Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Работа №170238

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Проблема адаптации к обучению в школе в отечественной и зарубежной педагогике и психологии
1.2. Особенности адаптации первоклассников к школе 21
1.3. Педагогические условия адаптации первоклассников к школьному
обучению 33
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий адаптации первоклассников к школе 47
2.1. Диагностика уровня адаптации первоклассников к школьному
обучению 47
2.2. Реализация педагогических условий адаптации первоклассников к
школьному обучению 53
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 72

С каждым годом в первый класс приходит все больше детей, которые с большими трудностями адаптируются к школе.
Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во- вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально- психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие детей, а механизмы приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся частью характера человека.
Проблема адаптации младших школьников широко представлена в психолого-педагогической литературе. Тема адаптации раскрыта в работах зарубежных (Г.Ауберт У. Бронфенбрннер и др.) и отечественных исследователей (Н.С. Аминникова, М.М. Аниденкова, С.Д.Артёмов, Р.М.Битянова, Т.Н. Вершинина, Ж.Ю. Ланчикова, И.А.Милославова, Н.И. Петрова, Р.В. Сабодах, Ф.Ф. Ушаков, и др.). Проблеме адаптации детей к школе посвящены труды Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Л.А. Венгера, С.А. Ларионовой, М.В. Максимовой, М.В. Ромм, Е.О. Шахрай и др.
Однако, несмотря на достаточно большое количество теоретических исследований по изучаемой теме, проблема школьной дезадаптации не только не исчезает, но и становится с каждым годом все более актуальной. По данным современных исследований, от 30% до 70% первоклассников имеют серьезные проблемы в адаптации к условиям школы, что затрудняет им усвоения образовательной программы [15]. Таким образом, возникает противоречие между достаточно широкой информационной, научной освещенностью проблемы и недостаточным вниманием к данному вопросу в практике работы школы.
С другой стороны проблема поиска путей адаптации первоклассников к школьному обучению обусловлена изменением специфики дошкольного и школьного обучения в рамках введения новых образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) связаны уровневой преемственностью образовательного процесса. Преемственность в обоих ФГОС представлена как важнейший принцип функционирования образовательной парадигмы [1, с. 2; 2, с. 4].
Все выше сказанное подчеркивают актуальность выбранной темы исследования «Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению».
Объект исследования: адаптация к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности адаптации первоклассников к школьному обучению.
Цель исследования: выявление особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению.
Гипотеза исследования: Адаптация первоклассника к школьному обучению определяется сформированностью произвольной регуляции деятельности обучающихся, самооценкой психических состояний и отношением первоклассников к школе. Адаптация к школьному обучению будет проходить более успешно, если реализовать следующие условия:
• вовлечение детей в совместные виды школьной деятельности, что способствует оптимизации взаимоотношений с учителем;
• систематическая работа с родителями первоклассников;
• активизация общения детей во внеурочной деятельности сплочению детского коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понимание проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению в отечественной и зарубежной литературе.
2. Подобрать диагностическую программу для выявления особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению.
3. Подготовить и провести опытно-экспериментальную работу по изучению особенностей адаптации первоклассников к школе (констатирующий срез).
4. Проанализировать результаты констатирующего среза.
5. Выделить педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к школе.
6. Сделать выводы и обобщения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- практические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование, анкетирование, качественная и количественная обработка результатов исследования;
- методы наглядного представления данных: таблицы, схемы.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Лазаревская основная школа», Красноярского края, Тюхтетского р-на, с. Лазарево, в нем приняли участие 20 детей в возрасте 6-8 лет, родители детей и классный руководитель.
Данные исследования могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов при решении вопросов, связанных с адаптацией первоклассников к школьному обучению.
Структура и объём исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов между главами, заключения, списка литературы в количестве 64 источника, 4 приложений. В работе содержится 11 таблиц, 5 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответствен- моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. вступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которой становится учебная деятельность.
Адаптация к школе - приспособление ребенка к условиям и требованиям нового среды. Ее результатом является приспособленность ребенка к жизненным условиям в школьной жизни, которое ставит требования к компетентности ребенка, его гибкости, умение выделять главное и второстепенное, способности к другу приспосабливаться, а другом сопротивляться, отстаивая непредвиденные ситуации, проблемы, требующих решения и испытывают ребенка на умение принимать самостоятельно решение, предоставлять кому-то предпочтение, отказывать в привязанности, отстаивать собственную точку зрения.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе - процесс не односторонний: не только новые условия влияют на малыша, но и сам он пытается изменить социальную ситуацию. Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка на процесс адаптации школьников является необходимым условиям развития активности и творчества ребенка.
Начальная диагностика уровня адаптации первоклассников показала, что по результатам наблюдения и экспертной оценки учителей: большинство детей имеют высокий и средний уровень адаптации; наиболее распространенными факторами дезадаптации первоклассников является недостаточная произвольность психических функций; большинство обучающихся имеют оптимальную или компенсаторную работоспособность во время учебно-воспитательного процесса; большинство обучающихся имеют положительное восприятие процесса учения, учителя, себя как ученика, взаимоотношений с одноклассниками.
В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, включающая три взаимосвязанных компонента:
- снятие эмоционального напряжения посредством вовлечения детей в совместные виды деятельности, внеурочные мероприятия;
- систематическая работа с родителями (собрание, лектории, совместные с детьми проекты, внеурочные мероприятия);
- активизация общения детей, сплочение их коллектива учителем посредством реализации модульной программы внеурочной деятельности «Первые шаги».
Нами был разработан комплекс мероприятий организации процесса успешной адаптации первоклассников, который включает систему работы с первоклассниками, их родителями, систему форм и методов работы с детским коллективом первоклассников.
Проведенная нами итоговая диагностика с использованием того же психодиагностического инструментария, позволила получить положительные результаты. У детей повысился уровень адаптационных возможностей, наблюдается позитивная динамика по всем показателям.
Как видим, воспитание сегодня - это процесс с очень многими неизвестными. И этих неизвестных с каждым днем становится все больше. Однако есть надежда, что единство усилий учителей, родителей и психологов позволит помочь ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, и школа будет вызывать у него только радость, и каждый шаг, сделанный ребенком в школьный мир, будет уверенным.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.



1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами /авт.-сост. С.А. Коробкина. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015. - 261 с.
2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И.Н. Агафонова // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 52-55.
3. Александровская, Э. М. и др. Психологическое сопровождение школьников [Текст] / Э. М. Александровская: учебное пособие — М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 116 с.
4. Багдасарова, С.К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С.К. Багдасарова, С.Н. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: МарТ, 2016. - 315 с.
5. Балашова, Е. Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях [Текст] / Е. Ю. Балашова. Педагогика и психология. - 2008. - №10. - С.36-38.
6. Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 123 с.
7. Безруких, М.М. Готов ли ребенок к школе? / М.М. Безруких. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 123 с.
8. Безруких, М. М.Почему учиться трудно? [Текст] / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. — М.: Семья и школа, 2018. - 310 с.
9. Белшева, С.А. Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / С.А. Белшева. - М.: АСТ, 2007. - 143 с.
10. Беребин, М. А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики [Текст] / М.А. Беребин. Тематический сборник научных трудов. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. - 155 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с
12. Богданова, О.С., Причины школьной дезадаптации [Электронный ресурс] / О.С. Богданова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru(Дата обращения: 10.03.2019).
13. Борисова, Т.С., Матюхина, Л.М. Метод гигиенической оценки
риска дезадаптации детей к школе [Электронный ресурс] / Т.С. Борисова, Л.М. Матюхина. - Минск: МГБУ, 2014. - Режим доступа:
http://www.bsmu.by(Дата обращения: 20.03.2019)
14. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе / Г.В. Бородина // Начальная школа: плюс до и после. - 2012. - № 10. - С. 33-36.
15. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Понимание детского развития с позиции экологической теории У. Бронфенбреннера // Психолог в детском саду, 2014. - С 55- 65.
16. Варламова, А.Я. Школьная адаптация [Текст] / А.Я. Варламова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2015. - 204 с.
17. Варламова, А.Я. Школьная адаптация подростков [Текст] / А.Я. Варламова. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. - 144 с.
18. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марциновская. - М.: Знание, 2014. - 192 с.
19. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: основные понятия, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения [Электронный ресурс] / Н.В. Вострокнутов. - М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, - Режим доступа: http://www.otrok.ru(Дата обращения: 17.06.2019)
20. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 2016. - 536 с.
21. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432 с., ил.-(Акад. пед. наук СССР).
22. Гагай, В.В., Гринева, К.Ю. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей [Электронный ресурс] / В.В. Гагай, К.Ю. Гринева // Педагогика и психология, - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru(Дата обращения: 17.06.2019)
25. Гангнус, Н. А. Формирование у младших школьников
позитивной Я-концепции в учебно-познавательной деятельности [Текст] / Н. А. Гангнус: автореф. дис. ... канд. пед. наук: - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2008. - 25 с.
26. Гончарова, Е. Л., Кукушкина, О. И. Ребенок с особыми
образовательными потребностями [Текст] / Е. Л. Кукушкина // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 5/2012. - С. 12-21.
27. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина. - М.: Психологическое образование, 2012. — 235 с.
28. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина. - М.: Академический Проект, 2010. - 184 с.
29. Дехмен С.А. социально-эмоциональная компетентность как поддержка готовности к школе.2006 г.57-59с.
30.Заваденко, Н.Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование [Электронный ресурс] / Н.Н. Заваденко // Вопросы психологии, - 2008. - № 4. - С.21-26. - Режим доступа: http://www.voppsy.ru(Дата обращения: 17.06.2019).
31. Заика, Д. А. Адаптация первоклассников к школе // Молодой ученый. —
2014. — №12. — С. 333-335. — Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/71/12228/(дата обращения: 15.01.2019).
32. Иовчук, Н.М., Северный, А.А., Морозова, Н.Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров [Текст] / Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова. - СПб.: Издательство Питер, 2016. - 412 с.
33. Иовчук, Н.М., Северный, А.А. Депрессия у детей и подростков [Электронный ресурс] / Н.М. Иовчук, А.А. Северный. - М.: Школа- экспресс, 1999. - 80 с. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru(Дата обращения: 5.09.2019)
34. Кочергова, С. А. Психокоррекция и профилактика дезадаптации
младших школьников [Электронный ресурс] / С.А. Кочергова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», - 2011. - № 1. - С. 15 - Режим доступа: http://psyedu.ru(Дата обращения:
17.06.2019).
35. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк
- М.: Академия, 2008. - 2З2 с.
36. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2015. - 211 с.
37. Лебо, С.Р. Теоретические подходы к изучению проблемы школьной дезадаптации [Электронный ресурс] / С. Р. Лебо // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», - Режим доступа: http://festival.1september.ru(Дата обращения: 17.06.2019)
38. Леонова, Е.В., Шатова, С.С., Щербакова, Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование, - 2014.
- №4. - Режим доступа: http://psyedu.ru(Дата обращения: 7.08.2019)
39. Лисина, Е.М. Сущность понятий «школьной адаптации» и «школьной дезадаптации» [Электронный ресурс] / Е.М. Лисина // Электронный журнал Экстернат.РФ, - 01. 02. 2012. - Режим доступа: http://ext.spb.ru(Дата обращения: 17.06.2019).
40. Лукьянова, М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя [Текст] / М.И. Лукьянова. - М.: ТЦ Сфера. - 2009. - 187с.
41. Маленькие шаги в большое будущее. Актуальные проблемы и основные направления психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков: Сборник статей и материалов [Текст] / Т. В. Захарова. - Вологда: Изд. центр ВИРО, 2015. - 252 с.
42. Малофеев, Н. Н., Шматко, Н. Д. Базовые модели интегративного обучения [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2018. - №1. - С. 71¬79.
43. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация / Е.В. Меттус - М.: Учитель, 2007. - 302 с.
44. Матвеева, О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях [Текст] / О. Н. Матвеева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. - 2010. - №16(20). - С.151-157.
45. Молодцова, Т.Д. Диагностика дезадаптации подростков в учебных группах как условие успешной коррекционной работы [Электронный ресурс] / Т.Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования, - 2014. - № 3. - С. 32 - 34 - Режим доступа: www.expeducation.ru(Дата обращения: 17.06.2019)
46. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
47. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина : Учебник для студентов вузов. — М.: Издательский центр «Академия». 2013. - 253с.
48. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина. - М., 2016 - 132 с.
49. Назарова, Н. М. Специальная педагогика. Том 3. Педагогические системы специального образования Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Н. М. Назаровой, Л. И. Аксеновой, Л. В. Андреевой и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 400 с.
50. Немыкина, Т. Н., Будникова, О. Я. Внутриличностные противоречия у первоклассников и адаптация к школе // Психология XXI века 2015 Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» 22- 24 апреля 2015 года [Текст] / Под редакцией В.Б. Чеснокова. - СПб.
2015. - С. 312-322.
51. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов [Текст] / В.Р. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
52.Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. - Изд.: ТЦ Сфера, 2014. - 480 с.
53. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / В. А. Сластенин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 374 с.
54. Петрова Л.И. журнал «Начальная школа» - Москва,2018.-18 с.
55. Рубцова, Т.П. Профилактика школьной дезадаптации [Электронный ресурс] / Т.П. Рубцова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru(Дата обращения: 17.06.2019)
56. Скотт-Литтл С.Л., Фрелоу В.С. Концептуализация готовности и содержание стандартов раннего обучения. 2006 г. 153-173 с.
57. Сноу К.Л. измерение готовности к школе: концептуальные и практические соображения /Кайл Л. Сноу // раннее образование и развитие. 2006 г. Том 1. №1. с.41
58. Смирнова, И.Л. Школьная дезадаптация. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников [Электронный ресурс] / Л.И. Смирнова // Социальная сеть работников образования. - 09. 02. 2013. - Режим доступа: http://nsportal.ru(Дата обращения: 17.06.2019)
59. Соболева, М. В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования [Текст] / М. В. Соболева // «Школа пресс», «Вопросы психологии» М. - 2018. - № 4. - с. 108-112.
60. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде / Т.А. Соловьева - М.: ВАКО, 2008. - 72 с.
61. Сорокина, В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления [Текст] / В.В. Сорокина. - 2-е изд. — М.: Генезис, 2007. — 191 с.
62. Фирсова, В.А. Некоторые аспекты дезадаптации младших школьников [Электронный ресурс] / В.А. Фирсова // Социальная сеть работников образования, - 26. 03. 2014. - Режим доступа: http://nsportal.ru(Дата обращения: 24. 03. 2019)
63. Фукин, А. И., Курбатская, Т. Б. Определение готовности ребенка к школе [Текст] / А. И. Фукин. - М., 2016. - 120 с.
64. Хлямина, С.Ж. Дезадаптация младших школьников [Электронный ресурс] / С.Ж. Хлямина / Профессиональное сообщество педагогов, - 2014. - Режим доступа: http://metodisty.ru(Дата обращения: 12.05.2019)
65. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. - Рига, 2009. - 214 с.
66.Эльконин Д.Б. Школьное обучение - его особенности // Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология» сост. И.В. Дубровиной, А.М. Прихожан, В. В.Зацепины. - [Интернет-ресурс] - Библиотека Гумаер. Педагогика. - URL.:
https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedagog/hrestomatia/index.php
67. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после. - 2010. - №8. - С. 62-64
68. Яковлева, М. Г. Психолого-педагогические условия организации помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении [Текст] / М. Г. Яковлева. Санкт-Петербург: РГПУ, 2009. - 18 с.
69. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб., 2006. - 204 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ