ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие коммуникативной компетенции детей в педагогических
исследованиях 6
1.2. Особенности коммуникативной компетенции старших
дошкольников 13
1.3. Возможности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной
организации 19
Вывод по Главе 1 25
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Результаты исследования коммуникативной компетенции детей
старшего дошкольного возраста 31
2.3. Система педагогической работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной
образовательной организации 36
2.4. Изучение эффективности системы педагогической
работы 43
Вывод по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на дошкольное учреждение и семью особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения.
Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста рассматривается в качестве одной из базисных характеристик личности дошкольника, в качестве главной предпосылки благосостояния в социальном и интеллектуальном развитии.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, поскольку, во-первых, она влияет на овладение различными знаниями, во- вторых, на процесс адаптации ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет испытывать эмоциональное благополучие, психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, и может перейти в дальнейшем в асоциальные формы поведения.
Вклад в исследование особенностей формирования коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста внесли такие исследователи, как И.А. Зимняя, Л.А. Петровская, М.И. Лисина, Р.Г. Гурова и др.
Проблема исследования состоит в том, что, невзирая на запросы современности и признание теоретиками и практиками важности формирования коммуникативной компетенции дошкольников, наука не может дать ответ на вопрос об эффективных средствах осуществления этой работы. Важно определить основные особенности коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, на основании которых работу по формированию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в повседневной совместной деятельности сделать более результативной.
Цель исследования: изучить возможности развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. провести анализ педагогической литературы по проблеме
исследования: дать определение коммуникативной компетенции детей
старшего дошкольного возраста, охарактеризовать ее компоненты;
2. подобрать методы и методики диагностики;
3. провести эмпирическое исследование особенностей
коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать систему педагогической работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
5. изучить эффективность разработанной системы педагогических мероприятий.
Объект исследования: коммуникативная компетенция.
Предмет исследования: развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации возможно при создании следующих педагогических условий:
1) комплексное включение всех участников образовательного процесса в совместную работу;
...
В социальном развитии ребенка коммуникативная компетенция играет ведущую роль. Она позволяет различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Старший дошкольный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием коммуникативной компетенции, в этот период закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности, которые позволяют устанавливать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы.
Изучив теоретические аспекты данной проблемы, мы рассматриваем коммуникативную компетенцию детей старшего дошкольного возраста как способность проявлять инициативу в общении, активность, эмоционально реагировать на состояние партнеров по общению, способность сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения.
При этом важно четко определить ее критерии и составляющие: понимание эмоционального состояния сверстника или взрослого, умение рассказать о нем; умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, уровень развития словаря; ведение простого диалога с взрослыми и сверстниками; умения детей получать необходимую информацию в общении и использовать ее.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ педагогической литературы по проблеме исследования: дано определение коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, охарактеризованы ее компоненты;
2. Подобраны методы и методики диагностики;
3. Провести эмпирическое исследование особенностей коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработана система педагогической работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации;
5. Изучена эффективность разработанной системы педагогических мероприятий.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, о том, что развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации возможно при создании следующих педагогических условий:
1) комплексное включение всех участников образовательного процесса в совместную работу;
2) поэтапное проведение работы, включающей в себя создание положительной мотивации на предстоящую деятельность, ознакомление детей с новыми моделями и средствами коммуникативного поведения, закрепление и активизацию усвоенных знаний и умений;
3) использование комплекса коммуникативных игр.
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 376 с.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей
дошкольника: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2014. 80с.
3. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду.2014. №2. С. 25-28.
4. Гурова Р. Г. Нравственные проблемы воспитания. М.: Педагогика,
1. 247с.
5. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. М.: Педагогическое общество России, 2013. 186с.
6. Деятельность и взаимоотношение детей дошкольного возраста. / Под ред. Т.А. Репиной. М.: Педагогика,2012.
7. Долгова В.И., Мельник Е.В., Карахан Н. Понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81-85. URL:http://e-koncept.ru/2015/95523.htm (дата обращения 10.03.2019)
8. Захарова Т.В. Коммуникативная компетентность: понятие,
характеристики / Т.В. Захарова, Н.В.Басалаева, Т.В.Казакова, Н.К. Игнатьева, Е.В. Киргизова, Т.А. Бахор // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С.2-8.
9. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://rusreadorg.ru/ru/library/zymnaya (дата обращения 14.03.2019)
10. Ибрагимов И.Г.Теория обучения: учеб. Пособ./Г.И.Ибрагимов,
Е.М.Ибрагимова, Т.М.Адрианов. М.: ВЛАДОС, 2015. 383с.
11. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2014. № 4. С.30-33
12. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Материалы V Международной научной конференции«Теория и практика образования в современном мире» (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). СПб.:СатисЪ, 2014. С.80-82.
13. Крысько В. Г. Социальная психология: учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 553с.
14. Кулигина Е.А., Кислякова, Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2013. № 5.С.61.
15. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Материалы II Международной научной конференции «Педагогическое мастерство» (г. Москва, декабрь 2012 г.). М.: Буки-Веди,2012.
... всего 42 источников