Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении
1.1. Подготовка подростков к преодолению тревожности
интеллектуальной деятельности в обучении как психолого-педагогический феномен 16
1.2. Особенности преодоления тревожности интеллектуальной
деятельности в процессе обучения в подростковом возрасте 29
1.3. Педагогическое обеспечение условий подготовки подростков к
преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении: специфика, субъекты, их функции 35
Глава 2. Реализация модели педагогического обеспечения условий подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении 55
2.1. Структурно-функциональная модель педагогического обеспечения
условий подготовки подростков к преодолению тревожности
интеллектуальной деятельности в обучении 55
2.2. Апробация педагогического обеспечения условий процесса
подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении 64
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной проверки
эффективности подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении 79
Заключение 84
Список использованной литературы 88
Приложения
Актуальность исследования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2013 -2020 гг. отображают запросы и тенденции развития всех институтов современного российского государства на основе инновационной экономики и наукоемкой технологии. Данные обстоятельства определяют все более высокие требования к организации школьного образования, реализация которого предполагает ревизию концепций, целей, содержания организационных форм и методов формирования личности, её интеллектуального, профессионального развития, нравственного совершенствования, и психологической устойчивости при самореализации. Однако, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015 годы» отмечается, что отечественная образовательная система при всех успехах реформирования «сохраняет внутри себя проблемы и противоречия». В частности, традиционное образование, основанное на знаниевой парадигме, среднестатистическом темпе обучения и обезличенной сложности передачи учебного материала, не отвечает реальному положению дел и ожиданиям общества, предъявляемым к обеспечению психологического климата интеллектуальной, познавательной деятельности. Подготовка подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучении обладает потенциалом для удовлетворения этого требования.
На современном этапе реализации ФГОС ООО, прослеживается несоответствие возрастающего объема школьной информации ограниченным психофизическим возможностям подростков по её усвоению в отведенные учебными занятиями сроки. Для многих из них, присущи: репродуктивный уровень познания, низкое владение интеллектуальными и общеучебными умениями, приёмами самостоятельной познавательной деятельности, недостаточное проявление воли, низкая мотивация, неуверенность и страх к учению, что свидетельствует о наличии серьезных барьеров преодолении тревожности интеллектуальной деятельности подростков в процессе обучении.
Степень изученности темы. Снятия указанных познавательных барьеров, благодаря специальной педагогической деятельности, которая охватывала бы все стороны педагогического обеспечения условий процесса обучения подростков, ускоряющего их адаптацию к успешному преодолению тревожности интеллектуальной деятельности является предметом исследовательского интереса.
Изучением фундаментальных проблем всевозможных затруднений учащихся в познавательной деятельности занимались многие отечественные ученые педагоги: Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, К.Д. Ушинский и др., психологи Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Б.М. Кедров, В.В. Краевский, В.А. Якунин и др. Сущность понятия «деятельности» и её структурные компоненты, раскрывается в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейна, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского и др. Психологические затруднения познания, как неотъемлемая часть
образовательной деятельности изучались С.И. Высотской, А.М. Матюшкиным, А.И. Пилипенко и др. Н.А. Мельчинская, Д. Хамблин рассматривали тревожность, как затруднение при усвоении материала различных учебных предметов. В.Г. Казанская, Ю.В. Синько, Г.А. Цукерман - в конкретных видах учебной деятельности. В работах вышеперечисленных авторов отмечается значимость преодоления тревожности и страха познания. Адаптации детей-мигрантов к новым, непривычным условиям жизни и обучения раскрываются А.В. Волчковой, И.Н. Ценюга,С.Н. Ценюги. Педагоги и психологи считают, что уровень тревожности у данной категории подростков очень велик, потому как они не только сменили школу, коллектив класса, педагогов, а главное - страну, где долго проживали. Вопросы школьной тревожности занимают значительное место в современной психологии. По мнению Л.И. Божович, ребенок как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям. Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности, которая выступает в качестве фактора мобилизации внимания, памяти, интеллектуальной деятельности подростков.
Анализ теоретического потенциала, накопленного современной наукой, и состояния практического опыта педагогической деятельности позволили выявить следующие противоречия:
- между потребностью современного российского общества и государства подготовке подрастающих поколений к преодолению всевозможных барьеров интеллектуальной, познавательной деятельности, и слабо выраженной ориентацией системы школьного образования на удовлетворение данного требования;
- между ресурсом системы школьного образования, потенциально достаточным, для эффективной подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении, и ненадлежащими педагогическими условиями реализации данного процесса в школьной практике;
- между потребностью школьной практики в реализации педагогическими условиями повышения уровня готовности подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении, и недостаточным их описанием в современных психолого-педагогических исследованиях;
С учетом, выше сказанного определена проблема исследования: какие педагогические условия будут способствовать повышению уровня готовности подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении.
Актуальность, недостаточная теоретическая обоснованность данной проблемы и практическая потребность в её разрешении позволили определить тему исследования: «Подготовка подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении»
Целью исследования: определение, обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий результативной подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении
Объект исследования: подготовка подростков к преодолению познавательных барьеров.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучения.
Гипотеза исследования: подготовка подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучения будет успешной, если:
- обоснована и охарактеризована сущность подготовки как целенаправленный динамичный и поэтапный процесс психолого - педагогический деятельности, направленной на повышение уровня готовности подростков к преодолению познавательных барьеров;
- осуществляется с учетом причин возникновения тревожности, как барьера интеллектуальной деятельности, и возрастных особенностей подросткового возраста, влияющих на её преодоление в процессе обучения;
- выявлены и обоснованы специфика, субъекты педагогического обеспечении подготовки подростков, а так же их функции в преодолении тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучении;
- разработана и реализована структурно-функциональная модель и педагогические условия процесса подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении .
- опытно-экспериментальной проверена результативность подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Обосновать и охарактеризовать сущность подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучения, как целенаправленный динамичный и поэтапный процесс психолого-педагогический деятельности, направленной на повышение уровня готовности подростков к преодолению познавательных барьеров.
2. Выявить, с учетом возрастных особенностей подросткового возраста, причины возникновения тревожности, как барьера интеллектуальной деятельности, влияющих на её преодоление в процессе обучения.
3. Выявить и обосновать факторы и условия, влияющие подготовку подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучении.
4. Разработать и реализовать содержательное наполнение структурно-функциональной модели и педагогических условий подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении.
5. Провести опытно-экспериментальную проверку результативности структурно-функциональной модели и педагогических условий подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении .
Методологическую основу исследования составили:
- системный подход к анализу интеллектуальной, учебной деятельности
учашихся на всех этапах процесса образования ( С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Ю.А. Кустов, Н.Д. Никандров и др);
- личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения (Ш.А. Аманошвилли, Е.В. Бондоревская, В.В. Серикова, М.Н. Скаткин, В.А Сластенин, К.Д. Ушинский, И.С Якиманская и др.);
- деятельностный подход(К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский,И.А. Зимняя, Б.М. Кедров, В.В.
Краевский, Д.А. Леонтьев, С.Л Рубинштейн, Н.Ф. Толызина, Д.Б. Эльконин, В.А. Якунин и др.);
- информационный подход (С.И. Архангельский, А.М. Матюшкин, С.В. Панюкова, Е.С. Палат и др. );
- аксеологический подход (А.А. Бадалев, А.А. Деркач, В.Г. Казанская, Н.В. Кузьмина, А.К. Марков, Ю.В. Синько, Г.А. Цукерман и др.)
Теоретическими основаниями исследования выступают психолого-педагогические теории деятельности и развития личности (Ш.А. Аманошвилли, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, С.И. Осипова и др.); концептуальные положения теории личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, О.Б. Мочалов и др.); теории системной природе организации образовательной деятельности (Н.М. Бажин, Л.В. Байбородова, А.А. Вербицкий, В.А. Зиновьев, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова); теории рассматривающие различные типы затруднений в обучении (И.А. Зимняя, Н.А. Кузнецова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Р.Х.Шакуров и др.);теории целостного развития педагогического процесса (Ю.В. Васильев, В.С. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.).
В целях реализации задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследовании.
- теоретические методы: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, научной периодики по теме; изучение директивных, нормативных и программно-методических документов в сфере организации процесса обучения; системный анализ, синтез и обобщение полученных результатов, моделирование;
- эмпирические методы: наблюдение, опрос, тестирование, педагогический эксперимент(констатирующий и формирующий) с использованием метода прогрессивных матриц Равенна;
- статистические методы: количественно-качественный обработки и анализ результатов диагностики уровня тревожности Филипса, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе МБОУ гимназии №16 г. Красноярска. В исследовании участвовали 30 школьников восьмых классов в возрасте 14-15лет. Как правило, процесс обучения подростков в этом возрасте создаёт, высокую учебную мотивацию и нередко вызывает у школьников фрустрирующие состояния, что способствует возникновению повышенной тревожности, и даёт возможность проследить динамику её воздействия на эффективность интеллектуальной деятельности в обучении.
Новизна исследования
- обоснована и охарактеризована подготовка подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучения как целенаправленный, поэтапный (организационно -целевой, процессуально- деятельностный, эмоционально-рефлексивный) динамичный и процесс специально организованной психолого-педагогический деятельности, направленной на повышение уровня готовности подростков к преодолению познавательных барьеров;
- процесс подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучения рассмотрен с учетом причин возникновения тревожности, как барьера интеллектуальной деятельности, и возрастных особенностей подросткового возраста, влияющих на её преодоление в процессе обучения;
- выявлены и обоснованы специфика, субъекты педагогического обеспечения условий подготовки подростков, а так же их функции в преодолении тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучении;
- разработано и реализовано содержательное наполнение структурно-функциональных компонентов модели и педагогических условий подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении (целевого, содержательного, деятельностного, результативного), описывающее процесс организации педагогической деятельности по подготовке учащихся к преодолению познавательных барьеров;
- выявлены показатели готовности подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении: уровень потребности достижении высоких учебных показателей и воли в формировании знаний, умений и навыков (мотивационный критерий); объем, скорость и прочность усвоения знаний, выявленные при контроле (когнитивный критерий); своевременность выполнения учебных заданий, уровень самостоятельности, умение применять знания на практике (деятельностный компонент). Уровни готовности (низкий, средний, высокий).
- проведена опытно-экспериментальная проверка результативности педагогических условий подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования вносят определенный вклад в уточнение теоретических основ процесса подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении; расширяют современное представление преодолении познавательных барьеров, педагогического знание о системе целевом, содержательном, технологическом и критериально-оценочном компонентах реализации этого процесса; способствуют дальнейшему развитию педагогического сопровождения процесса подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении в школах современной России.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут оказать помощь родителям и педагогам в организации процесса интеллектуальной деятельности подростков, имеющей своей целью коррекцию их самооценки и уровня тревожного поведения в обучении.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Подготовка подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в процессе обучения - это целенаправленный динамичный процесс специально организованной психолого-педагогический деятельности, направленной на повышение уровня готовности подростков к преодолению данного познавательного барьера, на формирование самостоятельности в обретении знаний, на пользование различными источниками, на умения и навыки их использования на практике решения разнообразных учебных задач, на формирование устойчивой мотивации учения. Процесс осуществляется поэтапно и состоит из: организационно - целевого, процессуально-деятельностного и эмоционально-рефлексивного этапов.
2. Учет возрастных особенностей причин возникновения тревожности в подростковом возрасте, как барьера интеллектуальной деятельности, влияет на выбор педагогических условий её преодоления в процессе обучения.
3. Специфика и субъекты педагогического обеспечения условий, а так же реализация ими своих функции при подготовке подростков к успешному преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении, выступают факторами и условиями успешной реализации этого процесса.
4. Содержательное наполнение структурно-функциональных компонентов модели и педагогических условий подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении.(целевого, содержательного, деятельностного, результативно- оценочного), позволяет определить, обосновать и опытно-экспериментальная проверить результативность повышения готовности подростков к преодолению познавательных барьеров.
5. Результативность подготовки подростков к преодолению
тревожности интеллектуальной деятельности в обучении обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- содействие подросткам в выработке и осуществлении персональной
образовательной траектории преодоления тревожности интеллектуальной деятельности в обучении по различным учебным предметам;
- разработка и реализация учебно-методического обеспечения процесса
подготовки подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении;
-реализация методик обеспечивающих анализ диагностических результатов готовности подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих, шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений
Итак, в подростковом возрасте происходят очень серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки. Это в свою очередь имеет очень плодотворную почву для появления и развития отклоняющегося поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например, преступная деятельность. Поэтому в этом возрасте к подросткам необходимо особое отношение со стороны школы, семьи, которое предусматривает предотвращение появления пагубного поведения.
Рассмотрев множество различных точек зрения понятий интеллекта, тревожности, мы конкретизировались на данных понятиях применительно к подростковому возрасту. Наиболее точной формулировкой, по нашему мнению, может служить такая, что интеллект - это умственная способность к адаптации. Интеллектуальное развитие подростках характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки. В связи с этим, нами в работе было отмечено, что интеллектуальное развитие подростка, когда он подвержен высокому уровню тревожности, не сочетается с развитием творческой, креативно мыслящей и свободной личности.
Из эмпирической части исследования, было выяснено, что наиболее выраженным у подростков является страх ситуации проверки знаний, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
На втором месте по выраженности идет Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Третье место занимает страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
Четвертое место занимает Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Пятое место занимает проблемы и страхи в отношении с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Шестое место занимает Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Последние места делят переживания социального стресса и фрустрация потребности в достижении успеха. Общий уровень тревожности по методике Филипса равен 35,2%, что говорит о среднем уровне его выраженности с тенденцией к низкому у подростков.
В выборке подростков средний уровень интеллекта всей выборки равен (105,4) балла, что приписывает группе, согласно ключу теста - высокий интеллект. Также видно, что у девушек и мальчиков присутствует один уровень развития интеллекта, а высокий уровень.
Статистический анализ показал, что между шкалой «показателя интеллекта» и шкалой «фрустрации потребности в достижении успеха», была обнаружена отрицательная корреляционная связь, это значит, что чем выше интеллект подростков, тем ниже неблагоприятный психический фон, не позволяющий подростку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. А между шкалой «показателя интеллекта» и шкалой «страх ситуации проверки знаний», была обнаружена отрицательная корреляционная связь, это значит, что чем выше уровень интеллекта подростков, тем ниже страх ситуации проверки знаний, а именно негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе был осуществлен теоретический анализ по указанной теме, а именно, «Подготовка подростков к преодолению тревожности интеллектуальной деятельности в обучении»; было осуществлено эмпирическое исследование; были проанализированы результаты, полученные в ходе диагностического исследования, сделаны соответствующие выводы.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что задачи и цель данной выпускной квалификационной работы, поставленные в её начале, были успешно достигнуты, а гипотеза о том, что высокому уровню личностной тревожности соответствует сниженный уровень интеллектуальной деятельности, а низкому уровню тревожности соответствует высокий уровень активности интеллектуальной деятельности, нашла свое подтверждение в эмпирической части исследования.
Работая над этой темой, непосредственно исследуя вопросы тревожности, возникающие у подростков, я пришел к выводу, что в своей будущей работе с учащимися необходимо учитывать такие основоположения, как: опираться на желания подростка, глубоко изучить склонности и интересы, разумно использовать намерения, возникшие на основе потребности ученика, поощрять желание добиться признания в среде сверстников, ибо всем людям свойственно желание быть признанными, не бросать ученика в пугающей его ситуации - помочь обрести уверенность в себе (ведь школьники с повышенной тревожностью всегда ждут от учителя одобрения, сочувствия, а не замечаний, сделанных при всех или устрашающих записей в дневнике), по мелочам избегать придирок, одобрять, пусть даже еле заметные успехи, всегда давать ученику шанс на успех.
Считаю, что все эти педагогические основоположения, используемые учителем, несомненно, помогут снять стрессовые ситуации, возникающие в процессе учебной деятельности, тем самым снизить порог тревожности, неуверенности у подростка.
Очень уместны к данной теме слова Д. Карнеги: «Дайте другому то, что вы хотите получить от него». Учитывая элементы гуманистической педагогики и опираясь на основы психологии, можно умозаключить, что именно это содружество - путь для утверждения подростка в роли активного, сознательного, равноправного участника всего учебно-воспитательного процесса, это путь защиты достоинства личности, путь для признания прав на свободу, счастье, развитие и проявление способностей у детей.
Исходя из сказанного, возникает вывод о том, что школа должна приспосабливаться к учащимся, обеспечивать комфорт и, конечно, «психологическую безопасность». Умелое использование данных основоположений - это реалии, в ходе которых подросток не может не учиться, не может учиться выше своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел, начинаний.
И, конечно, во всех аспектах школьной жизни ведомым является учитель. Совсем неслучайно учитель русских учителей К.Д. Ушинский назвал учителя «плодотворным лучом солнца для молодой души».
1. Адлер, А.К вопросу о значении фобий и ипохондрии в динамике невроза [Текст] //Психотерапия, 2003г.
2. Айзенк, Г.Ю. Структура личности [Текст] М.: КСП+СПБ: ЮВЕНТА, 2001., с.48-104
3. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги [Текст] //Психологический журнал. 1992. Т. 13. №5. - 56c.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека [Текст] / М.: Мысль, 2008.-196с.
5. Божович, Л.И. Психоанализ условий формирования и строения гармоничной личности [Текст] / Психология формирования и развития личности. М.: Мысль, 2011.-270с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] - М.: Просвещение, 2000.-198c.
7. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] // Избранные психологические исследования. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 203с.
8. Габдреева, Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дисс... канд. психол. наук [Текст] - М.: Владос-Пресс, 2005.-148с.
9. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков[Текст] - Л.: Медицина, 1988. -283с.
10. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков [Текст] Л.: 2000. - 230с.
11. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха [ Текст]/ СПб.: СПбУ, 1995.- 183с.
12. Зейгарник, Б.В. Общая психопатология[Текст]/ Воронеж : МСПИ, НПО "МОДЭК", 1999.-203с.
13. Имедадзе, П.В. К методу исследования уровня тревожности:
Материалы IV Всерос. съезда общ-ва психологов. Тбилиси.: 1971.-350с.
14. Имедадзе, И.В. Проблема полимотивированного поведения [Текст] // Вопросы психологии. 2011. № 6.
15. Кисловская, В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М, 2008.
16. Кордуэлл, М. Психология [Текст] Словарь. - М., 2007.-383c.
17. Лазарус, Р. Теории стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс[Текст]/ Под ред. В.Леви. - Л.: Медицина, 2010. 209с.
18. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] -М.: Педагогика, 1986.-204c.
19. Мерлин, B.C. Некоторые данные о нервно -психическом напряжении. Материалы VI науч. конф. Уральского общества психологов при АПН РСФСР[Текст] Пермь, 1965; Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. Пер. с польского. - М.: Прогресс, 1982.-146с.
20. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы [Текст]/ Л., 1960.- 340c.
21. Небылицин, В.Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы [Текст]/ Типологические особенности ВНД человека / Под ред. Б.М. Теплова. М., 2010. -352c.
22. Неймарк, М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления[Текст] // Советская педагогика. 1963. № 5. -48с.
23. Павлов, И.П. В воспоминаниях современников [Текст] / Под.ред. Е.М.Крепса. - М.: Учпедгиз, 2003.-165с.
24. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии в 2 томах[Текст]. - Ростов-на-Дону.: Изд-во "Феникс", 2000.-545с.
25. Прихожан, A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс... канд. психол. наук [Текст]- М.: 1977.-150с.
26. Прихожан, A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Диссертация доктора психологических наук [Текст] - М.: 2009.-180с.
27. Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование [Текст] 2003. № 2.-12-18c.
28. Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика [Текст]- М.: Воронеж: Моск. психол. -соц. институт, изд -во НПО "МОДЭК", 2000.-243с.
29. Роджерс, К. К науке о личности. / История зарубежной психологии [Текст] Просвещение, 2004.-254с.
30. Собчик, Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство [Текст] - М., 2011.
31. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. - М.: Изд-во Московского университета, 1988; Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личностих -М.: Изд-во Московского университета, 1989.-185с.
32. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 2005. -12-24с.
33. Теплов, Б.М. Типологические свойства нервной системы и их проявление // Вопросы психологии [Текст] № 5, 2010.-17-23c.
34. Фрейд, 3. Страх. - М.: Книжн. Изд-во "Современные проблемы", 2008.
35. Фрейд, 3. Затруднения, симптомы и тревожность. М., 2006.
36. Ханин Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 56 -
37. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / Пер. с англ. М.: Прогресс-Универс, 2004.
38. Ценюга, С.Н., Волчкова, А.В., Ценюга, И.Н. Реализация организационно - педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде основной средней школы. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 9 (122). С. 33 -41 (в соав.). ВАК
39. Чебыкин, А.Я. Проблемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 6.
40. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис М.: Прогресс, 2007.
41. Ясперс, К. Смысл и назначение истории - М.: Прогресс, 2005.