Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ГОВОРЕНИЮ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Работа №170179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретико-методологические основы обучения чтению и говорению как
видам иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка в 10 классе 10
1.1 Чтение и говорение как виды иноязычной речевой
деятельности 10
1.2 Особенности обучения чтению и говорению как видам иноязычной речевой
деятельности на уроке иностранного языка в 10
классе 16
Выводы по главе 1 24
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию комплекса заданий,
направленных на развитие коммуникативно-речевых умений при
взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе 26
2.1 Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности как способ развития
коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10
классе 26
2.2 Разработка и апробация комплекса заданий, направленных на развитие
коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder
р1нз. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд.
Lektion 3. Meine Familie und ich) 35
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В 59

Актуальность темы исследования. Новые социальные запросы, кардинальные изменения, происходящие в обществе в представлении о целях образования и путях их реализации, стимулируют переход к получению знания с помощью активной деятельности обучающихся с целью выработки определенных решений, к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения. Ключевой компетенцией образования становится умение учиться. Чтобы научить обучающегося учиться, необходимо сформировать его личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
Согласно Федеральному государственному стандарту среднего общего образования, «требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать: 1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; 2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; 3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; 4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях» [Федеральный государственный образовательный стандарт, 2012, с. 9-10].
Согласно Примерной основной образовательной программе среднего общего образования, «в результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне 3
научится: вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; инициировать, поддерживать и заканчивать беседу; выражать и аргументировать личную точку зрения; запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию; читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи» [Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, 2016].
Чтение как вид речевой деятельности рассматривают многие отечественные ученые, такие как Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, З.И. Клычникова, Т.Р. Садыкова, а также зарубежные лингвисты, а именно Grabe W., Stoller F.I. и многие другие; говорение как вид речевой деятельности описан в работах Л.С. Выготского, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.С. Трубецкого. Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, В.В. Сафоновой, для развития коммуникативно-речевых умений целесообразно осуществлять взаимосвязанное обучение чтению и говорению. Концепция развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях, изложенных в трудах А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского. Развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся приобретает особое значение на старших этапах обучения иностранному языку. Особенности обучения иностранному языку в 10 -11 классах рассматривают И.А. Зимняя, Ж.А. Короткевич, В.П. Григорьев и другие.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Взаимосвязанное обучение чтению и
говорению как способ развития коммуникативно-речевых умений на уроке немецкого языка в 10 классе».
Объектом исследования является взаимосвязанное обучение чтению и говорению на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования рассматривается процесс развития коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке иностранного языка.
Цель исследования: изучить возможность применения взаимосвязанного обучения чтению и говорению как способа развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10 классе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1.Описать чтение и говорение как виды иноязычной речевой деятельности.
2. Проанализировать особенности обучения чтению и говорению как видам иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка в 10 классе.
3. Рассмотреть процесс взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности как способ развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10 классе.
4. Разработать и апробировать комплекс заданий, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder р1пз. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд. Lektion 3. Meine Familie und ich).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды, посвященные:
• чтение как вид речевой деятельности (Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, З.И. Клычникова, Т.Р. Садыкова);
• говорение как вид речевой деятельности (Н.Д. Гальскова, Л.С. Выготский);
- взаимосвязанное обучение чтению и говорению (И.А. Зимняя, В.В. Сафонова);
• развитие коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка (А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов);
• особенности обучения иностранному языку в 10 классе (Е.В. Милосердова, Ю.К. Бабинский);
• нормативные документы ФГОС среднего общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 10 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации.
Научная новина исследования заключается в разработке комплекса заданий, направленных на развитие коммуникативно -речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд. Lektion 3. Meine Familie und ich).
Апробация и этапы исследования:
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2021 года по май 2022 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Разработанный автором исследования комплекс заданий апробирован на практике в МАОУ Гимназия №6 г. Красноярска.
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2022 г.)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования проблемы организации взаимосвязанного обучения чтению и говорению мы изучили особенности этого процесса как способа развития коммуникативно-речевых умений обучающихся на уроке немецкого языка в 10 классе, что позволило сделать следующие выводы.
1. Достижение главной цели обучения иностранному языку в школе, то есть формирование иноязычной коммуникативной компетенции осуществляется при активизации деятельности обучающихся в чтении и говорении. Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, который предполагает извлечение содержащейся в тексте информации. Во время чтения происходит восприятие и переработка читающим текста, осмысление и оценка информации, которые сопровождаются активной мыслительной деятельностью. В методике различают четыре вида чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее. Поскольку устная и письменная формы общения входят в одну систему речевой деятельности, чтение имеет тесную связь с говорением. В обучении иностранному языку целесообразно развитие умений чтения и говорения как составляющих иноязычной коммуникативной компетенции в единстве.
2. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению как способ развития коммуникативно-речевых умений обучающихся на уроке иностранного языка обусловлено спецификой иностранного языка как учебного предмета, которая заключается в том, что он выступает и как цель, и как средство обучения. В соответствии с ФГОС СОО выпускники 10 класса должны достичь уровня А2 (допорогового). Для этого необходимо формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции как инструмента межкультурного общения, а также всех видов речевой деятельности. Педагогическими условиями эффективности этого процесса являются активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся посредством использования работы с текстами, медиа-текстами в частности, словарной работы, метода проектов, информационно-коммуникационных технологий, методов создания игровых и проблемных ситуаций.
Коммуникативно-речевые умения как способы выполнения речевых действий, направленных на порождение и интерпретацию текстов, формируются в условиях устной текстовой деятельности. Поэтому чтение выступает как метод развития коммуникативно-речевых умений обучающихся. Поэтапная работа над текстом, включающая предтекстовый, текстовый, послетекстовый, поисковый и коммуникативный этапы, отражает взаимосвязанное обучение чтению и говорению.
3. Диагностика коммуникативно-речевых умений обучающихся 10 класса, проведенная на базе МАОУ «Гимназия №6» (г. Красноярск) в начале опытно - экспериментаьной работы позволила выявить недостаточный уровень развития данных умений. Критерии определения уровня развития коммуникативно- речевых умений обучающихся выделены в ходе анализа системы критериального описания коммуникативно-речевых умений Т.А. Ладыженской, а также в соответсвтии со шкалой оценивания устной части ЕГЭ по немецкому языку. Оценка коммуникативно-речевых умений осуществлялась по критериям: ориентировка в ситуации общения; организация высказывания; реализация правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности.
4. Анализ материалов УМК позволил выявить недостаточное количество
заданий, необходимых для эффективного взаимосвязанного обучения чтению и говорению. Разработанный нами комплекс заданий включает пять этапов работы над текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый, поисковый,
коммуникативный - и направлен на активизацию коммуникативно-речевых умений обучающихся. Итоговое исследование уровня развития коммуникативно- речевых умений обучающихся выявило положительную динамику развития коммуникативно-речевых умений. Это доказывает, что использование разработанного нами комплекса заданий при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на немецком языке в 10 классе способствует развитию коммуникативно-речевых умений обучающихся.


1. Аитов В.Ф., Виноградова Р.И. Взаимосвязанное обучение иноязычным видам речевой деятельности на неязыковых факультетах в вузе на основе проблемного подхода // Вестник Башкирского университета. 2006. №2. С. 97-101.
2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб.: Питер, 2013. 146 с.
3. Алентикова С.А. Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе изучения текста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: Рязань, 1999. 210 c.
4. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. 217 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 2012. 192 с.
6. Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиски новых путей // Иностранные языки в школе. 2007. № 1. С. 19-26.
7. Блумфилд, Л. Язык и компетенции / пер. с англ. Е.С. Кубряковой и В.П. Мурат. М.: АРСТ, 2012. 607 с.
8. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. 2003. №2. С. 30-35.
9. Выготский Л.С. Психология. М.: Просвещение, 2006. 393 с.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2006. 336 с.
11. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 1985. № 2. С. 17-24.
12. Дзагурова Ф.О. Формирование коммуникативно -речевых умений -
ключевая задача обучения русскому языку в начальной школе // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров): Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Грозный: ООО НПКП «Мавр», 2019. С. 321-325.
13. Жажева Д.Д., Жажева С.А., Бгуашева З.Б. Формирование коммуникативно - речевых умений при изучении фразеологической системы русского и родного языков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология [Электронный ресурс]. URL: https://cyberle ninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativno-rechevyh-umeniy-pri-izuchenii- frazeologicheskoy-sistemy-russkogo-i-rodnogo-yazykov (дата обращения: 04.05.2022).
14.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
15. Кириллова Е.М. Формирование коммуникативной прагматической компетенции как способности и готовности к иноязычному общению на основе использования когнитивных стратегий // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2007. №3. С. 246-257....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ