ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивного поведения младших школьников 6
1.1. Агрессия как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Становление агрессивного поведения в детском возрасте 13
1.3. Приемы и способы коррекции агрессивного поведения детей младшего
школьного возраста 20
Выводы по Главе1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения учащихся младших классов 30
2.1. Организация и методическое обеспечение констатирующего
эксперимента 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 34
2.3. Программа групповых занятий с младшими школьниками по коррекции
агрессивного поведения 42
Выводы по Главе 2 53
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессивного поведения младших школьников 6
1.1. Агрессия как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Становление агрессивного поведения в детском возрасте 13
1.3. Приемы и способы коррекции агрессивного поведения детей младшего
школьного возраста 20
Выводы по Главе1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей агрессивного поведения учащихся младших классов 30
2.1. Организация и методическое обеспечение констатирующего
эксперимента 30
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 34
2.3. Программа групповых занятий с младшими школьниками по коррекции
агрессивного поведения 42
Выводы по Главе 2 53
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение
Актуальность исследования. Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих современных психологических исследованиях.
В настоящее время повышенный уровень агрессивности людей, а в особенности - детей, является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивность негативно сказывается на развитии личности и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества.
Весомый вклад в изучение агрессивного поведения детей, развивающихся в норме, внесли исследования таких авторов как Г.С. Абрамова (1997), А. Бандура (2000), С.А. Беличева(1999), И.В. Дубровина (1987), А.Е.Личко (1988), Л.М. Семенюк (1998), Р. Уолтерс (2000), Д.И. Фельдштейн (2001) и др.
Согласно современным исследованиям, возникновение агрессивности и отклонения в эмоционально-личностном развитии ребёнка негативно сказываются на полноценном и качественном развитии, затрудняют межличностное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, препятствуют установлению контактов с окружающими, вызывают социальную и школьную дезадаптацию (С.Л.Колосова, 2004) [20, с. 120].
Цель исследования: на основе изучения актуального уровня проявления агрессивного поведения разработать программу коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у учащихся младшего школьного возраста агрессивное поведение характеризуется следующими особенностями:
1) ведущими формами агрессивного поведения являются косвенные: крики, причинение ущерба вещам, озлобленность;
2) проявления агрессии обусловлены субъективно сложными ситуациями: критика, отказ, избегание;
3) агрессивное поведение у мальчиков и девочек различается по форме проявления.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Определить критерии и уровни проявления агрессивного поведения младших школьников.
3. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей проявления агрессивного поведения младших школьников.
4. Изучить проявления агрессивного поведения младших школьников.
5. Описать актуальный уровень и особенности проявления агрессивного поведении у младших школьников.
6. Разработать программу по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Опросные методы.
4. Тестирование.
5. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98, в нем приняли участие 44 ребенка в возрасте 9 - 10 лет, из них 21 мальчиков и 23 девочек.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
В настоящее время повышенный уровень агрессивности людей, а в особенности - детей, является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивность негативно сказывается на развитии личности и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества.
Весомый вклад в изучение агрессивного поведения детей, развивающихся в норме, внесли исследования таких авторов как Г.С. Абрамова (1997), А. Бандура (2000), С.А. Беличева(1999), И.В. Дубровина (1987), А.Е.Личко (1988), Л.М. Семенюк (1998), Р. Уолтерс (2000), Д.И. Фельдштейн (2001) и др.
Согласно современным исследованиям, возникновение агрессивности и отклонения в эмоционально-личностном развитии ребёнка негативно сказываются на полноценном и качественном развитии, затрудняют межличностное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, препятствуют установлению контактов с окружающими, вызывают социальную и школьную дезадаптацию (С.Л.Колосова, 2004) [20, с. 120].
Цель исследования: на основе изучения актуального уровня проявления агрессивного поведения разработать программу коррекции агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у учащихся младшего школьного возраста агрессивное поведение характеризуется следующими особенностями:
1) ведущими формами агрессивного поведения являются косвенные: крики, причинение ущерба вещам, озлобленность;
2) проявления агрессии обусловлены субъективно сложными ситуациями: критика, отказ, избегание;
3) агрессивное поведение у мальчиков и девочек различается по форме проявления.
Задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы определить современное состояние изучения проблемы исследования.
2. Определить критерии и уровни проявления агрессивного поведения младших школьников.
3. Подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей проявления агрессивного поведения младших школьников.
4. Изучить проявления агрессивного поведения младших школьников.
5. Описать актуальный уровень и особенности проявления агрессивного поведении у младших школьников.
6. Разработать программу по коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Опросные методы.
4. Тестирование.
5. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 98, в нем приняли участие 44 ребенка в возрасте 9 - 10 лет, из них 21 мальчиков и 23 девочек.
Структура работы включает: введение, 2 главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Работа апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XIX Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» в г. Красноярске 26 - 27 апреля 2018 года. По теме исследования имеется публикация.
Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой.
Высокий уровень проявления агрессивного поведения детей является одной из наиболее острых проблем для педагогики и психологии на сегодняшний день. Постоянное растущее количество преступлений, причиной которых становится детская жестокость, увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, все это свидетельствует о необходимости изучения причин, вызывающих эти явления.
На основании анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что в настоящее время повышенный уровень агрессивности людей, а в особенности - детей, является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивность негативно сказывается на развитии личности и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества. Вопросами детской агрессии, ее особенностями проявления, причинами возникновения и ее коррекции занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Из современных исследователей можно отметить Н.Ю. Верхотурову, Н.М. Платонову, А.А. Митрофанову и др.
Однако проведенный анализ проблемы агрессии показывает, что, несмотря на множество исследований, до сих пор нет единогласного мнения об этиологии и механизмах развития детской агрессивности. Становление агрессивного поведения - сложный и многосторонний процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками, информационными инновациями.
В наше время информационные инновации, СМИ, имеют огромное влияние на становление и проявление детской агрессии. Ведь сейчас у каждого ребенка есть телефон, компьютер, интернет. В виртуальных играх дети могут убивать, грабить, нарушать ПДД и все это безнаказанно. Многие начинают путать жизнь реальную и виртуальную и проявлять агрессию в жизни, как и в игре.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, направленный на изучение особенностей проявления агрессивного поведения у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что среди младших школьников к низкому уровню проявления агрессии относятся - 4,4 %, к среднему уровню относятся - 40,9%, к высокому -54,5 %.
Детям с высоким уровнем проявления агрессивного поведения свойственны такие виды проявления агрессивного поведения как физическая агрессия, обида и подозрительность. Проявление физической, вербальной агрессии, негативизма в сторону окружающих людей (предметов), порой даже не причастных к сложившейся ситуации, больше присуще к мальчикам. Девочки, в свою очередь, предпочитают выражать свою агрессию обидой, словесными высказываниями, не прибегая к физической расправе. Агрессивное поведение проявляется часто, даже в незначительных ситуациях. Агрессивное поведение проявляется ярко, бурные эмоции, активное форма поведения. С трудом поддается регуляции. Их отличительными характеристиками является неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды, психологическая неуравновешенность, сомнения и неуверенность в себе.
Делая общий вывод, мы можем утверждать, что у детей младшего школьного возраста высокий уровень агрессивного поведения.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой стало коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой. Опираясь на выше сказанное, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Высокий уровень проявления агрессивного поведения детей является одной из наиболее острых проблем для педагогики и психологии на сегодняшний день. Постоянное растущее количество преступлений, причиной которых становится детская жестокость, увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, все это свидетельствует о необходимости изучения причин, вызывающих эти явления.
На основании анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что в настоящее время повышенный уровень агрессивности людей, а в особенности - детей, является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Агрессивность негативно сказывается на развитии личности и социализации подрастающего поколения в условиях современного общества. Вопросами детской агрессии, ее особенностями проявления, причинами возникновения и ее коррекции занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон и др. Из современных исследователей можно отметить Н.Ю. Верхотурову, Н.М. Платонову, А.А. Митрофанову и др.
Однако проведенный анализ проблемы агрессии показывает, что, несмотря на множество исследований, до сих пор нет единогласного мнения об этиологии и механизмах развития детской агрессивности. Становление агрессивного поведения - сложный и многосторонний процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи и общением со сверстниками, информационными инновациями.
В наше время информационные инновации, СМИ, имеют огромное влияние на становление и проявление детской агрессии. Ведь сейчас у каждого ребенка есть телефон, компьютер, интернет. В виртуальных играх дети могут убивать, грабить, нарушать ПДД и все это безнаказанно. Многие начинают путать жизнь реальную и виртуальную и проявлять агрессию в жизни, как и в игре.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс, направленный на изучение особенностей проявления агрессивного поведения у младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что среди младших школьников к низкому уровню проявления агрессии относятся - 4,4 %, к среднему уровню относятся - 40,9%, к высокому -54,5 %.
Детям с высоким уровнем проявления агрессивного поведения свойственны такие виды проявления агрессивного поведения как физическая агрессия, обида и подозрительность. Проявление физической, вербальной агрессии, негативизма в сторону окружающих людей (предметов), порой даже не причастных к сложившейся ситуации, больше присуще к мальчикам. Девочки, в свою очередь, предпочитают выражать свою агрессию обидой, словесными высказываниями, не прибегая к физической расправе. Агрессивное поведение проявляется часто, даже в незначительных ситуациях. Агрессивное поведение проявляется ярко, бурные эмоции, активное форма поведения. С трудом поддается регуляции. Их отличительными характеристиками является неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды, психологическая неуравновешенность, сомнения и неуверенность в себе.
Делая общий вывод, мы можем утверждать, что у детей младшего школьного возраста высокий уровень агрессивного поведения.
Полученные результаты явились основой составления программы групповых занятий, целью которой стало коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Составленная нами программа и результаты констатирующего эксперимента могут быть полезны учителям и психологам, а также родителям, которые интересуются данной проблемой. Опираясь на выше сказанное, можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Групповое консультирование как средство преодоления агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГРУППЫ РИСКА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая коррекция агрессивного поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция проявлений агрессивного поведения детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития
посредством сказкотерапии в процессе психолого-педагогического
сопровождения их образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



