ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Проблема адаптации к обучению в школе в отечественной и зарубежной педагогике и психологии
1.2. Особенности адаптации первоклассников к школе 21
1.3. Педагогические условия адаптации первоклассников к школьному
обучению 33
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий адаптации первоклассников к школе 47
2.1. Диагностика уровня адаптации первоклассников к школьному
обучению 47
2.2. Реализация педагогических условий адаптации первоклассников к
школьному обучению 53
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 72
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению Ошибка! Закладка не определена.
1.1 Проблема адаптации к обучению в школе в отечественной и зарубежной педагогике и психологии
1.2. Особенности адаптации первоклассников к школе 21
1.3. Педагогические условия адаптации первоклассников к школьному
обучению 33
Выводы по первой главе 45
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий адаптации первоклассников к школе 47
2.1. Диагностика уровня адаптации первоклассников к школьному
обучению 47
2.2. Реализация педагогических условий адаптации первоклассников к
школьному обучению 53
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 72
С каждым годом в первый класс приходит все больше детей, которые с большими трудностями адаптируются к школе.
Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во- вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально- психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие детей, а механизмы приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся частью характера человека.
Проблема адаптации младших школьников широко представлена в психолого-педагогической литературе. Тема адаптации раскрыта в работах зарубежных (Г.Ауберт У. Бронфенбрннер и др.) и отечественных исследователей (Н.С. Аминникова, М.М. Аниденкова, С.Д.Артёмов, Р.М.Битянова, Т.Н. Вершинина, Ж.Ю. Ланчикова, И.А.Милославова, Н.И. Петрова, Р.В. Сабодах, Ф.Ф. Ушаков, и др.). Проблеме адаптации детей к школе посвящены труды Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Л.А. Венгера, С.А. Ларионовой, М.В. Максимовой, М.В. Ромм, Е.О. Шахрай и др.
Однако, несмотря на достаточно большое количество теоретических исследований по изучаемой теме, проблема школьной дезадаптации не только не исчезает, но и становится с каждым годом все более актуальной. По данным современных исследований, от 30% до 70% первоклассников имеют серьезные проблемы в адаптации к условиям школы, что затрудняет им усвоения образовательной программы [15]. Таким образом, возникает противоречие между достаточно широкой информационной, научной освещенностью проблемы и недостаточным вниманием к данному вопросу в практике работы школы.
С другой стороны проблема поиска путей адаптации первоклассников к школьному обучению обусловлена изменением специфики дошкольного и школьного обучения в рамках введения новых образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) связаны уровневой преемственностью образовательного процесса. Преемственность в обоих ФГОС представлена как важнейший принцип функционирования образовательной парадигмы [1, с. 2; 2, с. 4].
Все выше сказанное подчеркивают актуальность выбранной темы исследования «Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению».
Объект исследования: адаптация к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности адаптации первоклассников к школьному обучению.
Цель исследования: выявление особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению.
Гипотеза исследования: Адаптация первоклассника к школьному обучению определяется сформированностью произвольной регуляции деятельности обучающихся, самооценкой психических состояний и отношением первоклассников к школе. Адаптация к школьному обучению будет проходить более успешно, если реализовать следующие условия:
• вовлечение детей в совместные виды школьной деятельности, что способствует оптимизации взаимоотношений с учителем;
• систематическая работа с родителями первоклассников;
• активизация общения детей во внеурочной деятельности сплочению детского коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понимание проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению в отечественной и зарубежной литературе.
2. Подобрать диагностическую программу для выявления особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению.
3. Подготовить и провести опытно-экспериментальную работу по изучению особенностей адаптации первоклассников к школе (констатирующий срез).
4. Проанализировать результаты констатирующего среза.
5. Выделить педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к школе.
6. Сделать выводы и обобщения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- практические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование, анкетирование, качественная и количественная обработка результатов исследования;
- методы наглядного представления данных: таблицы, схемы.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Лазаревская основная школа», Красноярского края, Тюхтетского р-на, с. Лазарево, в нем приняли участие 20 детей в возрасте 6-8 лет, родители детей и классный руководитель.
Данные исследования могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов при решении вопросов, связанных с адаптацией первоклассников к школьному обучению.
Структура и объём исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов между главами, заключения, списка литературы в количестве 64 источника, 4 приложений. В работе содержится 11 таблиц, 5 рисунков.
Процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во- вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально- психологической сплоченности. Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие детей, а механизмы приспособления, которые возникли во время адаптации, снова и снова актуализируются и используются в подобных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся частью характера человека.
Проблема адаптации младших школьников широко представлена в психолого-педагогической литературе. Тема адаптации раскрыта в работах зарубежных (Г.Ауберт У. Бронфенбрннер и др.) и отечественных исследователей (Н.С. Аминникова, М.М. Аниденкова, С.Д.Артёмов, Р.М.Битянова, Т.Н. Вершинина, Ж.Ю. Ланчикова, И.А.Милославова, Н.И. Петрова, Р.В. Сабодах, Ф.Ф. Ушаков, и др.). Проблеме адаптации детей к школе посвящены труды Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Л.А. Венгера, С.А. Ларионовой, М.В. Максимовой, М.В. Ромм, Е.О. Шахрай и др.
Однако, несмотря на достаточно большое количество теоретических исследований по изучаемой теме, проблема школьной дезадаптации не только не исчезает, но и становится с каждым годом все более актуальной. По данным современных исследований, от 30% до 70% первоклассников имеют серьезные проблемы в адаптации к условиям школы, что затрудняет им усвоения образовательной программы [15]. Таким образом, возникает противоречие между достаточно широкой информационной, научной освещенностью проблемы и недостаточным вниманием к данному вопросу в практике работы школы.
С другой стороны проблема поиска путей адаптации первоклассников к школьному обучению обусловлена изменением специфики дошкольного и школьного обучения в рамках введения новых образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) связаны уровневой преемственностью образовательного процесса. Преемственность в обоих ФГОС представлена как важнейший принцип функционирования образовательной парадигмы [1, с. 2; 2, с. 4].
Все выше сказанное подчеркивают актуальность выбранной темы исследования «Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению».
Объект исследования: адаптация к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности адаптации первоклассников к школьному обучению.
Цель исследования: выявление особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению.
Гипотеза исследования: Адаптация первоклассника к школьному обучению определяется сформированностью произвольной регуляции деятельности обучающихся, самооценкой психических состояний и отношением первоклассников к школе. Адаптация к школьному обучению будет проходить более успешно, если реализовать следующие условия:
• вовлечение детей в совместные виды школьной деятельности, что способствует оптимизации взаимоотношений с учителем;
• систематическая работа с родителями первоклассников;
• активизация общения детей во внеурочной деятельности сплочению детского коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понимание проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению в отечественной и зарубежной литературе.
2. Подобрать диагностическую программу для выявления особенностей адаптации первоклассников к школьному обучению.
3. Подготовить и провести опытно-экспериментальную работу по изучению особенностей адаптации первоклассников к школе (констатирующий срез).
4. Проанализировать результаты констатирующего среза.
5. Выделить педагогические условия, способствующие успешной адаптации первоклассников к школе.
6. Сделать выводы и обобщения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- практические: наблюдение за учебно-воспитательным процессом, тестирование, анкетирование, качественная и количественная обработка результатов исследования;
- методы наглядного представления данных: таблицы, схемы.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Лазаревская основная школа», Красноярского края, Тюхтетского р-на, с. Лазарево, в нем приняли участие 20 детей в возрасте 6-8 лет, родители детей и классный руководитель.
Данные исследования могут быть использованы в практике работы учителей начальных классов при решении вопросов, связанных с адаптацией первоклассников к школьному обучению.
Структура и объём исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов между главами, заключения, списка литературы в количестве 64 источника, 4 приложений. В работе содержится 11 таблиц, 5 рисунков.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответствен- моментов в жизни детей, как в психологическом, так и в физическом плане. вступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Этот момент является новым возрастным периодом в жизни ребенка, ведущей деятельностью которой становится учебная деятельность.
Адаптация к школе - приспособление ребенка к условиям и требованиям нового среды. Ее результатом является приспособленность ребенка к жизненным условиям в школьной жизни, которое ставит требования к компетентности ребенка, его гибкости, умение выделять главное и второстепенное, способности к другу приспосабливаться, а другом сопротивляться, отстаивая непредвиденные ситуации, проблемы, требующих решения и испытывают ребенка на умение принимать самостоятельно решение, предоставлять кому-то предпочтение, отказывать в привязанности, отстаивать собственную точку зрения.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе - процесс не односторонний: не только новые условия влияют на малыша, но и сам он пытается изменить социальную ситуацию. Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка на процесс адаптации школьников является необходимым условиям развития активности и творчества ребенка.
Начальная диагностика уровня адаптации первоклассников показала, что по результатам наблюдения и экспертной оценки учителей: большинство детей имеют высокий и средний уровень адаптации; наиболее распространенными факторами дезадаптации первоклассников является недостаточная произвольность психических функций; большинство обучающихся имеют оптимальную или компенсаторную работоспособность во время учебно-воспитательного процесса; большинство обучающихся имеют положительное восприятие процесса учения, учителя, себя как ученика, взаимоотношений с одноклассниками.
В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, включающая три взаимосвязанных компонента:
- снятие эмоционального напряжения посредством вовлечения детей в совместные виды деятельности, внеурочные мероприятия;
- систематическая работа с родителями (собрание, лектории, совместные с детьми проекты, внеурочные мероприятия);
- активизация общения детей, сплочение их коллектива учителем посредством реализации модульной программы внеурочной деятельности «Первые шаги».
Нами был разработан комплекс мероприятий организации процесса успешной адаптации первоклассников, который включает систему работы с первоклассниками, их родителями, систему форм и методов работы с детским коллективом первоклассников.
Проведенная нами итоговая диагностика с использованием того же психодиагностического инструментария, позволила получить положительные результаты. У детей повысился уровень адаптационных возможностей, наблюдается позитивная динамика по всем показателям.
Как видим, воспитание сегодня - это процесс с очень многими неизвестными. И этих неизвестных с каждым днем становится все больше. Однако есть надежда, что единство усилий учителей, родителей и психологов позволит помочь ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, и школа будет вызывать у него только радость, и каждый шаг, сделанный ребенком в школьный мир, будет уверенным.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Адаптация к школе - приспособление ребенка к условиям и требованиям нового среды. Ее результатом является приспособленность ребенка к жизненным условиям в школьной жизни, которое ставит требования к компетентности ребенка, его гибкости, умение выделять главное и второстепенное, способности к другу приспосабливаться, а другом сопротивляться, отстаивая непредвиденные ситуации, проблемы, требующих решения и испытывают ребенка на умение принимать самостоятельно решение, предоставлять кому-то предпочтение, отказывать в привязанности, отстаивать собственную точку зрения.
Оптимальный адаптационный период составляет один-два месяца. В зависимости от различных факторов уровень адаптации детей к новым условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе - процесс не односторонний: не только новые условия влияют на малыша, но и сам он пытается изменить социальную ситуацию. Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка на процесс адаптации школьников является необходимым условиям развития активности и творчества ребенка.
Начальная диагностика уровня адаптации первоклассников показала, что по результатам наблюдения и экспертной оценки учителей: большинство детей имеют высокий и средний уровень адаптации; наиболее распространенными факторами дезадаптации первоклассников является недостаточная произвольность психических функций; большинство обучающихся имеют оптимальную или компенсаторную работоспособность во время учебно-воспитательного процесса; большинство обучающихся имеют положительное восприятие процесса учения, учителя, себя как ученика, взаимоотношений с одноклассниками.
В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, включающая три взаимосвязанных компонента:
- снятие эмоционального напряжения посредством вовлечения детей в совместные виды деятельности, внеурочные мероприятия;
- систематическая работа с родителями (собрание, лектории, совместные с детьми проекты, внеурочные мероприятия);
- активизация общения детей, сплочение их коллектива учителем посредством реализации модульной программы внеурочной деятельности «Первые шаги».
Нами был разработан комплекс мероприятий организации процесса успешной адаптации первоклассников, который включает систему работы с первоклассниками, их родителями, систему форм и методов работы с детским коллективом первоклассников.
Проведенная нами итоговая диагностика с использованием того же психодиагностического инструментария, позволила получить положительные результаты. У детей повысился уровень адаптационных возможностей, наблюдается позитивная динамика по всем показателям.
Как видим, воспитание сегодня - это процесс с очень многими неизвестными. И этих неизвестных с каждым днем становится все больше. Однако есть надежда, что единство усилий учителей, родителей и психологов позволит помочь ребенку успешно адаптироваться к новым условиям, и школа будет вызывать у него только радость, и каждый шаг, сделанный ребенком в школьный мир, будет уверенным.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Адаптация младших школьников к обучению в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Психологические особенности адаптации первоклассников к обучению в школе (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ КАК ПОМОЩЬ В АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2015 - Повышение уровня адаптации к школе учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Диагностика основных видов и типов трудностей , испытываемых
первоклассниками в период адаптации к школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017



