Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 24 дошкольника (6-7 лет).
Есть приложение.
В работе не указана база исследования. Поэтому можно подставить любую базу исследования и работа подойдет для любого учреждения.
Введение…………………………………………………………………… 3
1 Теоретический анализ проблемы влияния самооценки у детей дошкольного возраста на статусной положение дошкольника в группе..6
1.1 Особенности самооценки детей дошкольного возраста…………… 6
1.2 Влияние самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе……13
2 Эмпирическое исследование влияния самооценки у детей дошкольного возраста на статусной положение дошкольника в группе19
2.1 Организация и методы исследования самооценки у детей дошкольного возраста и статусное положение дошкольника в группе…19
2.2 Результаты эмпирического исследования …………………….……. 21
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации самооценки у детей дошкольного возраста…28
Заключение…………………………………………………………………. 31
Список использованных источников……………33
Приложение А «Фрагмент подсчета данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs»41
Актуальность исследования. Актуальность нашей работы объясняется тем, что группа детского сада – это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей. Именно поэтому вопросы о развитии личности ребенка в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, нам показались очень важными. Здесь ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства.
Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок-взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства. Кроме того, важна для практики воспитания разработка специальных экспериментальных приемов, помогающих обнаружить систему скрытых избирательных отношений в группе детского сада. Нам кажется, что одним из важных факторов развития личности является формирование адекватной самооценки, которая активно развивается в дошкольный период и в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослого.
В то же время психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми, необходимость знания того, какими должны быть контакты с ровесниками у детей разного возраста и что должно лежать в их основе.
Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная изученность в теории и практике обусловили выбор рассматриваемой темы исследования.
Объект исследования: взаимосвязь самооценки и статусного положения дошкольников.
Предмет исследования: влияние самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе.
Цель исследования: изучить влияние самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования, я определила следующие задачи:
1) Рассмотреть особенности самооценки детей дошкольного возраста.
2) Выявить влияние самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе.
3) Организовать и описать методы исследования самооценки у детей дошкольного возраста и статусное положение дошкольника в группе.
4) Представить результаты эмпирического исследования
Для подтверждения выдвинутой гипотезы в соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы:
– теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические:
С целью исследования уровня развития самооценки дошкольников нами были подобраны следующие диагностические методики:
1. «Лесенка» (В. Г. Щур);
2. «Какой Я?» (модификация методики М. Куна);
Для выявления особенностей межличностных отношений дошкольников нами была использована методика:
3. «Социометрия» Дж. Морено.
– метод математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обобщены исследования проблематики влияния самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования влияния самооценки у детей дошкольного возраста, на статусное положение дошкольника в группе могут быть использованы в практике работы педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений.
Опытно-экспериментальная база исследования: проведено исследование. Возрастной состав испытуемых – 6-7 лет. Количество дошкольников – 24 человека.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений
Дошкольный возраст (от трех до семи лет) – это период начальной социализации личности, важнейший этап ее развития. В дошкольном возрасте происходит приобщение ребенка к миру культуры, общечеловеческих ценностей, установление начальных отношений с ведущими сферами бытия.
Взаимосвязь социометрического статуса старшего дошкольника в группе сверстников с уровнем самооценки обусловлена тем, что всестороннее изменений в старшем дошкольном возрасте во многом определяет последующее развитие личности и самооценки человека.
В исследовании приняли участие 24 дошкольника. Возрастной состав испытуемых – 6-7 лет.
Анализ полученных результатов начнем с методики «Лесенка» (В. Г. Щур). По результатам проведенной методики у большинства испытуемых выявлена адекватная самооценка – 37 % человек. Однако, большое количество человек обладают заниженной самооценкой – 25 % и низкой самооценкой – 17 %. Завышенную самооценку имеют 13 % испытуемых. Резко заниженную самооценку имеют 8 % человек.
Анализ полученных результатов продолжим по методике «Какой Я?» (модификация методики М. Куна).
Наибольшее количество человек обладают средним уровнем развития самооценки – 37 %. Однако большее количество человек имеют низкий (30 %) и очень низкий (21 %) уровни развития самооценки. Высоким уровнем обладают 8 %, очень высоким 4 % человек.
Анализ полученных результатов продолжим по методике Дж. Морено «Социометрия». В категорию «звезды» вошел 1 испытуемый (4 % от общего числа дошкольников). В группу «предпочитаемые» вошло 8 % человек. В группу «принятые» вошло 54 % человек. В группу «непринятые» вошло 26 % человек, это члены группы, получившие очень мало положительных выборов и достаточно много отвержений. Такие учащиеся не популярны в коллективе. В группу «отвергнутые» вошли 8 % человек.
Для подтверждения влияния самооценки у детей дошкольного возраста на статусное положение дошкольника в группе нами был использован метод математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Таким образом, по результатам проведенного исследования нами установлено, что самооценка ребёнка определяет его поведение, характер взаимоотношений со сверстниками, что в свою очередь характеризует отношение других детей к нему и определяет статусное положение ребёнка в группе.
1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2017. – 708 с. – ISBN 978-5-9916-4273-6. – Текст : непосредственный.
2. Аверин, В. А. Психология детей и дошкольников / В. А. Аверин – Санкт-Петербург : Издательство Михайлова, 2014. – 379 с. – ISBN 5-8016-0034-5. – Текст : непосредственный.
3. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 400 с. – ISBN: 978-5-699-81368-1. – Текст : непосредственный.
4. Асманкина, Е. Е. Изучение особенностей взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки ребенка в психологических исследованиях / Е. Е. Асманкина, Л. С. Самсоненко // Педагогика и психология в современном мире : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Грозный, 11 ноября 2021 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. – С. 93-103. – Текст : непосредственный.
5. Беляева, С. О. Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольников / С. О. Беляева. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы дошкольного образования, Челябинск, 30 апреля 2021 года. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2021. – С. 62‒ 65.
6. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Варга Анна Яковлевна ; Университет имени Л. М. Ломоносова. – Москва, 1986. – 206 с. – Текст : непосредственный.
7. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер. – Москва : Просвещение, 2017. – 335 с. – ISBN 5-09-000760-8. – Текст : непосредственный.
8. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Национальное образование, 2016. – 80 с. – ISBN 5-87604-097-5. – Текст : непосредственный.
9. Гарибашвили, Т. И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии / Т. И. Гарибашвили. – Текст : непосредственный // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2016. – № 13 (68). – С. 119–121.
10. Горфинкель, В. А. особенности самооценки у старших дошкольников в аспекте детско-родительских отношений / В. А. Горфинкель. – Текст : непосредственный // Системная интеграция в здравоохранении. – 2022. – № 3(56). – С. 89–93.
11. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович. – Москва : Гардарики, 2009. – 480 с. – ISBN 5-8297-0096-4. – Текст : непосредственный.
12. Грозина, И. И. Взаимосвязь родительских отношений и самооценки ребенка старшего дошкольного возраста / И. И. Грозина, В. А. Горфинкель. – Текст : непосредственный // Интернаука. – 2018. – № 33(67). – С. 13–15.
13. Гусейнова, С. С. Психологические особенности детско-родительских отношений в дошкольном и младшем школьном возрасте / С. С. Гусейнова. – Текст : непосредственный // RESEARCH LEADER 2021 : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 12 апреля 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 284–288.
14. Жданова, Н. Е. Дошкольниковый вандализм и роль детско-родительских отношений в формировании готовности к нему /
Н. Е. Жданова, И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. – Текст : непосредственный // Образование и саморазвитие. – 2018. – Т. 13, № 4. – С. 62–70.
15. Жданова, Е. Р. Особенности детско-родительских отношений на различных этапах социализации детей дошкольного возраста в современных условиях / Е. Р. Жданова. – Текст : непосредственный // Социально-психологические проблемы современной семьи: ценность материнства и детства : сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, Армавир, 30 сентября 2022 года / ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»; Краснодарское региональное отделение федерации психологов образования России. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 91– 94.
16. Истратова, О. Н. Особенности опыта отношений в родительской семье у молодых людей (на примере полных и неполных семей) / О. Н. Истратова. – Текст : непосредственный // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2018. – Т. 7, № 5A. – С. 62–67.
17. Ишембитова, З. Г. Некоторые теоретические подходы к формированию детско-родительских отношений в семье / З. Г. Ишембитова, А. Ш. Гиниятуллина. – Текст : непосредственный // Вестник ВЭГУ. – 2015. – № 2 (76). – С. 44–52.
18. Казначеева, В. А. Связь стилей семейного воспитания с самооценкой и уровнем тревожности детей дошкольного возраста / В. А. Казначеева. – Текст : непосредственный // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2021. – №5. – С.38–42.
19. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – Москва : Эксмо, 2007. – 416 с. – ISBN 978-5-699-13698-8. – Текст : непосредственный.
20. Коджаспиров, А. Ю. Психопрофилактика детско-родительских конфликтов в современной семье / А. Ю. Коджаспиров. – Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 1–13.
21. Комарова, О. Н. Родительское отношение как фактор развития личности ребенка / О. Н. Комарова, А. Л. Рассказова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2022. –№ 1. – С. 75–84.
22. Комлик, Л. Ю. Взаимосвязь типа родительского отношения и сформированности компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Комлик. – Текст : непосредственный // Педагогика. Психология. – Социокинетика. – 2019. – № 1. – С. 79–82.
23. Кочеткова, Т. Н. Самооценка дошкольника, как индикатор благополучия семейных отношений / Т. Н. Кочеткова. – Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 8. – С. 111–114.
24. Кукина, Е. Н. Особенности самооценки у старших дошкольников с разным типом детско-родительских отношений / Е. Н. Кукина. – Текст : непосредственный // Актуальные исследования. – 2023. – № 11-2(141). – С. 62–68.
25. Ларчева, М. Г. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки личности дошкольника / М. Г. Ларчева. – Текст : непосредственный // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход (с использованием дистанционных технологий) : Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Курск, 02–03 декабря 2021 года. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2021. – С. 196–201.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2015. – 352 с.– Текст : непосредственный.
27. Магомедова, Л. И. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки дошкольника / Л. И. Магомедова. – Текст : непосредственный // Построение системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса : материалы всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 06–07 декабря 2023 года. – Махачкала: ООО «Издательство АЛЕФ», 2023. – С. 106–109.
28. Маклаков, Г. А. Общая психология / Г. А. Маклаков. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 583 с. – ISBN 978-5-496-00314-8. – Текст : непосредственный.
29. Малкина-Пых, И. Г. Семейная терапия: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – Москва : ЭКСМО, 2015. – 990 с. – ISBN 978-5-699-11868-7. – Текст : непосредственный.
30. Микова, А. А. Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка дошкольного возраста / А. А. Микова. – Текст : непосредственный // Всероссийский фестиваль науки Nauka 0+ : Материалы XXI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых : В 5 томах, Томск, 17–21 апреля 2017 года. Том III. – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2017. – С. 150–154.
31. Москвина, А. С. Формирование самооценки у дошкольников: психолого-педагогическое значение детско-родительских отношений / А. С. Москвина, А. Л. Третьяков. – Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование: теория и практика : Сборник научных трудов / Отв. редакторы А. С. Москвина, А. Л. Третьяков. – Москва : Московский государственный областной педагогический университет, 2023. – С. 119–125.
32. Мороз, П. С. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте / П. С. Мороз, В. Е. Василенко. – Текст : непосредственный // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2013. – Т. 1. – С. 166–171.
33. Недумов, А. С. Особенности представлений о семье и браке, среди дошкольников, из полных и неполных семей / А. С. Недумов. – Текст : непосредственный // Семья, брак и родительство в современной России. – Москва : Когито-Центр, 2014. – С. 159–167.
34. Обухова, Л. С. Возрастная психология / Л. С. Обухова. – Москва : Высшее образование; МГППУ. 2017. – 406 с. – ISBN 978-5-534-00646-9. – Текст : непосредственный.
35. Огольцова, Е. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка / Е. Г. Огольцова, А. А. Лесюнина, А. Г. Овчаренко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 48 (182). – С.161–164.
36. Петровский, А. В. Психологический словарь / А. В. Петровский,
М. Г. Ярошевский. – Москва : Политиздат, 2009. – 512 с. – ISBN 5-7155-0720-0. – Текст : непосредственный.
37. Попова, Т. А. Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с эмоционально-личностной сферой старшего дошкольника / Т. А. Попова, С. А. Дмитриева. – Текст : непосредственный // Академическая публицистика. – 2023. – № 11-1. – С. 551–563.
38. Пособчук, О. Н. Взаимосвязь типов детско-родительских отношений и особенностей самооценки дошкольников / О. Н. Пособчук, Г. А. Селезнева // Педагогика и психология: перспективы развития : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 09 августа 2019 года / Редколлегия: О.Н. Широков. – Чебоксары: «Интерактив плюс», 2019. – С. 125–129.
39. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн в 2 т. – Москва : Педагогика, 1989. – 866 с. – ISBN 978-5-314-00016-8. – Текст : непосредственный.
40. Сафаралиева, Р. А. Исследование особенностей влияния семьи на самооценку детей старшего дошкольного возраста: практические результаты / Р. А. Сафаралиева. – Текст : непосредственный // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2023. – Т. 9. – № 1. – С. 62–73.
41. Сердюкова, Е. Ф. Детско-родительские отношения в семье как основной фактор развития личности ребенка / Е. Ф. Сердюкова. – Текст : непосредственный // Вестник ЧГУ. – 2013. – № 2 (14). – С. 214–218.
42. Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности : сборник научных трудов, посвященный 125-летию со дня рождения В. Н. Мясищева / Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых; Гуманитарный институт; Институт психологии Российской академии наук. – Владимир ‒ Москва : Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2018. – 319 с. – ISBN 978-5-9984-0884-7. – Текст : непосредственный.
43. Степанова, Л. Н. Особенности детско-родительских отношений и симптоматика кризиса дошкольного возраста / Л. Н. Степанова. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3-2. – С. 222–225.
44. Столин, В. В. Общая психодиагностика / В. В. Столин, А. А. Бодалев. – Москва : РГБ, 2004. – 329 с. – Текст : непосредственный.
45. Сыченко, Ю. А. Родительское отношение отца и особенности личности ребёнка дошкольного возраста / Ю. А. Сыченко, О. С. Перминова. – Текст : непосредственный // Социальная педагогика. – 2019. – № 2. – С. 68–72.
46. Тырышкина, К. С. Особенности детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста / К. С. Тырышкина. – Текст : непосредственный // Молодой исследователь Дона. – 2019. – № 2(17). – С. 75–80.
47. Чебанов, В. Ю. Детско-родительские отношения в семье / В. Ю. Чебанов. – Текст : непосредственный // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 246–250.
48. Чумак, И. В. Взаимосвязь родительского отношения с самооценкой и агрессивностью ребенка-дошкольника / И. В. Чумак, Е. В. Самаль. – Текст : непосредственный // Социальный мир: роль молодежи в решении проблем XXI века : материалы XVIII международной научно-практической конференции студентов и молодых исследователей, Минск, 21 апреля 2021 года / филиал РГСУ в г. Минске. – Минск, 2021. – С. 123–126.
49. Шакирова, Х. Р. Р. Особенности детско-родительских отношений в период кризиса в дошкольном возрасте / Х. Р. Р. Шакирова, Е. Н. Пьянова. – Текст : непосредственный // Spirit Time. – 2018. – № 5-2(5). – С. 37–38.
50. Юмкина, Е. А. Самооценка социальных умений личности в связи со стилем взаимоотношений с родителями в детстве / Е. А. Юмкина, А. А. Медведева. – Текст : непосредственный // Петербургский психологический журнал. – 2019. – № 29. – С. 84–101.
51. Юрченко, Л. Г. Особенности самооценки старших дошкольников в семьях с разными типами детско-родительских отношений / Л. Г. Юрченко. – Текст : непосредственный // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Сборник трудов III Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 07 февраля 2020 года. Том Выпуск 3. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. – С. 149–152.