Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Работа №170187

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМАТИКИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 8
1.1. Внимание как психический процесс 8
1.2. Особенности зрительного внимания у дошкольников с умеренной умственной
отсталостью 16
1.3. Методики диагностики и коррекции внимания у детей с умственной
отсталостью 6-7 лет 26
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению особенностей зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной
умственной отсталостью 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
2.3. Методические рекомендации по развитию зрительного внимания
дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


Актуальность исследования. Важной характеристикой протекания когнитивных процессов человека является их избирательный, направленный характер. Из большого количества внешних стимулов, человек воспринимает лишь то, что является актуальным для него и его потребностей. Такая особенность сознания основывается на феномене внимания.
Умственная отсталость является одной из наиболее распространенных нарушений развития. Это может быть идиопатическим и сложным для распознавания у нормально появляющихся детей, которые имеют задержки в развитии. И наоборот, умственную отсталость можно легко распознать, когда у ребенка проявляются дисморфические признаки, связанные с известным генетическим расстройством.
Дети с умственной отсталостью из-за низкого интеллектуального роста функционируют с ограниченными возможностями по сравнению с нормальными детьми. Это оказывает существенное влияние на социальное функционирование этих детей, и тесно связано со степенью нарушения. Помимо патологии головного мозга, существуют другие факторы, связанные с нарушением функционирования этих детей в нормальных социальных условиях. Конкретная среда, в которой растет ребенок, играет очень важную роль в улучшении или ухудшении функционирования ребенка.
Внимание включено во все психические процессы, так как направляет их проявления в сознательной деятельности. Внимание обуславливает активность и продуктивность деятельности. Таким образом, выступая как часть каждого аспекта психики.
Нарушения внимания является достаточно распространенным расстройством среди детей с умственной отсталостью. Это приводит к трудностям в обучении в дошкольном и школьном возрасте. У данных детей недостаточно развита мнемическая деятельность, что проявляется к снижению объёма оперативной памяти и слабости долговременной памяти.
Нарушения внимания встречаются у всех детей с умственной отсталостью и проявляются в повышенной отвлекаемости, недостатке поддерживающего внимания, основные свойства внимания у детей с умственной отсталостью развиты ниже нормы. В связи с этим снижается умственная работоспособность и повышается утомляемость, при этом основные трудности заключаются в применении когнитивных навыков в повседневной жизни.
Исследования многих ученых достаточно широко раскрывали механизмы и свойства внимания у обычных людей, но особенности формирования внимания у детей с нарушениями интеллекта остаются актуальными и сегодня. В настоящее время внимание с такой точки зрения исследуется с целью разработки действенных методов его коррекции и развития у дошкольников, позволяющих им полноценно включаться в деятельность, доступную их возрасту. Этому процессу способствует исследование нейрофизиологических процессов, отвечающих за особенности протекания внимания.
Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время интерес к проблеме образования детей с особыми образовательными потребностями значительно возрос. Среди данной категории особое место занимают дети с умеренной умственной отсталостью.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью поиска эффективных источников и средств формирования зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью и недостаточностью теоретических разработок в этом направлении.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью повышения уровня зрительного внимания детей 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью и отсутствием коррекционно-педагогической технологии доступного формирования зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
Анализ литературных данных по проблеме исследования выявил противоречия между:
1. указаниями на недостаточный уровень сформированности зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью;
2. недостаточной разработанностью вопросов о формировании зрительного внимания дошкольников с умеренной умственной отсталостью в отечественной науке и практике, и их практической востребованности в коррекционно-педагогической работе с детьми;
На основе данных противоречий определена проблема исследования, которая заключается в поиске методов, приемов и средств, направленных на изучение развития зрительного внимания у дошкольников с умеренной умственной отсталостью, с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, поэтому вопрос об особенностях зрительного внимания дошкольников с умеренной умственной отсталостью остается актуальным и открытым.
Объектом выступает зрительное внимание дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Предмет - особенности зрительного внимания дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
Целью данной работы является составление методических рекомендаций по развитию зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью с учетом выявленных особенностей.
В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что дошкольники с умственной отсталостью имеют особенности зрительного внимания, в том числе малый объем, колебания устойчивости и концентрации внимания.
В соответствии с целью работы мы выделили такие задачи:
1. Проанализировать теоретические сведения о проблеме особенностей внимания у дошкольников с умеренной умственной отсталостью.
2. Провести констатирующий эксперимент по исследованию особенностей зрительного внимания дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
3. Составить методические рекомендации по развитию зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью, с описанием методов, приемов и средств, направленных на развитие зрительного внимания.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
• учение Л.С. Выготского о структуре дефекта при умственной отсталости, об общих и специфических закономерностях аномального развития, о закономерностях развития ребенка в обучении, опоре на сохранные стороны при обучении аномального ребенка;
• современная концепция обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (Л.Б. Баряева, А.Р. Маллер, И.С. Смирнова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицина, Д.Н. Исаев, Г.М. Андреева, А.М. Царев и др.);
• теоретические аспекты исследований феномена внимания (А.Р. Лурии и Е.Д. Хомской. Е.Д. Хомская)
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ
медицинской, психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнение;
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, проведение экспериментальной работы.
3. Психодиагностическая методика: Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями [46].
4. Методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей "Солнышко"» в отделении «Милосердие». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью в количестве 10 человек. Исследование проводилось с октября по декабрь 2019 г.
Практическая значимость работы:
• Подготовлены методики изучения зрительного внимания дошкольников 6-7 лет с умеренной уровня умственной отсталостью;
• собраны методические рекомендации с учетом различных уровней сформированности зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. На протяжении развития ребенка вплоть до старшего дошкольного возраста, процесс внимания приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Причиной этого становится усложнение деятельности детей и продвижения их умственного развития в целом. В дошкольном возрасте над произвольным, доминирует непроизвольное внимание. Младшим и средним дошкольникам особенно трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности. Произвольное внимание начинает развиваться только ближе к концу дошкольного возраста. Это провоцируется общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка
Теоретический анализ источников показал, что у детей с нарушением интеллекта все свойства внимания в той или иной степени задеваются патологическими отклонениями в развитии психики ребенка. Особенности внимания у детей с интеллектуальным недоразвитием характеризуются малым объемом, колебаниями устойчивости и концентрации внимания. Такие характеристики становятся причинами периодических изменений работоспособности ребенка и его быстрой утомляемости. Дети легко отвлекаются на посторонние стимулы, особенно во время выполнения сложных однообразных задач. Такие нарушения внимания мешают процессу формирования у них важных личностных качеств, которые определяют успешность учебной и трудовой деятельности.
Во второй части было проведено экспериментальное исследование, которое было проведено на базе КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей "Солнышко"» г. Красноярска. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 6¬7 лет. У всех детей, участвовавших в эксперименте, по данным анамнеза констатировалась умеренная степень умственной отсталости.
Результаты диагностики уровня зрительного внимания показали, что большинство детей имеют недостаточный уровень зрительного внимания.
Многие дошкольники правильно понимали инструкцию, но не могли ее выполнить. Особенности внимания у детей с умственной отсталостью характеризуются малым объемом, колебаниями устойчивости и концентрации внимания. Такие характеристики становятся причинами периодических изменений работоспособности ребенка и его быстрой утомляемости. Дети легко отвлекались на посторонние стимулы, особенно во время выполнения сложных однообразных задач. Такие нарушения внимания мешали процессу формирования у них важных личностных качеств, которые определяют успешность учебной и трудовой деятельности.
Также нами были собраны методические рекомендации для педагогов- дефектологов с учетом различных уровней сформированности зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью. Таким образом, нами были составлены методических рекомендации по развитию зрительного внимания у дошкольников 6-7 лет с умеренной умственной отсталостью с учетом выявленных особенностей, цель исследования была достигнута, все поставленные задачи решены


1. Акимова М.К. Психологическая диагностика: учебное пособие. СПб.:
Питер. 2015. 304 с.
2. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы// Психология обучения. 2012. № 9. С. 12-24.
3. Бабикова С. А. Особый ребенок: из опыта педагога // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. 2014. №6. С. 3-7.
4. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике / Учеб. пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2008. - 192 с.
5. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.:
Просвещение. 2005. 326 с.
6. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. 1994. 128 с.
7. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Академия. 2005. 290 с.
8. Бусс, О. В. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в группе дневного пребывания «Ступени» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2014. №1. С. 17¬ 22.
9. Буторин Г.Г. Основы психологии детей с нарушением интеллекта: учебно-методическое пособие к курсу лекций по специальной психологии.
Челябинск: Атоксо. 2004. 112 с.
10. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. М.:
Владос-Пресс. 2007. 160 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз. 1997. 499 с.
12. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие для вузов. М.:
Академия. 2002. 400 с.
13. Гатанова Н.В. Развиваю внимание. СПб.: Питер. 2000. 198 с.
14. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Мысль, 1972. 246 с. 15. Джеймс У. Психология веры. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии — с. 29-69.
16. Дробышева, Е. А. Создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2013. №4. С. 42-45.
17. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. СПб.: Питер, 2007.
18. Еромыгина, М. В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дошкольная педагогика. 2014. №3. С. 46-49.
19. Закрепина А. Роль социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья // Дошкольное воспитание. 2009. № 12. С. 66-73.
20. Закрепина А. Умственно отсталые дети: синдромы. педагогическое изучение, коррекционная помощь // Дошкольное воспитание. 2012. № 1. С. 58- 66.
21. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.
СПб.: Речь, 2003.391 с.
22. Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2005. 106 с.
23. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. М.:
«БУКМАСТЕР», 1993 .
24. Катерисова Е.А. Психофизиологическое и физическое развитие детей с умственной отсталостью // Соврем. тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-5. С. 44 - 46.
25. Ковалев В.В., Маринчева Г.С. Олигофрении // Руководство по
психиатрии / Под ред. Г.В. Морозова. В 2-х т. Т. 2. М.: Медицина, 1988. С. 349400.
26. Кривова М.А. Развитие внимания в начальной школе // Школьный психолог. 2003. № 46. С. 25-29.
27. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. 210 с.
28. Кузьмина Т.И. Проблема психологического изучения личности при умственной отсталости// Коррекционная педагогика: теория и практика. 2012. № 2. С.32-36.
29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов.
М.: Смысл: Академия, 2007. 511 с.
30. Лысова М.С. Игровые формы работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии// Современный детский сад. 2011. № 3. С. 62-67.
31. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2007. 582 с.
32. Маринчева Г.С., Вроно М.Ш. Умственная отсталость // Руководство по психиатрии. В 2-х т. Т. 2. М.: Медицина, 1999. С. 612-680.
33. Мнухин С.С. Хрестоматия по психиатрии детского возраста. СПб.: Издво Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.С. 218-237. 34. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 325 с.
35. Незнанов Н.Г., Макаров И.В. Умственная отсталость (глава 30) //
Психиатрия: национальное руководство. М.: ГЭОТАРМедиа, 2009. С. 653-681.
36. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие /
Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. — Издательский центр Академия Москва, 2011. — 160 с.
37. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. М.: Владос, 2005. 631 с.
38. Обухова Е.Ю. Возрастная динамика регуляции
зрительнопространственного внимания детей дошкольного возраста // Вопросы психологии / Е.Ю. Обухова. 2006. № 6. С. 36-41.
39. Певзнер М. С., Лубовский В. И., Пекелис Э. Я., Зислина Н. Н. Дети с отклонениями в развитии. Отграничение олигофрении от сходных состояний. — М.: «Просвещение», 1966.
40. Пронина Л.В. Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в умственном развитии / Л.В. Пронина // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 80-87.
41. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002.
42. Рогов Е.С. Общая психология: курс лекций для первой ступени
педагогического образования. М.: Владос, 2003. 448 с.
43. Романов В.Я. Психология внимания. СПб.: Питер,2002. 576 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с. 45. Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача. М.: «МЕДпрессинформ», 2006. С. 360-377.
46. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психологопедагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями / Л.Ф. igtri. - Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.
Шолохова», 2011. - 80 с.; 65 карт.
47. Фоликман М.В. Общая психология: Т4. / под ред. Б.С. Братусь. М.: Просвещение, 2006. 480 с.
48. Хайбуллаева Ф.Р. Теоретическое изучение проблемы формирования пространственно-временных представлений у детей с умственной отсталостью // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. С. 103-105.
49. Шаповалова О.Е. Практикум по специальной психологии. Б., 2007. 71 с. 50. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание. - М.: Академия, 2003. 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ