), а именно:
Ядро выбранного лексико-семантического поля составляет лексема коронавирус, Архисема поля определена как ‘вирусное заболевание’.
Центр данного лексико-семантического поля достаточно объемен, составленный 7 вербальными единицами: ковид, «корона», ковид-19 и covid- 19 (последнее используется в русскоязычных медиа), которые имеют тождественное значение, а также лексемами вирус, заболевание и инфекция, которые функционируют в публикациях как полные контекстные
синонимы.
В качестве ближней периферии выделены стилистически нейтральные лексемы, которые описывают глобальные популяционные и социальные процессы, вызванные распространением коронавируса - эпидемия, пандемия, самоизоляция, масочный режим, вакцинация - первые две из которых обозначают «широкое распространение инфекционной болезни», в том числе «на целые страны и материки»», а третья, четвертая и пятая - принятые социумом способы борьбы с ее распространением.
К дальней периферии отнесены слова и устойчивые словосочетания, которые соотносятся с конкретными событиями, акциями, фазами и действиями, составляющими содержание названных выше процессов, а также с их участниками и обстоятельствами: болезнь, госпитализация, сдать анализы, инфицированный, маска, вакцина, тест-системы и т.д.
...


1. Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур: сб. ст. молодых ученых / отв. ред. В. А. Бячкова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. 455 с.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. 2-е изд., перераб. и доп. М. , 1971. 479 с.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. 608 с.
4. Башарина А. К. Понятие «семантическое поле» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2007. Т. 4. № 1. С. 93-96.
5. Васильев Л.М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. No5. 1971. С. 105-113.
6. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990. 176 с.
7. Васильев Л.М. Типы семантических полей по их структуре и способы репрезентации // Слово в системе и тексте. Новосибирск, 1988.
8. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология. На материале французского и русского языков. М.: Книжный дом «Либроком», 2010. 264 с.
9. Денисов П.И. Лексика русского языка и принципы её описания. М., 1980.
10. Диброва Е.И. Лексикология // Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч 1. /Под ред. Е.И Дибровой. М., 2001.
11. Долгих Н.Г. Теория семантического поля на современном этапе разви-тия семасиологии // Филологические науки. 1973. № 1. С. 89-98.
12. Жоламанова Е.И. Теория семантического поля: традиции и новации [Текст]/ Е.И. Жоламанова // AUCA AcademicReview. Бишкек, 2009. С. 149-154.
13. Ильин Д. Н. Развитие лексической семантики: процессы позитивации/ негативации значения слова в русском языке / Д. Н. Ильин; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018.150 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2007. 264 с.
15. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. 1972. № 1. С. 57-68
... всего 47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ