Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние Рабле на развитии сатирической традиции во французской литературе

Работа №170186

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы24
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Идейно-тематические и стилистические особенности творчества Рабле, Бальзака, Роллана
1.1. Наследие Франсуа Рабле в литературе. Ключевые черты его произведений…6
1.2. Творчество Оноре де Бальзака. Основные произведения Бальзака. Влияние Франсуа Рабле на творчество Бальзака……………………………….9
1.3. Творчество Ромена Роллана. Основные произведения Роллана. Влияние Франсуа Рабле на творчество Роллана…………………………………………12
Глава 2. Сатирические аспекты произведений «Озорные рассказы» Бальзака и «Кола Брюньон» Роллана
2.1. «Озорные рассказы» Оноре де Бальзака. Роль раблезианских мотивов в создании сатирического пафоса бальзаковских новелл14
2.2. «Кола Брюньон» Ромена Роллана. Раблезианская сатира и гротеск в произведении…17
Глава 3. Влияние литературного наследия Франсуа Рабле на стиль и тематику творчества Бальзака и Роллана
3.1. Сходства в структуре произведений трёх произведений. Особенности их языка и стиля..19
3.2. Общие темы и мотивы в произведениях. Сравнение образов и персонажей…21
Заключение……………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………….25


Каждый человек оставляет после себя память. Она может быть выражена по-разному. Есть такая память, которая хранится многими поколениями и преумножается. Эта память выражается в наследовании и использовании традиций великого писателя на новом витке развития литературного процесса. Так, Франсуа Рабле – сатирик эпохи Возрождения XVI века – создал новаторскую структуру самым, вдохновил своих последователей. Известно, что это было время, когда эпоха творила человека, а человек – эпоху.
Сатира – жанр, который не всем под силу правильно преподнести: юмор вперемешку с иронией для высмеивания пороков общества. У Рабле это так хорошо получилось, что большинству он все еще не понятен. Во второй половине XVI века наследие Рабле понималось крайне узко. А то, что было неким чужеродным кодом, люди XVII и XVIII вв. стали ощущать как близкую им по духу образность. Именно поэтому у автора были как сторонники, так и критики. Но для детального рассмотрения его новшеств в литературе необходимо глубже изучить творчество его последователей: Оноре де Бальзака и Ромена Роллана. Если о Рабле до сих пор говорят, значит, его сатира носит универсальный и вневременной характер. Лотман писал: «Разница в толковании произведений искусства – явление повседневное и, вопреки часто встречающемуся мнению, проистекает не из каких-либо привходящих и легко устранимых причин, а органически свойственно искусству. По крайней мере, видимо, именно с этим свойством связана <…> способность искусства коррелировать с читателем и выдавать ему именно ту информацию, в которой он нуждается и к восприятию которой подготовлен» [4, с. 17]
Франсуа Рабле является крупнейшим представителем французского гуманизма и одним из величайших французских писателей XVI века является. Его творчество неразрывно связано с творчеством отечественных и французских литераторов, так как приемы сатиры, использованные в его произведениях, актуальны по сей день.
Французская раблезистика проделала большую и кропотливую работу, чтобы вскрыть эту всестороннюю тесную связь образов Рабле с современной ему действительностью. В результате этой работы ей удалось собрать большой и во многом ценный фактический материал. Но этот материал и освещается, и обобщается современной раблезистикой с узких методологических позиций.
Оригинальность наследия Рабле состоит в том, что проблемы, которые он высмеивал, продолжают существовать в современном обществе. Оcновная задача автора – разрушить официальную картину эпохи и ее событий, взглянуть на них по-новому, осветить трагедию или комедию эпохи с точки зрения смеющегося народа.
Сатира Рабле напоминает, что недостатки у общества будут всегда, и важно сохранять критическое мышление и способность смеяться над ними. Таким образом, сатира в творчестве Франсуа Рабле является мощным инструментом, который позволяет автору выразить свою критику и вызвать у читателя размышления.
Основная цель данного исследования – выявить общие черты в работе трех авторов: Рабле, Бальзака и Роллана, а также разобраться, насколько влияние Рабле сказалось на развитии сатирической традиции во французской литературе. Несомненно, писателем был совершен великий прогрессивный переворот в литературе, родилась новая проза. В этом не только национальное, но и общеевропейское значение творчества писателя.
Чтобы оценить вклад Рабле, задачами будут изучить творчество Рабле; сравнить и более детально изучить писательский мир Бальзака и Роллана; разобрать основные приемы сатиры в произведениях; определить, как стиль Франсуа Рабле повлиял на идейно-тематические и стилистические особенности произведений Оноре де Бальзака и Ромена Роллана.
В качестве объекта исследования выступают сатирический роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», цикл комических новелл «Озорные рассказы» О. де Бальзака и роман «Кола Брюньон» Р. Роллана.
Предметом данной работы является сатирическая традиция Бальзака, Рабле и Роллана, а также творческое использование раблезианских поэтических приемов.
Актуальность заключается в исследовании оригинальной рецепции Рабле в творчестве Бальзака и Роллана.
Бальзак разоблачал политическую и социальную жизнь Июльской монархии, как и другие художники-республиканцы, исходя из интересов народных масс. Он видел в Рабле своего учителя и воссоздал его творческие приемы, его манеру письма, показал образ человека по-раблезиански широким и в то же время детализированным. Ромен Роллан – прямой наследник Рабле, перенявший смех своего учителя, его иносказания, политическую целеустремленность. Он также размышлял о смысле жизни и духовной основе человека.
Сформулированные цель и задачи потребовали использования композиционного, контекстного и герменевтического методов исследования, а также метода целостного анализа художественного произведения, с помощью которых подробно изучаются составляющие элементы художественных произведений как по отдельности, так и в сравнении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной курсовой работе мы рассмотрели наследие Франсуа Рабле в произведениях Ромена Роллана «Кола Брюньон» и Оноре де Бальзака «Озорные рассказы». Проведенный анализ показал, что оба автора, хотя и принадлежат к разным эпохам и литературным направлениям, черпали вдохновение из творческого наследия Рабле. Само «наследие» заключается в стиле и языке французского гуманиста, которые нашли отражение в творчестве двух талантливых писателей. В завершение, разберем основные литературные приемы, что переняли Роллан и Бальзак от Рабле.
Роллан в «Кола Брюньоне» воплотил раблезианскую жизнелюбивую философию и иронию, демонстрируя через образ своего героя несломленный дух и оптимизм в любых жизненных обстоятельствах. Продолжатель традиций Рабле, Роллан наделяет Брюньона «пантагрюэлизмом», неизменным ощущением красоты мира, умением радоваться и наслаждаться жизнью. Материал романа гармонирует с его стилем: писатель использует ритмизированную прозу, включает в текст произведения шутки, пословицы, поговорки. Язык и стилистические приемы Роллана, включая юмор и сарказм, явно перекликаются с традициями Рабле, что подчеркивает преемственность и актуальность его идей.
Бальзак в «Озорных рассказах» также использовал раблезианские элементы, такие как сатирическое изображение человеческих пороков и критика общественных нравов. Его рассказы насыщены живописными образами, гротескными ситуациями и тонкой иронией, что роднит их с произведениями Рабле. Бальзак, как и Рабле, стремился показать многообразие человеческой натуры и социальные противоречия своего времени. Широта философских поисков Рабле, его видение мира, безудержность фантазии были близки Бальзаку. Раблезианский пантагрюэлизм, т.е. «глубокая несокрушимая жизнерадостность, пред которой все преходящее бессильно» [12, с. 441], был основой мироощущения Бальзака.
Таким образом, Франсуа Рабле оказал значительное влияние на развитие французской литературы, и его наследие нашло свое отражение в творчестве таких выдающихся писателей, как Ромен Роллан и Оноре де Бальзак. Их произведения, следуя традициям Рабле, обогащают французскую литературную традицию и продолжают восхищать читателей своей жизненной силой, юмором и глубокими философскими размышлениями.



1. Андреев, Л. Г. История французской литературы. – М.: Академия, 1987. – 544 с.
2. Артамонов, С. Д. Франсуа Рабле. – Москва : Художественная литература, 1964. – С. 152
3. Бальзак в воспоминаниях современников. / сборник / сост., вступ. ст. И. Лилеевой; коммент. и указ. И. Лилеевой, В. А. Мильчиной. – Москва : Художественная литература, 1986. (Сер. лит. мемуаров. Редкол.: В. Э. Вацуро и др.) – 344 с.
4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – Москва : Художественная литература, 1965. – С. 527
5. Бахтин, М. М. Эпос и роман // О методологии исследования романа. – Москва : Художественная литература, 1975. – С. 447–483
6. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве. – СПб : Научно-популярная литература, 1998. – С. 17–19
7. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 3 / ред. Н.И. Балашова. – М.: Наука, 1985.
8. Михайлов, А. В. Обратный перевод // Русская и западно-европейская культура : проблемы взаимосвязей. – Москва : Художественная литература, 2000. – С. 14–16
9. Михайлов, А. В. Методы и стили литературы // Российская акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; [ред.-сост., авт. послесл. и коммент.-Л. И. Сазонова] – Москва : Художественная литература, 2008. – С. 18–19
10. Михайлов, А. Д. Франсуа Рабле // История всемирной литературы. – Т. 3. – М., 1985. – С. 240-251
11. Пинский, Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. – Москва : Гослитиздат, 1961. – С. 367
12. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н.М. Любимова. М.: Художественная литература, 1973 (1-е изд.- 1961). – 800 с.
13. Роллан, Р. Кола Брюньон. Пер. с фр. — Москва: Художественная литература, 1957. – 263 с.
14. Balzac H. de Contes drolotiques. Texte revisé et annoté par M. Bouteron et H. Longnon. – Paris, 1930 – T.1 ! – 222 p.
15. Balzac H. de Les contes drolatiques [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archive.org/details/lescontesdrolati01balz/page/23/mode/1up
16. Dictionnaire des oeuvres : Gargantua et Pantagruel, de Rabelais. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cosmovisions.com/textGargantua.htm#google_vignette
17. Rolland, Romain. Colas Breugnon. Paris: Éditions Albin Michel, 1919. – 302 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ