ВЗАИМОСВЯЗАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ГОВОРЕНИЮ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
|
Введение 4
1. Теоретико-методологические основы обучения чтению и говорению как
видам иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка в 10 классе 10
1.1 Чтение и говорение как виды иноязычной речевой
деятельности 10
1.2 Особенности обучения чтению и говорению как видам иноязычной речевой
деятельности на уроке иностранного языка в 10
классе 16
Выводы по главе 1 24
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию комплекса заданий,
направленных на развитие коммуникативно-речевых умений при
взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе 26
2.1 Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности как способ развития
коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10
классе 26
2.2 Разработка и апробация комплекса заданий, направленных на развитие
коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder
р1нз. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд.
Lektion 3. Meine Familie und ich) 35
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В 59
1. Теоретико-методологические основы обучения чтению и говорению как
видам иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка в 10 классе 10
1.1 Чтение и говорение как виды иноязычной речевой
деятельности 10
1.2 Особенности обучения чтению и говорению как видам иноязычной речевой
деятельности на уроке иностранного языка в 10
классе 16
Выводы по главе 1 24
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию комплекса заданий,
направленных на развитие коммуникативно-речевых умений при
взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе 26
2.1 Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности как способ развития
коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10
классе 26
2.2 Разработка и апробация комплекса заданий, направленных на развитие
коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder
р1нз. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд.
Lektion 3. Meine Familie und ich) 35
Выводы по главе 2 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В 59
Актуальность темы исследования. Новые социальные запросы, кардинальные изменения, происходящие в обществе в представлении о целях образования и путях их реализации, стимулируют переход к получению знания с помощью активной деятельности обучающихся с целью выработки определенных решений, к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию обучающихся в выборе содержания и методов обучения. Ключевой компетенцией образования становится умение учиться. Чтобы научить обучающегося учиться, необходимо сформировать его личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
Согласно Федеральному государственному стандарту среднего общего образования, «требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать: 1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; 2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; 3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; 4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях» [Федеральный государственный образовательный стандарт, 2012, с. 9-10].
Согласно Примерной основной образовательной программе среднего общего образования, «в результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне 3
научится: вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; инициировать, поддерживать и заканчивать беседу; выражать и аргументировать личную точку зрения; запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию; читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи» [Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, 2016].
Чтение как вид речевой деятельности рассматривают многие отечественные ученые, такие как Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, З.И. Клычникова, Т.Р. Садыкова, а также зарубежные лингвисты, а именно Grabe W., Stoller F.I. и многие другие; говорение как вид речевой деятельности описан в работах Л.С. Выготского, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.С. Трубецкого. Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, В.В. Сафоновой, для развития коммуникативно-речевых умений целесообразно осуществлять взаимосвязанное обучение чтению и говорению. Концепция развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях, изложенных в трудах А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского. Развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся приобретает особое значение на старших этапах обучения иностранному языку. Особенности обучения иностранному языку в 10 -11 классах рассматривают И.А. Зимняя, Ж.А. Короткевич, В.П. Григорьев и другие.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Взаимосвязанное обучение чтению и
говорению как способ развития коммуникативно-речевых умений на уроке немецкого языка в 10 классе».
Объектом исследования является взаимосвязанное обучение чтению и говорению на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования рассматривается процесс развития коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке иностранного языка.
Цель исследования: изучить возможность применения взаимосвязанного обучения чтению и говорению как способа развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10 классе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1.Описать чтение и говорение как виды иноязычной речевой деятельности.
2. Проанализировать особенности обучения чтению и говорению как видам иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка в 10 классе.
3. Рассмотреть процесс взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности как способ развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10 классе.
4. Разработать и апробировать комплекс заданий, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder р1пз. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд. Lektion 3. Meine Familie und ich).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды, посвященные:
• чтение как вид речевой деятельности (Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, З.И. Клычникова, Т.Р. Садыкова);
• говорение как вид речевой деятельности (Н.Д. Гальскова, Л.С. Выготский);
- взаимосвязанное обучение чтению и говорению (И.А. Зимняя, В.В. Сафонова);
• развитие коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка (А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов);
• особенности обучения иностранному языку в 10 классе (Е.В. Милосердова, Ю.К. Бабинский);
• нормативные документы ФГОС среднего общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 10 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации.
Научная новина исследования заключается в разработке комплекса заданий, направленных на развитие коммуникативно -речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд. Lektion 3. Meine Familie und ich).
Апробация и этапы исследования:
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2021 года по май 2022 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Разработанный автором исследования комплекс заданий апробирован на практике в МАОУ Гимназия №6 г. Красноярска.
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2022 г.)....
Согласно Федеральному государственному стандарту среднего общего образования, «требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать: 1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; 2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; 3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; 4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях» [Федеральный государственный образовательный стандарт, 2012, с. 9-10].
Согласно Примерной основной образовательной программе среднего общего образования, «в результате изучения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне 3
научится: вести диалог/полилог в ситуациях неофициального общения в рамках изученной тематики; инициировать, поддерживать и заканчивать беседу; выражать и аргументировать личную точку зрения; запрашивать информацию и обмениваться информацией в пределах изученной тематики; обращаться за разъяснениями, уточняя интересующую информацию; читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи» [Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, 2016].
Чтение как вид речевой деятельности рассматривают многие отечественные ученые, такие как Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, З.И. Клычникова, Т.Р. Садыкова, а также зарубежные лингвисты, а именно Grabe W., Stoller F.I. и многие другие; говорение как вид речевой деятельности описан в работах Л.С. Выготского, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.С. Трубецкого. Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, В.В. Сафоновой, для развития коммуникативно-речевых умений целесообразно осуществлять взаимосвязанное обучение чтению и говорению. Концепция развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях, изложенных в трудах А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского. Развитие коммуникативно-речевых умений обучающихся приобретает особое значение на старших этапах обучения иностранному языку. Особенности обучения иностранному языку в 10 -11 классах рассматривают И.А. Зимняя, Ж.А. Короткевич, В.П. Григорьев и другие.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Взаимосвязанное обучение чтению и
говорению как способ развития коммуникативно-речевых умений на уроке немецкого языка в 10 классе».
Объектом исследования является взаимосвязанное обучение чтению и говорению на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования рассматривается процесс развития коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке иностранного языка.
Цель исследования: изучить возможность применения взаимосвязанного обучения чтению и говорению как способа развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10 классе.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
1.Описать чтение и говорение как виды иноязычной речевой деятельности.
2. Проанализировать особенности обучения чтению и говорению как видам иноязычной речевой деятельности на уроке иностранного языка в 10 классе.
3. Рассмотреть процесс взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности как способ развития коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка в 10 классе.
4. Разработать и апробировать комплекс заданий, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder р1пз. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд. Lektion 3. Meine Familie und ich).
Теоретико-методологическую базу исследования составляют научные труды, посвященные:
• чтение как вид речевой деятельности (Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, З.И. Клычникова, Т.Р. Садыкова);
• говорение как вид речевой деятельности (Н.Д. Гальскова, Л.С. Выготский);
- взаимосвязанное обучение чтению и говорению (И.А. Зимняя, В.В. Сафонова);
• развитие коммуникативно-речевых умений на уроке иностранного языка (А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов);
• особенности обучения иностранному языку в 10 классе (Е.В. Милосердова, Ю.К. Бабинский);
• нормативные документы ФГОС среднего общего образования, Примерная основная образовательная программа среднего общего образования.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку в 10 классе.
Методы, используемые в ходе исследования: изучение методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез, изучение нормативной документации.
Научная новина исследования заключается в разработке комплекса заданий, направленных на развитие коммуникативно -речевых умений при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на уроке немецкого языка в 10 классе (в дополнение к УМК «Немецкий язык. 10 класс (базовый и углубленный уровень)» Серия Wunderkinder [dus. Авторы: О.А. Радченко, М.А. Лытаева, О.В. Гутброд. Lektion 3. Meine Familie und ich).
Апробация и этапы исследования:
Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2021 года по май 2022 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Разработанный автором исследования комплекс заданий апробирован на практике в МАОУ Гимназия №6 г. Красноярска.
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2022 г.)....
В ходе исследования проблемы организации взаимосвязанного обучения чтению и говорению мы изучили особенности этого процесса как способа развития коммуникативно-речевых умений обучающихся на уроке немецкого языка в 10 классе, что позволило сделать следующие выводы.
1. Достижение главной цели обучения иностранному языку в школе, то есть формирование иноязычной коммуникативной компетенции осуществляется при активизации деятельности обучающихся в чтении и говорении. Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, который предполагает извлечение содержащейся в тексте информации. Во время чтения происходит восприятие и переработка читающим текста, осмысление и оценка информации, которые сопровождаются активной мыслительной деятельностью. В методике различают четыре вида чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее. Поскольку устная и письменная формы общения входят в одну систему речевой деятельности, чтение имеет тесную связь с говорением. В обучении иностранному языку целесообразно развитие умений чтения и говорения как составляющих иноязычной коммуникативной компетенции в единстве.
2. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению как способ развития коммуникативно-речевых умений обучающихся на уроке иностранного языка обусловлено спецификой иностранного языка как учебного предмета, которая заключается в том, что он выступает и как цель, и как средство обучения. В соответствии с ФГОС СОО выпускники 10 класса должны достичь уровня А2 (допорогового). Для этого необходимо формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции как инструмента межкультурного общения, а также всех видов речевой деятельности. Педагогическими условиями эффективности этого процесса являются активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся посредством использования работы с текстами, медиа-текстами в частности, словарной работы, метода проектов, информационно-коммуникационных технологий, методов создания игровых и проблемных ситуаций.
Коммуникативно-речевые умения как способы выполнения речевых действий, направленных на порождение и интерпретацию текстов, формируются в условиях устной текстовой деятельности. Поэтому чтение выступает как метод развития коммуникативно-речевых умений обучающихся. Поэтапная работа над текстом, включающая предтекстовый, текстовый, послетекстовый, поисковый и коммуникативный этапы, отражает взаимосвязанное обучение чтению и говорению.
3. Диагностика коммуникативно-речевых умений обучающихся 10 класса, проведенная на базе МАОУ «Гимназия №6» (г. Красноярск) в начале опытно - экспериментаьной работы позволила выявить недостаточный уровень развития данных умений. Критерии определения уровня развития коммуникативно- речевых умений обучающихся выделены в ходе анализа системы критериального описания коммуникативно-речевых умений Т.А. Ладыженской, а также в соответсвтии со шкалой оценивания устной части ЕГЭ по немецкому языку. Оценка коммуникативно-речевых умений осуществлялась по критериям: ориентировка в ситуации общения; организация высказывания; реализация правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности.
4. Анализ материалов УМК позволил выявить недостаточное количество
заданий, необходимых для эффективного взаимосвязанного обучения чтению и говорению. Разработанный нами комплекс заданий включает пять этапов работы над текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый, поисковый,
коммуникативный - и направлен на активизацию коммуникативно-речевых умений обучающихся. Итоговое исследование уровня развития коммуникативно- речевых умений обучающихся выявило положительную динамику развития коммуникативно-речевых умений. Это доказывает, что использование разработанного нами комплекса заданий при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на немецком языке в 10 классе способствует развитию коммуникативно-речевых умений обучающихся.
1. Достижение главной цели обучения иностранному языку в школе, то есть формирование иноязычной коммуникативной компетенции осуществляется при активизации деятельности обучающихся в чтении и говорении. Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, который предполагает извлечение содержащейся в тексте информации. Во время чтения происходит восприятие и переработка читающим текста, осмысление и оценка информации, которые сопровождаются активной мыслительной деятельностью. В методике различают четыре вида чтения: просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее. Поскольку устная и письменная формы общения входят в одну систему речевой деятельности, чтение имеет тесную связь с говорением. В обучении иностранному языку целесообразно развитие умений чтения и говорения как составляющих иноязычной коммуникативной компетенции в единстве.
2. Взаимосвязанное обучение чтению и говорению как способ развития коммуникативно-речевых умений обучающихся на уроке иностранного языка обусловлено спецификой иностранного языка как учебного предмета, которая заключается в том, что он выступает и как цель, и как средство обучения. В соответствии с ФГОС СОО выпускники 10 класса должны достичь уровня А2 (допорогового). Для этого необходимо формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции как инструмента межкультурного общения, а также всех видов речевой деятельности. Педагогическими условиями эффективности этого процесса являются активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся посредством использования работы с текстами, медиа-текстами в частности, словарной работы, метода проектов, информационно-коммуникационных технологий, методов создания игровых и проблемных ситуаций.
Коммуникативно-речевые умения как способы выполнения речевых действий, направленных на порождение и интерпретацию текстов, формируются в условиях устной текстовой деятельности. Поэтому чтение выступает как метод развития коммуникативно-речевых умений обучающихся. Поэтапная работа над текстом, включающая предтекстовый, текстовый, послетекстовый, поисковый и коммуникативный этапы, отражает взаимосвязанное обучение чтению и говорению.
3. Диагностика коммуникативно-речевых умений обучающихся 10 класса, проведенная на базе МАОУ «Гимназия №6» (г. Красноярск) в начале опытно - экспериментаьной работы позволила выявить недостаточный уровень развития данных умений. Критерии определения уровня развития коммуникативно- речевых умений обучающихся выделены в ходе анализа системы критериального описания коммуникативно-речевых умений Т.А. Ладыженской, а также в соответсвтии со шкалой оценивания устной части ЕГЭ по немецкому языку. Оценка коммуникативно-речевых умений осуществлялась по критериям: ориентировка в ситуации общения; организация высказывания; реализация правил и норм общения в самостоятельной речевой деятельности.
4. Анализ материалов УМК позволил выявить недостаточное количество
заданий, необходимых для эффективного взаимосвязанного обучения чтению и говорению. Разработанный нами комплекс заданий включает пять этапов работы над текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый, поисковый,
коммуникативный - и направлен на активизацию коммуникативно-речевых умений обучающихся. Итоговое исследование уровня развития коммуникативно- речевых умений обучающихся выявило положительную динамику развития коммуникативно-речевых умений. Это доказывает, что использование разработанного нами комплекса заданий при взаимосвязанном обучении чтению и говорению на немецком языке в 10 классе способствует развитию коммуникативно-речевых умений обучающихся.
Подобные работы
- Использование коммуникативных ситуаций при обучении устной речи на уроках английского языка в 6 классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2022 - Развитие когнитивных способностей при работе над лексикой на уроке иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ (английский язык как дополнительная специальность)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Использование Интернет-технологий при обучении говорению на английском языке в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





