Использование технологии практико-ориентированных заданий (Task-
Based Learning) для развития умении устной иноязычной речи на уроках немецкого языка как второго иностранного языка
Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование целесообразности использования технологии Task-Based Learning для развития умений иноязычной речи на уроках немецкого языка как второго иностранного 11
1.1 Специфика обучения устной иноязычной речи на уроках немецкого языка как второго иностранного языка в соответствии с ФГОС ООО 11
1.2Психологическая и педагогическая характеристика обучающихся в основной школе 24
1.3 Возможности для реализации технологии Task-Based Learning с использованием аутентичных материалов на уроках немецкого языка в
основной школе 30
Выводы по главе 1 42
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования технологии Task-Based Learning на уроках немецкого языка как второго иностранного в 6 классе 44
2.1Анализ УМК “Horizonte” для 6 класса в контексте потенциала для развития умений иноязычной речи 44
2.2Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии Task-Based Learning для развития умений иноязычной речи обучающихся на уроках немецкого языка как второго иностранного в 6 классе 52
2.3Оценка эффективности и методические рекомендации по использованию технологии Task-Based Learning на уроках второго иностранного языка в
основной школе 63
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А 79
Приложение Б 82
Приложение В 91
Приложение Г 93
Приложение Д 94
Приложение Ж 103
Приложение И 106
Приложение К 107
Приложение Л 108
Приложение М 109
Актуальность исследования. «Метод важнее открытия», - писал советский физик, обладатель Нобелевской премии Л.Д. Ландау. Правильно выбранный метод ведет к более ценным результатам. Однако в XXI веке появляется все больше и больше сторонников «постметода». В методике это получило название The Post-methods Era. Суть заключается в отказе от понятия метода и поиске его альтернативы, либо же в совершенствовании уже существующих методов для достижения больших результатов [Richards, Rogers, 2001, с.240]. В связи с этим появляются ответвления уже известных методов, учитывающих основные тенденции в современной методике обучения иностранным языкам.
Задача учителя иностранного языка в современной школе - следить за потребностями учеников и мотивировать их к речевой деятельности на изучаемом языке. «Зачем нужно учить языки в школе? Для чего с 2019 года, согласно ФГОС, в учебный план основной средней школы добавили второй иностранный язык? Как в условиях ограниченного времени, например, за 1 час в неделю, если речь идет о втором иностранном языке, дать целостное представление о языке и сформировать хотя бы основы коммуникативной компетенции обучающихся?» На эти вопросы учитель вынужден отвечать каждый день. Сегодня, в условиях расширения возможностей людей и стирания границ между странами, становится очевидно, что иностранные языки приобретают все более значимую роль в обществе. Люди становятся гораздо мобильнее и достаточно независимыми в своем пространственновременном поведении. Причем интерес представляет именно тот факт, что обучающиеся любого школьного возраста, называя причины изучения иностранного языка, ставят перед собой максимально практические цели - сделать заказ в кафе или забронировать отель в отпуске, переехать заграницу и устроиться на работу, смотреть фильмы, читать книги в оригинале, играть в игры на английском языке, а не искать русскоязычные аналоги. И это только малая доля причин.
Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске подходящих, современных, а главное, эффективных методов и технологий работы на уроках. Одной из альтернатив привычным методам обучения может стать технология, основанная на выполнении заданий без традиционного подготовительного объяснения и тренировки языкового явления. В зарубежной методике она получила название Task Based Learning and Teaching, в русской методике - «задания практико-ориентированного обучения и преподавания». Эта технология ориентирована на главную цель - коммуникация на иностранном языке, овладение не только языковыми средствами, но и речевыми функциями в процессе взаимодействия обучающихся. В отличие от традиционного подхода PPP (Presentation - Practice - Production), наиболее распространенного в школах, методу TBL/TBLT уделяется мало внимания, поскольку он недостаточно изучен, что позволило определить тему исследования: «Использование технологии практико-ориентированных заданий (Task-Based Learning) для развития умений устной иноязычной речи на уроках немецкого языка как второго иностранного языка».
Объектом исследования является процесс обучения немецкому языку как второму иностранному языку в основной школе.
Предмет исследования - использование технологии практикоориентированных заданий (Task-Based Learning) в качестве средства для развития умений устной иноязычной речи обучающихся основной школы.
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс практикоориентированных заданий, максимально приближенных к реальности , в дополнение к УМК «Horizonte-6» для формирования умений устной иноязычной речи обучающихся на уроках немецкого языка как второго иностранного языка.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы обучения немецкому языку как второму иностранному языку;
2. проанализировать специфику формирования умений иноязычной речи на уроках немецкого языка как второго иностранного языка и критерии их оценивания в соответствии с ФГОС;
3. рассмотреть аутентичные материалы как средство для реализации технологии Task-Based Learning на уроках немецкого языка как второго иностранного языка;
4. разработать комплекс практико-ориентированных заданий в дополнение к УМК «Horizonte-6» и апробировать его в учебном процессе МАОУ Лицей №6 «Перспектива» на уроках немецкого языка как второго иностранного языка в 6 классах;
5. провести оценку эффективности опытно-экспериментальной работы и дать методические рекомендации по внедрению технологии TaskBased Learning на уроках немецкого языка как второго иностранного в основной школе.
Методы исследования:
• теоретические методы исследования: критический анализ
методической, психолингвистической, психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, обобщение результатов исследований, касающихся обучению второму иностранному языку в целом, а также исследование технологии практикоориентированного обучения (Task-Based Learning);
• эмпирические методы: мониторинг учебного процесса с целью выявления индивидуальных особенностей, уровня владения языком обучающихся, психологической атмосферы в классе; изучение и сравнение результатов деятельности обучающихся до и после внедрения технологии Task-Based Learning на уроках иностранного языка;
• диагностические методы: сравнительный эксперимент
(контрольная и экспериментальная группы); анкетирование в начале эксперимента и по его завершении;
• методы математической и статистической обработки данных опытного обучения.
Теоретическую базу исследования составили нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в средней школе; положения, изложенные в трудах по методике обучения иностранным языкам Зимней И.А. [Зимняя, 2009], Пассова Е.И. [Пассов, 2000], Гальсковой Н.Д. [Гальскова, 2003], по методике обучения второму иностранному языку Бим И.Л. [Бим, 2001], Щепиловой А.В. [Щепилова, 2005], Барышникова Н.В. [Барышников, 2003], Ворониной Г.И. [Воронина, 2003], по использованию технологии Task-Based Learning на уроках иностранного языка Уиллиса Д. и Уиллис Дж. [Willis, Willis, 2007], Эллиса Р. [Ellis, 2000], Скеена П. [Skehan, 2003], а также работы Кричевской К.С. [Кричевская, 1996], Гилмора А. [Gilmore, 2007], Мильруда Р.П. и Носонович Е.В. [Носонович, Мильруд, 2008], посвященные применению аутентичных материалов на уроках
иностранного языка в средней школе.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в 6-ых классах МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» г. Красноярск. В
экспериментальной части приняло участие 26 обучающихся, которые вошли в состав контрольной и экспериментальной групп.
Опираясь на проведенный анализ научной и методической литературы по теме исследования, ФГОС ООО и дидактических материалов для обучения второму иностранному языку, нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования умений устной иноязычной речи обучающихся и недостаточной разработанностью дидактических условий для создания ситуаций реального общения при помощи технологии TaskBased Learning в рамках 1 урока немецкого языка в неделю. Другими словами, противоречие заключается в необходимости придать реальности искусственному обучению иностранному языку в условиях ограниченности времени. Выявленное противоречие и недостаточность раскрытия этой темы в методической литературе подтверждают актуальность выбранной темы.
В ходе исследования проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы: использование метода практико-ориентированных заданий на уроках второго иностранного языка в основной школе повысит уровень владения умениями иноязычной речи обучающихся и обеспечит достижение более высоких результатов даже в классах с разным уровнем овладения языком, поскольку в основе TBL лежит модель реального общения, в ходе которой обучающиеся развивают навык общения и осознают свои индивидуальные потребности в обучении.
Результаты и их новизна. В работе дана методическая характеристика использования технологии практико-ориентированных заданий (Task-Based Learning) на уроках немецкого языка как второго иностранного языка и рассмотрено ее влияние на устную иноязычную речевую деятельность обучающихся; выделены условия использования технологии Task-Based Learning с применением аутентичных материалов на уроках второго иностранного языка в основной школе; проведена опытноэкспериментальная работа по апробации комплекса практикоориентированных заданий и представлены результаты обучающихся по окончании апробации эксперимента. Также разработан ряд методических рекомендаций, которые помогут реализовать принципы технологии TaskBased Learning в учебном процессе на уроках немецкого языка как второго иностранного языка.
Научно-практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования при обучении немецкому языку как второму иностранному языку в основной средней школе, а также разработке комплекса практико-ориентированных заданий и методических рекомендаций по внедрению их в учебный процесс на уроках немецкого языка в основной школе в дополнение к УМК «Horizonte-6».
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступления с докладом «Возможности использования электронных ресурсов в рамках метода TBL для формирования продуктивных видов речевой деятельности обучающихся на уровне основного общего образования» на ежегодной региональной студенческой научнопрактической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА», состоявшегося 13 апреля 2021 г. По результатам выступления написана и сдана статья для публикации в электронный научный сборник [Приложение А]. Результаты исследования также прошли апробацию через выступление с докладом «Реализация технологии Task-Based Learning на уроках немецкого языка как второго иностранного в 6-м классе с помощью аутентичных материалов» на X Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества», организованной на базе КГПУ им. В.П. Астафьева 6-7 декабря 2021 г. По результатам конференции написана и опубликована статья в сборник [Приложение Б].
Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс МАОУ Лицей № 6 «Перспектива» на уроках немецкого языка в 6-ых классах.
Структура работы определяется логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во Введении обосновываются актуальность работы, сформулированы ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы и сведения об апробации.
Первая глава представляет собой теоретическую базу исследования и дает характеристику и принципы современного иноязычного образования, в частности преподавание второго иностранного языка в основной школе. В первой главе также описываются особенности метода практикоориентированных заданий (Task-Based Learning) и перспективы его использования на уроках второго иностранного языка в основной школе.
Во второй главе представлена практическая часть исследования: проведен анализ УМК «Horizonte» для 6 класса, описывается процесс внедрения технологии Task-Based Learning при формировании коммуникативных умений обучающихся в продуктивных видах речевой деятельности; приводится комплекс практико-ориентированных заданий в дополнение к УМК «Horizonte-б» и даны методические рекомендации по их применению на уроках немецкого языка как второго иностранного в основной школе.
В Заключении приводятся выводы и обобщения, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы и после анализа результатов.
Библиографический список насчитывает 52 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, справочных изданий и нормативных документов.
Приложения А, Б содержат сведения об апробации результатов исследования путем выступления с докладами на конференциях и публикации в сборниках. В Приложении В раскрыто содержание критериев оценивания устных иноязычных ответов обучающихся. В Приложении Г содержится лист рефлексии для обучающихся экспериментальной группы, который используется в качестве накапливаемого портфолио. В Приложениях Д-Л представлены фрагменты уроков с заданиями по технологии «Task-Based Learning». И, наконец, Приложение М представляет графики сравнения уровня сформированности умений устной иноязычной речи обучающихся и уровня их мотивации на начало и на конец года.
Многие отечественные и зарубежные исследователи-методисты рассматривали проблематику обучения второму иностранному языку. Они выступают за положительное влияние второго иностранного языка на личность и приводят некоторые доводы. Так, если человек изучает несколько иностранных языков, то можно говорить о формировании языковой личности, которая знакома с несколькими картинами мира, обладает языковыми и культурными системами. Таким образом, принцип многоязычия в изучении иностранных языков, к которому стремится Европейский союз, оказывает положительное влияние на становление личности человека. Не зря говорят, что «человек проживает столько жизней, сколько знает языков».
В свете внедрения в школы ФГОС третьего поколения вопрос о многоязычии в российских школах ставится под сомнение, поскольку немецкий язык не является больше обязательной частью учебного плана обучающихся основной общей школы. Ввиду чего возникает потребность в популяризации немецкого языка в качестве второго иностранного в школах.
Низкий уровень мотивации и, как результат, низкая успеваемость обучающихся по данному предмету объясняется условиями преподавания, прежде всего это сокращение времени на изучение (1 час в неделю), традиционные методы работы, игнорирование специфики обучения второму иностранному языку и нежелание/недостаток времени учителей искать новые, более продуктивные способы и технологии для работы на уроках. Вследствие чего предмет воспринимается как «очень факультативный и второстепенный». О каком уровне мотивации здесь может идти речь?
В данном исследовании мы продемонстрировали, как изменится процесс обучения второму иностранному языку при использовании на уроках технологии Task-Based Learning. Данную технологию мы предлагаем использовать для формирования умений устной иноязычной речи обучающихся, поскольку именно это, как правило, вызывает трудности и у обучающихся, и у преподавателей.
Под технологией TBL понимается такой подход к языковому образованию, при котором обучающимся даются функциональные задания, побуждающие их сосредоточиться в первую очередь на обмене значениями и использовать язык для реальных, практических целей. Это отнюдь не означает полного невнимания к правильности языкового материала и отсутствие помощи со стороны преподавателя, но при использовании данной технологии работа с языковым материалом лишь сопровождает выполнение задания. Другими словами, заданием в формате технологии «Task-Based Learning» должны быть нацелены на достижение какой-либо договоренности или решение конкретной задачи, значимой для реальной жизни. Так достигается практико-ориентированность урока и происходит моделирование реальной ситуации общения на уроке.
Обучение посредством общения (язык - средство, а не конечная цель) обеспечивает личную вовлеченность, так как участники говорят то, что считают нужным и значимым лично для себя, а это непременное условие мотивации к изучению иностранного языка и «половина успеха».
Опытно-экспериментальная часть работы, представленная во второй главе, доказала, что использование технологии TBL целесообразно не только на высоких уровнях владения ИЯ, но и на начальных стадиях изучения. Использование TBL не требует дополнительных часов в КТП, поскольку общение происходит в рамках тем, представленных в УМК. Однако применение данной технологии требует от учителя дополнительного времени на поиск и подготовку дополнительных материалов и качественно нового подхода к работе на уроке. Тем не менее, мир меняется, и школа должна идти в ногу со временем, мотивируя обучающихся и вовлекая их в деятельность, которая может быть практически применена в жизни, а не только на страницах учебника [Сачкова, 2021].
1. Аверин, М.М. Horizonte. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений / М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. - М.: Просвещение, 2013. - 100 с.
2. Барышников, Н.В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком: Французский как второй иностранный [Текст]: автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Н.В. Барышников. - Санкт-Петербург, 1999. - 32 с.
3. Барышников, Н.В. Методика обучения второму иностранному языку в школе [Текст] / Н.В. Барышников. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
4. Белоног, Ю. Современные тенденции в методике преподавания английского языка [Электронный ресурс] / Ю. Белоног. Режим доступа: https://skyteach-ru.turbopages.Org/skyteach.ru/s/2017/07/18/sovremennye- tendencii-v-metodike-pre/ (дата обращения: 5.04.2021).
5. Бем, Х. Интервью об УМК «Горизонты» по немецкому языку как второму иностранному. Видео с видеохостинга YouTube [Электронный ресурс] / И. Лаврухина. Режим доступа: https://youtu.be/jfxiGI2MQVY (дата обращения: 05.12.2021).
6. Беспалько, В.П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Совершенство, 2005. - 98 с.
7. Биболетова, М.З. Обучение иностранным языкам в основной средней школе [Текст] / А.А. Миролюбов // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. - Обнинск: Титул, 2010. - Часть 3. - С. 203-210.
8. Бим, И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) [Текст]: учеб. пособие / И.Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001. - 48 c.
9. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение в компетентностном
подходе // Высшее образование в России. 2006. №11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kontekstnoe-obuchenie-v-
kompetentnostnom-podhode-1 (дата обращения: 18.04.2021).
10. Воронина, Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка [Текст]/ Г.И. Воронина // ИЯШ. - 1999. - № 2. - С. 23-25.
11. Воронина, Г.И. Теория и практика обучения немецкому языку как второму иностранному [Текст]/ Г.И. Воронина. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 68 с.
12. Гальскова, Н. Д. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык как второй иностранный. 7-11-е классы [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2003. - 33 с.
13. Давыдов, В.В., Репкин, В.В. Организация развивающего обучения в 5-9-х классах средней школы [Текст] / В.В. Репкин, В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1997. - 32 с.
14. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 6-е изд-е [Текст] / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 208 с.
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2. - С.7-14....52