Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития графических навыков у детей
старшего дoшкoльнoгo вoзраcтa 6
1.1. Особенности рисования и графических навыков детей дошкольного возраста 6
1.2. Технология развития графических умений у детей 6-7 лет 10
1.3. Возрастные особенности графических навыков детей дошкольного возраста 25
Глава 2 . Экспериментальное исследование развития графических навыков у
детей старшего дошкольного возраста 28
2.1. Констатирующий эксперимент 29
2.2. Формирующий эксперимент 31
2.3. Контрольный эксперимент 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Актуальность темы исследования связана с тем, что современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. По данным психолого-педагогических исследований, около 80% трудностей в начальной школе связано с письмом. Это не случайно, поскольку графические умения представляют собой сложный комплекс, включающий формирование зрительно-моторной координации, восприятие фигурно- фоновых отношений, положения в простанстве и др. Несформированность отдельных составляющих этого сложного пространственно-графического комплекса создает определенные трудности в обучении не только на уровне начальной школы, но и на более поздних этапах обучения. Исследования последних лет показали особое значение пространственно-графической готовности к обучению грамоте.
В большинстве программ для ДОУ не предусмотрена целенаправленная работа по развитию чертежно-графических навыков.
Между тем умение оперировать графическими изображениями является основой развития пространственных представлений не только на предметно - манипулятивном уровне, но и способствует их переводу во внутренний план. Это особенно важно в аспекте осуществления преемственных связей между дошкольной и начальной школьной ступенями образования, поскольку успешное обучение в школе возможно при наличии у ребенка определенных графических умений.
Одним из средств подготовки руки ребенка к письму являются занятия по изобразительной деятельности. На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.
По мнению специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление,связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Но, особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для подготовки руки ребенка к письму. Исследователи, изучающие особенности развития графических навыков дошкольников, в том числе посредством изобразительной деятельности, это Т.С. Комарова, В.Б.Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова, Н.П. Сакулина и др.
Все вышесказанное позволяет обнаружить противоречие между с высокими требованиями школы предъявляемым к детям, в том числе и к графическим навыкам письма, а с другой стороны, в современных ДОО уделяется недостаточное внимание к подготовке руки ребенка к письму.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития графических навыков у старших дошкольников на занятиях рисования?
Цель - изучить особенности развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста на занятиях рисования.
Объект исследования: процесс развития графических навыков детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие графических навыков у старших дошкольников в процессе рисования.
Гипотеза исследования: развитие графических навыков у старших дошкольников на занятиях рисования будет эффективным, если:
- педагог будет целенаправленно и систематически работать с детьми
на занятиях рисования с графическими материалами;
- дети будут поэтапно и последовательно выполнять задания, на развитие графических умений;
- будет создана в групповой комнате условия для художественного творчества детей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить особенности изобразительной деятельности и графических
навыков детей;
- проанализировать обучение графическим навыкам и умениям;
- провести экспериментальное исследование по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы использованы такие методы, как: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; анализ программных документов, сравнение, синтез,обобщение; изучение продуктов деятельности, построение гипотезы,эксперимент.
База исследования - МАДОУ детский сад № 31 г.Кызыла Республики Тыва.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник. В графическом искусстве используется работа различными карандашами, углем, сангиной,соусом, мелом, пастелью, техника штриховки, тушевки, заливки и т.д.
Конечно, не все многообразие этих техник можно использовать в детском саду и потому, что они трудны детям, и потому, что некоторые из них требуют специальной подготовки, последующего закрепления работ, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако, некоторое расширение художественных материалов, по сравнению с существующим,необходимо.
Исследователи детского изобразительного творчества подчёркивают необходимость овладения техникой для создания рисунка, для развития способности к изображению. Способности формируются в деятельности,которая состоит из таких компонентов как: знания, умения, навыки,творчество. Отсутствие какого - либо компонента будет влиять на протекание деятельности и, следовательно, на формирование способностей.
Значит формирование способностей к рисованию будет зависит от того,насколько верно сформированы и технические навыки - один из компонентов этой деятельности.
Использование разнообразных изобразительных графических материалов в рисовании детей дошкольного возраста обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. Совершенствуя навыки изображения предмета, дети получают возможность шире отражать явление окружающего его мира.
Для формирования технических навыков рисования, у детей старшего дошкольного возраста, необходимо использовать психологически обоснованные способы обучения, позволяющие эффективно формировать двигательную основу изображения — технические навыки и умения у детей дошкольного возраста.
Для подтверждения теории была проведена исследовательская работа, целью которой является: изучение процесса развития умений и навыков в процессе рисования графическими материалами у детей 3-4 лет. Были поставлены задачи, которые в ходе проведения исследовательской работы были выполнены: анализ специальной и научной литературы по проблеме изучения диагностики графических способностей детей в младшем дошкольном возрасте; проведена исследовательская работа, выявлены способности у детей в области графического изображения; разработаны пути развития творческих способностей в области рисования графическими материалами; апробированы инновационные технологии развития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста в области рисования графическими материалами.
Гипотеза подтвердилась, так как занятия по рисованию в графической технике способствовали развитию графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста.
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении
детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2010. - 272 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей/Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2012.-260 с.
3. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников
на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений / С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р.Сиркин. - М.: Владос, 2012.
4. Волков H.H. О понятии композиции / H.H. Волков //
Проблемы композиции. Сборник научных трудов — М.:Изобразительное, искусство, 2009. - 146 с.
5. Все о технике: рисунок // Справочник для художников. -М.: Арт-Родник, 2011. - 142 с.
6. Голубева О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. М.:Изобразительное искусство, 2010. - 120 с.
7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность
дошкольников/ Г.Г. Григорьева. М.: Академия, 2009. - 256 с.
8. Гризик Т.И. Подготовка к обучению письму / Т.И. Гризик.М.: Просвещение, 2007. - 47 с.
9. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной
деятельности / Т.Н. Доронова. - М.: Школьная пресса, 2009. - 96 с.
10. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / А.В.Запорожец. - М., 2011. - 430 с.
11. Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию. //
Способности ваших детей. / Сост. Н.П. Линькова и Е.А. Шумилин. -М.: Просвещение, 2009.
12. Илюхина В.А. Письмо с секретом. Преодоление
трудностей при обучении письму / В.А. Илюхина. - М.: Просвещение,2011. - 128 с.
13. Казакова Т.Г. Изодеятельность дошкольников/Т.Г.Казакова.М.: Педагогика, 2010. - 159с.
14. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества.
Пособие для воспитателя детского сада/ Т.Г. Казакова. М.:Просвещение, 2013. -200с.
15. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических
навыков у детей 5-7 лет / Н.В. Квач. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 160 с.
16. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности/ В.И. Кириенко. М.: Просвещение,2009. - 167 с.
17. Клее П. Педагогические эскизы / Пауль Клее; пер. с нем. Н. Дружковой. М.: изд. Д.Аронов, 2012. - 54 с.
18. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в
детском саду /. Т.С. Комарова. М.: Просвещение, 2011. - 200 с.
19. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 192 с.
20. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова. — М.: Просвещение, 2011. — 256 с.
21. Маркова Е. Помогите детям увидеть мир многоцветным.
Игры и упражнения для развития координации и точности движений и
отработки правильного нажима. /Е. Маркова// Журн. дошкольное воспитание. - 2009.- № 2. -с. 29-35.
22. Марынкина М.Н. Роль восприятия в графической
деятельности / М.Н. Марынкина // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. - С. 18.
23. Мелик-Пашаев A.A. Художник в каждом ребёнке / A.A.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. М.: Просвещение, 2008. — 175 с.
24. Погодина С. Художественные техники. Карандаш /
С.Погодина //Журн. дошкольное воспитание. - 2009. - №12. - с. 37-44.
25. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного
развития детей по их рисункам / Ю.А. Полуянов. М.-Рига: ПЦ «Эксперимент», 2008. - 160 с.
26. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под
ред. М.А. Васильевой, В.В: Гербовой, Т.С. Комаровой М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2014. - 208 с.
27. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей
дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. М.: Творческий центр Сфера,2008. - 156 с.