Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНИВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №170173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты учебной мотивации школьников 7
1.1. Понятие учебной мотивации и ее особенности в школьном
возрасте 7
1.2. Современные формы и методы оценивая образовательных
результатов школьников 12
1.3. Особенности развития учебной мотивации школьников средней и
старшей школы 14
Глава 2. Опытно-практическая работа по выявлению уровня учебной мотивации школьников в учебном процессе 22
2.1. Приемы формирования мотивации через оценивание школьников в
учебном процессе 22
2.2. Социологический опрос об учебной мотивации подростков 25
Глава 3. Практические рекомендации по повышению уровня учебной мотивации в средней и старшей школе 30
3.1 Исследование мотивационной деятельности в учительской среде в формате анкетирования 30
3.2. Разработка практических рекомендаций по развитию мотиваций к
обучению в школе у среднего и старшего звена 34
Заключение 43
Список источников и литературы 46
Приложение № 1 (анкетирование школьников) 48
Приложение № 2 (анкетирование учителей) 49

Какой смысл мы вкладываем понятие «оценивание»? В Российской реальности это весьма «болезненное место» в силу нашей специфической ментальности, при которой мы воспринимаем все слишком эмоционально. Поэтому для нас наиболее «безопасным» принципов в процессе оценивания будет - «7 раз похвали и 1 раз раскритикуй». Но не стоит все же упускать тот момент, что оценка и оценивание - это разные вещи. Оценка это больше формальное составляющее, а оценивание имеет более глубокий смысл, который заключается в поэтапном соотнесении деятельности учащихся с их конечными целями, помощь в понимание правильного направления работы, стимулирование к достижению успеха [2].
Иметь навыки оценивания своих результатов очень полезно, ибо в дальнейшем это помогает выработать особые методы для будущей самостоятельной и успешной деятельности. У любого оценивания есть своя сложность, поэтому, чем выше эта сложность, тем больше страх учащегося за оценку. Тем самым, нам необходимо разработать определенную систему оценивания, которая не вызывала бы стрессовое состояние, а также необходимо построить некую градацию оценивания в соответствии с уровнем стресса. Нам необходимо сформировать не просто систему оценивания, которая бы понижала бы уровень стресса учащихся, но при этом и являлась бы мотивационной составляющей учебной деятельности школьников. То есть, задача состоит в том, чтобы учащиеся, получая оценку за свою учебную работу, стремились бы усовершенствовать свои навыки.
Данная тема не теряет своей актуальности и на сегодняшний день, ибо мотивация, как процесс побуждения человека к какой - то деятельности, присутствует в каждой области жизни человека, в том числе и в учебной.
Степень изученности темы. Исследованием проблем мотивационной составляющей в процессе оценивания занимаются и на сегодняшний день такие психологи и методисты, как Т. И. Краснова [5], Л. И. Божович [2], А. Н. Леонтьев [6], Е. В. Веселова [3] и другие. В своих работах они рассматривали систему оценивания учебной деятельности с мотивационной стороны, а также давали оценку современным формам и методам оценивания школьников младшей и средней школы.
Объектом исследования в данной работе является процесс формирования мотивации учащихся к учебной деятельности в средней и старшей школе.
Предметом исследования в данной работе является совокупность приемов, методов и способов осуществления учебного процесса, направленных на формирование положительной и активной учебной мотивационной деятельности у школьников с 7 по 9 классы.
Целью исследования является изучение степени влияния оценивания на условия мотивационной деятельности в школьной среде для успешного освоения учебной программы.
Исходя из поставленной цели, для наиболее глубокого раскрытия темы, необходимо обозначить следующие задачи:
1) Раскрыть решающие теоретические и методологические концепции к исследованию характера проблемы оценивания как условии мотивации;
2) Изучить сущность и основные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
3) Определить степень влияния оценки на дальнейшее успешное обучение учащихся средней школы;
4) Проанализировать использование в школьном курсе истории и обществознания методических рекомендаций для формирования мотивационной деятельности в дальнейшем успешном учении.
Для выполнения поставленных задач, были применены следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• эмпирические методы: в том числе анкетирование, наблюдение с последующим анализом и интерпретацией полученных данных.
Основными источниками работы стали нормативно - правовые акты Министерства Просвещения Российской Федерации и анкетирования. В качестве нормативно - правовых актов использовались следующие приказы Министерства Просвещения: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [14]; О перечне образовательных услуг, ресурсов и сервисов, предоставляемых с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для обеспечения возможности их предоставления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) [13].
Первое анкетирование состоит из 8 вопросов (Приложение 1), относящихся к определению роли оценки в формировании учебной мотивации школьников. Сам процесс опроса был осуществлен в очном режиме в конце урока по Истории России в течении 5-7 минут. Участниками исследования явились юноши и девушки в возрасте 15-16 лет, а именно 29 учащихся одного 9 класса из всей параллели МБОУ «Средней школы № 153 «Комплекса Покровский» г. Красноярска. Если упоминать о гендерном критерии, то стоит отметить, что в анкетировании участвовало 47% девушек и 53% юношей от общего числа опрошенных.
Второе анкетирование проводилось среди преподавательского состава школ города Красноярска. Всего в анкетировании для учителей было предоставлено 9 вопросов (Приложение 2). Для того, чтобы составить перечень вопросов с предлагаемыми вариантами ответов, мне необходимо было, прежде всего, проанализировать ответы школьников на первое анкетирование, которое было ориентировано на самоанализ учащихся в плане оценивания их собственных способностей. Главным образом вопросы в анкетировании касались методов и форм формирования учебной мотивации у школьников в образовательном процессе. Участниками исследования явились учителя школ города Красноярска в возрасте от 21 до 59 лет, но основной возраст опрашиваемых от 21 до 30 лет Если говорить про гендерный критерий, то можно отметить, что в опросе принимало участие 88% женщин и 12% мужчин от общего числа опрошенных. Всего в анкетировании приняло участие 18 человек.
Новизна и теоретическая значимость проведенного мной исследования в процессе написания дипломной работы состоит в том, что осуществлена попытка комплексного изучения особенностей мотивационной деятельности школьников старшего и среднего звена. Результаты, которые были получены в ходе исследования, дают наиболее расширенное представление о данной проблеме, что позволяет нам полноценно оценить ситуацию и предпринять необходимые меры для разрешения сложившейся ситуации.
Практическая значимость работы заключается в разработке анкет для проведения мониторинга в образовательном учреждении по формированию (удержанию) мотивационной составляющей в образовательном процессе.
Апробация выпускной квалификационной работы была осуществлена в качестве выступления и защиты двух научных статей на научно - исследовательских конференциях в рамках мероприятий, организованных КГПУ им. В. П. Астафьева за 2020 и 2021 гг.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, двух приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из материалов, полученных в ходе проведения исследования, необходимо сделать некоторые выводы. Мотивация играет весомую роль для развития заинтересованности учащихся к учебной деятельности. Но нам необходимо разграничивать понятия «оценка» и «оценивание», которые по своей сущности весьма различны. Как уже было определено, то оценивание это наиболее глубокое понятие, которое является не только формальным проявлением реакции учителя на деятельность учащихся, но также и неким способом саморефлексии школьников, с помощью которого они могут проанализировать свою учебную деятельность и преобразовать ее при необходимости для дальнейшего успешного обучения.
При этом нам не стоит утверждать, что оценка и оценивание не имеют значение в образовательной среде, ибо они позволяют проанализировать нам пробелы в уже полученных знаниях, а также поэтапно соотнести свою деятельность с конечными желаемыми целями и задачами. Способность оценивать себя очень полезно для дальнейшей успешной деятельности, поэтому очень важно выработать особую систему наиболее грамотной реализации оценивания и выставления оценки [2].
Современные школьники прекрасно осознают, что у каждого оценивания свой уровень значимости, то есть чем сложней задание, тем больше они испытывают стрессовое состояние в период его выполнения. Поэтому перед нами как раз и стоит задача разработать такие методы и приемы оценивания, которые бы снижали уровень нервного напряжения у учащихся, но при этом повышали бы уровень мотивации к учебной деятельности. Также нам нужно разработать градацию оценивания в соответствии с уровнем стресса. Например, проверка знаний после летних каникул будет наименее волнительной, чем сдача выпускного экзамена. Получается, что необходимо разработать такие методы и формы проведения оценивания, которые бы не вызывали особого стресса у учащихся и не влияли бы на дальнейшую судьбу учащегося [4].
Как уже было сказано в тексте самой курсовой работе, то наиболее низкими по уровню стресса приемами оценивания для учащихся являются игровые формы. При подготовке задания для учащихся учитель ориентируется на свои потребности, которые заключаются в том, чтобы понять какие пробелы присутствуют в уже полученных знаниях в сознании учащихся. Наиболее низкий уровень стресса, как мне кажется, вызывает оценивание в формате викторины. Она позволяет определить общую картину успеваемости, а также проанализировать не только полученные знания у учащихся, но и образ их мышления. Во второй главе данной курсовой работы также обозначены некоторые приемы побуждения мотивации у учащихся при этом повышая уровень их заинтересованности и к самому предмету [3].
Все вышеперечисленное относится больше к неформальной оценке, но не стоит забывать, что перед учителем стоит необходимость оценить знания детей конкретной оценкой. Перед выполнением какой - либо работы учащихся необходимо оповещать о критериях оценивания, чтобы потом не возникло вопросов на подобии: «Почему оценка «4», если в письменной части обозначены причины и последствия?», но при этом учащийся не привел аргументы в подтверждение. Если мы заранее их предупредим о критериях, то у них сложится понимание, из чего состоит их оценка и каким критериям нужно соответствовать. При достижении учащимся высокого уровня развития по заданным критериям, необходимо задать ему тогда новый сложный критерий для дальнейшего развития в учебной деятельности. Необходимо также учитывать тот момент, что критерии оценивания должны охватывать работу с разных сторон, поэтому перед нами стоит задача разработать такие критерии, которые бы рационально оценивали бы выполненные работы учащихся, исключая эмоциональный компонент Немаловажно научить школьников грамотно и корректно оценивать свою учебную деятельность. Для такой оценки наиболее подходят критерии в формате рефлексии, когда учащийся анализирует свою активность на уроках, выполнение домашнего задания и уровень получения новых знаний [7].
Критерии могут быть разными, но все они важны для успеха в учебной деятельности. Они могут быть обговорены с учащимися заранее, чтобы каждый из двух сторон понимал, как им соответствовать. Стоит отметить, что существует два главных момента, которые делают оценивание действительно мотивирующим на любом этапе учебной деятельности - это постановка взаимопонятной цели с четкими критериями и развернутая обратная связь. Именно обратная связь способна сделать оценку не просто эмоционально - личностной, а объективно - значимой. Обратная связь способствует повышению уровня мотивации и снижению стрессовой ситуации [5].
В ходе исследовательской работы была определена степень мотивационной составляющей учащихся средней школы для дальнейшего успешного обучения. Также был определен уровень заинтересованности учащихся в получении конкретной оценки.
На сегодняшний день в курсе обществознания представлен ряд методических рекомендаций и пособий, определяющих направленность изучения предмета. Наиболее известным из всех можно указать методический курс Л. Н. Боголюбова[1], в котором отражается опыт разработки и преподавания современного курса обществознания, дается методическая рекомендация основных аспектов работы.


1. Боголюбов Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики. — М.; СПб.: Нестор - История, 2013. — 254 с.
2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
3. Веселова Е. В. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников. М.: Вестник, 2015.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.
- М.: Педагогика, 1986. - 240с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1997.-480с.
6. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 431 с.
7. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
8. Краснова Т. И. Оценивание учебной деятельности студентов / Т. И. Краснова // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования - 2003. -N 6. - С. 45-53.
9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. // изд. МГУ, Москва, 1971 г.
10. Маркова А.К., Матис Т. Д., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. -М., 1990. - С. 68-75.
11. Маркова, А.К. Стратегия формирования мотивации учения.
Перспективы: вопросы образования. - 1991. - №3. - С.23 - 36
12. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия - 2000. - С.269 - 270.
13. О перечне образовательных услуг, ресурсов и сервисов, предоставляемых с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для обеспечения возможности их предоставления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 15 октября 2021 г. № 717 // Официальный интернет - портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo. gov.ru/SignatoryAuthority/foiv262
14. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 // Официальный интернет - портал правовой информации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010060046
15. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы - М.: Тривола, 1995. - 360 с....21


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ