ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы технологии смешанного обучения
1.1. Технологии смешанного обучения в современной методике
преподавания
1.2. Модели технологии смешанного обучения в современной
методике образования
1.3. Специфика организации работы с технологией смешанного 26
обучения на уроках
ГЛАВА II. Реализация технологии смешанного обучения на уроках ОБЖ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В связи с тем, что в настоящее время идет активный процесс информатизации всех сфер общественной жизни, в том числе и в системе российского образования, идут значительные преобразования в организационных и содержательных отношениях преподавания школьной программы. Значительное внимание уделяется информационно- коммуникативным технологиям, которые все глубже проникают в современный образовательный процесс. Именно поэтому возникает потребность в создании и во введении новых форм обучения.
Согласно требованиям к условиям реализации образовательной программы по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) обучение в образовательных учреждениях может проходить с применением электронного обучения или с применением дистанционных образовательных технологий. На протяжении многих лет в образовательных организациях идет активный процесс компьютеризации: учебные заведения оснащают классы компьютерами и программным обеспечением. Кроме того, для реализации электронного и дистанционного обучения создаются специализированные компьютерные классы. С каждым днем в образовательный процесс начинают внедряться новые формы и технологии обучения - дистанционная и смешанная.
Смешанная модель представляет собой интеграцию методов и приемов дистанционной и очной форм обучения. Она сочетает в себе очную работу с преподавателем в учебном заведении и очную работу в режиме - онлайн.
Смешанная модель обучения для российского образования сегодня является новой в отличие от дистанционной, которая не редко применяется многими учебными заведениями, и внедрение данной модели в образовательный процесс находится на начальном этапе.
В учебных заведениях, где есть необходимые условия для реализации смешанного обучения, педагоги отмечают эффективность данной модели, а так же гибкость в построении занятий. Отмечается повышение уровня успеваемости у обучающихся, а так же понижение уровня энергозатратности у преподавателей: учителя тратят меньше времени на создание технологических карт, конспектов уроков, раздаточного материала и т.д. Создание учебных учительских сайтов или платформ, где хранятся все теоретические и практические материалы по предмету, значительно упрощают процесс организации занятий и проверку знаний обучающихся.
В просторах Интернета существует большое количество сайтов, блогов, сообществ, где идет обмен учебными материалами, созданных учителями предметниками. Учителя ОБЖ только начинают осваивать смешанную технологию обучения; во многом это связано с тем, что привычно проводить урок в традиционной форме. Многие учителя не верят в эффективность преподавания через дистанционное и смешанное обучение, и считают, что интернет-среда отвлекает учеников от процесса обучения, что приведет к упадку овладеванию знаниями. Актуальность, объясняется как потребностью общества в особых технологиях и формах образования, так и развитием информационных технологий. Для достижения нового качества образования необходимо введение новых форм обучения в школах. В этом сможет помочь смешанное обучение.
Цель исследования - рассмотреть возможности реализации технологии смешанного обучения на уроках ОБЖ.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроке ОБЖ.
Предмет исследования - смешанное обучение на уроке ОБЖ.
Гипотеза - если в процессе обучения в школах применять технологию смешанного обучении, то это будет способствовать эффективному достижению обучающимся предметных образовательных результатов.
Задачи:
1. Изучить соответствующую литературу по теме;
2. Разработать урок по модели смешанного обучения;
3. Апробировать реализацию смешанного обучения на уроке ОБЖ
В результате выполнения выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Под смешанным обучением понимается инновационная образовательная технология, которая совмещает в себе особенности классической и дистанционной форм обучения.
На современном этапе развития общества и его переходе на новый, постиндустриальный уровень, данная технология является наиболее эффективной, за счет совмещения онлайновой и оффлайновой форм работы. Данное сочетание расширяет образовательные возможности учителя и делает процесс обучения более разнообразным и удобным.
2. В методической литературе выделяются следующие основные модели смешанной технологии обучения: 1) «перевернутый класс»; 2) ротация станций; 3) ротация лабораторий; 4) гибкая модель. Данные модели активнее всего используются учителями и выступают в качестве основы, отталкиваясь от которой, учитель может создавать свои модели, соответствующие его интересам и возможностям.
3. Учитывая возрастные особенности подростков, применение технологии смешанного обучения в старшем звене, показывает высокий уровень эффективности. Проведение уроков по смешанной модели способствует возрастанию уровня заинтересованности в обучении у обучающихся, за счет технологичности, гибкости и инновационной данной модели.
4. С целью демонстрации возможностей смешанной технологии на уроках в среднем звене, нами был разработан план обобщающего урока по ОБЖ для обучающихся 10 классов по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера и защиты от них».
Таким образом, технология смешанного обучения в современной методике преподавания является наиболее эффективной. Наличие большого количества видов (моделей) данной технологии делает ее гибкой, что позволяет на их основе разрабатывать разнообразные уроки.
Активное использование данной технологии на уроках ОБЖ позволит активизировать познавательный интерес у обучающихся к предмету и улучшить их успеваемость, так как уроки станут намного интереснее за счет технологичности и гибкости данной технологии обучения.
Учитель ОБЖ сможет раскрыть свой творческий потенциал, а создание собственной образовательной платформы позволит в удобной форме систематизировать учебный материал.
1. Абрамова, Я. К. Опыт внедрения модели смешанного обучения при реализации образовательных программ в американских вузах / Я. К. Абрамова // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - 2014г. - №1-2.- С. 4-7.
2. Абросимова, Г. А. Новые технологии образования в вузе: смешанное обучение / Г. А. Абросимова // Alma mater. - 2019. - №6. - С. 65-69.
3. Авдеева, Ю. А. Проблематика внедрения смешанного обучения в вузах [Электронный ресурс] / Ю. А. Авдеева, А. А. Устиновская //Управление образованием: Теория и практика. - 2018. - №2(30)
4. Андреев, А. А. Практика электронного обучения с использованием Moodle. / А. А. Андреев, А. В. Андреев, С. В. Андреева, И. Б. Доценко. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
5. Андреева, Н. В. Шаг школы в смешанное обучение / Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская, Б. Б. Ярмахов - Москва : Рыбаков Фонд, 2016. - 279 с.
6. Анисимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle // Учебное пособие. 2-е изд. / А. М. Анисимов - Харьков : ХНАГХ, 2009. - 292 с.
7. Арсентьева, Н. В. Использование мобильных устройств и элементов дополненной реальности на уроках в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению / Н. В. Арсентьева, С. А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. - 2018. - Т. 2. - С. 12-16.
8. Асмолов, А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. / А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров. - Москва : некспринт, 2010. - 84 с.
9. Берджес, Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными / Д. Берджес. - Москва : Альпина Паблишер, 2015. - 238 с.
10. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалко - Москва : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2015. - 352 с.
11. Васин, Е. К. Смешанное обучение на основе информационных технологий как форма реализации учебного процесса в общеобразовательной школе / Е. К. Васин // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 21, №2(154) - С.
12. Гизатулина, О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения / О. И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 116-118.
13. Голубев, О. Б. Смешанное обучение в условиях цифровой школы [Электронный ресурс] / О. Б. Голубев, О. Ю. Никифоров // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - Режим доступа:http://science- education.ru/ru/article/view?Id=8014.
14. Горностаева, Ю.В. Гибкая модель смешанного обучения на уроках химии / Ю. В. Горностаева // Информационные технологии для Новой школы : Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием. Том 2.
-Санкт-Петербург : ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. - С.
15. Грабчикова, Е. С. Фразеологизмы в картинках. Новые истории / Е. С. Грабчикова. — Минск : Пачатковая школа, 2015. — 160 с.
16. Дубровина, К. Н. Энциклопедический словарь библейских фразеологизмов / К. Н. Дубровина. - Москва : Флинта : Наука, 2010. - 808 с.
17. Инструкция пользователя [Электронная образовательная среда Moodle] для ППС[Электронный ресурс]/Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. - 2015 г.
- Режим доступа: http://www.nsmu.ru/workers/cit/sistema-elektronnogo-
obucheniya/eos_pps.pdf
18. Кондусова, Л. В. Учебный контент в онлайн-среде смешанного обучения / Л. В. Кондусова // Информационные технологии для Новой школы:
- Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием.
- Санкт-Петербург : ГБУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий», 2018. - С. 97-100.
19. Корнилова, Е. А. Смешанное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе / Корнилова Е. А., А. А. Стрижаков // Вестник МГОУ. - 2016.
20. Краснова, Т. И. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе / Т. И. Краснова, Т. В. Сидоренко // Образовательные технологии и общество. - 2014.
21. Краснова, Т. И. Принцип индивидуализации в контексте смешанного обучения иностранному языку в вузе / Т. И. Краснова // Молодой ученый. - 2014. - №7
22. Краснова, Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы,
перспективы / Т. И. Краснова // В мире научных открытий.-2014.
19. Инструкция пользователя [Электронная образовательная среда
РЭШ] для ППС[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //resh.edu.ru/subj ect/4/10/
23. Википедия- [Электронный ресурс] - Режим доступа :
https://ru. wikipedia. org/wiki/Учи.ру
24. Логинова, А. В. Смешанное обучение : преимущества,
ограничения и опасения / А. В. Логинова // Научный журнал «Молодой ученый». - 2015. - № 7(87).
25. Лукьянцева, Д. В. Технология смешанного обучения в современной методике преподавания: сущность, преимущества, реализация в школе / Д. В. Лукьянцева // Инструменты, механизмы и технологии современного инновационного развития: сборник статей Международной научно- практической конференции. Уфа : Аэтерна, 2020.
26. Макарова, Ю. В. Образовательный блог как средство взаимодействия с учениками и родителями / Ю. В. Макарова // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 73-75.
27. Малинина, И. А. Применение технологий смешанного обучения
иностранному языку в высшей школе / И. А. Малинина // Современные научные исследования и инновации, 2013. - №10. - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936.
28. Марголис, А. А. Что смешивает смешанное обучение?
[Электронный ресурс] / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, №3. - Режим доступа:
https://psyjournals.ru/files/94043/pse 2018 n3 Margolis.pdf.
29. Матухин, Д. Л. Технология смешанного обучения в современной образовательной парадигме[Электронный ресурс] / Д. Л. Матухин // Язык и мировая культура: взгляд молодых исследователей : сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - Часть 1. -Режим доступа:http://earchive.tpu.ru/handle/11683/32363.
30. Меденкова, Г. В. Электронное обучение как инновационная
педагогическая технология/ Г. В. Меденкова // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 121-122.
31. Нагаева, И. А.Моделирование процесса преподавания в виртуальном образовательном пространстве вуза[Электронный ресурс]/ И. А. Нагаева // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 4.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-prepodavaniya-v-virtualnom-obrazovatelnom-prostranstve-vuza/viewer.
32. Нагаева, И. А. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы / И. А. Нагаева // Информатизация и связь. - 2012. - № 4. - С. 61-64.
33. Нагаева, И. А. Смешанное обучение в современном
образовательном процессе: необходимость и возможности / И. А. Нагаева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 6. - С. 56-67.
34. Назарова, Л. М. Образовательный блог как ресурс сетевого
взаимодействия / Л. М. Назарова // Начальная школа. - 2015. - № 6. - С. 58-61.
35. Нечаева, Л. А. Возможности электронного обучения в
формировании межкультурной компетенции: опыт работы арктического университета (Норвегия, Тромсе) [Электронный ресурс] / Л. А. Нечаева // Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - № 2(6). - С. 123-133. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-elektronnogo-obucheniya-v-formirovanii-mezhkulturnoy-kompetentsii-opyt-raboty-arkticheskogo-universiteta-norvegiya.
36. Никитина, М. С. Модель смешанного обучения в системе высшего образования [Электронный ресурс] / М. С. Никитина // Режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/10/3052.
37. Новообразования подросткового возраста по Л.С. Выготскому [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://azps.ru/hrest/85/9190949.html.
38. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии:
Активное обучение // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. — Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
39. Патаракин, Е. Д. Социальное взаимодействие и сетевое образование 2.0 / Е. Д. Патаракин - Москва : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. - 176 с.
40. Простова, Д. М. Смешанное обучение иностранному языку в
неязыковом вузе [Электронный ресурс] / Д. М. Простова // Язык в сфере профессиональной коммуникации: Часть 2 : материалы международной
научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. - 2018 г. - Режим доступа:http:ZZelar.urfu.ru/bitstream/10995/65823/1Z978-5-8295- 0579-0_015.pdf.
41. Розе, Т. В. Большой фразеологический словарь для детей / Т. В. Розе. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 224 с.
42. Смирнов А.Т. ,Хренников Б.О Учебник ОБЖ. 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: [Электронный ресурс] Режим доступа : https://drive.google.eom/file/d/0B0cRCoikC9hgbr1rdjFIVm5DV1U/view7resourcekey=0-jIMdrkTOMDnpTvWQoWsuvw
43. Сатунина, А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] / А. Е. Сатунина // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2006. - №1. - С. 89¬90. - Режим доступа:littpUvvv.seieiiee-echieatioii.rii/9-103.
44. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х томах. / Г. К. Селевко - Москва : Народное образование, 2005. - 556 с.
45. Стариченко, Б. Е. Методика использования информационно¬
коммуникационных технологий в учебном процессе. Часть 1. Концептуальные основы компьютерной дидактики // Учебное пособие // Б. Е. Стариченко. --Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2013. - 139 с.
46. Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении
изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html.
47. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/.
48. Хаблиева, С. Р. Организация модели смешанного обучения с
использованием информационно-коммуникативных технологий
[Электронный ресурс] / С. Р. Хаблиева // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. Сетевой научно¬методический журнал. - 2018 г.- Режим доступа:
http://www.apkpro.ru/doc/03%20Hablievoi.pdf.
50. Холодковская, О.С. Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем / О. С. Холодковская, В. А. Пашнина. - Санкт- Петербург : Крылов, 2011. - 192 с.
51. Хорн, М., Стейкер, Х. Смешанное обучение. Использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования / М. Хорн, Х. Стейкер. - Калифорния : Willey, 2015. - 343 с.
52. Шапкина, Е. А. Психологические особенности среднего
школьного возраста / Е. А. Шапкина, С. О. Щелина // Молодой ученый. - 2015. - № 19(99).- С. 343-345.