Введение 6
Глава 1. Теоретические основы применения учебного подкаста как средства развития аудирования во внеурочной деятельности по английскому языку у обучающихся старшей
школы 11
1.1 Особенности обучения аудированию в старшей школе 11
1.2 Внеурочная деятельность, её роль и место в системе основного и
среднего общего образования 20
1.2.1 Потенциал информационно-коммуникационных технологий
во внеурочной деятельности по английскому языку в старших классах.. .25
1.3 Учебный подкаст как информационно-коммуникационная
технология 28
1.3.1. Возможные способы работы с подкастами 39
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию навыка аудирования во внеурочной деятельности по английскому языку в 10 классе с использованием технологии подкаста 45
2.1 Дидактический потенциал подкаста ELLLO как средства развития
аудирования 45
2.2 Разработка и апробация курса внеурочной деятельности «Английский с подкастами» в 10 классе с использованием материалов подкаста
ELLLO 51
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение А 74
Приложение Б 75
Приложение В 80
Приложение Г 81
Приложение Д 86
Приложение Е 92
Приложение Ж 94
В настоящее время происходит активная информатизация образовательной среды, что создаёт необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении. Согласно ФГОС СОО, «умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач» является одним из обязательных метапредметных результатов освоения основной образовательной программы [Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, 2020]. Одной из современных педагогических технологий, которая позволяет достичь данных результатов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, является учебный подкаст.
Учебный подкаст - сравнительно новая педагогическая технология в отечественном и зарубежном образовании; её применение в обучении иностранному языку описывают исследователи Е.Ю. Малушко, А.Г.Соломатина, П.В.Сысоев и др. В многочисленных исследованиях по проблеме подкастов в обучении иностранному языку отмечают многофункциональность данной технологии; так, согласно А. В. Найдёновой, учебный подкаст может стать эффективным средством развития иноязычного аудирования, послужить как средство повышения мотивации обучающихся, а также развития креативности через создание и публикацию собственного материала подкастов [Найдёнова, 2018].
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности данной работы.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычному аудированию во внеурочной деятельности в старшей школе.
Предметом исследования является использование учебного подкаста во внеурочной деятельности по иностранному языку обучающихся старшей школы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение аудированию в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку в 10-11 классах будет эффективнее при использовании технологии учебного подкаста.
Цель исследования - теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии учебного подкаста как средства обучения аудированию во внеурочной деятельности по иностранному языку в 10-11 классах.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие аудирования как вида речевой деятельности.
2. Определить особенности внеурочной деятельности по иностранному языку в старших классах.
3. Проанализировать дидактический потенциал технологии учебного подкаста как средство обучения аудированию.
4. Разработать курс внеурочной деятельности «Английский с подкастами» в рамках применения технологии учебного подкаста как средство обучения аудированию в 10-11 классах.
5. Провести апробацию разработанного курса на базе МАОУ СШ №144, г.Красноярск.
6. Проанализировать данные опытно-экспериментальной работы и составить методические рекомендации по внедрению разработанного курса в образовательную практику.
Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов по организации внеурочной деятельности в рамках среднего общего образования Г.В. Степанова [Степанов, 2011], С.Н. Савиной [Савина, 2011]; по применению технологии учебного подкаста в обучении иностранному языку А.Г.Соломатиной [Соломатина, 2011], П.В. Сысоева [Сысоев, 2006, 2012], F.Rosell-Aguillar [Rosell-Aguillar, 2007]; по обучению аудированию Н.Д.Гальсковой, Н.И.Гез [Гальскова, 2003; Гальскова, Гез, 2006]; Э.М.Исламовой [Исламова, 2015].
Методы исследования:
• теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, лингвистической, научно-методической литературы по данной проблеме; анализ педагогического опыта;
• эмпирические: опрос методом анкетирования, диагностический тест; опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности разработанного курса внеурочной деятельности с использованием учебного подкаста.
Научная новизна работы состоит в разработке авторского курса внеурочной деятельности по английскому языку, направленного на интеграцию технологии учебного подкаста в процесс обучения аудированию в 10 классе.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении аудированию в 10-11 классе.
Апробация и этапы исследования.
2019-2021 гг. Определение темы, сбор материала, написание и защита выпускной квалификационной работы на тему исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась через выступления с докладами и публикацию двух научных статей по тематике исследования, которые включены в базу данных РИНЦ: «Учебный подкаст как средство обучения аудированию в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку в старшей школе» в сборнике материалов Х1 Международной научно-практической конференции «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты»: г. Пенза 15 декабря 2021 г. (см. Приложение А, Приложение Б); «Учебный подкаст как средство обучения аудированию в рамках внеурочной
деятельности по иностранному языку в старшей школе» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции
«Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук»: г. Магнитогорск 15 декабря 2021 г. (см. Приложение В, Приложение Г).
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в МАОУ СШ №144 г. Красноярск, Красноярский край.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения. Работа изложена на 96 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования.
Первая глава описывает учебный подкаст как информационную и коммуникационную технологию и его роль в иноязычном образовании; дает характеристику внеурочной деятельности в основной и старшей школе; раскрывает содержание внеурочной деятельности в Федеральном стандарте основного общего образования.
Вторая глава приводит теоретические обоснования эффективности использования подкаста во внеурочной деятельности в старшей школе; определяет цели и задачи использования данной технологии; приводит авторскую разработку курса внеурочной деятельности на основе учебных подкастов.
Список использованных источников включает 43 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы и учебные издания.
Приложение А содержит справку о публикации научной работы «Учебный подкаст как средство обучения аудированию в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку в старшей школе» в сборнике материалов Х1 Международной научно-практической конференции «Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты»: г. Пенза 15 декабря 2021 г.
Приложение Б содержит статью «Учебный подкаст как средство обучения аудированию в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку в старшей школе».
Приложение В содержит справку о публикации научной работы «Учебный подкаст как средство обучения аудированию в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку в старшей школе» в сборнике материалов Международной научно-практической конференции
«Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук»: г. Магнитогорск 15 декабря 2021 г.
Приложение Г содержит статью «Учебный подкаст как средство обучения аудированию в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку в старшей школе».
Приложение Д содержит пояснительную записку курса внеурочной деятельности «Английский с подкастами», разработанного в рамках исследования.
Приложение Е содержит тестирование на уровень развития навыка аудирования.
Приложение Ж содержит материалы урока на основе подкаста на сайте Elllo.org.
В данном исследовании осуществлен теоретический анализ понятий: «учебный подкаст», «иноязычное аудирование», «внеурочная деятельность»; рассмотрены возможности использования технологии учебного подкаста для развития навыка аудирования на английском языке; проанализированы особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку согласно стандартам ФГОС ООО и ФГОС СОО.
В ходе исследования рассмотрены характеристики и различные классификации подкаста как технологии; описаны его преимущества и недостатки; этапы планирования, процессуальная составляющая урока, построенного на основе данной методики; изучен практический опыт различных авторов в сфере применения подкастов в иноязычном образовании.
Проанализировав УМК «Английский в фокусе» для 10 класса и уровень развития навыка аудирования обучающихся с помощью тестирования, мы пришли к выводу, что времени, выделенного в урочных планах, недостаточно, чтобы регулярно использовать аудиоматериалы для обучения восприятию иноязычной речи на слух.
Нами был разработан и апробирован на практике курс внеурочной деятельности по английскому языку на основе технологии учебного подкаста «Английский с подкастами» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. По завершению курса, нами была проанализирована проведенная опытно-экспериментальная работа и составлены рекомендации для использования в педагогической практике.
Высказанное нами предположение о том, что использование технологии учебного подкаста эффективно в развитии навыка иноязычного аудирования подтверждено апробацией курса внеурочной
деятельности «Английский с подкастами» в 10 классе МАОУ СШ №144 г. Красноярск, Красноярский край.
Перспектива исследования состоит в дальнейшем исследовании подкаста как информационно-коммуникационной технологии и его практическом применении в урочной деятельности МАОУ СШ №144.
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. URL:
https://www. garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55071318/ (дата обращения: 02.08.2021).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 (ред. от 11.12.2020) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. URL:
https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 03.08.2021)
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 03.08.2021).
4. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з) [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/primernaia-osnovnaia- obrazovatelnaia-programma-srednego-obshchego-obrazovaniia/ (дата
обращения: 02.08.2021).
5. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з), раздел 2.3. Планируемые предметные результаты освоения ООП. Иностранный язык [Электронный ресурс]. URL:
https://www.titul.ru/uploads/journal/8/Journal 08 4 33.pdf (дата обращения: 02.08.2021).
6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (с дополнениями от 1 февраля 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL:
https://base.garant.ru/6149681/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 06.08.2021).
7. Агафонова Л.И., Аникина Ж. С. Дидактико-методические особенности использования подкастов при обучении иностранному языку в вузе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1703.htm (дата обращения: 27.06.2021).
8. Ажель Ю.П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков [Текст] / Ю.П. Ажель // Молодой ученый. - 2012. - №6. - С. 369-371.
9. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие [Текст]/ И.А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.
10. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя [Текст]/ Н.Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: учеб. пособие [Текст]/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стр. - М.: Издательский дом «Академия», 2006. - 336 с.
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст]/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
13. Евстигнеев М.Н, Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет- технологий: Учебно-методическое пособие [Текст]/М.Н. Евстигнеев, П.В. Сысоев - М.: ГлоссаПресс, Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 182 с.
14.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]/ И.А. Зимняя. - Воронеж, 2001. - 432 с.
15.Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе [Текст]/ И.А. Зимняя - М.: Просвещение, 1991. - 219 с....43