Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №170208

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Современное состояние проблемы изучения развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 9
1.1. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе 9
1.2. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 17
1.3. Обзор методик, направленных на формирование диалогической
речи у дошкольников 22
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 39
2.1. Организация и методика исследования 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по формированию диалогической
речи детей с ОНР III уровня 61
Заключение 77
Используемая литература 79
Приложение

На современном этапе развития дошкольного образования проблема формирования умений и навыков ведения диалога детьми старшего дошкольного возраста с ОНР является важной и актуальной, т.к. именно диалог является основным средством человеческого общения. Многие исследователи (Н.В.Нищева, А.Г.Арушанова ) считают, что наиболее распространенной патологией речи у детей старшего дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Дети, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают затруднения с вступлением в контакт, поддержать разговор, отвечать на вопросы, придерживаясь заданной темы, последовательно и полно выражать свои мысли, самостоятельно и логично и формулировать вопросы. Недоразвитие речи снижает уровень общения и способствует появлению отрицательных психологических особенностей, таких как: замкнутость, стеснительность, неуверенность [73,1].
С точки зрения исследователей по изучению развития речи детей дошкольного возраста (Воробьева И.К, Глухов В.П) одним из важных условий речевого развития ребенка-дошкольника является правильное формирование именно диалогической речи. Одним из основных показателей диалогического речевого развития ребенка является сформированность связной речи, ее композиционность, грамматическое оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и носит характер последовательного систематического развернутого изложения материала с участием двух лиц. Развитие диалогической речи у детей предполагает владение обширным словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также способность практического их применения, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение самостоятельно, полно, связно, последовательно и понятно для окружающих формулировать вопросы, а также уметь ориентироваться в вопросах собеседника. В свою очередь, диалогическая связная речь - это связная речь двух лиц, коммуникативная цель которой - общение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. [21 ]
Формирование связной диалогической речи - сложный процесс, который многократно усложняется, если у ребенка присутствует общее недоразвитие речи. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства. Речевые расстройства обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико¬фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) стороны речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим развитие связной диалогической речи является главным и важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе и этим обусловлена актуальность проблемы определение особенностей развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования диалогической речи, проблема изучения и развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи, обучающихся в условиях логопункта изучена недостаточно, что позволило выявить следующие несоответствия и противоречия:
• Недостаточная сформированность значимых компонентов диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи и их значение для успешного обучения в школе.
• Практическая востребованность данной логопедической работы для успешной подготовки детей к школьному обучению и фактическое отсутствие материала данного профиля.
Таким образом, на основе вышесказанного целью нашей работы является выявление особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта и разработка методических рекомендации по ее формированию.
Объект исследования - диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста c ОНР III уровня.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу:
1. Предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеются особенности диалогической речи, которые проявляются в неумении вступать в диалог и проявлять инициативу, связно, логично и последовательно составлять вопросы, содержащие развернутые синтаксические конструкции, пропусках смысловых элементов и нарушении логической последовательности при формулировании вопроса;
2. Выявленные особенности диалогической речи помогут нам разработать дифференцированные методические рекомендации, направленью на формирование диалогической речи у детей с ОНР III уровня в условиях логопункта.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи
1. Теоретически изучить и проанализировать проблемы диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе;
2. В ходе экспериментального исследования выявить особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных авторов,
- концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной диалогической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)[20,27,46,105]
-положения о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, О.С. Ушакова)[17];
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ общей, специальной педагогической, психологической, логопедической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (беседа, наблюдение, изучение психолого-медико-педагогической документации детей, констатирующий эксперимент);
• статистические (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №305 г. Красноярска, работа осуществлялась в условиях логопункта.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь-декабрь 2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, предмета, задач, составление плана экспериментальной работы;
Второй этап (февраль-март, 2018 г) - подбор, модификация, апробация и анализ диагностической методики для выявления особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта;
Третий этап (март-май 2018 г) - подбор методических рекомендаций по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта.
Научная новизна исследования:
- представлено обоснование необходимости коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта;
- представлен модифицированный диагностический комплекс для диагностики особенности развития диалогической речи детей, обучающихся в условиях логопункта;
- подобраны дифференцированные методические рекомендации для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что были:
- уточнены и подтверждены теоретические знания о механизмах нарушения формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- конкретизированы представления о структуре нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования:
- В исследовании получены данные позволяющие выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути коррекционной работы, направленные на развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР, обучающихся в условиях логопункта;
- Результаты исследования и методические рекомендации могут быть использованы в практике работы учителей-логопедов, а также родителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- участие в научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика» 06-07 апреля 2017г.
- участие в обучающем семинаре «Деятельность учителя - логопеда по разработке адаптированных программ»2018г.
- участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука» 2018 г.
- Написание статьи «Особенности развития речи у современных дошкольников» и публикация в журнале «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» 2018 г.
Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования. Работа включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие диалогической речи у старших дошкольников c общим недоразвитием речи III уровня имеет большое значение не только для общего речевого развития, но и для успешной социализации ребенка. Диалогическое взаимодействие в процессе обучения и других жизненных ситуаций со взрослыми и сверстниками - это необходимое условие гармоничного развития ребенка. В случае, если диалогическая речь не развита или развита недостаточно, это накладывает серьезный отпечаток на развитие ребенка и на его коммуникативные навыки.
Неспособность к диалогической речи замедляет переход ребенка на следующий, более трудный и важный этап речевого развития - овладение монологической речью.
Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем монологическая речь. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова.
Для развития диалогической речи у старших дошкольников c общим недоразвитием речи III уровня необходимо развивать умение строить диалог - спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Констатирующий эксперимент в рамках настоящей работы показал, что уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня не соответствует возрастным нормам и имеет определенные особенности, такие как: низкие лексико-грамматические возможности; низкая коммуникабельность; отсутствие экспрессивности в общении; отсутствие самостоятельности; неумение ставить вопросы и отвечать на них. Выявленные нарушения свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с учетом предлагаемых нами методических рекомендаций. При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы по формированию навыков диалогической речи А.Г.Арушановой, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, Н.В.Нищевой.
Коррекционная работа строилась в соответствии с общедидактическими и специальными принципами логопедического воздействия по двум блокам: подготовительный и основной.
Таким образом, цель достигнута, задачи в исследования реализованы.



1. Арушанова, А.Г.,, Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10
2. Аверьянов, М.Д. // Детская психология. - М., 1998. - 364 с
3. Ахутина, Т.В., Полонская, H.H., Пылаева, Н.М., Цветкова, Л.С. Исследование диалогической речи у больных с афазией // Дефектология. - М., 1987. - N 5. - с. 23-27.
4. Бабич, Н.А. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. - М., 1984. -N2. - с. 67-74.
5. Беккер, К.П., Совак, М.А. Логопедия. // - М.: Медицина, 1981. -288с.
6. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Нарушения речи у дошкольников / Р.А. Беловой - Давид. - М.: Просвещение, 1972. - с. 32-82.
7. Белоус, В.В. Темперамент и деятельность. // - Пятигорск, 1990. - 180с.
8. Богданов - Березовский, М.В. Неговорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. // - СПб., 1909. - 63с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. // - М.: Просвещение, 1968. -464с.
10. Божович, Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. // - М.: Знание, 1979. -96с.
11. Борякова, Н.Ю. Особенности формирования речевого
высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития: // Дис...канд.психол.наук. - М., 1983. -155с.
12. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. // - М., 1983. - 94с.
13. Вакуленко, Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. - 93 с.
14. Брушлинский, А.В., Поликарпов, В.А Мышление и общение. - Минск, 1990. - 212с.
15. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М., 2009. - 158 с.
16. Выготский, JI.C. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН, 1956. - 516с.
17. Выготский, JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти Т. / гл.ред. А.З. Запорожец. // - М.: Педагогика, 1982-1984. -Т.2. - 502 с.
18. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по
закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ОНР // Дефектология. - М., 1988. - N2. - с. 60-66.
19. Гойхман О. Я. , Надеина Т. М. .Основы речевой коммуникации. Учеб. Для вузов. //Под ред. Гойхмана О. Я. - М.; ИНФРА - М., 1997. - 272с..
20. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. // - М., 1961. - 471с.
21. Глухов В.П. Основы психолингвистики : // учеб.пособие для
студентов педвузов.-М .:АСТ:Астрель,2005.-351с
22. Гриншпун, Б.М., Селеверстов, В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - М., 1988. - N3. - с. 81-84.
23. Гриншпун, Б.М., Шаховская, С.Н. Алалия // Логопедия. - М.: Просвещение, 1989. - с. 262-307.
24. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольников / Я.П. Коломенского, Е.А. Панько//. - Минск, 1997.
25. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь. // - М., 1998.
26. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. // - М.:
Просвещение, 1985. -112с.
27. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у
дошкольников / сост.РАБелова-Давид. - М.: Просвещение, 1972. - с. 9-32.
28. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. // - М.: Наука,
1982. - 60с.
29. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников. // - М.: Просвещение, 1990. -
239с.
30. Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи, // - М., 1988.
31.Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста.М., 1964.
32.Звегинцев, В.А Язык и лингвистическая теория. - М.: Изд-во
Моск.ун-та, 1973. - 248с.
33. Ковшиков, В.А Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ, 1985. -88с.
34. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста - М., 1988.
35. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах: Общие и возрастные особенности. // - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350с.
36. Кольцова, В.А Усвоение понятий в условиях непосредственного общения //Проблема общения в психологии. // - М., 1981. -С.60-78.
37. Красина, Е.В. Педагогика. // - М., 1976
38. Крутиков, В.А., Немов Р.С. Психология. - М., 1994.
39. Кучинский, Г.М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач //Проблема общения в психологии. // - М., 1981. -С.92-120.
40. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление. // - Минск, 1983. -190с.
41. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 2008. - 367 с.
42. Левина, P.E. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. // - М.: Учпдгиз, 1951. -120с.
43. Левшина, Н.В. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. // - М., 1984.
44. Леонтьев, А.Н. Умственное развитие ребёнка. // - М., 1970.
45. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность.// Психология личности.Тексты/ Под.ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,А.А.Пузырея.-М.,Изд-во МГУ,1982-с.287.
46. Леонтьев, АА Психология общения. // - Тарту, 1974. -214с.
47. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. // - М.: Педагогика, 1986. -144с.
48. Лисина, М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /под ред.
49. М.ИЛисиной. // - М.: Педагогика, 1985. -С.7-32.
50. Логвинова, М.А. Возрастная психология. // Учебник. - М., 1996.
51. Логопедия /под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989. -528с. 94
52. Ломов, Б.Ф. Проблемы общения в психологии. // - М., 1998.
53. Лурия, АР. Курс общей психологи. // Мышление и речь (лекции 1¬6). - М.: Изд-во МГУ, 1970. -143с.
54. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина. // - М.: Педагогика, 2012. - 260 с.
55. Лурия, А.Р. Язык и сознание. // - М.: Изд-во МГУ, 1979. -319с
56. Маклаков, А.Г. Общая психология. // - С-Пб., 2000.
57. Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Р.Е.Левиной. - М., 1961. - с.59-70.
58. Мастюкова, Е.М. О расстройстве памяти у детей с недоразвитием речи //Дефектология. // - М., 1972. - N5. -С.12-18.
59. Мастюкова, Е.М., Ипполитова, М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. // - М.: Просвещение, 1985. -192с.
60. Матюшкин, AM. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. //
- М.: Педагогика, 1972. -210с.
61. Мещеряков, АИ. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. // - М.: Педагогика, 1974. -327с.
62. Миронова, С.А Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях, // - М.: Просвещение, 1991. -204с.
63. Миронова, СА. 0бучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. // - М.: Просвещение, 1987. -140с.
64. Мирсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. // - М., 1981.
65. Морин, Р.Я. Как правильно воспитывать ребёнка. // - Донецк, 1992.
66. Мудрик, АВ. Общение как педагогическая проблема: Сборник научн. трудов /под ред. АВ. Мудрика. // - М., 1974.-95с.
67. Мухина, B.C. Детская психология: учебник для студентов пед.ин- тов /под ред. Л.А. Венгера. -2-ое изд., перераб. и доп. // - М.: Просвещение, 1985. -272с.
68. Нарушение речи у дошкольников /сост. Р.А. Белова-Давид и Б.М.Гриншпун. // - М.: Просвещение, 1969. -С. 10-46.
69. Нарушение речи у дошкольников /сост. Р.А. Белова-Давид. // - М.: Просвещение, 1972. -232с.
70. Небылицын, В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. //
- М., 2000.
71. Негневицкая, Е.И., Шахнарович AM. Язык и дети. // - М.: Наука,
1981. -111с.
72. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет// - М., 1992.
73. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО— ПРЕСС, 2001.- 371 с.
74.Орфинская, В.К. Формы моторной алалии, связанные с избирательной и неполноценностью речедвигательного анализатора //Физиологические механизмы нарушений речи. // - Л.: Наука, 1967. - С. 129-136.
75. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. Москва: Экономика, 2007. - 304 с.
76. Переслени, Л.И., Фотекова, Т.А Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития // Дефектология. - М., 1993. - N5. -С.3-10.
77. Переслени, Л И., Мастюкова, Е.М., Чупрова, Л.Ф. Психодиагностика словесно-логического мышления младших школьников. // - Абакан, 1990. -28с.
78. Петровский, А.В. Введение в психологию. // - М., 1995
79. Петровский, В.А., Виноградова, А.М., Кларина, Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. // - М., 1993.
80. Протасеня, П.Ф. Происхождение сознания и его особенности. // - Минск: Изд-во Белгосун-та, 1959. -310с.
81. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. // - М., 1998.
82. Ромашёв, Н.С., Ватутина, Н.К. Педагогический практикум. // -
Воронеж, 1999.
83. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. // - Питер 2007
84. Рузская ,А.Г.,Развитие общения дошкольников со сверстниками. - Спт:Питер,2008.- 315 с.
85. Русалов, В.М. Опросник структуры темперамента. // Метод. пособие. - М., 1990.
86. Смирнова, Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников //Вопросы психологии. - М.Д980. - N 5. -С.105-111.
87. Смирнова, Е.О., Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. // - М.: Просвещение,1992. -142с.
88. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. // - Киев, 1981. -150с
89. Сохин, Ф.А.,Развитие речи детей дошкольного возраста .Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.: ил.
90. Спирова, Л.Ф. Приёмы выявления речевых нарушений у детей /
Л.Ф. Спирова. - М.: Просвещение, 2015. - 156 с. Сухачёв, А.Н.
Диагностическая психология. - М., 1996.
91. Тарасов, Е.Ф. Введение. Методологические основы
исследования (речевого) общения //Речевое общение: проблема и
перспектива. - М.: ИНИОН, 1983. -224с.
92. Тополев, И.Д. Проблемы детской педагогики. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. // - М., 1999.
93. Уфимцева, Е.А. Исследование психологических особенностей человека. // Психолог. Ежемесячник. // - СПб., 1997.
94. Уфимцева, Н.В. Формирование средств общения в онтогенезе // Речевое общение: проблема и перспективы. - М.: ИНИОН.1983. - с. 61-72.
95. Ушакова, Т.Н., Павлова, Н.Д., Зачесова, И.А Речь человека в общении. - М.: Наука, 1989. - 192с.
96. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2007. - 212 с.
97. Фотекова, Т.А Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР // Дефектология. - М.,1994. - N 2. - с. 9-13.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ