Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава I. Современное состояние проблемы изучения развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 9
1.1. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе 9
1.2. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 17
1.3. Обзор методик, направленных на формирование диалогической
речи у дошкольников 22
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 39
2.1. Организация и методика исследования 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по формированию диалогической
речи детей с ОНР III уровня 61
Заключение 77
Используемая литература 79
Приложение
Глава I. Современное состояние проблемы изучения развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 9
1.1. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе 9
1.2. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 17
1.3. Обзор методик, направленных на формирование диалогической
речи у дошкольников 22
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и его анализ 39
2.1. Организация и методика исследования 39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 47
2.3. Методические рекомендации по формированию диалогической
речи детей с ОНР III уровня 61
Заключение 77
Используемая литература 79
Приложение
На современном этапе развития дошкольного образования проблема формирования умений и навыков ведения диалога детьми старшего дошкольного возраста с ОНР является важной и актуальной, т.к. именно диалог является основным средством человеческого общения. Многие исследователи (Н.В.Нищева, А.Г.Арушанова ) считают, что наиболее распространенной патологией речи у детей старшего дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Дети, имеющие общее недоразвитие речи, испытывают затруднения с вступлением в контакт, поддержать разговор, отвечать на вопросы, придерживаясь заданной темы, последовательно и полно выражать свои мысли, самостоятельно и логично и формулировать вопросы. Недоразвитие речи снижает уровень общения и способствует появлению отрицательных психологических особенностей, таких как: замкнутость, стеснительность, неуверенность [73,1].
С точки зрения исследователей по изучению развития речи детей дошкольного возраста (Воробьева И.К, Глухов В.П) одним из важных условий речевого развития ребенка-дошкольника является правильное формирование именно диалогической речи. Одним из основных показателей диалогического речевого развития ребенка является сформированность связной речи, ее композиционность, грамматическое оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и носит характер последовательного систематического развернутого изложения материала с участием двух лиц. Развитие диалогической речи у детей предполагает владение обширным словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также способность практического их применения, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение самостоятельно, полно, связно, последовательно и понятно для окружающих формулировать вопросы, а также уметь ориентироваться в вопросах собеседника. В свою очередь, диалогическая связная речь - это связная речь двух лиц, коммуникативная цель которой - общение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. [21 ]
Формирование связной диалогической речи - сложный процесс, который многократно усложняется, если у ребенка присутствует общее недоразвитие речи. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства. Речевые расстройства обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико¬фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) стороны речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим развитие связной диалогической речи является главным и важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе и этим обусловлена актуальность проблемы определение особенностей развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования диалогической речи, проблема изучения и развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи, обучающихся в условиях логопункта изучена недостаточно, что позволило выявить следующие несоответствия и противоречия:
• Недостаточная сформированность значимых компонентов диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи и их значение для успешного обучения в школе.
• Практическая востребованность данной логопедической работы для успешной подготовки детей к школьному обучению и фактическое отсутствие материала данного профиля.
Таким образом, на основе вышесказанного целью нашей работы является выявление особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта и разработка методических рекомендации по ее формированию.
Объект исследования - диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста c ОНР III уровня.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу:
1. Предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеются особенности диалогической речи, которые проявляются в неумении вступать в диалог и проявлять инициативу, связно, логично и последовательно составлять вопросы, содержащие развернутые синтаксические конструкции, пропусках смысловых элементов и нарушении логической последовательности при формулировании вопроса;
2. Выявленные особенности диалогической речи помогут нам разработать дифференцированные методические рекомендации, направленью на формирование диалогической речи у детей с ОНР III уровня в условиях логопункта.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи
1. Теоретически изучить и проанализировать проблемы диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе;
2. В ходе экспериментального исследования выявить особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных авторов,
- концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной диалогической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)[20,27,46,105]
-положения о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, О.С. Ушакова)[17];
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ общей, специальной педагогической, психологической, логопедической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (беседа, наблюдение, изучение психолого-медико-педагогической документации детей, констатирующий эксперимент);
• статистические (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №305 г. Красноярска, работа осуществлялась в условиях логопункта.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь-декабрь 2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, предмета, задач, составление плана экспериментальной работы;
Второй этап (февраль-март, 2018 г) - подбор, модификация, апробация и анализ диагностической методики для выявления особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта;
Третий этап (март-май 2018 г) - подбор методических рекомендаций по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта.
Научная новизна исследования:
- представлено обоснование необходимости коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта;
- представлен модифицированный диагностический комплекс для диагностики особенности развития диалогической речи детей, обучающихся в условиях логопункта;
- подобраны дифференцированные методические рекомендации для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что были:
- уточнены и подтверждены теоретические знания о механизмах нарушения формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- конкретизированы представления о структуре нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования:
- В исследовании получены данные позволяющие выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути коррекционной работы, направленные на развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР, обучающихся в условиях логопункта;
- Результаты исследования и методические рекомендации могут быть использованы в практике работы учителей-логопедов, а также родителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- участие в научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика» 06-07 апреля 2017г.
- участие в обучающем семинаре «Деятельность учителя - логопеда по разработке адаптированных программ»2018г.
- участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука» 2018 г.
- Написание статьи «Особенности развития речи у современных дошкольников» и публикация в журнале «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» 2018 г.
Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования. Работа включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложения.
С точки зрения исследователей по изучению развития речи детей дошкольного возраста (Воробьева И.К, Глухов В.П) одним из важных условий речевого развития ребенка-дошкольника является правильное формирование именно диалогической речи. Одним из основных показателей диалогического речевого развития ребенка является сформированность связной речи, ее композиционность, грамматическое оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и носит характер последовательного систематического развернутого изложения материала с участием двух лиц. Развитие диалогической речи у детей предполагает владение обширным словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также способность практического их применения, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение самостоятельно, полно, связно, последовательно и понятно для окружающих формулировать вопросы, а также уметь ориентироваться в вопросах собеседника. В свою очередь, диалогическая связная речь - это связная речь двух лиц, коммуникативная цель которой - общение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. [21 ]
Формирование связной диалогической речи - сложный процесс, который многократно усложняется, если у ребенка присутствует общее недоразвитие речи. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства. Речевые расстройства обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико¬фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) стороны речи. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению. В связи с этим развитие связной диалогической речи является главным и важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе и этим обусловлена актуальность проблемы определение особенностей развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования диалогической речи, проблема изучения и развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи, обучающихся в условиях логопункта изучена недостаточно, что позволило выявить следующие несоответствия и противоречия:
• Недостаточная сформированность значимых компонентов диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи и их значение для успешного обучения в школе.
• Практическая востребованность данной логопедической работы для успешной подготовки детей к школьному обучению и фактическое отсутствие материала данного профиля.
Таким образом, на основе вышесказанного целью нашей работы является выявление особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта и разработка методических рекомендации по ее формированию.
Объект исследования - диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста c ОНР III уровня.
Цель и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу:
1. Предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня имеются особенности диалогической речи, которые проявляются в неумении вступать в диалог и проявлять инициативу, связно, логично и последовательно составлять вопросы, содержащие развернутые синтаксические конструкции, пропусках смысловых элементов и нарушении логической последовательности при формулировании вопроса;
2. Выявленные особенности диалогической речи помогут нам разработать дифференцированные методические рекомендации, направленью на формирование диалогической речи у детей с ОНР III уровня в условиях логопункта.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи
1. Теоретически изучить и проанализировать проблемы диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе;
2. В ходе экспериментального исследования выявить особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды отечественных авторов,
- концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной диалогической речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)[20,27,46,105]
-положения о комплексном характере формирования общения детей со взрослыми и сверстниками Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, О.С. Ушакова)[17];
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ общей, специальной педагогической, психологической, логопедической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (беседа, наблюдение, изучение психолого-медико-педагогической документации детей, констатирующий эксперимент);
• статистические (количественный и качественный анализ полученных данных).
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ №305 г. Красноярска, работа осуществлялась в условиях логопункта.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (сентябрь-декабрь 2017 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, предмета, задач, составление плана экспериментальной работы;
Второй этап (февраль-март, 2018 г) - подбор, модификация, апробация и анализ диагностической методики для выявления особенностей диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта;
Третий этап (март-май 2018 г) - подбор методических рекомендаций по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта.
Научная новизна исследования:
- представлено обоснование необходимости коррекционной работы по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта;
- представлен модифицированный диагностический комплекс для диагностики особенности развития диалогической речи детей, обучающихся в условиях логопункта;
- подобраны дифференцированные методические рекомендации для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обучающихся в условиях логопункта.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что были:
- уточнены и подтверждены теоретические знания о механизмах нарушения формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
- конкретизированы представления о структуре нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования:
- В исследовании получены данные позволяющие выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути коррекционной работы, направленные на развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР, обучающихся в условиях логопункта;
- Результаты исследования и методические рекомендации могут быть использованы в практике работы учителей-логопедов, а также родителей.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- участие в научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология и практика» 06-07 апреля 2017г.
- участие в обучающем семинаре «Деятельность учителя - логопеда по разработке адаптированных программ»2018г.
- участие в работе XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука» 2018 г.
- Написание статьи «Особенности развития речи у современных дошкольников» и публикация в журнале «Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» 2018 г.
Структура и объем диссертации соответствуют логике исследования. Работа включает введение, 2 главы, заключение, библиографический список и приложения.
Развитие диалогической речи у старших дошкольников c общим недоразвитием речи III уровня имеет большое значение не только для общего речевого развития, но и для успешной социализации ребенка. Диалогическое взаимодействие в процессе обучения и других жизненных ситуаций со взрослыми и сверстниками - это необходимое условие гармоничного развития ребенка. В случае, если диалогическая речь не развита или развита недостаточно, это накладывает серьезный отпечаток на развитие ребенка и на его коммуникативные навыки.
Неспособность к диалогической речи замедляет переход ребенка на следующий, более трудный и важный этап речевого развития - овладение монологической речью.
Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем монологическая речь. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова.
Для развития диалогической речи у старших дошкольников c общим недоразвитием речи III уровня необходимо развивать умение строить диалог - спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Констатирующий эксперимент в рамках настоящей работы показал, что уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня не соответствует возрастным нормам и имеет определенные особенности, такие как: низкие лексико-грамматические возможности; низкая коммуникабельность; отсутствие экспрессивности в общении; отсутствие самостоятельности; неумение ставить вопросы и отвечать на них. Выявленные нарушения свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с учетом предлагаемых нами методических рекомендаций. При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы по формированию навыков диалогической речи А.Г.Арушановой, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, Н.В.Нищевой.
Коррекционная работа строилась в соответствии с общедидактическими и специальными принципами логопедического воздействия по двум блокам: подготовительный и основной.
Таким образом, цель достигнута, задачи в исследования реализованы.
Неспособность к диалогической речи замедляет переход ребенка на следующий, более трудный и важный этап речевого развития - овладение монологической речью.
Диалогическая речь в большей степени ситуативна и контекстуальна, она более элементарна, чем монологическая речь. Являясь первичной, естественной формой языкового общения, эта форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова.
Для развития диалогической речи у старших дошкольников c общим недоразвитием речи III уровня необходимо развивать умение строить диалог - спросить, ответить, объяснить, попросить, поддержать, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
Констатирующий эксперимент в рамках настоящей работы показал, что уровень развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня не соответствует возрастным нормам и имеет определенные особенности, такие как: низкие лексико-грамматические возможности; низкая коммуникабельность; отсутствие экспрессивности в общении; отсутствие самостоятельности; неумение ставить вопросы и отвечать на них. Выявленные нарушения свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с учетом предлагаемых нами методических рекомендаций. При составлении методических рекомендаций мы опирались на работы по формированию навыков диалогической речи А.Г.Арушановой, О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, Н.В.Нищевой.
Коррекционная работа строилась в соответствии с общедидактическими и специальными принципами логопедического воздействия по двум блокам: подготовительный и основной.
Таким образом, цель достигнута, задачи в исследования реализованы.
Подобные работы
- Методическое обеспечение процесса коррекции особенностей диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе театрализованной деятельности
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядных опор
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022



