Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №170139

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 7
1.1 Развитие лексики в онтогенезе 7
1.2 Особенности лексического запаса у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 11
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленных на развитие лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Глава III. Методические рекомендации, направленные на развитие лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 40
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение

Актуальность исследования. В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. По статистическим данным среди дошкольников с речевой патологией дети с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу. Их насчитывается около 40%.
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых дефектов у данной категории детей, их диагностика и построение системы коррекционной работы с ними.
Общее недоразвитие речи III уровня характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (фонетико-фонематические процессы, лексика, грамматический строй). Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном и качественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, такие дети испытывают трудности и быстро попадают в ряды неуспевающих.
Вопросы актуального состояния и формирования лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи рассматривались в работах таких исследователей, как Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева. и др.
Данные исследователи указывают на то, что обследование поступающих в школу детей с общим недоразвитием речи выявляет у них дефицит лексики, смысловых связей, синонимических и антонимических отношений. Поэтому формирование лексических средств речи занимает важное место в работе логопеда, а вопрос о методике коррекции и развития лексического запаса у данной категории детей становится одним из самых актуальных.
Словарная работа - один из важнейших компонентов общей системы работы по развитию речи. Слова составляет ту основу, без которой невозможна никакая форма речевой деятельности. Формирование, уточнение и расширение лексического запаса учащихся - актуальные задачи в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи.
Своевременное выявление и коррекция недостатков а лексики у детей с общим недоразвитием речи будет способствовать успешному обучению их в школе и, соответственно, полноценной социализации таких детей в обществе. Именно поэтому тема нашего исследования является актуальной и значимой на данном этапе.
Проблема исследования. Своевременное выявление и устранение недостатков лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня является одним из условий готовности их к обучению в школе, но как показывает практика, необходимы новые формы коррекции недостатков лексики, сообразные возрасту и индивидуальным особенностям данной категории детей.
Объектом исследования. Лексический запас.
Предмет исследования. Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня лексический запас имеет ряд особенностей: неточности в употреблении слов,
преобладание в активном словаре существительных и глаголов , недостаточность слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий, а подобранные нами методические рекомендации будут способствовать актуализации, уточнению и обогащению лексики данной категории детей.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности и уровень сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами были определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить экспериментально особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Подобрать методические рекомендации, направленные на развитие лексического запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились: научно-теоретические положения об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л. С. Выготский); концепция о зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский); положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.); о понимании импрессивной речи как «узлового образования», которое детерминирует развитие целого ряда речевых процессов, лежит в основе связи речи с другими сторонами психики (Р.Е. Левина).
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами были определены методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2. Практические: изучение медицинской, психологической и педагогической документации детей, наблюдение, беседа с педагогами; индивидуальный констатирующий эксперимент, его количественный и качественный анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить и уточнить теоретические представления об особенностях словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость заключается в том, что предложенные нами методические рекомендации могут быть применены в работе логопеда дошкольного учреждения для детей с общим недоразвитием речи.
Организация исследования
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (январь 2015 - февраль 2015г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (март-апрель 2015г.) - проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента.
Третий этап (май 2015 - сентябрь 2015г.) - подбор методических рекомендаций. Оформление работы.
Базой для экспериментального исследования явилось Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 59. В исследовании приняли участие дети в возрасте 6 - 7 лет, в количестве 10 человек.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Работа иллюстрирована гистограммами, таблицами, рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследовательской работы был поставлен ряд задач. В рамках решения первой задачи мы проанализировали научно-методическую литературу по проблеме исследования и пришли к выводу о том, что словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели, так как к этому возрасту ребенок успевает усвоить все основные модели родного языка. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Несмотря на количественное пополнение словаря, основной «каркас» не изменяется.
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Лексический запас детей с общим недоразвитием речи третьего уровня значительно отличается от лексического запаса детей с нормальным речевым развитием как в качественном, так и в количественном аспектах.
Недостатки сформированности лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи заключается в том, что их словарный запас ограничен , пассивный словарь значительно больше активного, слова употребляются недостаточно точно, встречаются многочисленные вербальные парафразии, семантические поля сформированы недостаточно , встречаются трудности актуализации словаря.
Анализ полученных данных исследования наполняемости словаря, позволяет сделать выводы, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается бедность глагольного, номинативного и атрибутивного словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика - дети с ОНР употребляют в своей речи только те слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает в своей жизни, то есть словарь ограничен пределами обиходно - бытовой лексики и тематики.
Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей.
С учётом полученных результатов исследования представлены методические рекомендации по формированию лексики в группе детей старшего дошкольного возраста. В предложенных методических рекомендациях предлагаются дидактические игры и лексические упражнения, которые положительно влияют на развитие словаря детей дошкольного возраста. Развитие лексики предлагается реализовать в следующих направлениях работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня: расширение словарного запаса синонимами и антонимами;
формирование умения употреблять слова, правильно сочетая их по смыслу; активизация в речи детей обобщающие слова, слова, обозначающие действия, качества, свойства; работа над правильным пониманием смысла слов; развитие понимания детьми значений многозначных слов.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза получила свое подтверждение.



1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «ДЕТСТВО» ПРЕСС,2001
2. Александрона И.Н. Ознакомление с родственными словами детей с
ОНР//Логопед - 2010 №1
3. АнищенковаЕ.С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей для логопедов и родителей/ Е.С. Анищенкова. -М.:АСТ: Астрель.2007
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика - Синтез», 2004
5. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с
общим недоразвитием речи. // Логопед №2. 2004
6. Безгина Б.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. - М.: «Мозаика - Синтез»,2004
7. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО; 2002
8. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004
9. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-3-е изд., - М.:изд. центр ВЛАДОС, 2002
10. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1992
11. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка.// Детский сад от А Я. №2 (14) 2005
12. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику
/Методическое пособие для дошкольных образовательных
учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1981
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1990
15. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. - СПб.: КАРО, 2006
16. Колосова И.В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед 2008 №3
17. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Изд-во. ГНОМ и Д., 2002
18. Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004
19. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. -М.: ТЦ. Сфера, 2005
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 1999
21. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961
22. Майорова А.С. Учись правильно говорить. М.: Изд - во ЗАО Центрполиграф, 2003
23. МаленькихЛ.А.Особенностиизученияиформирования семантических полей младших школьников //Логопед 2010 №1
24. Нищева Н.В. Организация коррекционно - развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. СПб.: 2004
25. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. СПб.: Детство-Пресс, 2002
26. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968
27. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов на-Дону: «Феникс»,2003
28. Полосина В.В. Организация занятий воспитателя в группе для детей с ОНР.//Логопед в детском саду. №2 (2), 2004
29. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие /Под общ. ред. Т.В. Волосовец - М.:Секачев, 2007
30. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003
31. Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006
32. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.:Мозаика-Синтез, 2006
33. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателей детского сада/ В.И.Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова и др.; под ред.Ф.А. Сохина. -3-е изд., испр. и доп. -
М.:Просвещение,1984
34. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Изд - во ГНОМ и Д, 2001
35. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. -М.: Изд - во ГНОМ и Д, 2002
36. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. №2 (14) 2005
37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. -М., 1999
38. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.- ;4-е изд. -М.: Айрис - пресс,2007
39. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993
40. Филичева Т.Е., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». -М.: Просвещениие,1987
41. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. -Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1997
42. Филичева Т.Б. Психолого - педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.// Дефектология./ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. - 1985. № 4
43. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. - СПб.: КАРО, Дельта +,2004
44. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии//Психолингвистика и современная логопедия/под ред. Л.Б. Халиловой - М.: Экономика, 1997
45. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992
46. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте./ Д.Б.Эльконии - М.: Педагогика, 1989
47. Цаплина О.В. Речевая готовность ребёнка к школе.// Детский сад от А до Я.№2 2005
48. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 1999


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ