ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ, И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Общение со сверстниками детей дошкольного возраста: понятие, виды, средства, функции, показатели, факторы 6
1.2 Особенности детско-родительского отношения 15
1.3. Воспитание ребенка в полной и не полной семье 28
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследования особенностей взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним 37
2.1. Описание испытуемых и методик исследования 37
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 45
Выводы по главе 2 59
ГЛАВА 3. Коррекционная работа по улучшению взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним 61
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
1.1. Общение со сверстниками детей дошкольного возраста: понятие, виды, средства, функции, показатели, факторы 6
1.2 Особенности детско-родительского отношения 15
1.3. Воспитание ребенка в полной и не полной семье 28
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследования особенностей взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним 37
2.1. Описание испытуемых и методик исследования 37
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 45
Выводы по главе 2 59
ГЛАВА 3. Коррекционная работа по улучшению взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним 61
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность исследования. Общение детей со сверстниками является важным звеном в социальном и психическом развитии ребенка. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. Родительское отношение к ребенку, как всякий организованный процесс предусматривает определенную
целеустремленность, постановку конкретных задач. Главную цель родительского отношения к ребенку составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Проблема родительского отношения остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Родительское отношение к ребенку в семье было, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Вопросы родительского отношения рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга [17], Н.Н. Авдеева [2], Н.И. Корытченкова [25], и др.) Главным фактором родительского отношения в семье считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи - это основные факторы, которые отличают семью от других институтов (Е.О. Смирнова [34], А. C. Спиваковская [36], Е.Л. Солдатова, В. В. Ситникова, Е. К. Кузнецова [37] и др.).
Таким образом, исходя из актуальности можно выявить проблему взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним. Дошкольники из неполных семей испытывают трудности в общении, что обусловлено воспитанием в неполной семье.
Цель исследования раскрыть особенности взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним.
Задачи исследования:
1. Описать общение со сверстниками детей дошкольного возраста: понятие, функции, структура, показатели
2. Изучить родительское отношение к ребенку: понятие, компоненты, типы и стили.
3. Раскрыть особенности воспитания ребенка в полной и не полной семье.
4. Провести эмпирическое исследования особенностей взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним.
5. Разработать и провести коррекционную работу по оптимизации родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста.
Объект исследования общение со сверстниками детей дошкольного возраста.
Предмет исследования взаимосвязи общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что:
1. Существует тесная взаимосвязь между типами общения с сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье и родительским отношением к данным детям. Родители из неполной семьи сильно опекают своих детей, что негативно сказывается на общении ребенка со сверстниками.
2. Содержание коррекционной работы: по улучшению общения, включающая в себя тренинги с детьми; по оптимизации родительского отношения, включающая в себя совместное взаимодействие родителей с детьми - позволит достичь результата.
Методики исследования: Исследование проводилось с помощью следующих диагностических методик:
- Метод проблемных ситуаций «Мозаика»,
- Методика В.Г. Щур «Лесенка» (проективный метод)
-«Метод комплексной экспресс - диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (В.В. Столина и А.Я. Варги).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в коррекции общения со сверстниками и родительского отношения к дошкольникам из неполной семьи.
Экспериментальная база исследования. Для изучения коммуникативной сферы личности старшего дошкольника были произвольно выбраны воспитанники Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №272 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», были отобраны 24 семьи.
Основным условием выбора семей являлось наличие детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.
целеустремленность, постановку конкретных задач. Главную цель родительского отношения к ребенку составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Проблема родительского отношения остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Родительское отношение к ребенку в семье было, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Вопросы родительского отношения рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга [17], Н.Н. Авдеева [2], Н.И. Корытченкова [25], и др.) Главным фактором родительского отношения в семье считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в любви к детям. Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи - это основные факторы, которые отличают семью от других институтов (Е.О. Смирнова [34], А. C. Спиваковская [36], Е.Л. Солдатова, В. В. Ситникова, Е. К. Кузнецова [37] и др.).
Таким образом, исходя из актуальности можно выявить проблему взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним. Дошкольники из неполных семей испытывают трудности в общении, что обусловлено воспитанием в неполной семье.
Цель исследования раскрыть особенности взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним.
Задачи исследования:
1. Описать общение со сверстниками детей дошкольного возраста: понятие, функции, структура, показатели
2. Изучить родительское отношение к ребенку: понятие, компоненты, типы и стили.
3. Раскрыть особенности воспитания ребенка в полной и не полной семье.
4. Провести эмпирическое исследования особенностей взаимосвязей общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним.
5. Разработать и провести коррекционную работу по оптимизации родительского отношения к часто болеющему ребенку дошкольного возраста.
Объект исследования общение со сверстниками детей дошкольного возраста.
Предмет исследования взаимосвязи общения со сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье, и родительского отношения к ним.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что:
1. Существует тесная взаимосвязь между типами общения с сверстниками детей 5-6 лет, воспитывающихся в неполной семье и родительским отношением к данным детям. Родители из неполной семьи сильно опекают своих детей, что негативно сказывается на общении ребенка со сверстниками.
2. Содержание коррекционной работы: по улучшению общения, включающая в себя тренинги с детьми; по оптимизации родительского отношения, включающая в себя совместное взаимодействие родителей с детьми - позволит достичь результата.
Методики исследования: Исследование проводилось с помощью следующих диагностических методик:
- Метод проблемных ситуаций «Мозаика»,
- Методика В.Г. Щур «Лесенка» (проективный метод)
-«Метод комплексной экспресс - диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (В.В. Столина и А.Я. Варги).
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования можно использовать в коррекции общения со сверстниками и родительского отношения к дошкольникам из неполной семьи.
Экспериментальная база исследования. Для изучения коммуникативной сферы личности старшего дошкольника были произвольно выбраны воспитанники Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №272 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей», были отобраны 24 семьи.
Основным условием выбора семей являлось наличие детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.
Таким образом, проведенное исследование показало, что проблема общения и семейного воспитания является самой главной проблемой.
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга...». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - социальное существо.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.
В теоретической части исследования мы обратили внимание на первый пункт содержания - сущность понятия о неполной семье и их основные проблемы, взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи, эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода.
При анализе психолого-педагогической деятельности педагога- психолога с неполной семьей были выделены следующие основные формы и методы работы с неполными семьями: анкетирование, беседа, психолого¬педагогическое просвещение и консультирование, посредничество. Из этого явствует, что именно эти методы и формы работы с данной категорией семей являются наиболее эффективными, так как они составляют психолого¬педагогический опыт работы с неполными семьями.
В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна.
В своем исследовании мы обратились к вопросу влияния состава семьи на особенности коммуникативной сферы старших дошкольников. В частности, целью нашего исследования выявление взаимосвязи между семейной ситуацией развития и уровнем благополучия в сфере общения у старшего дошкольника из неполной семьи. В начале своего исследования мы предположили, что старшие дошкольники, воспитывающиеся в неполной семье, в коммуникативном развитии менее благополучны, чем дети из полных семей.
Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что детско-родительские отношения рассматриваются как система чувств, особенностей восприятия, поведенческих стереотипов, используемых в общении между детьми и их родителями.
Ценность семьи определяется тем, насколько существующие в ней взаимоотношения позволяют воспроизводить эмоционально-значимые для человека ситуации. Большое значение имеют эмоциональные связи между родителями, способность родителей к взаимопониманию, поддержке.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
В настоящее время каждая третья семья является неполная. Неполной семье очень сложно выживать в современных условиях, социально¬экономическая ситуация несет негативные процессы. Фактически все неполные семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения.
Воспитание ребёнка в неполной семье требует особого подхода. В подавляющем большинстве это семьи без папы, так называемые „материнские семьи—, хотя в последнее время стали возникать такие семьи, где нет мамы. К огромному сожаления число неполных семей растёт в какой- то немыслимой прогрессии.
Нами было проведено экспериментальное исследование среди 24 семей. Целью исследования был выявление специфики воспитания детей в неполных семьях. В исследовании принимали участие 12 полных и 12 неполных семей.
Нами были использованы:
- Метод проблемных ситуаций «Мозаика»,
- Методика В.Г. Щур «Лесенка» (проективный метод)
-«Метод комплексной экспресс - диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (В.В. Столина и А.Я. Варги).
В ходе исследования мы выявили, что существует взаимосвязь родительского отношения и общения детей с сверсниками. Диагностика взаимоотношения в семье показало, что в неполной семье мать чрезмерно опекает своего ребенка, часто его контролирует, не всегда ему доверяет, что негативно сказывается на воспитании дошкольника.
Исследование общения дошкольников из полных и неполных семей показало, что дошкольники из неполных семей испытывают проблемы в общении со сверстниками, что негативно сказывается на их развитии.
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса, люди «как физически, так и духовно творят друг друга...». Вся жизнь человека проходит в общение с другими людьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если он будет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с другими людьми: человек - социальное существо.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.
В теоретической части исследования мы обратили внимание на первый пункт содержания - сущность понятия о неполной семье и их основные проблемы, взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи, эмоциональное состояние детей в неполных семьях после развода.
При анализе психолого-педагогической деятельности педагога- психолога с неполной семьей были выделены следующие основные формы и методы работы с неполными семьями: анкетирование, беседа, психолого¬педагогическое просвещение и консультирование, посредничество. Из этого явствует, что именно эти методы и формы работы с данной категорией семей являются наиболее эффективными, так как они составляют психолого¬педагогический опыт работы с неполными семьями.
В современных условиях ребенок из неполной семьи становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и т.д. От разрешения проблем неполных семей во многом зависит будущее страны, так как эта категория семей довольно-таки многочисленна.
В своем исследовании мы обратились к вопросу влияния состава семьи на особенности коммуникативной сферы старших дошкольников. В частности, целью нашего исследования выявление взаимосвязи между семейной ситуацией развития и уровнем благополучия в сфере общения у старшего дошкольника из неполной семьи. В начале своего исследования мы предположили, что старшие дошкольники, воспитывающиеся в неполной семье, в коммуникативном развитии менее благополучны, чем дети из полных семей.
Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что детско-родительские отношения рассматриваются как система чувств, особенностей восприятия, поведенческих стереотипов, используемых в общении между детьми и их родителями.
Ценность семьи определяется тем, насколько существующие в ней взаимоотношения позволяют воспроизводить эмоционально-значимые для человека ситуации. Большое значение имеют эмоциональные связи между родителями, способность родителей к взаимопониманию, поддержке.
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.
В настоящее время каждая третья семья является неполная. Неполной семье очень сложно выживать в современных условиях, социально¬экономическая ситуация несет негативные процессы. Фактически все неполные семьи зависят от социальной поддержки государства и попадают в низкодоходные группы населения.
Воспитание ребёнка в неполной семье требует особого подхода. В подавляющем большинстве это семьи без папы, так называемые „материнские семьи—, хотя в последнее время стали возникать такие семьи, где нет мамы. К огромному сожаления число неполных семей растёт в какой- то немыслимой прогрессии.
Нами было проведено экспериментальное исследование среди 24 семей. Целью исследования был выявление специфики воспитания детей в неполных семьях. В исследовании принимали участие 12 полных и 12 неполных семей.
Нами были использованы:
- Метод проблемных ситуаций «Мозаика»,
- Методика В.Г. Щур «Лесенка» (проективный метод)
-«Метод комплексной экспресс - диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (В.В. Столина и А.Я. Варги).
В ходе исследования мы выявили, что существует взаимосвязь родительского отношения и общения детей с сверсниками. Диагностика взаимоотношения в семье показало, что в неполной семье мать чрезмерно опекает своего ребенка, часто его контролирует, не всегда ему доверяет, что негативно сказывается на воспитании дошкольника.
Исследование общения дошкольников из полных и неполных семей показало, что дошкольники из неполных семей испытывают проблемы в общении со сверстниками, что негативно сказывается на их развитии.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Образ семьи в представлении старших подростков, воспитывающихся в семьях группы риска
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ПРИЕМНОЙ И РОДНОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ИНТЕРНАТНЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



