Введение 3
Глава 1. Динамика формирования представлений о цвете в русском языке 6
§1.1. Историческое место цветописи в языке и культуре 6
§ 1.2. Теоретическое толкование колоративной лексики 12
Глава 2. Лексико-семантическая группа «цвет» в произведениях Виктора Теплицкого 17
§2.1. Семантика цветообозначений оттенков красного цвета 17
§ 2.2. Семантика цветообозначений оттенков оранжевого цвета 21
§ 2.3. Семантика цветообозначений оттенков жёлтого цвета 24
§ 2.4. Семантика цветообозначений оттенков зелёного цвета 27
§2.5. Семантика цветообозначений оттенков синего цвета 29
§2.6. Семантика цветообозначений оттенков фиолетового цвета 33
§2.7. Семантика цветообозначений оттенков серого цвета 34
§2.8. Семантика цветообозначений оттенков белого цвета 37
§2.9. Семантика цветообозначений оттенков коричневого цвета 40
§2.10. Семантика цветообозначений оттенков чёрного цвета 41
§2.11. Лексико-семантическая группа «наименование цвета через предмет» 43
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложения 53
Иоханнес Иттен говорил, что «цвет - это олицетворение жизни, так как мир без красок представляется нам «мёртвым». Цвет нельзя осознать до конца, в него можно верить или не верить. Его можно чувствовать, но нельзя понять.
От античных легенд до современных текстов XXI века цвет всегда имел особое место в культуре различных народов, семантический смысл передавался от одного поколения к другому. У каждого этноса свое цветообозначение и цветовосприятие. Современному человеку с самого детства внушают «правильный» порядок цветов в радужном спектре - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Следовательно, так формируется «наивная картина» представления мира, люди перестали видеть сакральное и смысловое определение цвета, принимают это как элементарное цветообозначение чего-либо.
В русском языке представлена группа речевых единиц, включающих в состав корневой морф, связанный этимологически и семантически с цветонаименованием, а именно, - колоризмы.
На сегодняшний день мир богат разнообразием научных работ в филологии, психологии, психолингвистике, этнографии и т.д. Лингвисты формируют лексико-семантические поля слов-цветообозначений, рассматривая символику с точки зрения психолингвистического подхода.
Н. Б. Бахилина считает, что «история формирования лексикосемантической группы цветообозначений берёт начало из древних памятников XI - XII вв.»
В данной работе рассматривается колоративная лексика поэтических и прозаических текстов протоиерея Виктора Теплицкого в аспекте семантики и функционального значения слов колоративной семантики.
Лексико-семантическая группа “цвет” может быть фоном произведения, обозначать внешнее и внутреннее (психологическое) состояние героев, авторское отношение к окружающему миру.
Цветовая палитра в творчестве Виктора Теплицкого разнообразна. Важно понимать, что писатель может использовать то или иное цветообозначение неосознанно. На это могут влиять определенные факторы: настроение автора, период творчества, восприятие мира во время написания произведения.
Актуальность работы определяется тем, что проблема использования слов-колоризмов в творчестве анализируемого писателя не исследована.
Объект - художественный мир поэтических и прозаических текстов Виктора Теплицкого.
Предмет - лексические единицы, формирующие цветовую художественную картину произведений писателя.
Цель исследования - определить особенности функционирования слов колоративной семантики в текстах Виктора Теплицкого.
...
В завершении данной работы стоит отметить, что мы рассмотрели творчество Виктора Теплицкого на наличие слов - цветообозначений.
В процессе исследования было проанализировано 192 колоратива, которые были разделены на 10 основных лексико-семантических групп со значением «цвет» по классификации Р.М. Фрумкиной: ЛСГ красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, серого, белого, коричневого, чёрного цвета.
Частотными лексико-семантическими группами “цвета” являются «белый» - 30 цветообозначений, «черный»- 33, «жёлтый» - 28, «красный» -
24.
Отличительной чертой поэтических и прозаических текстов Виктора Теплицкого является тесная взаимосвязь групп серого, чёрного и жёлтого цветов, которые сопровождают писателя в разные периоды творчества. К тому же нами было отмечено многообразие цветообозначений и наличие собственной авторской колоративной лексики, которая ранее не употреблялась в художественных текстах. Ахроматические и хроматические цвета - основа цветовой лексики автора.
Красным цветом и его оттенками Виктор Теплицкий наделяет предметы обыденного мира, места хранения икон святых, олицетворяет образ женской красоты, а также включает в метафорические сочетания, с целью изобразительно выразительной функции закатов и мимики людей.
Оранжевый цвет является не самым активным цветом для автора, но во время исследования был обнаружен индивидуально- авторский колоратив - «кофейно-кирпичный».
Жёлтый цвет является символом осени, эмоционального состояния и человеческого образа.
Зелёный цвет в языковой картине автора относится к лексикосемантической группе «Природа» (зеленого островерхнего хвойника, зеленью тополей и т.д.), определяется как символ жизни и надежды на божественное великодушие.
Синий выступает в творчестве Виктора Теплицкого цветом неба, акцентирует внимание на элементах одежды с целью побуждения эмоциональной реакции у героев.
Группа фиолетового цвета представлена в значении цвета «абстрактных предметов», цвета растений, осуществляет изобразительно - выразительную функцию, чаще всего встречается колоратив лиловый, который находится на дальней периферии гиперсемы фиолетового и синего для передачи эмоционального состояния лирического героя.
Из группы серого цвета в цветовой картине мира художественных текстов В.Теплицкого преобладает полисемичное прилагательное «свинцовый» для воплощения атмосферы военного прошлого нашей страны, переходного состояния из мира земного в мир небесный, смерти.
Белый означает цвет снега, неба, предметов реальной действительности. Особое внимание стоит уделить индивидуально - авторскому колоративу «белый- белый», который можно определить, как стих, не имеющий формы.
Группа коричневого цвета представлена сложным индивидуально - авторским колоративом «кофейно - кирпичный», состоящим из периферийных единиц блока «коричневые» и квазиблока «оранжевые».
Черный у автора символизирует смерть, траур, неизвестность и ирреальный мир.
Другие цветообозначения в художественных текстах Виктора Теплицкого распределены следующим образом: багряный (1), красный (10), розовый (5), аленький (1), бронзовый (1), золотой (8), зеленый (14), синий (9), голубой (4), лиловый (1), сиреневатый (1), серый (11), свинцовый (5). Сложные 48
колоризмы: кофейно-кирпичный, васильковый, огнегривый, гневливо
красный, розовощекий.
Таким образом, цель, поставленная в данной работе, достигнута: мы изучили семантические особенности номинаций цвета в поэтических и прозаических текстах протоиерея Виктора Теплицкого.
1. Алексеев, С.С. Цвет в архитектуре / C. С. Алексеев, Б.М. Теплов, П.А. Шеварев. - М; Л.: ГСИ, 1934. - с. 30.
2. Базыма, Б.А. Цвет и психика / Б.А. Базыма. - Х.: ХГАК, 2001. - 172с.
3. Бахилина, Н.Б. История цветообозначений в русском языке / Н.Б. Бахилина. - М.: Наука, 1975. - 288 с.
4. Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М.: Индрик, 2002. 336 с.
5. Гете, И.В. Избранные сочинения по естествознанию // Учение о цвете. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 54 с.
6. Гуриев, Л.С. Символика цвета // Цвет в нашей жизни: Хрестоматия по психологии (из серии «Познать человека») / Сост. А.А. Криулина. Курск: Курскинформпечать, 1993. - 236 с.
7. Даль, В.И. Толковый словарь. - М.: Просвещение. 1987. - 96 с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. - М.: Рус.яз., 2000. - 675 с.
9. Зернов, В. А. Цветоведение / Под ред.канд.техн.наук Б.А. Шашлова. - М.: Книга, 1972. - 147 с.
10. Кандинский, В. О духовном в искусстве. - М.: РИПОЛ классик, 2016. - 249 с.
11. Кожемякова, Е.А. Символика цветообозначений в романе Е. Замятина «Мы». - Тамбов: ТГУ им. Р.Г. Державина, 1997. Кн. 5. - 106 с.
12. Кульпина, Валентина Григорьевна. Лингвистическая цветология: от истории к современности цветовых концептосфер: монография / В. Г. Кульпина; отв. ред. В. А. Татаринов. - Москва: МАКС Пресс, 2019. - 288 с.
13. Линдгрен Н. (Nelli Lindgren). Цветообозначения в русских иконописных подлинниках // Nazwy barw i wymiarow. Colour and measure terms. Stockholm: Stockholms universitet. Slaviska institutionen, 1997. S. 923.
14. Люшер, М. Магия цвета. - Сфера, Харьков: АО Сфера, 1996. - 43-146 с.
15. Люшер, М. Цветовой текст Люшера. - Минск. Харвест. 2007. - 350 с.
... всего 31 источников