ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования.
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2 Развитие лексики в онтогенезе 16
1.3 Особенности развития лексики при общем недоразвитии речи 23
1.4 Обзор методик логопедической работы по накоплению и уточнению
словаря 32
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2 Анализ констатирующего эксперимента 51
2.3 Направления логопедической работы по развитию словаря у старших
дошкольников с ОНР III уровня 64
Заключение 96
Список литературы 99
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования.
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 7
1.2 Развитие лексики в онтогенезе 16
1.3 Особенности развития лексики при общем недоразвитии речи 23
1.4 Обзор методик логопедической работы по накоплению и уточнению
словаря 32
Глава 2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 41
2.2 Анализ констатирующего эксперимента 51
2.3 Направления логопедической работы по развитию словаря у старших
дошкольников с ОНР III уровня 64
Заключение 96
Список литературы 99
Актуальность исследования. В настоящее время, по данным мировой статистики, число речевых нарушений растёт, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
Наиболее активное речевое развитие происходит в дошкольном возрасте. В это время ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Именно поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
Если же в процессе речевого развития дошкольника происходит нарушение, это неизбежно приводит к когнитивным нарушениям и, как следствие - к сложностям в школьном обучении. Одним из самых распространенных в настоящее время речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР), при котором словарный запас дошкольника отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям.
Формирование и развитие активного словаря детей с ОНР является одним из наиболее эффективных приемов коррекции, который помогает приблизить психическое развитие таких детей к нормальному и способствует предупреждению возможных осложнений в школьном обучении.
Изучением лексики занимались такие ученые, как Л.Н. Ефименкова, О.С. Ушакова, Е.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, С.Н. Сазонова и др.
Актуальность проблемы в том, что с каждым годом словарь пополняется новыми словами, а дети с общим недоразвитием речи не поспевают за этим и из-за этого у них возникают трудности с коммуницированием.
Проблема исследования: заключается в ответе на вопрос: «Каковы особенности лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?».
Объект исследования: лексическая сторона речи.
Предмет исследования: особенности лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут следующие особенности развития словаря:
- больше трудностей в назывании прилагательных, чем у детей с нормальным развитием речи;
- неточности в глагольном словаре;
- трудности усвоения слов обобщенного, отвлеченного значения, признаки и др. Преобладание слов из бытовой лексики;
- неточность употребления слов.
Цель исследования: выявить уровень сформированности лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучить особенности предметного, глагольного словарей, словаря наречий, навыка подбора определений, понимание многозначных слов, словаря притяжательных местоимений, навык подбора синонимов, антонимов, дифференциации близких по смыслу понятий, навыка обобщений.
3. Составить методические рекомендации по развитию и лексики для старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы Р.Е. Левиной, под руководством которой в НИИ дефектологии в 50 - 60 годах XX века была разработана концепция общего недоразвития речи и создана его классификация. Кроме того, мы рассматривали работы по ОНР таких авторов, как Е.М. Мастюкова, М.Е. Хватцев, Б.И. Шостак, Т.Б. Филичева, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина и др. Анализируя особенности развития лексической стороны речи, мы, в основном, опирались на работу С.Н. Цейтлин, которая описала факторы, влияющие на развитие лексики у дошкольников, стадии лексического развития, особенности словарного запаса дошкольников, ступени формирования значения слова и т.д. Так же по данному вопросу мы рассмотрели работы А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, Л.Т. Федоренко, Н.В. Серебряковой. Для проведения практической части работы нами была подробно разобрана методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития И.Д. Коненковой.
Методы исследования: в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись методы:
- теоретические методы: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение.
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость: обусловлена тем, что результаты исследования позволяют подтвердить имеющиеся нарушения лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня подтверждены.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные нами методические рекомендации по особенностям лексики могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2014г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (ноябрь 2014г.) - экспериментальный, предусматривает
организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3 этап (декабрь 2014г.- май 2015г.) - обобщающий посвящен
завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 330 комбинированного вида г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребёнка. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
Наиболее активное речевое развитие происходит в дошкольном возрасте. В это время ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Именно поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
Если же в процессе речевого развития дошкольника происходит нарушение, это неизбежно приводит к когнитивным нарушениям и, как следствие - к сложностям в школьном обучении. Одним из самых распространенных в настоящее время речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР), при котором словарный запас дошкольника отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям.
Формирование и развитие активного словаря детей с ОНР является одним из наиболее эффективных приемов коррекции, который помогает приблизить психическое развитие таких детей к нормальному и способствует предупреждению возможных осложнений в школьном обучении.
Изучением лексики занимались такие ученые, как Л.Н. Ефименкова, О.С. Ушакова, Е.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, С.Н. Сазонова и др.
Актуальность проблемы в том, что с каждым годом словарь пополняется новыми словами, а дети с общим недоразвитием речи не поспевают за этим и из-за этого у них возникают трудности с коммуницированием.
Проблема исследования: заключается в ответе на вопрос: «Каковы особенности лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?».
Объект исследования: лексическая сторона речи.
Предмет исследования: особенности лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут следующие особенности развития словаря:
- больше трудностей в назывании прилагательных, чем у детей с нормальным развитием речи;
- неточности в глагольном словаре;
- трудности усвоения слов обобщенного, отвлеченного значения, признаки и др. Преобладание слов из бытовой лексики;
- неточность употребления слов.
Цель исследования: выявить уровень сформированности лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования сформированности лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Изучить особенности предметного, глагольного словарей, словаря наречий, навыка подбора определений, понимание многозначных слов, словаря притяжательных местоимений, навык подбора синонимов, антонимов, дифференциации близких по смыслу понятий, навыка обобщений.
3. Составить методические рекомендации по развитию и лексики для старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы Р.Е. Левиной, под руководством которой в НИИ дефектологии в 50 - 60 годах XX века была разработана концепция общего недоразвития речи и создана его классификация. Кроме того, мы рассматривали работы по ОНР таких авторов, как Е.М. Мастюкова, М.Е. Хватцев, Б.И. Шостак, Т.Б. Филичева, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина и др. Анализируя особенности развития лексической стороны речи, мы, в основном, опирались на работу С.Н. Цейтлин, которая описала факторы, влияющие на развитие лексики у дошкольников, стадии лексического развития, особенности словарного запаса дошкольников, ступени формирования значения слова и т.д. Так же по данному вопросу мы рассмотрели работы А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, Л.Т. Федоренко, Н.В. Серебряковой. Для проведения практической части работы нами была подробно разобрана методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития И.Д. Коненковой.
Методы исследования: в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись методы:
- теоретические методы: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение.
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость: обусловлена тем, что результаты исследования позволяют подтвердить имеющиеся нарушения лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня подтверждены.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные нами методические рекомендации по особенностям лексики могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.
Этапы исследования:
1 этап (октябрь 2014г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, были сформулированы гипотеза, задачи, определена цель исследования, разработан план.
2 этап (ноябрь 2014г.) - экспериментальный, предусматривает
организацию опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3 этап (декабрь 2014г.- май 2015г.) - обобщающий посвящен
завершению опытно-экспериментальной работы и включал анализ и обработку данных, обобщение полученных результатов, формулировку выводов.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ № 330 комбинированного вида г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе нами было проведено теоретическое изучение такого речевого нарушение, как общее недоразвитие речи (ОНР), рассмотрены особенности развития детей с ОНР и специфика формирования лексики при этом нарушении.
Мы выяснили, что общее недоразвитие речи - это системное нарушение, при котором у ребенка при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
Группа детей с ОНР крайне неоднородна по степени проявления речевого дефекта и своему клиническому составу. Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития при ОНР. Учитывая тему нашего исследования, мы подробнее остановились на ОНР III уровня, которое характеризуется появлением развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
Так же мы подробно рассмотрели становление лексики в онтогенезе, ее количественные и качественные изменения. Мы пришли к выводу, что дошкольный возраст - это период активного лексического развития. Активное пополнение словарного запаса в этот период позволяет ребенку полноценно овладеть родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного воспитания.
У дошкольников с общим недоразвитием речи лексическое развитие значительно отстает от нормы. У них отмечается ограниченный словарный запас, особенно - предикативного словаря, трудности его актуализации, непонимание значения слов, в связи с чем - их неточное употребление, ошибки в словоизменении, несформированность семантических полей, большое количество замен слов на неологизмы, семантически близкие, однокоренные слова и слова, сходными по артикуляции.
Кроме того, в первой главе мы рассмотрели методики по накоплению, уточнению и активизации словаря. Мы узнали, что работа по развитию лексической стороны речи является целенаправленной педагогической деятельностью. В процессе развития словаря ребенка происходит количественное накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Работа по развитию лексической стороны речи у детей в дошкольном учреждении связана со всей воспитательно-образовательной работой в целом, так как обогащение словарного запаса детей происходит и в процессе ознакомления с окружающим миром, и во всех видах детской деятельности, и в повседневной жизни, и в общении.
Во второй главе работы нами была рассмотрена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, предложенная И.Д. Коненковой и приведены результаты практического исследования.
Целью нашего исследования было выявить уровень сформированности лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В начале исследования нами была сформулирована гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут следующие особенности развития словаря:
1) трудности в назывании многих прилагательных;
2) в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;
3) трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;
4) неточность употребления слов.
Было установлено, что у 90% испытуемых из экспериментальной группы наблюдается средний уровень лексического развития, а у 10% - низкий уровень, что не соответствует возрастной норме.
Были выявлены и характерные особенности развития словаря старших дошкольников с ОНР III уровня, такие, как:
- преобладание пассивного словаря над активным,
- неточность употребления слов,
- сложности с подбором антонимов и синонимов, что свидетельствует о плохой организации симантических полей,
- сложности с пониманием многозначности и дифференциации близких по смыслу слов,
- невыразительность речи и бедность словарного запаса,
- преобладание в предметном и глагольном словаре лексики, обозначающей предметы, с которыми ребенок взаимодействует постоянно и действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает,
- ограниченность словаря прилагательных, наречий и притяжательных местоимений.
В третьей главе работы нами были даны методические рекомендации по расширению словарного запаса у старших дошкольников с ОНР III уровня и представлена система коррекционно-развивающей работы по 10 основным направлениям. Данные рекомендации учитывают общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия и включают в себя игры и упражнения, направленные на расширение и обогащение пассивного и активного словаря дошкольников, развитию навыков словообразования, подбора синонимов и антонимов, уточнению значений слов и формированию семантической структуры слова.
Отклонения от нормы в лексическом развитии ребенка неизбежно приводит к когнитивным нарушениям и, как следствие - к сложностям в обучении. В связи с этим накопление, уточнение и актуализация словаря для данной группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня должно стать одной из важнейших коррекционных задач в настоящий период. Чем раньше произойдет коррекционное воздействие на лексическую сторону речи детей, тем успешнее будет их дальнейшее развитие.
Мы выяснили, что общее недоразвитие речи - это системное нарушение, при котором у ребенка при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне.
Группа детей с ОНР крайне неоднородна по степени проявления речевого дефекта и своему клиническому составу. Р.Е. Левина определила три уровня речевого развития при ОНР. Учитывая тему нашего исследования, мы подробнее остановились на ОНР III уровня, которое характеризуется появлением развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
Так же мы подробно рассмотрели становление лексики в онтогенезе, ее количественные и качественные изменения. Мы пришли к выводу, что дошкольный возраст - это период активного лексического развития. Активное пополнение словарного запаса в этот период позволяет ребенку полноценно овладеть родным языком, что является необходимым условием решения задач умственного воспитания.
У дошкольников с общим недоразвитием речи лексическое развитие значительно отстает от нормы. У них отмечается ограниченный словарный запас, особенно - предикативного словаря, трудности его актуализации, непонимание значения слов, в связи с чем - их неточное употребление, ошибки в словоизменении, несформированность семантических полей, большое количество замен слов на неологизмы, семантически близкие, однокоренные слова и слова, сходными по артикуляции.
Кроме того, в первой главе мы рассмотрели методики по накоплению, уточнению и активизации словаря. Мы узнали, что работа по развитию лексической стороны речи является целенаправленной педагогической деятельностью. В процессе развития словаря ребенка происходит количественное накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Работа по развитию лексической стороны речи у детей в дошкольном учреждении связана со всей воспитательно-образовательной работой в целом, так как обогащение словарного запаса детей происходит и в процессе ознакомления с окружающим миром, и во всех видах детской деятельности, и в повседневной жизни, и в общении.
Во второй главе работы нами была рассмотрена методика обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, предложенная И.Д. Коненковой и приведены результаты практического исследования.
Целью нашего исследования было выявить уровень сформированности лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В начале исследования нами была сформулирована гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут следующие особенности развития словаря:
1) трудности в назывании многих прилагательных;
2) в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;
3) трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;
4) неточность употребления слов.
Было установлено, что у 90% испытуемых из экспериментальной группы наблюдается средний уровень лексического развития, а у 10% - низкий уровень, что не соответствует возрастной норме.
Были выявлены и характерные особенности развития словаря старших дошкольников с ОНР III уровня, такие, как:
- преобладание пассивного словаря над активным,
- неточность употребления слов,
- сложности с подбором антонимов и синонимов, что свидетельствует о плохой организации симантических полей,
- сложности с пониманием многозначности и дифференциации близких по смыслу слов,
- невыразительность речи и бедность словарного запаса,
- преобладание в предметном и глагольном словаре лексики, обозначающей предметы, с которыми ребенок взаимодействует постоянно и действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает,
- ограниченность словаря прилагательных, наречий и притяжательных местоимений.
В третьей главе работы нами были даны методические рекомендации по расширению словарного запаса у старших дошкольников с ОНР III уровня и представлена система коррекционно-развивающей работы по 10 основным направлениям. Данные рекомендации учитывают общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия и включают в себя игры и упражнения, направленные на расширение и обогащение пассивного и активного словаря дошкольников, развитию навыков словообразования, подбора синонимов и антонимов, уточнению значений слов и формированию семантической структуры слова.
Отклонения от нормы в лексическом развитии ребенка неизбежно приводит к когнитивным нарушениям и, как следствие - к сложностям в обучении. В связи с этим накопление, уточнение и актуализация словаря для данной группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня должно стать одной из важнейших коррекционных задач в настоящий период. Чем раньше произойдет коррекционное воздействие на лексическую сторону речи детей, тем успешнее будет их дальнейшее развитие.
Подобные работы
- Развитие слухоречевой памяти и связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с помощью мнемотаблиц
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - Формирование речемыслительной деятельности у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на
логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование речемыслительной деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Формирование монологической речи
на примере рассказа-описания
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Программно-методическое обеспечение логопедической работы над
развитием навыка составления рассказов у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



