ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ КАК ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНЫЙ ФЕНОМЕН 7
1.1. Аксиологическая парадигма в современной лингвистике 7
1.2. Оценка как лингвистическая категория 13
1.3. Вербальные и невербальные средства экспликации оценки 21
1.4. Видеореакция как коммуникативный жанр 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ ВИДЕОРЕАКЦИЯХ. 33
2.1. Особенности экспликации экспертной оценки 33
2.1.1. Характеристика эксперта и критерии профессиональной оценки 33
2.1.2. Положительная оценка 39
2.1.3. Отрицательная оценка 50
2.2. Особенности экспликации неэкспертной оценки 60
2.2.1. Характеристика неэксперта и критерии неэкспертной оценки... 60
2.2.2. Положительная оценка 64
2.2.3. Отрицательная оценка 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА.. 93
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99
На сегодняшний день жанр видеоблога имеет большую популярность и всё чаще становится объектом исследований в современной лингвистике. Музыкальная видеореакция как один видов видеоблога является популярным способом коммуникации, который позволяет выражать собственное отношение к объектам действительности, в данном случае к музыкальному материалу, и оказывать воздействие на адресата, используя при этом разнообразные лингвокоммуникативные средства оценки. Данные особенности музыкальной видеореакции представляют интерес для изучения в рамках различных лингвистических направлений, в том числе и в лингвистической аксиологии.
Категорию оценки в своих работах освещали многие российские и зарубежные авторы. Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвящённых данной проблематике, не были выделены универсальное определение понятия «оценка» и её классификация.
Изучение категории оценки в рамках занимающей ведущую роль в современной лингвистике антропоцентрической парадигмы, лакунарность обозначенной сферы, а также растущий интерес к интернет-коммуникации, в том числе к способам выражения в ней оценочной составляющей при помощи различных лингвокоммуникативных средств, обусловливают актуальность настоящей работы.
Объектом исследования выступает категория оценки в жанре музыкальной видеореакции.
Предметом исследования служат вербальные и невербальные средства выражения оценки, представленные в музыкальных видеореакциях.
Целью исследования является выявление разноуровневых языковых средств экспликации оценки в музыкальных видеореакциях.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) рассмотреть особенности категории оценки лингвистической аксиологии;
2) рассмотреть понятие «видеореакция», описать его жанровые характеристики;
3) выделить основания (критерии) для экспертной и неэкспертной оценки;
4) провести лингвистический анализ средств выражения экспертной и неэкспертной оценки в музыкальных видеореакциях;
5) классифицировать выделенные средства выражения оценки в зависимости от оснований (критериев) оценки.
Реализация поставленных задач осуществлялась при помощи следующих методов: дискурсивный анализ, прагмалингвистический анализ, сопоставительный анализ, метод количественных подсчётов.
Материалом исследования послужили экспертные и неэкспертные музыкальные видеореакции, опубликованные на видео-хостинге «YouTube». Всего было проанализировано 38 видеороликов, общей продолжительностью 726 минут, опубликованных в период с 2018 по 2023 годы.
Основой теоретико-методологической базы нашего исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области лингвистики, прагмалингвистики, коммуникативной лингвистики, лингвистической аксиологии, важным аспектом которых является изучение категории оценки, а также способов её экспликации в языке: Н.Д. Арутюнова, Т.И. Вендина, Е.М. Вольф, В.И. Карасик, T. Oteiza, В.В. Квашина, А.А. Ивин, Г.Ф. Гибатова, С.Г. Павлов, В.А. Марьянчик и др. Для исследования средств выражения оценки на невербальном уровне мы опирались на работы С.В. Мехтиевой, Г.Е. Крейдлина, В.Б. Кашкина, Э. Сепира, М.А. Поваляевой, О.А Рутер и др. Для изучения видеореакции как коммуникативного жанра были рассмотрены работы В.А. Лущикова, М.В. Терских, E.A. Werner, H. Lundby и др....
В результате исследования был сделан ряд выводов, характеризующих категорию оценки как лингвокоммуникативный феномен. Не существует единого определения понятия «оценка», а предлагаемые различными исследователями определения раскрывают данное понятие с точки зрения дисциплины или направления исследователя, изучающего данную проблему.
Основными составляющими оценки являются субъект, объект и основание (критерии) оценки. В данном исследовании субъектом оценки является эксперт и неэксперт в музыкальной видеореакции. Объект оценки - музыкальный материал, на который реагируют авторы видеореакций.
Нами было дано определение понятия «видеореакция» - это жанр коммуникации, с помощью которого автор имеет возможность выражать своё отношение к объекту действительности, ставя определённую коммуникативную задачу и реализуя её в видеореакции, воздействуя на адресата различными языковыми и неязыковыми средствами.
Были выделены характеристики эксперта, к которым относятся самопрезентация как эксперта, сфера деятельности, связанная с музыкой, опыт и отзывы о деятельности эксперта. Основной характеристикой неэксперта в музыкальных видеореакциях является его самопрезентация как блоггера или комментатора, увлекающегося музыкой, но не позиционирующего себя как профессионала в данной сфере.
Также мы выделили основания (критерии), по которым выражается положительная или отрицательная оценка в музыкальных видеореакциях. К ним относятся следующие аспекты музыкального материала: музыкальное сопровождение, вокал, текст исполняемой композиции, визуальное сопровождение, общее впечатление. Критерий «визуальное сопровождение» был задействован только при выражении экспертной оценки.
Главными основаниями (критериями) для выражения оценки экспертами являются музыкальное сопровождение и вокал - более узкоспециализированные критерии, охватывающие непосредственно профессиональную деятельность экспертов и позволяющие им подробно проанализировать данные аспекты оцениваемого материала. Менее важными критериями для экспертов являются текст исполняемой композиции и общее впечатление. В свою очередь, наименее важным критерием оценивания является визуальное сопровождение.
Как для экспертной, так и неэкспертной оценки закономерно использование оценочных прилагательных, существительных и наречий, позволяющих охарактеризовать объект оценки относительно мнения оценивающего. Однако в процессе анализа практического материала было выявлено, что эксперты при выражении оценки в видеореакциях используют преимущественно общеупотребительную оценочную лексику, дополненную музыкальной терминологией. Во избежание категоричности своих высказываний, эксперты используют конструкции с глаголами to think, would, to be sure.При выражении экспертной оценки использование отрицательных и вопросительных предложений главным образом связано с выделением отрицательных качеств оцениваемого материала, и их последующим рассмотрением со стороны эксперта. Для выражения одобрения или неодобрения эксперты используют риторические вопросы, восклицания, положительно- или отрицательно-коннотированную лексику.
Также особенностью экспертной оценки является умеренное использование невербальных средств. В процессе выражения оценки эксперты в большей степени задействуют жестикуляцию. Так, эксперты активно жестикулируют руками, объясняя свою точку зрения, кивают или качают головой в стороны в соответствии с тем, какие эмоции они испытывают по отношению к оцениваемому материалу. При этом мимика и просодические средства используются экспертами сравнительно реже....
1. Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. 200 с.
2. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию: учебное пособие для изучающих философию. М.: Современные тетради, 2001. 128 с.
3. Артамонов В.Н., Уба Е.В. Лингвистический анализ текста. Категория оценки // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2020. Вып. 2. С. 6-12.
4. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики 1982. М.: Наука, 1984. С. 5-23.
5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.
6. Атлас И.А. Синтаксические средства выражения эмоциональной оценки // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2012. Вып. 11. С. 3-7.
7. Бычкова С.Е. Фундамент языковой аксиологии: оценка, ценность, норма, аномалия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2019. Вып. 6. C. 100-102.
8. Вендина Т.И. Введение в языкознание: учебник для академического бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 333 с.
9. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Наука, 1985. 228 с.
10. Власова Т.М. Оценочные иллокутивные акты, реализованные с помощью невербальных средств общения (на материале английского дискурса) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. Т.1. Вып. 17. С. 153-161.
11. Герасимова А.С., Иссерс О.С. Коммуникативные приёмы положительной оценки в телеконкурсах (на материале вокального шоу «Голос») // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. Т.1. Вып. 23. С. 29-36.
12. Гибатова Г.Ф. Аксиология в языке // Вестник ОГУ. 2011. Т.2. Вып. 121. С. 127-132.
13. Дормидонтова О.А. Категория оценки и оценочная категоризация с позиций современной лингвистики // Альманах современной науки и образования. 2009. Т.2. Вып. 21. C. 47-49.
14. Ивин А.А. Современная аксиология: некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. Т.1. Вып. 4. С. 66-78.
15. Карамова, А.А. Категория оценки в современном русском языке: учеб. пособие. Уфа, 2003. 52 с....(98)