ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Развитие лексики в онтогенезе 7
1.2 Особенности лексического запаса у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Глава III. Методические рекомендации, направленные на развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Развитие лексики в онтогенезе 7
1.2 Особенности лексического запаса у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Глава III. Методические рекомендации, направленные на развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. По статистическим данным среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу. Их насчитывается около 40%.
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых дефектов у данной категории детей, их диагностика и построение системы коррекционной работы с ними.
Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй). Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном и качественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, такие дети испытывают трудности и быстро попадают в ряды неуспевающих.
Вопросы актуального состояния и формирования лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи рассматривались в работах таких исследователей, как Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. и др.
Данные исследователи указывают на то, что обследование поступающих в школу детей с общим недоразвитием речи выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений. Поэтому формирование лексических средств речи занимает важное место в работе логопеда, а вопрос о методике коррекции и развития лексического запаса у данной категории детей становится одним из самых актуальных.
Словарная работа - один из важнейших компонентов общей системы работы по развитию речи. Слова составляет ту основу, без которой невозможна никакая форма речевой деятельности. Формирование, уточнение и расширение лексического запаса учащихся - актуальные задачи в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи.
Своевременное выявление и коррекция недостатков а лексики у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать успешному обучению их в школе и, соответственно, полноценной социализации таких детей в обществе. Именно поэтому тема нашего исследования является актуальной и значимой на данном этапе.
Проблема исследования. Своевременное выявление и устранение недостатков лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является одним из условий готовности их к обучению в школе, но как показывает практика, необходимы новые формы коррекции недостатков лексики, сообразные возрасту и индивидуальным особенностям данной категории детей.
Объектом исследования. Лексический запас.
Предмет исследования. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня лексический запас имеет ряд особенностей: неточности в употреблении слов,
преобладание в активном словаре существительных и глаголов , недостаточность слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий, а подобранные нами методические рекомендации будут способствовать актуализации, уточнению и обогащению лексики данной категории детей.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности и уровень сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить экспериментально особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать методические рекомендации, направленные на развитие лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились: научно-теоретические положения об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский); концепция о зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); о понимании импрессивной речи как «узлового образования», которое детерминирует развитие целого ряда речевых процессов, лежит в основе связи речи с другими сторонами психики (Р.Е. Левина).
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические: изучение медицинской, психологической и педагогической документации детей, наблюдение, беседа с педагогами; индивидуальный констатирующий эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить и уточнить теоретические представления об особенностях словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные нами методические рекомендации могут быть применены в работе логопеда дошкольного учреждения для детей с общим недоразвитием речи.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (январь 2015 - февраль 2015г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (март-апрель 2015г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (май 2015 - сентябрь 2015г.) - подбор методических рекомендаций. Оформление работы.
Базой для экспериментального исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 59. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 - 7 лет, в количестве 10 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Работа иллюстрирована гистограммами, таблицами, рисунками.
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых дефектов у данной категории детей, их диагностика и построение системы коррекционной работы с ними.
Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй). Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном и качественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, такие дети испытывают трудности и быстро попадают в ряды неуспевающих.
Вопросы актуального состояния и формирования лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи рассматривались в работах таких исследователей, как Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. и др.
Данные исследователи указывают на то, что обследование поступающих в школу детей с общим недоразвитием речи выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений. Поэтому формирование лексических средств речи занимает важное место в работе логопеда, а вопрос о методике коррекции и развития лексического запаса у данной категории детей становится одним из самых актуальных.
Словарная работа - один из важнейших компонентов общей системы работы по развитию речи. Слова составляет ту основу, без которой невозможна никакая форма речевой деятельности. Формирование, уточнение и расширение лексического запаса учащихся - актуальные задачи в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи.
Своевременное выявление и коррекция недостатков а лексики у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать успешному обучению их в школе и, соответственно, полноценной социализации таких детей в обществе. Именно поэтому тема нашего исследования является актуальной и значимой на данном этапе.
Проблема исследования. Своевременное выявление и устранение недостатков лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является одним из условий готовности их к обучению в школе, но как показывает практика, необходимы новые формы коррекции недостатков лексики, сообразные возрасту и индивидуальным особенностям данной категории детей.
Объектом исследования. Лексический запас.
Предмет исследования. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня лексический запас имеет ряд особенностей: неточности в употреблении слов,
преобладание в активном словаре существительных и глаголов , недостаточность слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий, а подобранные нами методические рекомендации будут способствовать актуализации, уточнению и обогащению лексики данной категории детей.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности и уровень сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить экспериментально особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать методические рекомендации, направленные на развитие лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились: научно-теоретические положения об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский); концепция о зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); о понимании импрессивной речи как «узлового образования», которое детерминирует развитие целого ряда речевых процессов, лежит в основе связи речи с другими сторонами психики (Р.Е. Левина).
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические: изучение медицинской, психологической и педагогической документации детей, наблюдение, беседа с педагогами; индивидуальный констатирующий эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить и уточнить теоретические представления об особенностях словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные нами методические рекомендации могут быть применены в работе логопеда дошкольного учреждения для детей с общим недоразвитием речи.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (январь 2015 - февраль 2015г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (март-апрель 2015г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (май 2015 - сентябрь 2015г.) - подбор методических рекомендаций. Оформление работы.
Базой для экспериментального исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 59. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 - 7 лет, в количестве 10 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Работа иллюстрирована гистограммами, таблицами, рисунками.
В ходе исследовательской работы был поставлен ряд задач. В рамках решения первой задачи мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования и пришли к выводу о том, что словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется.
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Лексический запас детей с общим недоразвитием речи третьего уровня значительно отличается от лексического запаса детей с нормальным речевым развитием как в качественном, так и в количественном аспектах.
Недостатки сформированности лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи заключается в том, что их словарный запас ограничен , пассивный словарь значительно больше активного, слова употребляются недостаточно точно, встречаются многочисленные вербальные парафразии, семантические поля сформированы недостаточно , встречаются трудности актуализации словаря.
Анализ полученных данных исследования наполняемости словаря, позволяет сделать выводы, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается бедность глагольного, номинативного и атрибутивного словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика - дети с ОНР употребляют в своей речи только те слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает в своей жизни, то есть словарь ограничен пределами обиходно - бытовой лексики и тематики.
Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей.
С учётом полученных результатов исследования представлены методические рекомендации по формированию лексики в группе детей старшего дошкольного возраста. В предложенных методических рекомендациях предлагаются дидактические игры и лексические упражнения, которые положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста. Развитие лексики предлагается реализовать в следующих направлениях работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: расширение словарного запаса синонимами и антонимами;
формирование умения употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; активизация в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие действия, качества, свойства; работа над правильным пониманием смысла слов; развитие понимания детьми значений многозначных слов.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза получила свое подтверждение.
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Лексический запас детей с общим недоразвитием речи третьего уровня значительно отличается от лексического запаса детей с нормальным речевым развитием как в качественном, так и в количественном аспектах.
Недостатки сформированности лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи заключается в том, что их словарный запас ограничен , пассивный словарь значительно больше активного, слова употребляются недостаточно точно, встречаются многочисленные вербальные парафразии, семантические поля сформированы недостаточно , встречаются трудности актуализации словаря.
Анализ полученных данных исследования наполняемости словаря, позволяет сделать выводы, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается бедность глагольного, номинативного и атрибутивного словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика - дети с ОНР употребляют в своей речи только те слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает в своей жизни, то есть словарь ограничен пределами обиходно - бытовой лексики и тематики.
Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей.
С учётом полученных результатов исследования представлены методические рекомендации по формированию лексики в группе детей старшего дошкольного возраста. В предложенных методических рекомендациях предлагаются дидактические игры и лексические упражнения, которые положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста. Развитие лексики предлагается реализовать в следующих направлениях работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: расширение словарного запаса синонимами и антонимами;
формирование умения употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; активизация в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие действия, качества, свойства; работа над правильным пониманием смысла слов; развитие понимания детьми значений многозначных слов.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза получила свое подтверждение.
Подобные работы
- Развитие предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 111 уровня посредством сюжетно-ролевой юры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019



