Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЗАТО г. ЗЕЛЕНОГОРСК

Работа №170140

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ЗАТО 7
1.1. Понятие коммуникативной компетентности 7
1.2. Особенности развития и поведения старших подростков,
проживающих в ЗАТО 23
1.3. Особенности развития коммуникативной компетентности у старших
подростков 28
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРИШИХ ПОДРОСТКОВ ЗАТО
Г. ЗЕЛЕНОГОРСК 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Рекомендации по развитию коммуникативной компетентности у
старших подростков, проживающих в ЗАТО г. Зеленогорск 39
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЯ

Новые социально-экономические условия развития России обусловили необходимость преобразования деятельности различных государственных и общественных структур. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны [9].
Коммуникативная компетентность подразумевает знание правил и норм общения. Вся человеческая жизнь, так или иначе, связана с общением, которое лежит практически в основе всей человеческой деятельности. В жизни людей общение занимает большую часть личного времени. Поэтому важно знать, что помогает сделать общение эффективным, как в полном объеме донести и получить информацию. Важно знать определенные нормы и правила общения, которые обеспечивают взаимопонимание между людьми.
Обладая необходимым уровнем коммуникативной компетентности, человек способен в полной мере воспринимать информацию и потребности своего собеседника. Способен адекватно и полно выдать информацию собеседнику, не задев его чувств и не оскорбив. Данные знания, умения и навыки имеют большое значение в обществе, т.к. имеется необходимость ежедневно взаимодействовать с широким кругом людей в школе, в университете, с профессиональным коллективом, с людьми разных возрастов.
Определенные профессии, где основным методом работы служит общение, предъявляют особые требования к наличию у человека этих навыков, например, журналистика, педагогика, социология, психология. При этом коммуникативные умения, навыки и способности важны для любого человека в общении. Людям, пренебрегающим освоением коммуникативных навыков, умений и способностей труднее реализовать себя в жизни.
Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей в жизни человека.
Коммуникативная компетентность обучающегося имеет значимую роль в образовательном процессе [26]. Коммуникативная компетентность влияет на успешность в освоении учебных навыков. Если обучающийся, которому предстоит ответить у доски, испытывает чрезмерную тревогу или стесняется, то его реальный ответ будет хуже, чем его имеющиеся знания, соответственно оценка, которую он получит, будет ниже. Полученный в подобной ситуации опыт негативно скажется на дальнейшей учебной деятельности. У обучающегося может снизиться самооценка, он может усомниться в себе и потерять мотивацию к учебной деятельности, что может вызвать негативное развитие обучающегося.
Во многом коммуникативная компетентность влияет на процесс адаптации обучающегося в школе. В частности, от коммуникативной компетентности зависит эмоциональное благополучие обучающегося в классном коллективе или во взаимодействии с учителями. Для обучающегося, у которого сформирована коммуникативная компетентность, нет труда в нахождении общего языка с коллективом класса, что способствует комфортному провождению времени с одноклассниками и удовлетворенности ситуацией. Однако неумение поддерживать контакт со сверстниками вызывает у обучающегося чувство одиночества в среде сверстников.
Коммуникативная компетентность обучающегося может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия обучающегося, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Будучи студентом или работающим человеком, необходимо уметь поддерживать общение с преподавателями и работодателями, коллегами по работе, клиентами. Владея коммуникативными навыками, умениями и способностями, становится проще договариваться о сделках, пользоваться различными услугами, выходить из конфликтных ситуаций.
Для того чтобы стать успешным в той или иной сфере, необходимо уметь общаться с окружающим социумом, эффективно выстраивать отношения. Данный феномен особенно важен в старшем подростковом возрасте. Так как общение влияет на учебные успехи в школе, адаптацию в любом коллективе, эмоциональную стабильность старшего подростка, способствует формированию базового фундамента для обучения в высшем образовательном учреждении.
Коммуникативная компетентность - одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать ее потребность в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации. В старшем подростковом возрасте предметом активности становятся межличностные отношения, во время которых усваиваются общечеловеческие ценности, нормы и знания [36].
В закрытых административно-территориальных образованиях (далее ЗАТО) на формирование коммуникативной компетентности влияют такая особенность, как однообразность социума (население города практически постоянно, новые лица могут въехать в город только по пропуску). Молодежь все чаще стремится уехать из закрытых городов в крупные города с целью получения образования или профессионального роста. Однако сложившиеся с детства стереотипы коммуникации в городе с особым положением могут вызвать проблемы во взаимоотношениях в поликультурном обществе крупных городов [27].
Однозначного понимания особенностей коммуникативной компетентности старших подростков, проживающих в городах ЗАТО, нет. В связи с этим, проблема изучения особенностей коммуникативной компетентности старших подростков, проживающих в закрытых городах, становится актуальной.
Цель исследования: выявление особенностей коммуникативной компетентности старших подростков ЗАТО.
Объект исследования - коммуникативная компетентность. 
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Выделить основные составляющие коммуникативной компетентности.
3. Провести диагностику компонентов коммуникативной компетентности у старших подростков ЗАТО г. Зеленогорска и у старших подростков г. Красноярска.
4. Сравнить полученные результаты и выявить особенности коммуникативной компетентности старших подростков ЗАТО г. Зеленогорск.
5. Разработать методические рекомендации для развития
коммуникативной компетентности старших подростков ЗАТО г. Зеленогорск.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют различия коммуникативной компетентности старших подростков, обучающихся в школах ЗАТО и коммуникативной компетентностью старших подростков обучающихся в школах г. Красноярска.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы .
2. Эмпирические методы: тестирование.
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко).
2. Методика «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский).
3. Методика «Диагностика принятия других» (В. Фей).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе, опираясь на работы различных авторов, мы изучили разные взгляды на понятие коммуникативной компетентности. В нашей работе мы будем рассматривать коммуникативную компетентность как такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе.
В работе была раскрыта структура коммуникативной компетентности, в которую входят различные знания (знание особенностей и проблем тех людей, с которыми нужно общаться), умения (умение анализировать жесты, мимику и интонации; умение эффективно выходить из конфликтной ситуации; умение аргументировать свою точку зрения), навыки (навыки активного слушания).
В ходе исследования мы изучили особенности поведения и развития старших подростков, проживающих в городах ЗАТО. Старший подросток старается усвоить нормы и ценности взрослых, чтобы существовать в их мире. У старшего подростка формируются свои убеждения, принципы и самооценка. Он стремиться к самопознанию и самостоятельности. При том остается непредсказуемым. Самоуверенность может смениться неуверенностью в себе, а на смену возвышенности чувств может прийти циничность или даже жестокость. При том авторитет взрослых становится слабее, так как основным видом деятельности становится общение со сверстниками.
Развитие коммуникативной компетентности старших подростков, происходит совместно с формированием личности, в общении со сверстниками и взрослыми. Общение старших подростков в городах ЗАТО имеет особенности в силу специфики организации жизни в этих городах (однообразие социума, ограниченное число контактов, гиперопека со стороны родителей), что может повлиять на развитие их коммуникативной компетентности.
Во второй главе были выделены компоненты коммуникативной компетентности, на которые мы опирались в своем исследовании: эмпатические способности, принятие других, общительность. Нами были выбраны и подробно описаны использованные методики. Мы обработали полученные с помощью выбранных методик данные, которые помогли нам сравнить особенности коммуникативной компетентности старших подростков обучающихся в г. Красноярск с обучающимися в ЗАТО г. Зеленогорск.
Проанализировав методики, мы пришли к следующим результатам: у обучающихся в г. Зеленогорск есть некоторые сложности в принятии других. Обучающимся свойственно абстрагироваться и проводить в одиночестве продолжительное время. Новые контакты могут вызвать стресс. Поэтому подросткам необходимо много времени для того, чтобы привыкнуть к малознакомым людям. Было отмечено, что подросткам свойственны одиночество и замкнутость. В ходе исследования было отмечено, что старшие подростки имеют небольшое количество друзей. Некоторые подростки необщительны, что вызывает у них трудности в групповой работе.
Полученные в ходе исследования результаты показывают, что у обучающихся в ЗАТО г. Зеленогорск уровень эмпатических способностей ниже, чем у обучающихся в г. Красноярск.
Проведенное исследование показало, что подростков с низкими показателями по всем трем диагностикам было больше в г. Зеленогорск, чем в г. Красноярск.
На основании полученных в ходе исследования результатов по данным методик, нами были разработаны рекомендации, направленные на развитие коммуникативной компетентности старших подростков. Рекомендации были разработаны как для психологов и педагогов, так и для подростков, проживающих в ЗАТО г. Зеленогорск.
Исследование показало, гипотеза нашего исследования о том, что существуют различия коммуникативной компетентности старших подростков, обучающихся в школах ЗАТО и коммуникативной компетентностью старших подростков обучающихся в школах г. Красноярска подтвердилась.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:
https://base.garant.ru/55170507/(дата обращения: 23.04.2019).
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 363 c.
3. Астахова Ю.Г., Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков // European Research. 2015. № 10 (11). С. 107-112.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2007. 576 с.
5. Братчикова Ю.В., Носова А.И. Взаимосвязь самооценки и коммуникативной компетентности подростка // Всероссийская весенняя психологическая сессия. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 59-63.
6. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы //Образование и наука. 2013. № 3 (102). С. 26-36.
7. Булыгина Л.Н. Формирование коммуникативной компетентности подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. Т. 3. С. 23-27.
8. Бырдина О.Г., Сахарова Ю.П. Формирование коммуникативной компетентности подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 735-737.
9. Вергунова А.А., Жулина Г.Н. Особенности коммуникативной компетентности подростков // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. Сборник статей Международной научно -практической конференции / отв. ред. Сукиасян А.А. 2016. С. 150-153.
10. Галлямова Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции // Русский язык в школе. 2008. №7. С.22-25.
11. Гурылева Л.В., Белозерова Д.Д. Психолого-педагогическое
сопровождение формирования коммуникативной компетентности у подростков // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 14-3. С. 61-64.
12. Долганова К.С. Коммуникативная компетентность в подростковом возрасте // Студенческая наука и XXI век. 2016. № 13. С. 136-138.
13. Елагина В.Н. Формирование коммуникативной компетентности у подростков в образовательном процессе школы // Научное сообщество студентов XXI столетия 2014, №2 (17).
14. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. ... д-ра. психол. наук. Л., 1990. 403 с.
15. Захарова Т.В., Казакова Т.В., Колесникова Т.А. Исследование развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-1. С. 51-59.
16. Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности. Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». 2006. № 68 (13). С. 225-227.
17. Кропман Е.Г. Развитие коммуникативной компетентности учащихся - подростков как один из путей приобщения к словесной культуре // Филология в пространстве современных гуманитарных исследований. Сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 95-летию Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета и 95-летию филологического факультета. 2016. С. 393-399.
18. Лазаревская Т.А. Развитие социальной компетентности подростков в условиях организации информационно-коммуникативного пространства // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 1-2. С. 202-205.
19. Луговая Т.В. К вопросу развития коммуникативной компетентности
подростков // Коррекционно-развивающее образование. 2012. № 4 (22).
С. 18-26.
20. Луговая Т.В. Развитие коммуникативной компетентности подростков средствами учебной деятельности //Социальная педагогика. 2013. № 5. С. 38-47.
21. Мурзин А.Р. Развитие коммуникативных навыков у подростков // Молодой ученый. 2016. № 1.1. С. 18-20.
22. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг: избранные труды. М.: Смысл, 2007. 850 с.
23. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. 49 с.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.С 144-147.
25. Савина О.О., Смирнова О.М. Проявление социальной компетентности подростков при решении практических социальных задач // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 241-246.
26. Семенов Н.Б. Формирование коммуникативной компетентности подростков в условиях общеобразовательной школы как фактор их успешной социализации // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 12. С. 96-99.
27. Софронов В.Н. Закрытые атомные города России - полюсы инновационного развития: диссертация канд. эконом. наук. Екатеринбург, 2002. 143 с.
28. Спирина М.Л., Спирина В.И. Особенности формирования социально - коммуникативной компетентности подростков // Новое слово в науке: перспективы развития. 2016. № 1.1 (7). С. 315-318.
29. Титов А.В., Невоструева А.И. Развитие коммуникативной
компетентности у подростков // Инновационные технологии в образовании и науке. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. О.Н. Широков. 2017. С. 176-178.
30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально¬
психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.138-149.
31. Чаткина С.Н., Тивикова А.Г. Развитие коммуникативной
компетентности подростков в процессе общения со сверстниками // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные
психологические проблемы и опыт решения. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых "51-е Евсевьевские чтения", посвященной 70- летию Победы в Великой Отечественной войне. Под научной редакцией Ю.В. Варданян. 2015. С. 245-247.
32. Чеботарева В.А. Гендерные особенности коммуникативных способностей подростков // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2015. № 3. С. 26-29.
33. Шарафиева Д.Н., Биктагирова Г.Ф. К определению понятия «Коммуникативная компетентность» подростков // Социально - педагогические технологии работы с различными категориями детей. Под ред. Р.А. Валеевой. 2016. С. 205-208.
34. Шатова С.В. Влияние особенностей менталитета подростков закрытых городов на развитие этнической толерантности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11. С. 20-27.
35. Щеголихин П.В. Особенности коммуникативной компетентности современных подростков // Научные преобразования в эпоху глобализации. Сборник статей международной научно - практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 173-177.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2007. 384 с.
37. Argyle M. Social situations. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. P. 453.
38. Celce-Murcia M. Communicative competence: A pedagogically motivated model with content specifications. Issues in Applied Linguistics. 1995. № 6 -2. P. 5-35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ