Введение
3
Глава I. Проблематика изучения революции 1917 года
8
1.1Отражение революционных событий 1917 года в исторической литературе
8
1.2Обзор исторических источников по теме революционных событий 1917 года
15
Глава II. Теоретические аспекты изучения революционных событий в средней школе на уроках истории 24
2.1Педагогические методы и приемы работы с материалом революционных событий 1917 г. в России на уроках истории в 10 классе в педагогической и методической литературе
24
2.2Требования к результатам освоения учебного материала в нормативных документах
31
Глава III. Методические аспекты изучения революционных событий 1917 года
в России на уроках истории в 10 классах общеобразовательной школы 37
3.1Анализ учебников и УМК 37
3.2Анализ опытно-экспериментальных уроков по теме исследования 42
Заключение
47
Библиографический список 49
Приложение А 56
Приложение Б 63
Революция 1917 года по сей день остается одним из трудных вопросов истории. События Революции 1917 года, которые повлекли за собой Гражданскую войну и полное переустройство государства, по сей день являются дискуссионными вопросами в изучении Истории России.
Актуальность темы достаточно высока в современной науке, так как появление новых исторических источников дает ход новым концепциям. Вопрос считается дискуссионным не только в России, но и за рубежом, так как существуют различные точки зрения на причины революции, социальный состав участников революции и последствия революции.
Исходя из того, что революция 1917 года до сих пор является дискуссионным событием в Истории России, перед преподавателем стоит важная задача в выборе методики и приемов преподавания данной темы ученикам в школе. Это связано не только с продолжающимися исследованиями событий 1917 года, но и сложностью восприятия источников и материала по этим историческим событиям непосредственно учениками 10 класса. Таким образом практический и теоретический интересы к данной теме находятся на достаточно высоком уровне и в современных реалиях.
В данной работе проанализированы проблемы, с которыми могут столкнуться ученики и учителя при изучении данных событий, и разработаны приемы и технологии преподавания событий 1917 года для учеников 10 класса.
Объектом исследования являются изучении истории революции 1917 года в России в современной российской школе.
Предметом исследования является приемы и методы преподавания событий революции 1917 года в России на уроках истории в 10 классе.
Целью исследования выявить приемы и методы преподавания темы Великой российской революции 1917 года на уроках истории в 10 классе, которые помогут преодолеть сложности восприятия учениками этой темы.
Для выполнения цели исследовательской работы нужно выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать революцию 1917 года в России, различные точки зрения на причины, движущие силы, периодизацию и итоги революции.
2. Изучить и проанализировать трудности, возникающие у учеников 10 класса и учителей, при изучении революции 1917 года в России.
3. Выявить приемы и методы преподавания событий 1917 года в России, которые нивелируют трудности у учеников 10 класса, при изучении данной темы.
В соответствии с целью и задачами исследовательской работы определена структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе дан разбор историографии революции 1917 года, ее причинах, движущих силах, периодизации и итогах. Во второй главе приведены трудности, с которыми могут столкнуться ученики при изучении революции 1917 года в России. В третьей главе приведены методические разработки по изучению революции 1917 года, которые позволяют эти трудности исключить.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если применять определенные методики преподавания событий Революции 1917 года в России, то ученики не только гораздо лучше начнут понимать пройденный материал по этой теме, но и улучшат свое критическое мышление, навыки работы с историческими источниками и свои межпредметные связи, например, в области обществознания «политика».
Хронологические рамки исторического исследования определены: начало 1917 года по январь 1918 года.
Методы исследования, применяемые в данной работе необходимо разбить на две группы. Первая группа - это общенаучные методы. Это анализ и синтез. Данные методы применялись на протяжении всей работы. Анализ применялся при рассмотрении трудов ученых, а синтез позволил выделить общее и особенное в этих работах и выявить общую картину событий 1917 года в России.
Вторая группа методов - это исторический, проблемнохронологический и сравнительный методы. Они были использованы при изучении школьных учебников и учебно-методических комплексах, а также для изучения исторической литературы и источников. Таким образом в работе присутствует анализ двух типов, таких как историографический и источниковедческий.
Историографическая база данного исторического исследования представлена работами как зарубежных, так и отечественных авторов.
В современной историографии преобладает точка зрения, что события февраля и октября -это единый процесс, и Революция была одна, но в несколько этапов. Первый этап-буржуазная революция, второй этап - социалистическая революция. Также главенствует концепция, что революции и гражданская война являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны. Этой точки зрения придерживаются такие авторы, как П.В. Волобуев, В.П. Булдаков, В.И. Миллер, А. Рабинович и т.д.
В советской историографии преобладает точка зрения, что события февраля и октября это две разные революции. Также характерна канонизация Октябрьской революции; идеализация образа Ленина и апологетика его трудов; абсолютизация роли большевистской партии на всех этапах развития революции; негативная оценка и трактовка деятельности политических оппонентов большевиков и т.п. Этой точки зрения придерживаются такие авторы, как И.И. Минц, М.Н. Покровский, Гришаев О.В. и т.д.
Историографическая база данного педагогического исследования представлена работами таких авторов, как Гуревич Я.Г.1 2 3, Любичанковский С. В.23, Черемошкина Л. В.45 В этих работах обозначены трудности, возникающие перед учениками и учителем, во время изучения исторических событий, а также приведены методики и приемы преподавания, которые позволяют преодолеть эти проблемы.
Как мы видим, события 1917 года изучены разносторонне многими авторами, и точки зрения на течение этих событий разнятся и по сей день. Это связано, по большей части, с появление все новых и новых источников, которые ранее были засекречены, а также со сменой идеологической парадигмы. Также видоизменяется методика преподавания данных исторических событий.
Источниковая база данного исторического исследования представлена сборниками документов и материалов по событиям революции 1917 года.
Источниковая база педагогического исследования представлена нормативно-правовыми документами по развитию российского школьного образования и авторскими методическими разработками, а также рекомендуемыми учебниками и УМК по ФГОС.
К источникам первой группы относятся: концепция нового
учебнометодического комплекса по отечественной истории4, федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования4 5, указ президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»78.
К источникам второй группы относятся учебники, рекомендованные ФГОС, такие как учебник для 11 класса Н.В. Загладина6 и учебник для 10 класса под редакцией А.В. Торкунова7, и учебник История России для 10 класса под редакцией Волобуева О.В.8
Практическая значимость исследования: были подготовлены и
опробованы методические разработки уроков по темам: «Февральская революция 1917» и «Переход власти к партии большевиков» на уроках истории в 10 классе.
Полученные результаты в ходе исследовательской работы могут быть использованы учителями истории при подготовке и проведении уроков истории для старшеклассников. Учащиеся могут использовать результаты исследования для подготовки исследовательских проектов.
При проведении исследовательской работы по приемам и методам преподавания революции 1917 года в России для учеников 10 класса, были отобраны исторические источники как нормативного, так и нарративного типа, которые в полной мере отражают события революции 1917 года.
Целью исследовательской работы является методика преподавания Революции 1917 года. В соответствии с целью, были поставлены задачи, которые были успешно выполнены в ходе исследования.
Был проведен анализ историографии и исторических источников по Революции 1917 года. Рассмотрены различные точки зрения на ход событий и их итоги. Дискуссионность Революции 1917 года - является одной из причин сложности преподавания в школе этой темы.
В соответствии с следующей задачей исследовательской работы, были проанализированы трудности, с которыми сталкиваются ученики 10 класса и учителя при изучении данной темы в школе. Это недостаток материалов и достоверной информации о событиях 1917 года, отсутствие комплексных разработок по изучению событий 1917 года с учетом новых методологических концептуальных подходов, нехватка времени в школьной программе, на изучение революции 1917 года отводится всего два часа в календарном учебном плане. Для решения этих проблем, педагогу необходимо применять различные методики обучения, комбинировать их. Был проведен анализ различных методик преподавания для темы Революция 1917 года. Включать учащихся в активную познавательную деятельность. Наилучшими методиками прохождения этой темы будут: работа с историческими источниками (в том числе с нарративами), работа с таблицами, работа с
причинноследственных связей, аналогия с возможными развитиями альтернативными событий.
Исходя из проблем, которые возникают перед учителем и учеником, во время изучения темы революции 1917 года, были разработаны и опробованы уроки для учащихся 10 класса. Исходя из проведенных уроков мы приходим к выводам, что методики, которые мы использовали, способствовали лучшему усвоению материала и включению учащихся в активную познавательную деятельность. Методики и приемы, которые мы применяли на уроках: мозговой штурм, дискуссии, проблемные вопросы, кластеры, таблицы, работа с историческими источниками.
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение в опытноэкспериментальной части данной выпускной квалификационной работы. Различные методики позволяют реализовывать педагогу ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Данная исследовательская работа имеет практическое и теоретическое значение, так как является методической разработкой для проведения уроков по теме «Революция 1917 года в России» для учеников 10 класса и отвечает всем современным требованиям ФГОС касательно развития компетенций учеников.
Были разработаны и опробованы уроки по темам «Февральская революция 1917 года» и «Приход к власти большевиков» на уроках истории для 10 класса. Результаты нашей исследовательской работы можно использовать учителям для подготовки и проведения уроков, а ученикам для проектной деятельности.
1. Бердяев Н.А. О назначении человека // Париж: Современные записки, 1931. — 318 с.
2. Врангель П. Н. Записки. Ноябрь 1916 г. - ноябрь 1920 г. Том 1. // М.: Харвест, 2002. 194 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020 годы»//М: Постановление Правительства РФ № 1493, 2015 — 17 с. Режим доступа: URL:
https://minobrnauki.gov.ru
4. Деникин А.И. Из «Очерков русской смуты» [Текст] / А. И. Деникин. Очерки русской смуты. [Электронный ресурс], Электронная библиотека «ModernLib.ru», режим доступа: http://modernlib.net. (Дата обращения: 19.09.2018)
5. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец XIX - начало XXI века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень // М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 448 с.
6. Из манифеста Российской социал-демократической рабочей партии 27 февраля 1917 года. [Текст] / Хрестоматия по Истории СССР, 1900-конец 1930-х гг.: Пособие для учителя. / Сост. С.И Матрунков; под ред. Ю.И Кораблева. М.: Просвещение, 1988. - с. 126 - 127.
7. Из Манифеста об отречении Николая И. [Текст] / Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917: Учебное пособие для педагогических институтов по специальности 'История'' Составители: Антонов В.А., Волкова И.В., Гришина В.А. - Москва: Просвещение, 1990 - с.416 - с 20 - 22.
8. Из манифеста об отречении Михаила. [Текст] / Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917: Учебное пособие для педагогических институтов 64 по специальности 'История'' Составители: Антонов В.А., Волкова И.В., Гришина В.А. - Москва: Просвещение, 1990 - с.416 - с 26 - 27.
9. Из постановления Временного правительства по земельному вопросу.
(19 марта 1917 г.) [Текст] / Великая Октябрьская социалистическая
революция. Документы и материалы. Революционное движение в России в апреле 1917г. Апрельский кризис. М., 1958, с.316-317.
10. Из проекта правительственной декларации по вопросам экономической политики. (8 июня 1917г.) [Текст] / Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. М.; Л., 1957. ч. 1. С. 225-227.
11. История России XX - начало XXI вв. 10 класс. Учебник. Углубленный уровень. Часть 1. Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. и др. Дрофа,
2016. - 367 с.
12. История России. 10 класс. Учебник. Под ред. А.В. Торкунова. В трех частях. Часть 1. М. - Просвещение. - 2016 - 175 с.
13. История России, Начало XX-начало XXI века, 10 класс, Волобуев О.В., Карпачёв С.П., Романов П.Н., в двух частях, часть 1. Дрофа. - 2016. - 368 с.
14. История России. XX - начало XXI века. 11 класс. Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. / Под ред. Чубарьяна А. О. // М: Просвещение, 2011 - 302 с.
15. Историко-культурный стандарт. URL: http://istoriksamara.ru/files/Istoriko-kulturnyi standart.pdf [Электронный ресурс]...34