Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Национальное мировоззрение в романе К-Э. Кудажы «Улуг-Хем неугомонный»

Работа №17020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
411
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Художественный текст как отражение национального
мировоззрения 6
1.1. Художественная картина мира и национальное мировоззрение 6
1.2. Традиционные элементы и формы выражения национального
мировоззрения в романе «Улуг-Хем неугомонный» 11
Глава 2. Специфика национального мировоззрения в романе К-Э.
Кудажы «Улуг-Хем неугомонный» 17
2.1. Семантическая парадигма образов-символов в романе «Улуг-Хем
неугомонный» 17
2.2. К-Э. Кудажы - бытописатель народной жизни 17
Заключение 44
Список литературы 47
Приложение 52

Кызыл-Эник Кыргысович Кудажы - Народный писатель Республики Тыва, лауреат литературной премии Союза писателей России и Государственной премии Республики Тыва.
Кызыл-Эник Кыргысович Кудажы вошел в литературу как поэт,драматург, прозаик, публицист и переводчик, член Союза писателей СССР, России. Главной его книгой является роман-эпопея «Улуг-Хем неугомонный» в 4-х томах, «серебряный» том которого завершен в 1989-м,«золотой»- в 1992-м году.
В многогранном литературном творчестве Кызыл-Эника Кудажы особое место занимают роман-эпопея в четырех томах «Улуг-Хем неугомонный». В романе-эпопее «Улуг-Хем неугомонный» описываются исторические события начала XX века в Туве: выступление тувинских аратов против местных и иноземных угнетателей, партизанское движение, победа народной революции, провозглашение Тувинской Народной Республики. Для автора имел особое значение цвет, тон, колорит романа: чёрный том - феодальная Тува, красный том - революционная Тува, серебряный том - советская Тува, золотой том - советская Тува до распада СССР составил четвертый том романа-эпопеи.
Писатель задумал широкое полотно об исторических событиях,происходивших в Туве в начале XX столетия, чтобы на фоне их показать жизнь различных слоев населения, показать гнев против порабощения тувинских аратов местными феодалами и иноземными эксплуататорами [48].
Двадцатый век обострил проблему национальных взаимоотношений,поиск решения которой неизбежно приводит к необходимости изучения феномена человека национального как основной субстанции, важнейшего носителя этнических отличил людей. Конкретно-национальное мироощущение представляет собой глубинную основу этнического ядра как необходимого условия сохранения живой национальной ткани и, являясь составной частью национального мировоззрения, его низшим уровнем,исторически и актуально обуславливает последнее.
Исходя из понимания художественного мировоззрения как тесно соприкасающегося с национальным мировоззрением, принимая во внимание,что именно художественное творчество, и прежде всего литература, творя живое национальное бытие, раскрывает миру тайну человека и смысл его жизни, а также учитывая возрастание потребности общества и специалистов в объективном знании идейно-эстетической жизни ТНР, мы обращаемся к творчеству Кызыл-Эника Кудажы как к факту субъективного восприятия и авторского отображения жизни тувинцев конца XIX в. начала XX в. -времени возрождения этнического самосознания, формирования национального мировоззрения, как свидетельству конкретно-этнического мироощущения.
Национальное самовыражение К. Кудажы проявило себя не столько в языке сколько позитивной направленностью творчества писателя, воплощением в художественных образах национального миропонимания тувинцев.
Несмотря на имеющиеся работы литературоведов, освещающих творчество тувинского автора, тема национального своеобразия в его произведениях еще мало изучена. Этим обусловлена актуальность выпускной квалификационной работы.
Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в разработке концепции национального мировоззрения в романе «Улуг-Хем неугомонный» (первый том) в аспекте определения национального своеобразия художника. Исходя из характера поставленной цели, решались следующие задачи: 
1. Осмыслить национальное мировоззрение как низший уровень и составную часть национального мировоззрения.
2. Проследить сложный процесс перерастания национального мироощущения в национальное мировоззрение.
3. Изучить национальное своеобразие художественного мира К.Кудажы на уровне мировосприятия.
4. В общих чертах раскрыть сложный процесс развития национальной идеи, показать ее влияние на характер творчества писателя, выраженное в патриотических мотивах творчества К-Э. Кудажы и в изображении им национального мировоззрения тувинцев.
5. Показать специфику национального стилевого своеобразия писателя в создании, художественных образов человека и картин действительности в целом.
Научная новизна работы состоит в попытке исследовать национальное своеобразие в творчестве К-Э. Кудажы.
Методологической основой работы послужили труды Г.Д. Гачева,Л.Н. Гумилева, А.Ф. Лосева и др., а также работы исследователей тувинской литературы Д.С. Куулара, А.К. Калзана, М.А. Хадаханэ, Бады-Монге Е.Т.,Доржу К.Б., Чулдума Чапа, Серен-оола Чыргал-оола, Светланы Лебедевой, Донгак Р.М. и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, в процессе чтения вузовских курсов по истории тувинской литературы, национальной культуры, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по изучению проблем национальных особенностей творчества писателей и поэтов, истории культуры и тувинской литературы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,Заключения, Списка литературы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Кызыл-Эник Кудажы - один из проникновенных художников слова,его творчество - выразительный пример претворения национальных художественных традиций в литературе, и как образец истинного и искреннего искусства оно интересно и познавательно не только для тувинского народа. Произведения К-Э. Кудажы вошли в золотой фонд тувинской литературы. Они внесли огромный вклад в развитие национальной культуры, закрепив в опыте художественного слова сам склад мышления,сами принципы освоения народом мира.
Кызыл-Эник Кудажы, опираясь на художественно-эстетические традиции народа, создает в своих произведениях национальную модель мира.
В основе его прозы лежит осмысление народом Вселенной - макрокосмоса,вечности и бесконечности жизни, духовных ценностей, идеалов,предопределяющих самобытность национального характера. Национальное мировоззрение автора выражается и в самом способе осознания мира, в творческом развитии эстетики. Талант писателя, своеобразие его художественного дара особенно ярко проявились в способности осознать и прочувствовать свои этнические корни и выразить свое оригинальное мироощущение художественным словом.
Произведения К-Э. Кудажы вошли в золотой фонд тувинской литературы. Они внесли огромный вклад в развитие национальной культуры,закрепив в опыте художественного слова сам склад мышления, сами принципы освоения народом мира.
В романе сплетается быт и история, принципы эпоса с публицистикой.
Автор умело выстроил композицию, любит занимательную интригу, порой авантюрный сюжет, единство общего и частного. На основе исторических фактов и документов, глубокого их осмысления К. Кудажи сумел создать широкую многоплановую картину народной жизни. Это плод зрелой мысли художника, способного понимать жизнь, время и его устремление. 
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические вопросы о национальном мировоззрении и традиционные элементы и формы выражения национального мировоззрения в романе-эпопее Кызыл-Эника Кудажы «Улуг-Хем неугомонный».
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассмотрена семантическая парадигма образов-символов в романе-эпопее «Улуг-Хем неугомонный». Также элементы «жилище - юрта», «национальная одежда»,«национальная еда», «национальные традиции и обычаи», «национальные праздники», «традиционная хозяйственная деятельность», «национальные игры».
Материалы данного исследования могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, в процессе чтения вузовских курсов по истории тувинской литературы, национальной культуры, а также при проведении спецкурсов и спецсеминаров по изучению проблем национальных особенностей творчества писателей и поэтов, истории культуры и тувинской литературы.
Таким образом, наше время требует изучения проблемы национального мировоззрения, от которого зависит судьба целых наций, которая в силу крайне неблагоприятных исторических условий теряла и продолжает терять специфику и своей модели мира, и своего этнического характера, и своей культуры. В работе национальное мировоззрение открывается через призму образов и символов традиционной культуры тувинского народа.



1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1999. - 896 с.
2. Бадертдинова Л.А. Семантика и сочетаемость имен-названий времен и
месяцев года в языке произведений И.А. Бунина. - Казань, 2004. - 179 с.
3. Бады-Монге Е.Т. Национальное своеобразие художественной детали в
тувинской прозе: автореф. дисс. канд. филол. наук. - Абакан, 2004. - 19 с.
4. Бады-Монге Е.Т. Роль художественной детали в романе К-Э.Кудажы
«Улуг-Хем неугомонный» // Улуг-Хем. - № 2, 2005. - С. 154-159.
5. Байсклан С.М. Поэтика тувинского героического эпоса. Кызыл:Тувинское книжное издательство, 1987. - С. 25.
6. Бардамова Е.А. Модели времени в бурятской языковой картине мира
// Вестник Читинского государственного университета. - Чита: Изд-во ЧитГУ, 2008. № 6. - С. 77-82.
7. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. - М.: Индрик, 2007. - 600 с.
8. Будаева Ц. Чистота человеческих отношений // Тувинская правда,1966. - 30 июня.
9. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. - М.: Наука, 1991. -294 с.
10. Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. - М.: ООО «Домашняя газета»,2009.- 416 с.
11. Даниленко В.П. Методы лингвистического анализа. - М.: Флинта:Наука, 2011. - 280 с.
12. Даржа В.К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов. -Кызыл:Тувинское книжное издательство, 2007. - 256 с.
13. Донгак У.А. Художественное время в романе С.Сарыг-оола «Ангыр-
оолдун, тоожузу» («Повествование Ангыр-оола») // Бурятская литература в
условиях современного социокультурного контекста. - Улан-Удэ, 2006. - С.179-182.
14. Донгак Р. «Уйгу чок Улуг-Хемде» TYP маадырлар // Улуг-Хем. - 2006.- № 1-2. - С. 144-149.
15. Доржу К.Б. Историко-лексикологический анализ рассказа Н. Куулара
«Ацнаашкын соонда болчаг» // Кочевые цивилизации народов Центральной
и Северной Азии: история, состояние, проблемы / Сб. материалов II
Международной научно-практической конференции. - Кызыл-Красноярск,2010. - С. 93-96.
16. Жуковская Н.Л. Пространство и время в мировоззрении монголов //
Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. - М.: Наука, 1986. - 254с.
17. Калзан А. Удачный дебют // Тувинская правда. - 1966. - 6 марта.
18. Калзан А. Кызыл-Эник Кѵдажы // ѲзYлдениц демдектери. - Кызыл,1991. - С. 80-110.
19. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 2-е. - М.:Едиториал УРСС, 2002. - 264 с.
20. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1975.
21. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / отв. ред. С.Г.
Бархударов. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 360 с.
22. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная культура тувинцев. - Кызыл:Тувинское кн. изд-во, 2006. - 230 с.
23. Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - М.: КДУ, 2011. - 350 с.
24. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке:
Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. - М.:Языки славянской культуры, 2004. - 560 с. 
25. Кудажы К.-Э. К. Улуг-Хем неугомонный. Роман. Черный том. -Кызыл: Тувкнигоиздат, 1976. 344 с.
26. Кудажы К.-Э. К. Улуг-Хем неугомонный. Роман. Красный том. -Кызыл: Тувкнигоиздат, 1977.
27. Лебедева С. Сотворение художественной правды // Улуг-Хем. - № 24,1988.
28. Локонов В. О жизни, начатой стоном // Тувинская правда. 30 сентября 1976 г.
29. Мижит Э.Б. Традиционная космология как смыслополагающий стержень тувинской культуры // Письменное наследие тюрков: Тезисы Международного симпозиума, посвященного 110-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности и 100-летию выхода в свет труда Н.Ф. Катанова «Опыт исследования урянхайского языка» (14-17 октября).Кызыл, 2003. - С. 104.
30. Мижит Э.Б. Тувинская традиционная космология в литературе
(Сакральный космос в «Повести о светлом мальчике» С. Сарыг-оола) //Ученые записки. Вып. XX. Кызыл, 2004. - С. 228-239.
31. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега-, и микромире. - М.: Политиздат, 1974. - 240 с.
32. Музраева Д.Н. Кукушка как персонаж сказочного фольклора народов
Центральной Азии: проблема взаимосвязи фольклорных жанров и
литературных текстов // Новые исследования Тувы. № 2, 2014. - С. 80-95.
33. Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М.: ACADEMA,2007. - 268 с.
34. Орлова О.В. Языковая картина мира и национально-культурная идентичность. - М.: ГАСК, 2010. - 110 с.
35. Орус-оол С.М. Тувинские героические сказания (текстология,поэтика, стиль). - М.: МАКС Пресс, 2001. - 422 с. 
36. Очур Т.Х. Национальный характер и его художественное воплощение
в романе С. Сарыг-оола «Повесть о светлом мальчике» [Текст] / Т.Х. Очур //
Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и
сопредельных регионов: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Кызыл:Тув. кн. изд-во, 2006. - С. 280-290.
37. Очур Т.Х. Образы-символы в прозе С. Сарыг-оола [Текст] / Т.Х. Очур
// Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Филология. -Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. - Вып. 7.- С. 191-196.
38. Очур Т.Х. Центрально-азиатские этноэстетические традиции в прозе
С. Сарыг-оола [Текст] / Т.Х. Очур // Гуманитарные науки в Сибири. Серия:
Филология. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. - № 4. - С. 79-82.
39. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. - М.: Наука, 1985. - 292 с.
40. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М.: Наука, 1969. -402 с.
41. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М., 1985. - С.144-145.
42. Серебренников Б.А., Кубрякова B.C., Постовалова В.И., Телия В.Н.,
Уфимцева А.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.- М.: Наука, 1988. - 212 с.
43. Сузукей В.Ю. Пространство и время в традиционном восприятии тувинцев // Проблемы востоковедения. № 3. 2009. - С. 13-21.
44. Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. - М.: Радикс, 1994. - С. 15-41.
45. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области
мифопоэтического: Избранное. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 624 с. 
46. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство
и время. Вещный мир. - Новосибирск: Наука: Сибирское отделение 1988. -224 с.
47. Урысон Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира.
Аналогия в семантике. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 244 с.
48. Чыргал-оол С. Плод зрелой мысли // Улуг-Хем. - № 15, 1979. - С. 217-220.
49. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. - М.:Наука, 1990. - 207 с.
50. Цивьян Т.В. Модель мира и ее лингвистические основы. - М.:КомКнига, 2006. - 279 с.
51. Цзу Сюецин. Национально-культурные концепты времен года в
русской языковой картине мира (на фоне китайской): автореф. дисс.канд.филол.наук. Владивосток, 2009. 33 с.
52. Хадаханэ М.А. Литературная Тува. - Кызыл, 1986.
53. Хадаханэ М.А. Уроки Кудажи //Тув. правда, 2007. № 14, февраль 8. С.4.
54. Хадаханэ М.А. Добро и зло в романе К.-Э. Кудажы // Кызыл-Эник
Кыргысович Кудажы. Кызыл: Тувинское книжное издательство им. Ю.Ш.Кюнзегеша, 2009. С. 92-96.
55. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - СПб:Наука, 2006. - 450 с.
56. Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. - М.:Языки славянской культуры, 2002. - 496 с.
57. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. Изд. 2-е. - М.:Едиториал УРСС, 2003. - 244 с. 
Словари:
58. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд., стереотип.- М.: «Советская энциклопедия», 1969. 608 с.
59. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. -
М.: «Советская энциклопедия», 1990. 682 с.
60. Философский словарь / Адо А.В. и др. / под ред. И. Т. Фролова. - М.:Политиздат, 1987. 588 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ