Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие речевых навыков в процессе использования метода полного физического реагирования на уроке иностранного языка в условиях дошкольного образования

Работа №170167

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса развития речевых навыков детей дошкольного возраста на уроке иностранного языка 9
1.1 Речевые навыки как компонент содержания обучения иностранному
языку 9
1.2 Особенности развития речевых навыков в процессе обучения
иностранному языку детей дошкольного возраста 12
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Разработка и апробация комплекса занятий с использованием метода полного физического реагирования, направленных на развитие речевых навыков при обучении английскому языку в условиях
дошкольного образования 26
2.1 Применение метода полного физического реагирования на уроках
английского языка в условиях дошкольного образования 26
2.2 Опытно-экспериментальная работа по развитию речевых навыков на
уроке английского языка с использованием метода полного физического реагирования в условиях дошкольного образования на основе программы GrapeSEED 34
Выводы по главе 2 76
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 85
Приложение Б 86
Приложение В 87

Актуальность темы исследования. В ходе глобализации общества XI века знание английского языка становится необходимым для реализации личностного развития, формирования международных отношений и других отраслей, касающихся повседневной жизни.
Раннее обучение иностранным языкам признано наиболее благоприятным и эффективным, так как создает возможности для формирования отношения к языковому и культурному многообразию мира. Актуальность выбранной темы заключается в том, что начальный этап обучения иностранному языку является фундаментальным и формирует дальнейший интерес к изучению иностранных языков. Вопрос раннего обучения иностранному языку и организации обучения детей дошкольного возраста исследовали такие ученые как М.А. Серебринская, З.А. Юльметова, С. Крашен.
Основной целью обучения иностранному языку в дошкольном возрасте является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, что подразумевает развитие речевых навыков и умений, формирование которых предполагает овладение языковыми средствами, такими как грамматика, лексика и фонетика, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Проблемой развития в процессе обучения иностранному языку речевых навыков и умений занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Л.Н. Сычева, А.Н. Шамов, Н. Симмонс.
Одним из самых результативных методов альтернативного обучения иностранному языку является метод полного физического реагирования (далее - TPR / Total Physical Response). Уникальность TPR заключается в том, что данный метод задействует все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. За последние десятилетия этот метод был признан самым эффективным в обучении иностранному языку не только детей, но и взрослых.
Использование метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку рассматривают О.В. Смоловик, О.П. Чигишева, Т.М. Гоголкина, Н.А. Сверлова, О.П. Маркова, Дж. Ашер, Т. Маккей, Р. Гасиро, Р. Фрост.
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные методу полного физического реагирования, опыт отечественной и зарубежной образовательной практики показывает, что данный метод изучен и рассмотрен не в полной мере. Это позволило определить тему исследования: «Развитие речевых навыков в процессе использования метода полного физического реагирования на уроке иностранного языка в условиях дошкольного образования».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в условиях дошкольного образования.
Предмет исследования - средства развития речевых навыков при обучении иностранному языку в условиях дошкольного образования.
Гипотеза исследования: развитие речевых навыков дошкольников будет более эффективным, если использовать при обучении иностранному языку в условиях дошкольного образования метод полного физического реагирования.
Цель исследования - теоретически обосновать и доказать в ходе проведения опытно-экспериментальной работы эффективность
использования метода полного физического реагирования как средства развития речевых навыков при обучении иностранному языку в условиях дошкольного образования.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть речевые навыки как компонент содержания обучения иностранному языку.
2. Описать особенности развития речевых навыков в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.
3. Определить условия применения метода полного физического реагирования на уроках английского языка в условиях дошкольного образования.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию речевых навыков на уроке английского языка с использованием метода полного физического реагирования в условиях дошкольного образования на основе программы GrapeSEED на базе детского билингвального развивающего центра «Монтессори Зебра» (г. Красноярск).
5. Проанализировать данные эксперимента и дать рекомендации по внедрению метода полного физического реагирования в процесс развития речевых навыков на уроке английского языка в условиях дошкольного образования детей 4-6 лет.
Теоретическую базу исследования составили работы, исследующие проблемы формирования и развития речевых навыков (Дудковская Е.Е., Леонтьев А.А., Шолпо И.Л.); раннее обучение иностранному языку в условиях дошкольного образования (Мирзаханова М.М., С. Крашен); использование метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку (Чигишева О.П., Гоголкина Т.М., Мюрен М.).
Методы исследования: теоретический анализ методической и
психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; изучение документации в области дошкольного образования; обобщение педагогического опыта; педагогический" эксперимент, математические методы обработки информации.
Научная новизна исследования состоит в разработке комплекса занятий, направленного на развитие речевых навыков и умений в процессе использования метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в условиях дошкольного образования детей 4-6 лет.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использования разработанного комплекса занятий при обучении английскому языку детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование
базируется на работе среди обучающихся детского билингвального развивающего центра «Монтессори Зебра» (г. Красноярск); возраст обучающихся 4-6 лет.
Сведения об апробации:
Апробация материалов исследования осуществлена через публикацию научной статьи по тематике исследования (включена в базу данных РИНЦ): «Развитие речевых навыков и умений при обучении иностранному языку с использованием метода полного физического реагирования в условиях дошкольного образования» в сборнике материалов VIII Всероссийской научно-практическои конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 4-5 декабря 2019 г.
Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс в детском билингвальном развивающем центре «Монтессори Зебра» г. Красноярска (возраст обучающихся 4 -6 лет).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа изложена на 84 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и гипотеза, указывается практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования и сведения об апробации.
Первая глава «Теоретические основы процесса развития речевых навыков детей дошкольного возраста на уроке иностранного языка» рассматривает речевые навыки как компонент содержания обучения иностранному языку; анализируются особенности развития речевых навыков в процессе обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.
Вторая глава «Разработка и апробация комплекса занятий с использованием метода полного физического реагирования, направленных на развитие речевых навыков при обучении английскому языку в условиях дошкольного образования» посвящена вопросам применения метода полного физического реагирования на уроках английского языка в условиях дошкольного образования. В данной главе представлены результаты опытно­экспериментальной работы по развитию речевых навыков на уроке английского языка с использованием метода полного физического реагирования в условиях дошкольного образования на основе программы GrapeSEED, проведенной на базе детского билингвального развивающего центра «Монтессори Зебра» (г. Красноярск).
В Заключении обобщаются результаты проделанной работы, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения вопроса.
Список использованных источников включает 44 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, нормативные документы.
Приложение А содержит аннотацию статьи «Развитие речевых навыков и умений при обучении иностранному языку с использованием метода полного физического реагирования в условиях дошкольного образования», принятой к публикации VIII Всероссийской научно-практическои конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева 4-5 декабря 2019 г.
Приложение Б включает документы, подтверждающие апробацию разработанного комплекса занятий по развитию речевых навыков на уроке английского языка с использованием метода полного физического реагирования в условиях дошкольного образования на основе программы GrapeSEED в детском билингвальном развивающем центре «Монтессори Зебра» (г. Красноярск).
Приложение В включает методические материалы, соответствующие плану проанализированного урока программы GrapeSEED в ходе опытно­экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Значимость иностранных языков в современном мире возрастает с каждым днём, в результате этого возрастает и необходимость овладения иностранным языком.
Обучение в дошкольном возрасте способствует формированию культуры ребёнка, развитию личностных, интеллектуальных, нравственных, личностных, эстетических качеств, а также формированию предпосылок к обучению.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте формирует благоприятную обстановку для более прочного и свободного практического знания языка на регулярной основе.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы рассмотрели метод полного физического реагирования на уроке английского языка и обозначили концепцию его применения.
В результате анализа преимуществ и недостатков метода мы пришли к выводу о том, что метод полного физического реагирования является наиболее подходящим для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также на самых начальных этапах изучения языка.
Ознакомившись с ключевыми психо-педагогическими особенностями дошкольников, мы убедились в том, что для наиболее эффективного изучения иностранного языка необходимо задействовать все каналы восприятия информации (слух, зрение, осязание), а также применять творческий подход при планировании уроков.
Именно поэтому метод полного физического реагирования наиболее гармонично подходит при работе с данной возрастной группой.
На следующем этапе мы ознакомились с одной из программ, разработанной для изучения английского языка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Анализ методической разработки показал, что она включает ограниченный набор упражнений, основанных на методе TPR и не подразумевает задействование игровых технологий в процессе обучения.
Таким образом, мы убедились в необходимости создания нашего комплекса игр и упражнений на основе метода полного физического реагирования. Кроме того, мы дополнили свою разработку, рядом практических рекомендаций по работе с данным методом.
В ходе исследования была организована опытно-экспериментальное работа, включающая четыре этапа.
По результатам эксперимента мы убедились, что дошкольники, обучающиеся с использованием метода TPR, достигли более высоких результатов в изучении иностранного языка в отличие от своих ровесников, работающих по традиционному формату урока.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, которая заключалась в том, что использование метода TPR является эффективным при изучении иностранного языка в дошкольном возрасте.
В результате проведенной работы нам удалось реализовать все поставленные задачи и достигнуть цели исследования.
Перспектива данной исследовательской работы может заключаться в расширении сферы применения выдвинутых нами рекомендаций и разработке вариативного комплекса упражнений на основе данного метода.


1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 289 с.
2. Багавова, С.Е. Критерии оценки уровня речевого развития
обучающихся. - 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://urok.1sept.ru/articles/211363 (дата обращения 02.10.2021).
3. Бабинская, П. М. Реализация коммуникативно ориентированного
обучения иностранному языку [Текст] / П.М. Бабинская. - М.: Столичное
образование, 2010. - №9 - С.18-20.
4. Вронская, И.В. Методика раннего обучения английскому языку [Текст] / И.В. Вронская. - М.: Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 189 с.
5. Витлин, Ж.Л. Навыки и умения в психологии и методике обучения иностранным языкам [Текст] / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2015. - № 10. - C. 136-140.
6. Иванова, В. В., Иванова Е.В. Использование языковых игр на уроках английского языка в начальных классах. - 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/595446/ (дата обращения 01.09.2021).
7. Давыдова, З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам [Текст] / З.М. Давыдова // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5. - С. 37­38.
8. Дудковская, Е. Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е. Е. Дудковская // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 100-101.
9. Дзюина, Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке [Текст] / Е.В. Дзюина. - М.: Вако, 2017. - 135 с.
10. Жирнова, Е.В. Влияние раннего обучения иностранному языку на развитие детей [Текст] / Е.В. Жирнова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. - №2. - C.61 - 64.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2010. - 384 с.
12. Иванова, В.В., Иванова Е.В. Использование языковых игр на уроках английского языка в начальных классах. - 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/595446/ (дата обращения 17.10.2021).
13. Колкер, Я.М., Устинова Е.С., Енащева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Енащева. - М.: Академия, 2010. - 264 с.
14. Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку
[Текст] / А.В. Конышева. — СПб.: КАРО, М.: Издательство «Четыре
четверти», 2006. - 113 с.
15. Леонтьев, А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком [Текст] / А.А. Леонтьев // Иностранные языки в школе.
• 2015. - №5. - С. 24-29....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ