ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЕ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА
УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10-11 КЛАССАХ
1.1. Сущность технологии развития критического мышления через чтение и
письмо 7
1.2. Характеристики психолого-педагогических особенностей детей в 10-11
классах 19
1.3. Возможности технологии развития критического мышления через чтение
и письмо для обучающихся 10-11 классов на уроках обществознания 25
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10-11 КЛАССАХ
2.1. Разработка заданий для формирования критического мышления при
подготовке к ЕГЭ по обществознанию 32
2.2. Рефлексивные практики как способ развития критического мышления..54
2.3. Экспериментальная проверка эффективности использования технологии
развитие критического мышления через чтение и письмо 62
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 99
В настоящее время в систему российского образования внедряется обновленные ФГОС. В рамках ФГОС идет усиление тех дисциплин, которые обеспечивают успешную социализацию личности. К данным дисциплинам относится обществознание. Изучение данного предмета позволяет оценить социальные политические процессы, сформулировать собственную точку зрения, а главное сформировать активную гражданскую позицию.
В связи с этим, в системе образования появляется задача, которая предполагает развитие личности, способной быть успешной в современном обществе. Педагогам нужно научить детей работать с информацией, с различными источниками, а главное анализировать полученную информацию и использовать ее в дальнейшем.
Актуальность: В настоящее время школа призвана воспитать
свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Сегодня педагогу важно уметь создать на уроке атмосферу, способствующую формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. А в этом помогает педагогическая технология, ориентированная на личность ученика, а именно: технология развития критического мышления. При подготовке обучающихся на уроках обществознания очень важна работа с различными видами источников.
Критическое мышление - это системная работа. Данная технология как ценность признается участниками образовательных отношений практически повсеместно. Совсем недавно исследователи из института образования высшей школы экономики совместно с корпорацией «Российский ученый» провели опрос среди 4500 тысяч учителей из практически всех субъектов нашей станы и как результат в каждом из субъектов отмечают развитие критического мышления.
Особенно важно раскрывать системный подход. Умение анализировать происходящее вокруг нас с точки зрения соответствия и несоответствия этих законов умение делать обоснованные выводы, в конце концов умение экспериментировать важный образовательный результат в рамках общеобразовательной организации.
Степень изученности проблемы разрабатывалась на основе работ Дианы Халпер «Психология критического мышления» и С.И. Заир-Бека «Развитие критического мышления на уроке». Они довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результатов. И.В. Муштавинская доработала технологию с учетом специфики Российского образования и представили образовательную технологию развития критического мышления в виде трех этапов (вызов, осмысление, рефлексия). При написании работы мы ссылались на многих авторов, которые в своей педагогической практике работали с данной технологией и описали свой опыт в научной литературе.
Степень новизны исследования заключается в том, что нами будет проведен анализ возможности применения технологии развития критического мышления на уроках обществознания в 10-11 классах, представлены приемы, для успешной реализации технологии и выявлены возможности применения при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Проблема исследования состоит между потребностью общества - в личности способной критически мыслить и недостаточным вниманием в школьном образовании к процессам, которые позволяют эту позицию формировать.
Объект: преподавание обществознания в 10-11 классах
Предмет: развитие критического мышления на уроках обществознания в 10-11 классах через чтение и письмо.
Цель: исследование возможности применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках обществознания в 10-11 классах.
Задачи.
1. Определить сущность технологии критического мышления и ее применения на уроках обществознания в 10-11 классах.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей в 10 -11 классах и возможности реализации технологии развития критического мышления
3. Определить эффективные приемы применения технологии развития критического мышления на уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ
4. Рассмотреть рефлексивные практики при формировании критического мышления
5. Провести экспериментальную проверку эффективности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках обществознания в 10-11 классах.
Гипотеза.
Мы предполагаем, что технология развития критического мышления через чтение и письмо является эффективным методом преподавания на уроках обществознания и при подготовке к ЕГЭ в 10 и 11 классах.
Для реализации целей и задач нашего исследования были применены методы исследования:
• Теоретические - анализ, синтез, систематизация литературы по критическому мышлению;
• Эмпирические - применение методик, составление и сравнение статистики, проведение опроса.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные приемы подходят для использования на уроках обществознания. В дальнейшем, данные разработки можно будет активно применять на практике. Теоретические материалы, систематизированные в ходе исследования, могут быть рекомендованы для изучения учителям дисциплин социально-экономического цикла, педагогам дополнительного образования, работающим со старшеклассниками в области обществознания.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, трех приложений.
Особенность современных ФГОС - это системно-деятельностный характер обучения, перед которым ставится задача формирование личности ученика. При внедрении в учебный процесс системно-деятельностного подхода нужно не забывать об изменении в деятельности не только учеников, но и учителей.
Технология развития критического мышления обращена к новым требованиям общества к старшеклассникам. В современном обществе старшеклассник должен критически мыслить, анализировать и синтезировать мышление, применять полученные знания на практике, быть самоорганизованным и оценивать свое саморазвитие.
Структура урока в рамках реализации технологии развития критического мышления чрез чтение и письмо состоит из трех фаз (вызов, осмысление, рефлексия), которые соответствуют этапам восприятия у учеников.
В ходе нашего исследования была собрана информация о сущности технологии, об ее основных принципах, цели, задач и т.д. Технология развития критического мышления через чтение и письмо включает в себя такие приемы и методы, которые направлены на работу с текстом, цель данной работы - осмыслить текст самостоятельно и прийти к каким-либо выводам по нему.
Основной принцип приемов технологии не решать проблему за ученика, не выполнять за него работу, а помочь подойти к осознанию решения данной проблемы, разбудить личностную активность и самостоятельность выбора, за который необходимо быть ответственным. При использовании данной технологии учитель не «источник информации», а проводник, который способствует усвоению различной учебной информации. Учащиеся на уроках занимают активную учебную позицию, что приводит к личностным изменениям, способствует развитию критического мышления.
Технология развития критического мышления особенна важна при формировании личности старшеклассника. В ходе исследования нами были проанализированные психолого-педагогические особенности обучающихся 10 и 11 классов. Результаты показали, что старшеклассники стоять на пути взросления и самостоятельности выбора в жизни, и именно технология развития критического мышления помогает сформировать свою точку зрения, научиться отстаивать свою точку зрения, а также же научиться мыслить критически.
Использование технологии развития критического мышления возможна и при подготовке к ЕГЭ в старших классах. В ходе исследования я представила те приемы технологии, которые успешно применяются на практике не только на уроках обществознания, но и непосредственно при подготовке к ЕГЭ. Приемы критического мышления через трение и письмо весьма полезны, так как они помогают изучить большой материал, зафиксировать его в виде графических рисунков (таблиц, схем, графиков), и лучше запомнить материал, который в курсе обществознания достаточно обширен.
При изучении технологии мы подробно рассмотрели третий этап технологии - рефлексию. Рефлексия важна не только в рамках урочной деятельности, но и внеурочной. Создание индивидуальных образовательных программ, проведение «круглых столов» и переговорных площадок, просто введение дневников ученика - это все рефлексивные практики, при которых обучающийся может отследить динамику своего саморазвития, закрепить все свои достижения, для дальнейшей работы над собой.
Для подтверждения положительных результатов реализованной технологии на уроках обществознания была проведена экспериментальная работа среди десятых классов МБОУ СОШ № 2 города Шарыпово. В ходе исследования были проведены методики (Приложение 1-4).
Мы проводили эксперимент в рамках учебной дисциплины «Обществознание», это позволило наглядно увидеть возможности технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
На основе анализа данных, которые мы получили в ходе эксперимента мы можем сделать выводы о том, что:
• Среди 10-х классов примерно 20% обладают высоким уровнем развития критического мышления, 50% среднем и 26 % низким;
• В ходе реализации эксперимента мы наблюдаем увеличение количества обучающихся с высоким уровнем развития критического мышления на 20%;
• Наблюдается повышение процента качества обученности в экспериментальной группе на 10,5%;
• Результаты пробников ЕГЭ по обществознанию стали выше (из 19 обучающихся 13 смогли преодолеть порог в 42 балла)
Из данных эксперимента мы можем сделать вывод о том, что применение технологии развитие критического мышления через чтение и письмо способствует формированию критического мышления, а также улучшает показатели учеников старших классов.
Таким образом, анализ проверки результатов позволяет нам сказать о том, что наша гипотеза подтвердилась. Развитие технологии на уроках обществознание помогает повысить успеваемость, уровень усвоения материала, качество обучения учеников, и повышает мотивацию обучающихся к обучению.
Исходя из результатов нашего исследования, мы делаем такие выводы: технология развития критического мышления хороший инструмент в педагогической деятельности. Ее приемы возможно применять в урочное и во внеурочное время, а также в разных дисциплинах и с разным возрастом обучающихся. В старших классах данная технология весьма продуктивна и может быть использована при подготовке к экзаменам.
1. Приказ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» / М: Просвещение, 2022.
2. Федеральный образовательный стандарт среднего общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М: Просвещение, 2012.
3. Адамова К.З. Кластеры: понятие, условия возникновения и
функционирования // Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. 2008. С.22-28.
4. Алибулатова А.М-А. Психологические особенности учащихся старших классов // Цифровая наука, № 2. 2021. С.45-48.
5. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. М.: Москва, 2009. 136 с.
6. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: учеб.-метод. пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005. 108 с.
7. Блаугер И.В. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии № 8. 2008. С. 39-53
8. Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: пер. с англ. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. С. 194-198
9. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления [Текст] / Р. Бустром. - М.: Открытое общество, 2000. 215 с.
10. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. // «Преподавание истории и обществознания в школе» № 3. 2005. С.125-126
11. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21-22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. С. 120-126.
12. Вострикова Н. М. Понятие «мышление» в психолого- педагогической литературе // Журнал сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С.158165.
13. Генеке Е. А. Активные методы обучения: новый подход. М.: Сентябрь, 2014. 350 с.
14. Генике Е. А., Трифонова Е. А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. Том 1 // под общ.ред. Л. И. Семиной. М.: изд-во «Бонфи», 2002. 239 с.
15. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. М.: Совершенство, 1998. Епишева О. Что такое педагогическая технология // Журнал школьные технологии.2004. № 1. С.62-70....56