Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №170175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности 10
1.1. Формирование социальной ответственности подростков как психолого­педагогическая проблема 10
1.2. Подростковый возраст как предмет педагогического анализа в контексте
формирования социальной ответственности 20
1.3. Организационно-педагогические формы внешкольной деятельности по
формированию социальной ответственности подростков 31
ГЛАВА 2. Реализация педагогических условий формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности 45
2.1 Обогащение представлений подростков об ответственности во внешкольной
деятельности как социальной ценности 45
2.2 Содействие проявлению мотивации социальной ответственности подростков во
внешкольной деятельности 52
2.3. Включение подростков в деятельность стимулирующую индивидуальную
социальную ответственность 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78

Актуальность исследования. Формирование социальной ответственности школьника является важнейшей проблемой воспитания учащийся молодежи, которая особенно в последние годы вновь остро обсуждается в российском обществе как на уровне законодательной и исполнительной власти, так и на уровне ученых и практических школьных работников. Это отражено в государственных нормативных документах и в педагогической печати. В частности, в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года» отмечается: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» обращается внимание на проблему социального воспитания в свете того, что в подростковом возрасте ребята активно ищут свое место в обществе, в системе социальных связей. Особая роль при этом отводится школе, которая в соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования, прежде чем они будут готовы к самостоятельным действиям и принятию решений, призвана создавать среду активной и интенсивной социальной жизни, организовывать межличностные отношения
обучающихся, стимулировать рефлексию и эмоциональные переживания событий школьной жизни.
Степень изученности проблемы. Проблема формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности не тривиальна и многоаспектна. По мнению И.С. Кона, воспитание в эпоху научно технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В свете вышеизложенного развитие у подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, субъектности, способности активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности становится актуальной и одной из важнейших задач психологов, педагогов, родителей.
Целенаправленное воспитательное воздействие, стимулирующее общественно значимую активность отдельных личностей и организованных молодежных структур, позволяет формировать личность, ищущую собственный путь в быстроменяющемся мире, отстаивающую свои интересы, поддерживающую общечеловеческие ценности созидания и социального творчества; дает возможность подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, переориентировать их мотивацию с эго- на просоциальный мотив, ведущий к просоциальному поведению. В современном обществе социальное становление подростка проходит в сложных социально-экономических условиях недостаточной социальной и нравственной эффективности школьного образования и воспитания, ограниченности позитивных сред жизнедеятельности подростка, позволяющих ему ощутить себя полезным, самореализоваться в социальной и личностно значимой деятельности. Вызывает обеспокоенность низкая эффективность социализации школьников, причиной которой являются: нестабильность экономики страны, кризис морально-нравственных устоев общества, рост криминогенности и ограничение участия родителей в жизни детей. В настоящее время воспитательный процесс зачастую строится так, что школьники оказываются слабо вовлеченными в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторванными от реальных проблем социальной практики (Г.Г.Бочкарева, Б.М.Бим-Бад, А.В.Петровский и др.).
Формирование социальной ответственности во внеурочной деятельности крайне важно для решения психолого-педагогических проблем подросткового возраста. Подростковый возраст часто связан с поведенческими проблемами. Дезорганизация учащихся, агрессия и неуспеваемость являются проблемой в школах по всей стране. Проблемное поведение социально определяется как проблема, которая нежелательна социальными и/или правовыми нормами привычного общества и его институтами власти. Такое поведение часто вызывает некоторую форму реакции социального контроля, либо минимальную, такую как выражение неодобрения, либо крайнюю, такую как тюремное заключение. Ряд свидетельств показал, что молодые люди склонны к правонарушениям, злоупотреблению психоактивными веществами и прогулам, что означает, что они подвержены риску развития постоянного паттерна проблемного поведения.
Анализ научной литературы позволяет говорить о многоаспектности понятия «социальная ответственность». Его следует рассмотреть «на междисциплинарном уровне, выступая предметом изучения философии, психологии, социологии, этики, экономики, педагогики и других наук»1. А.Ю. Дмитриенко рассматривает социальную ответственность как сложный феномен, сложность которого объясняется отсутствием разработанной общей теории ответственности и недостаточным вниманием к влиянию ответственности на социальное поведение личности.
Таким образом, анализ государственных документов и обзор научной литературы позволили выявить противоречия между:
• запросом государства и общества на подготовку юных граждан к проявлению социальной ответственности во всех областях жизнедеятельности, и недостаточно выраженной ориентацией системы внешкольной образования на его удовлетворение;
• потребностью педагогического сообщества в осмыслении потенциала внешкольной деятельности для формирования социальной ответственности подростков, и недостаточной разработанностью этого процесса в педагогических исследованиях;
• необходимостью для педагогов реализации формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности, и неразработанностью педагогических условий, обеспечивающих результативность данного процесса.
На основе выдвинутых противоречий, а также анализа психолого-педагогической литературы, была определена и сформулирована проблема исследования: заключающаяся в необходимости определения, обоснования и описания педагогических условий эффективной организации воспитательной работы по формированию социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности.
Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость разрешения проблемы исследования обусловили выбор темы исследования: «Формирование социальной ответственности подростков во внешкольной
деятельности»
Объект исследования - процесс формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности.
Цель исследования - выявить, обосновать и описать педагогические условия формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что созданные педагогические условия формирования социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности будет результативным, если:
На теоретическом уровне будут уточнены сущность и содержание социальной ответственности подростков, раскрыт педагогический смысл её формирования; определены психолого-педагогические особенности подросткового возраста в контексте формирования социальной ответственности; проанализировано педагогическое обеспечение внешкольной деятельности по формированию социальной ответственности подростков.
На практическом уровне определено, обосновано и описано педагогическое обеспечение в виде педагогических условий способствующих эффективному формированию социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности: актуализация рефлексии социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности; содействие проявлению мотивации социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности; включение подростков в деятельность, стимулирующую социальную ответственность.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета и гипотезы определены задачи исследования:
1. Выявить и уточнить сущность и содержание социальной ответственности подростков, раскрыт педагогический смысл её формирования формирование социальной ответственности подростков как психолого-педагогическую проблему;
2. Определить и охарактеризовать подростковый возраст как психологический феномен и предмет педагогического анализа в контексте формирования социальной ответственности;
3. Выделить и проанализировать организационно-педагогические формы внешкольной работы по формированию социальной ответственности во внешней деятельности;
4. Определить, обосновать и описать педагогическое обеспечение в виде педагогических условий способствующих эффективному формированию социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности: обогащение представлений подростков об ответственности во внешкольной деятельности как социальной ценности; содействие проявлению мотивации социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности; включение подростков в деятельность стимулирующую индивидуальную социальную ответственность.
Теоретические основы исследования составляют: концептуальные положения общей педагогики и дидактики (Н.Ф. Голованова, М.А. Данилов, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, И.Ф. Харламов и др); теория социальной ответственности (Л.И. Грядунова А.П. Дьякова, А.И. Ореховский, А.Т. Панова, Б.А. Шаблина и др.); концептуальные положения теории личной ответственности (М.В. Кириллова, Н.И. Фокина и др.); теоретические основы воспитания ответственности (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонскии, Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, В.Л. Марищук, Т.В. Машарова, Л.С. Славина и др.); общая теория деятельности (Б.Х. Ананьев, В.И. Ковалев А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); общая теория деятельности (Д.Г. Ананьев, В.И. Ковалев А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концептуальные положения теории личностно-ориентированной педагогики (Е.В. Бондаревская, Т.В. Кудрявцев, В.А. Сластенин, А.Н. Утехина, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др).
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• общетеоретические (теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы, психолого-педагогического опыта);
• эмпирические: наблюдение,;
• методы обработки данных: качественный анализ наблюдения, количественный анализ диагностических методик, методы интерпретации данных.
База исследования: базой исследования стало образовательное учреждение Центр детского творчества № 3 Кировского района г. Красноярска.
Новизна исследования состоит в том, что впервые обоснована. Конкретизированы представления о воспитательном потенциале внеучебной деятельности как важном факторе формирования социальнозначимых качеств подростков
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• изучена, систематизирована и обобщена психолого - педагогическая литература по проблеме психолого-этического воспитания, системного личностно-ориентированого и интегративного подхода, концепции гуманизации и гуманитаризации воспитания;
• выявлены и описаны педагогические условия организации формирования социальной ответственности в пространстве внешкольной деятельности, включающие три структурных компонента: содержательный, мотивационный и операционно-деятельный.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций (антропологический, культурологический и герменевтический подходы), применением комплексного подхода, адекватностью методов исследования его логике и задачам, репрезентативностью источниковой базы и логичностью выводов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирования социальной ответственности подростков во внеурочной деятельности представляет в педагогическую деятельность, обеспечивающую подростком получение знаний о социальной ответственности, приобретение опыта ответственного поведения, стимулирующую эмоциональное переживания своих поступков;
2. В подростковом возрасте формирования социальной ответственности происходит не только в жизнедеятельности школы, но и внеурочной деятельности. Жизнедеятельность во внеурочной деятельности - это система всех отношений и влияний, совокупность дел и событий вовлекающих подрастка в среду зависимой социальной ответственности за свое поведение перед другими участниками педагогических отношений;
3. Основными организационно-педагогические формами внешкольной работы по формированию социальной ответственности во внеурочной деятельности могсчитаться считаться коллективное творческое дело, социальная проба и социально-образовательный проект и социальные пробы.;
4. Педагогическими условиями способствующих эффективному
формированию социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности выступают: обогащение представлений подростков об ответственности во внешкольной деятельности как социальной ценности; содействие проявлению мотивации социальной ответственности подростков во внешкольной деятельности; включение подростков в деятельность стимулирующую индивидуальную социальную ответственность.
Структура выпускной квалификационной работы: работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение необходимо отметить особое значение развития уровня социальной ответственности подростка.
В теоретической части работы выявлено, что процесс формирования социально­адекватного поведения подростков требует выработки устойчивых мотивов к познанию этических принципов и социальных норм поведения для полноценной реализации школьника в семье, школе, обществе. Эффективны комплексные программы. Формирование социально-адекватного поведения подростков может проходить в три этапа, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
Первый: формирование цели. На этом этапе происходит мотивация подростков к познанию этических принципов и норм социально-адекватного поведения
Вторым этапом выделим этап информативный, который содержит материалы о системе знаний, умений и навыков социально-адекватного поведения, морально-этических норм и правил.
И третий этап - продуктивный, который включает в себя учебные программы и задания, которые должны закрепить приобретенные знания, навыки, необходимые для поведения, отвечающего социальным нормам.
Во второй части проведено эмпирическое исследование.
В качестве критерия социальной ответственности используем личную ответственность подростка. Этот конструкт включает: локус контроля, самоэффективность, саморегуляцию, эмоциональный интеллект.
Выделенные критерии позволяют составить план исследования:
1 этап: подбор методик для оценки уровня социальной ответственности подростков;
2 этап: обобщение имеющихся методик по выбранным критериям с целью разработки авторской анкеты;
3 этап: проведение анкетирования респондентов;
4 этап: обработка результатов.
В качестве респондентов выступили подростки в возрасте от 14 до 16 лет в количестве 20 человек, все жители Кировского района города Красноярска. Все они являются учениками красноярских школ, и они не участвовали до момента исследования в социальных проектах.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что основная доля респондентов обладает средним уровнем социальной ответственности, можно говорит о том, что 5 человек подростков - это практически асоциальные личности и только 1 подросток обладает высоким уровнем социальной ответственности. Это очень низкие показатели, необходимо привлечь всех респондентов к социально-значимой деятельности, создать для этого все необходимые условия.
Формирование мотивационной и деятельностной составляющей для формирования социальной ответственности предлагается реализовать в рамках проекта «Дети детям». В рамках настоящей работы, респондентам, прошедшим анкетирование предложено познакомиться с опытом работы фестиваля «Дети детям». Участие подростков в проекте проходило с 1 сентября 2020 года по февраль 2021 года и продолжается по настоящее время. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что для подростков были созданы педагогические условия развития социальной ответственности. После участия в проекте «Дети детям» основная доля респондентов обладает высоким и средним уровнем социальной ответственности, можно говорить о том, что подростки заинтересовались масштабами проекта, несколько человек вошли в Совет «Дети детям». Показатели исследования значительно улучшились, подтверждена гипотеза исследования, для развития и повышения уровня социальной ответственности необходимо привлечь подростков к социально-значимой деятельности, создать для этого все необходимые условия и это задача педагогов.


1. Авдеева, Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей / Т. Г. Авдеева. // Психология в России и за рубежом : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт- Петербург : Реноме, 2013. — С. 116-122
2. Авдулова Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей / Т. П. Авдулова. — М.: Академия, 2008. — 128 с.
3. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. - М. : Мысль, 1979. - 142 с.
4. Байярд Д., Байярд Р.Т. «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей». Перевод А. Орлова - М.: Академический проект, 2013. - 208 с.
5. Белошапка, Р.А. Внеучебная деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций студентов [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://cyber1eninka.m/artic1e/v/vneuchebnaya-deyate1nost-kakfaktor-formirovaniya- рго1е88юпа1пуЬ-кошре1еп181у-81ийеп1оус (Дата обращения 15.02.2021)
6. Возрастная психология. Шаповаленко И.В. (Психология развития и возрастная психология.) М.: Гардарики, 2005 - 349 с.
7. Воспитание студентов в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского: концепция и программа / под общ. ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 50 с.
8. Выготский Л. С. Педология подростка. — Москва — Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. — 504 с.
9. Глухова М.Ф. Инфраструктура региональной молодежной политики: основные признаки и типологии // Социогуманитарные знания. - 2017. - №6. С. 34-39.
10. Голованов, В. П. Личное образовательное пространство детства - сущностная характеристика современного дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Вест­ник детско-юношеского туризма и экскурсий. - № 1, 2017.
11. Гулевская А.Ф. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей. Монография / А.Ф.Гулевская,
B. П. Максимов. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 208 с.
12. Дахова, И. Н. Features of social work with young people / И. Н. Дахова. // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68429/ (дата обращения: 15.02.2021)
13. Дмитренко А.Ю. Отвественность личности в современном обществе: междисциплинарный подход. Социальная ответственность в изменяющемся С 69 мире : сборник научных статей / под науч. ред. Т.Н. Гущиной - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. - 206 с.
14. Ермолаева М.В. Психология развития. — М.: Моск. психолого-социальный инситут; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2020. — 376 с.
15. Жусупов А.Р., Хасенова А.А. Стрессоустойчивость подростков // Современные
научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76500 (дата обращения: 11.01.2021)...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ