Введение
Глава 1. Художественный текст как отражение национального
мировоззрения 6
1.1. Художественная картина мира и национальное мировоззрение 6
1.2. Традиционные элементы и формы выражения национального
мировоззрения в романе «Улуг-Хем неугомонный» 11
Глава 2. Специфика национального мировоззрения в романе К-Э.
Кудажы «Улуг-Хем неугомонный» 17
2.1. Семантическая парадигма образов-символов в романе «Улуг-Хем
неугомонный» 17
2.2. К-Э. Кудажы - бытописатель народной жизни 17
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 52
Кызыл-Эник Кыргысович Кудажы - Народный писатель Республики Тыва, лауреат литературной премии Союза писателей России и Государственной премии Республики Тыва.
Кызыл-Эник Кыргысович Кудажы вошел в литературу как поэт,драматург, прозаик, публицист и переводчик, член Союза писателей СССР, России. Главной его книгой является роман-эпопея «Улуг-Хем неугомонный» в 4-х томах, «серебряный» том которого завершен в 1989-м,«золотой»- в 1992-м году.
В многогранном литературном творчестве Кызыл-Эника Кудажы особое место занимают роман-эпопея в четырех томах «Улуг-Хем неугомонный». В романе-эпопее «Улуг-Хем неугомонный» описываются исторические события начала XX века в Туве: выступление тувинских аратов против местных и иноземных угнетателей, партизанское движение, победа народной революции, провозглашение Тувинской Народной Республики. Для автора имел особое значение цвет, тон, колорит романа: чёрный том - феодальная Тува, красный том - революционная Тува, серебряный том - советская Тува, золотой том - советская Тува до распада СССР составил четвертый том романа-эпопеи.
Писатель задумал широкое полотно об исторических событиях,происходивших в Туве в начале XX столетия, чтобы на фоне их показать жизнь различных слоев населения, показать гнев против порабощения тувинских аратов местными феодалами и иноземными эксплуататорами [48].
Двадцатый век обострил проблему национальных взаимоотношений,поиск решения которой неизбежно приводит к необходимости изучения феномена человека национального как основной субстанции, важнейшего носителя этнических отличил людей. Конкретно-национальное мироощущение представляет собой глубинную основу этнического ядра как необходимого условия сохранения живой национальной ткани и, являясь составной частью национального мировоззрения, его низшим уровнем,исторически и актуально обуславливает последнее.
Исходя из понимания художественного мировоззрения как тесно соприкасающегося с национальным мировоззрением, принимая во внимание,что именно художественное творчество, и прежде всего литература, творя живое национальное бытие, раскрывает миру тайну человека и смысл его жизни, а также учитывая возрастание потребности общества и специалистов в объективном знании идейно-эстетической жизни ТНР, мы обращаемся к творчеству Кызыл-Эника Кудажы как к факту субъективного восприятия и авторского отображения жизни тувинцев конца XIX в. начала XX в. -времени возрождения этнического самосознания, формирования национального мировоззрения, как свидетельству конкретно-этнического мироощущения.
Национальное самовыражение К. Кудажы проявило себя не столько в языке сколько позитивной направленностью творчества писателя, воплощением в художественных образах национального миропонимания тувинцев.
Несмотря на имеющиеся работы литературоведов, освещающих творчество тувинского автора, тема национального своеобразия в его произведениях еще мало изучена. Этим обусловлена актуальность выпускной квалификационной работы.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в разработке концепции национального мировоззрения в романе «Улуг-Хем неугомонный» (первый том) в аспекте определения национального своеобразия художника. Исходя из характера поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Осмыслить национальное мировоззрение как низший уровень и составную часть национального мировоззрения.
2. Проследить сложный процесс перерастания национального мироощущения в национальное мировоззрение.
3. Изучить национальное своеобразие художественного мира К.Кудажы на уровне мировосприятия.
4. В общих чертах раскрыть сложный процесс развития национальной идеи, показать ее влияние на характер творчества писателя, выраженное в патриотических мотивах творчества К-Э. Кудажы и в изображении им национального мировоззрения тувинцев.
5. Показать специфику национального стилевого своеобразия писателя в создании, художественных образов человека и картин действительности в целом.
Научная новизна работы состоит в попытке исследовать национальное своеобразие в творчестве К-Э. Кудажы.
Методологической основой работы послужили труды Г.Д. Гачева,Л.Н. Гумилева, А.Ф. Лосева и др., а также работы исследователей тувинской литературы Д.С. Куулара, А.К. Калзана, М.А. Хадаханэ, Бады-Монге Е.Т.,Доржу К.Б., Чулдума Чапа, Серен-оола Чыргал-оола, Светланы Лебедевой, Донгак Р.М. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, в процессе чтения вузовских курсов по истории тувинской литературы, национальной культуры, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по изучению проблем национальных особенностей творчества писателей и поэтов, истории культуры и тувинской литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,Заключения, Списка литературы.
Кызыл-Эник Кудажы - один из проникновенных художников слова,его творчество - выразительный пример претворения национальных художественных традиций в литературе, и как образец истинного и искреннего искусства оно интересно и познавательно не только для тувинского народа. Произведения К-Э. Кудажы вошли в золотой фонд тувинской литературы. Они внесли огромный вклад в развитие национальной культуры, закрепив в опыте художественного слова сам склад мышления,сами принципы освоения народом мира.
Кызыл-Эник Кудажы, опираясь на художественно-эстетические традиции народа, создает в своих произведениях национальную модель мира.
В основе его прозы лежит осмысление народом Вселенной - макрокосмоса,вечности и бесконечности жизни, духовных ценностей, идеалов,предопределяющих самобытность национального характера. Национальное мировоззрение автора выражается и в самом способе осознания мира, в творческом развитии эстетики. Талант писателя, своеобразие его художественного дара особенно ярко проявились в способности осознать и прочувствовать свои этнические корни и выразить свое оригинальное мироощущение художественным словом.
Произведения К-Э. Кудажы вошли в золотой фонд тувинской литературы. Они внесли огромный вклад в развитие национальной культуры,закрепив в опыте художественного слова сам склад мышления, сами принципы освоения народом мира.
В романе сплетается быт и история, принципы эпоса с публицистикой.
Автор умело выстроил композицию, любит занимательную интригу, порой авантюрный сюжет, единство общего и частного. На основе исторических фактов и документов, глубокого их осмысления К. Кудажи сумел создать широкую многоплановую картину народной жизни. Это плод зрелой мысли художника, способного понимать жизнь, время и его устремление.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические вопросы о национальном мировоззрении и традиционные элементы и формы выражения национального мировоззрения в романе-эпопее Кызыл-Эника Кудажы «Улуг-Хем неугомонный».
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрена семантическая парадигма образов-символов в романе-эпопее «Улуг-Хем неугомонный». Также элементы «жилище - юрта», «национальная одежда»,«национальная еда», «национальные традиции и обычаи», «национальные праздники», «традиционная хозяйственная деятельность», «национальные игры».
Материалы данного исследования могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, в процессе чтения вузовских курсов по истории тувинской литературы, национальной культуры, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по изучению проблем национальных особенностей творчества писателей и поэтов, истории культуры и тувинской литературы.
Таким образом, наше время требует изучения проблемы национального мировоззрения, от которого зависит судьба целых наций, которая в силу крайне неблагоприятных исторических условий теряла и продолжает терять специфику и своей модели мира, и своего этнического характера, и своей культуры. В работе национальное мировоззрение открывается через призму образов и символов традиционной культуры тувинского народа.
1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1999. - 896 с.
2. Бадертдинова Л.А. Семантика и сочетаемость имен-названий времен и
месяцев года в языке произведений И.А. Бунина. - Казань, 2004. - 179 с.
3. Бады-Монге Е.Т. Национальное своеобразие художественной детали в
тувинской прозе: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Абакан, 2004. - 19 с.
4. Бады-Монге Е.Т. Роль художественной детали в романе К-Э.Кудажы
«Улуг-Хем неугомонный» // Улуг-Хем. - № 2, 2005. - С. 154-159.
5. Байсклан С.М. Поэтика тувинского героического эпоса. Кызыл:Тувинское книжное издательство, 1987. - С. 25.
6. Бардамова Е.А. Модели времени в бурятской языковой картине мира
// Вестник Читинского государственного университета. - Чита: Изд-во ЧитГУ, 2008. № 6. - С. 77-82.
7. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. - М.: Индрик, 2007. - 600 с.
8. Будаева Ц. Чистота человеческих отношений // Тувинская правда,1966. - 30 июня.
9. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. - М.: Наука, 1991. -294 с.
10. Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. - М.: ООО «Домашняя газета»,2009.- 416 с.
11. Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа. - М.: Флинта:Наука, 2011. - 280 с.
12. Даржа В.К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. -Кызыл:Тувинское книжное издательство, 2007. - 256 с.
13. Донгак У.А. Художественное время в романе С.Сарыг-оола «Ангыр-
оолдун, тоожузу» («Повествование Ангыр-оола») // Бурятская литература в
условиях современного социокультурного контекста. - Улан-Удэ, 2006. - С.179-182.
14. Донгак Р. «Уйгу чок Улуг-Хемде» TYP маадырлар // Улуг-Хем. - 2006.- № 1-2. - С. 144-149.
15. Доржу К.Б. Историко-лексикологический анализ рассказа Н. Куулара
«Ацнаашкын соонда болчаг» // Кочевые цивилизации народов Центральной
и Северной Азии: история, состояние, проблемы / Сб. материалов II
Международной научно-практической конференции. - Кызыл-Красноярск,2010. - С. 93-96.
16. Жуковская Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов //
Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Наука, 1986. - 254с.
17. Калзан А. Удачный дебют // Тувинская правда. - 1966. - 6 марта.
18. Калзан А. Кызыл-Эник Кѵдажы // ѲзYлдениц демдектери. - Кызыл,1991. - С. 80-110.
19. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 2-е. - М.:Едиториал УРСС, 2002. - 264 с.
20. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1975.
21. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / отв. ред. С.Г.
Бархударов. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 360 с.
22. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл:Тувинское кн. изд-во, 2006. - 230 с.
23. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М.: КДУ, 2011. - 350 с.
24. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке:
Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М.:Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
25. Кудажы К.-Э. К. Улуг-Хем неугомонный. Роман. Черный том. -Кызыл: Тувкнигоиздат, 1976. 344 с.
26. Кудажы К.-Э. К. Улуг-Хем неугомонный. Роман. Красный том. -Кызыл: Тувкнигоиздат, 1977.
27. Лебедева С. Сотворение художественной правды // Улуг-Хем. - № 24,1988.
28. Локонов В. О жизни, начатой стоном // Тувинская правда. 30 сентября 1976 г.
29. Мижит Э.Б. Традиционная космология как смыслополагающий стержень тувинской культуры // Письменное наследие тюрков: Тезисы Международного симпозиума, посвященного 110-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности и 100-летию выхода в свет труда Н.Ф. Катанова «Опыт исследования урянхайского языка» (14-17 октября).Кызыл, 2003. - С. 104.
30. Мижит Э.Б. Тувинская традиционная космология в литературе
(Сакральный космос в «Повести о светлом мальчике» С. Сарыг-оола) //Ученые записки. Вып. XX. Кызыл, 2004. - С. 228-239.
31. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега-, и микромире. - М.: Политиздат, 1974. - 240 с.
32. Музраева Д.Н. Кукушка как персонаж сказочного фольклора народов
Центральной Азии: проблема взаимосвязи фольклорных жанров и
литературных текстов // Новые исследования Тувы. № 2, 2014. - С. 80-95.
33. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: ACADEMA,2007. - 268 с.
34. Орлова О.В. Языковая картина мира и национально-культурная идентичность. - М.: ГАСК, 2010. - 110 с.
35. Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания (текстология,поэтика, стиль). - М.: МАКС Пресс, 2001. - 422 с.
36. Очур Т.Х. Национальный характер и его художественное воплощение
в романе С. Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике» [Текст] / Т.Х. Очур //
Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и
сопредельных регионов: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Кызыл:Тув. кн. изд-во, 2006. - С. 280-290.
37. Очур Т.Х. Образы-символы в прозе С. Сарыг-оола [Текст] / Т.Х. Очур
// Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Филология. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - Вып. 7.- С. 191-196.
38. Очур Т.Х. Центрально-азиатские этноэстетические традиции в прозе
С. Сарыг-оола [Текст] / Т.Х. Очур // Гуманитарные науки в Сибири. Серия:
Филология. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. - № 4. - С. 79-82.
39. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М.: Наука, 1985. - 292 с.
40. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969. -402 с.
41. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985. - С.144-145.
42. Серебренников Б.А., Кубрякова B.C., Постовалова В.И., Телия В.Н.,
Уфимцева А.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.- М.: Наука, 1988. - 212 с.
43. Сузукей В.Ю. Пространство и время в традиционном восприятии тувинцев // Проблемы востоковедения. № 3. 2009. - С. 13-21.
44. Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. - М.: Радикс, 1994. - С. 15-41.
45. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области
мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624 с.
46. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство
и время. Вещный мир. - Новосибирск: Наука: Сибирское отделение 1988. -224 с.
47. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира.
Аналогия в семантике. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 244 с.
48. Чыргал-оол С. Плод зрелой мысли // Улуг-Хем. - № 15, 1979. - С. 217-220.
49. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. - М.:Наука, 1990. - 207 с.
50. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. - М.:КомКнига, 2006. - 279 с.
51. Цзу Сюецин. Национально-культурные концепты времен года в
русской языковой картине мира (на фоне китайской): автореф. дисс.канд.филол.наук. Владивосток, 2009. 33 с.
52. Хадаханэ М.А. Литературная Тува. - Кызыл, 1986.
53. Хадаханэ М.А. Уроки Кудажи //Тув. правда, 2007. № 14, февраль 8. С.4.
54. Хадаханэ М.А. Добро и зло в романе К.-Э. Кудажы // Кызыл-Эник
Кыргысович Кудажы. Кызыл: Тувинское книжное издательство им. Ю.Ш.Кюнзегеша, 2009. С. 92-96.
55. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб:Наука, 2006. - 450 с.
56. Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. - М.:Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.
57. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. Изд. 2-е. - М.:Едиториал УРСС, 2003. - 244 с.
Словари:
58. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стереотип.- М.: «Советская энциклопедия», 1969. 608 с.
59. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -
М.: «Советская энциклопедия», 1990. 682 с.
60. Философский словарь / Адо А.В. и др. / под ред. И. Т. Фролова. - М.:Политиздат, 1987. 588 с.