Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №170229

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивного поведения младших школьников 6
1.1. Агрессия как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Становление агрессивного поведения в детском возрасте 13
1.3. Приемы и способы коррекции агрессивного поведения детей младшего
школьного возраста 20
Выводы по Главе1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения учащихся младших классов 30
2.1. Организация и методическое обеспечение констатирующего
эксперимента 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 34
2.3. Программа групповых занятий с младшими школьниками по коррекции
агрессивного поведения 42
Выводы по Главе 2 53
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение

Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих современных психологических исследованиях.
В настоящее время повышенный уровень агрессивности людей, а в особенности - детей, является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивность негативно сказывается на развитии личности и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества.
Весомый вклад в изучение агрессивного поведения детей, развивающихся в норме, внесли исследования таких авторов как Г.С. Абрамова (1997), А. Бандура (2000), С.А. Беличева(1999), И.В. Дубровина (1987), А.Е.Личко (1988), Л.М. Семенюк (1998), Р. Уолтерс (2000), Д.И. Фельдштейн (2001) и др.
Согласно современным исследованиям, возникновение агрессивности и отклонения в эмоционально-личностном развитии ребёнка негативно сказываются на полноценном и качественном развитии, затрудняют межличностное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, препятствуют установлению контактов с окружающими, вызывают социальную и школьную дезадаптацию (С.Л.Колосова, 2004) [20, с. 120].
Цель исследования: на основе изучения актуального уровня проявления агрессивного поведения разработать программу коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у учащихся младшего школьного возраста агрессивное поведение характеризуется следующими особенностями:
1) ведущими формами агрессивного поведения являются косвенные: крики, причинение ущерба вещам, озлобленность;
2) проявления агрессии обусловлены субъективно сложными ситуациями: критика, отказ, избегание;
3) агрессивное поведение у мальчиков и девочек различается по форме проявления.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Определить критерии и уровни проявления агрессивного поведения младших школьников.
3. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей проявления агрессивного поведения младших школьников.
4. Изучить проявления агрессивного поведения младших школьников.
5. Описать актуальный уровень и особенности проявления агрессивного поведении у младших школьников.
6. Разработать программу по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Опросные методы.
4. Тестирование.
5. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98, в нем приняли участие 44 ребенка в возрасте 9 - 10 лет, из них 21 мальчиков и 23 девочек.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
Высокий уровень проявления агрессивного поведения детей является одной из наиболее острых проблем для педагогики и психологии на сегодняшний день. Постоянное растущее количество преступлений, причиной которых становится детская жестокость, увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, все это свидетельствует о необходимости изучения причин, вызывающих эти явления.
На основании анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что в настоящее время повышенный уровень агрессивности людей, а в особенности - детей, является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивность негативно сказывается на развитии личности и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества. Вопросами детской агрессии, ее особенностями проявления, причинами возникновения и ее коррекции занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Из современных исследователей можно отметить Н.Ю. Верхотурову, Н.М. Платонову, А.А. Митрофанову и др.
Однако проведенный анализ проблемы агрессии показывает, что, несмотря на множество исследований, до сих пор нет единогласного мнения об этиологии и механизмах развития детской агрессивности. Становление агрессивного поведения - сложный и многосторонний процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками, информационными инновациями.
В наше время информационные инновации, СМИ, имеют огромное влияние на становление и проявление детской агрессии. Ведь сейчас у каждого ребенка есть телефон, компьютер, интернет. В виртуальных играх дети могут убивать, грабить, нарушать ПДД и все это безнаказанно. Многие начинают путать жизнь реальную и виртуальную и проявлять агрессию в жизни, как и в игре.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, направленный на изучение особенностей проявления агрессивного поведения у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что среди младших школьников к низкому уровню проявления агрессии относятся - 4,4 %, к среднему уровню относятся - 40,9%, к высокому -54,5 %.
Детям с высоким уровнем проявления агрессивного поведения свойственны такие виды проявления агрессивного поведения как физическая агрессия, обида и подозрительность. Проявление физической, вербальной агрессии, негативизма в сторону окружающих людей (предметов), порой даже не причастных к сложившейся ситуации, больше присуще к мальчикам. Девочки, в свою очередь, предпочитают выражать свою агрессию обидой, словесными высказываниями, не прибегая к физической расправе. Агрессивное поведение проявляется часто, даже в незначительных ситуациях. Агрессивное поведение проявляется ярко, бурные эмоции, активное форма поведения. С трудом поддается регуляции. Их отличительными характеристиками является неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды, психологическая неуравновешенность, сомнения и неуверенность в себе.
Делая общий вывод, мы можем утверждать, что у детей младшего школьного возраста высокий уровень агрессивного поведения.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой стало коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой. Опираясь на выше сказанное, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособиедля студ. вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»,1999. 320 с.
2. Боулби Дж. Привязанность. - М., 2003. 124 с.
3. Брагинский В. Агрессивный ребенок/ В.Брагинский//Будь здоров 2001 №3. 49-51 с.
4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2006. 144 с.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Пер с англ. С. Меленевская, Д. Викторова, С. Шпак.СПб.: Питер, 1997. 352 с.
6. Бютнер Х. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. 144 с.
7. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.:Ось-89, 2002. 224 с.
8. Воспитание трудного ребенка /Под ред. М. И. Рожнева. М., 2000. 48¬53 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 93 с.
10. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. научн. трудов. М., 1987. 178с.
11. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. М.:Генезис, 2009. - 216с.
12. Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. Агрессивность дошкольников: Коррекция поведения. М. ТЦ. Сфера, 2006. 53-58 с.
13. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. М., 1991. 112-114 с.
14. Захаров А. И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 27 с.
15. Зографова Й. Проблемы агрессивности человека. Реферат ИНИОН, М., 1990. 126 - 127 с.
16. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. 2003. №5. 14-18 с.
17. Клейберг Ю.А. «Социальная психология девиантного поведения» М. «Сфера». 2004. 38-40 с.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.А. Педагогический словарь.
19. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка. Новосиб. гос. пед. университет. Новосибирск, 2000. 23с.
20. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб.:ПИТЕР. 2004. 120с.
21. Колосова С.Л. Особенности дезадаптации детей 6-7 летнего возраста с агрессивным поведением// Вопросы психологии. 2006. №2. 50-58 с.
22. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. 2017.
23. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М., 2002. 208 с.
24. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка. Новосиб. гос. пед. университет. - Новосибирск, 2000. 23с.
25. Красноперова Е.А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. Автореф. дисс. Уфа, 2005.
26. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 208с.
27. Лебединский В.В., Никольский О.С., Баенская Е.Р. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / М., 1990. 103-107 с.
28. Левитов Н. Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал.1990. №5.
29. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М.: Мос-ГУ, 2004. 34 с.
30. Лоренц К. Агрессия. М., Прогресс, 1994. 276 с.
31. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 45 с.
32. Лэндрэт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. М., 1994. 63 с.
33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа сгиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2009. 56-58 с.
34. Макаренко А.С. О воспитании М.; Политиздат, 1990. 64-69 с.
35. Мир детства: Младший школьник; под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1988. 272 с.
36. Мойер К. Хирургия агрессии // Лит. газета. 1973. 13 февраля. 6 с.
37. Мурташина Р. Агрессивное поведение детей как психологическая проблема // Наука и школа. 2005. №1. 15-17 с.
38. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., Лайнер, 1997. 76 с.
39. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005. 304с.
40. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы,
диагностические методы, коррекционная работа. - Волгоград, 2009. 68 - 72с.
41. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П.Смирнова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 154с.
42. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.312 с.
43. Плотникова Н.М. Агрессия детей и подростков. Спб. 2004. 96 с.
44. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной
войны/В.Ф. Прокофьев. М., 1999г. 36с.
45. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос. 1996. 105- 107 с.
46. Рояк, А.А.Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. Москва : Педагогика, 1988. 120 с. ISBN 5-7155-0136-9.
47. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии 1991. № 1. 81-88 с.
48. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. № 6. 5 — 16 с.
49. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности. Ж. «Вопросы психологии», январь-февраль 2002 г. № 1. 17-26 с.
50. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 443с.
51. Строгонова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? // Воспитание школьников. 2007. № 5. 58-60с.
52. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.Резапкиной) / Резапкина Г. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие. М., 2006
53. Фигдор Г. Детская агрессивность/ Г. Фигдор// дошкольное воспитание, 2006 №2. 92-99 с.
54. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Ч. 1-3.- М.:Генезис, 1998. 113 с.
55. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М..1994. 447 с.
56. Фрейд З. Психоанализ. М.: Ренессанс, 1992. 105-112 с.
57. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб., Речь, 2007. 203 с.
58. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и
коррекция. Минск, 1996.192с.
59. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоции и психическое здоровье. Вестник реабилитационной и коррекционной работы, 1996. 1 с.
60. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Агрессия. Санкт-Петербург, 2002. 76 с.
61. Чижова С. Ю. Детская агрессивность: 100 ответов на родительские «Почему?». Ярославль: Акад. развития [и др.], 2001. 54-55 с.
62. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. 128с.
63. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. М., 1992. 109 с.
64. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. 360 с.
65. Miller, N. The frustration-aggression hypothesis/ Symposium on the Frustration / N. Miller // Psychological Review, 1948. - Vol. 4. - P. 337-366.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ