ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7лет С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ И ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Обзор методик коррекционно-логопедической работы, направленной на выявление особенностей и развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дизартрией 18
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя
речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с дизартрией 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследователи отмечают, что число детей с различными нарушениями речевого развития растет и, поскольку речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, актуальным является вопрос профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей старшего дошкольного возраста[48].
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых дефектов у данной категории детей, их диагностика и построение эффективной системы коррекционно-логопедической работы с ними.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Изучением особенностей лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционно-логопедической работы занимались такие отечественные ученые как Т.Б. Филичева, В.А. Ястребова, Н.А. Никашина, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.
Сформированный лексико-грамматический строй речи - важное условие успешности обучения ребенка в школе. От его сформированности зависит успешность обучения и социализация детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к социализации в обществе детям данной категории.
Объект исследования: Лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут наблюдаться особенности в развитии лексико-грамматического строя речи, такие, как неправильное употребление предлогов; несформированность
словоизменения и словообразования. Выявление этих нарушений позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации для их коррекции.
Цель исследования: изучить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровень развития
лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович). Теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя).
Методы исследования: в соответствии с целью, задачами и гипотезой в ходе данного исследования применялись следующие методы:
-теоретический: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ дошкольного обучения. Анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытнопоисковой работы;
-эмпирический: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что подтверждены имеющиеся научные сведения об особенностях лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты исследования, позволившие выявить лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.
Этапы исследования:
1 этап (март-апрель 2015г.) - поисково-теоретический, включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулировку гипотезы, задач, определение цели исследования, разработка плана.
2 этап (май 2015г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их проявление.
З этап (июнь-август 2015г.) - обобщающий, посвящен завершению опытно-экспериментальной работы, анализу и обработке данных, обобщению полученных результатов, формулировке выводов исследования.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ общеразвивающего вида № 162 г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
В ходе решения поставленных задач, мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие лексикограмматического строя речи в онтогенезе. Особенности лексикограмматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Провели анализ логопедических методик по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей.
В результате мы выяснили, что лексика - это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. Лесика (словарь) - это слова, обозначающие предметы, явления и признаки окружающей действительности. Словарь может быть активным и пассивным. Активный словарь - это те слова, которые ребенок говорит, пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Грамматический строй речи - это строение слова и предложения, присущее данному языку. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматического строя речи. Морфологический уровень - умение владеть словообразованием. Синтаксический уровень - умение составлять предложения, грамматически правильно оформленные.
Лексико-грамматический строй речи формируется поэтапно, слова изменяются и соединяются между собой по определенным правилам, которые складываются постепенно, обобщаются и хранятся в памяти человека.
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
На сегодняшний день в логопедии принято выделять четыре уровня общего недоразвития речи. VI уровень общего недоразвития речи предложила выделить Т.Б. Филичева.
В дошкольном возрасте необходимо формировать основы грамматически правильной речи.
Овладение лексико-грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
С целью выявления особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, результаты которого представлены нами во II главе работы.
По результатам исследования нами были выявлены качественные особенности сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня:
- Бедность словаря;
- Аграмматичное построение фраз;
- Неправильное употребление предлогов;
- Неправильное согласование слов в роде, числе и падеже;
- Наиболее сохранен номинативный словарь;
-Значительная недостаточность глагольного словаря, в котором преобладают ежедневные бытовые действия и словаря признаков;
- Неточность употребления слов (в более широком или узком значении);
- Пассивный словарь значительно шире активного.
Условно мы выделили 3 уровня проявления особенностей лексикограмматического строя речи: высокий, средний, низкий (чем ниже уровень сформированности лексико-грамматического строя речи, тем выше уровень проявления выявленных особенностей), что соответствует: (49%) высокий, (45%) средний, (6%) низкий. Это определяет необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на снижение уровня проявления особенностей лексико-грамматического строя речи.
Разработанные нами методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня включают направления работы:
-формирование словаря (с использованием игровой обучающей ситуации);
- игры с предлогами;
- формирование словоизменения;
-формирование навыков словообразования (посредством использования пиктограмм);
- развитие фразовой речи.
Задания подобраны дифференцированно в зависимости от особенностей и уровня развития лексико-грамматического строя речи испытуемых.
Таким образом, цели и задачи, поставленные нами, реализованы, гипотеза доказана.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР, детство-пресс, 2013. - 128 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп.- М.: «Мозаика - Синтез», 2004. - 272 с.
3. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 6-7летних детей с общим недоразвитием речи. // Логопед №2. 2004. - с. 43 - 48.
4. Бондаренко Л.Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 6-7лет с общим недоразвитием речи // Логопед 2008 №1. - с. 33-36.
5. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО. 2008. - 95 с.
6. Вершина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004. - с. 35-36.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений./ Под. ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.-3-е изд., - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2003. - с. 615 - 620.
8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Эксмо, 1999. - с. 34 - 38.
9. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка// Детский сад от А Я. №2 (14) 2005. - с. 23 - 25.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: 2015 - с. 121 - 130.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, М., 1998. - с. 45 -56.
12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. -М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 270 с.
13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1979. - с. 13-18.
14. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.: Монография. - СПб.: КАРО,
2006. - 239 с.
15. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Изд-во. ГНОМ и Д., 2002. - 104 с.
16. Короткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексикограмматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. // Логопед №1. 2004. - с .25-29.
17. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. -М.: ТЦ. Сфера, 2005. - 50 с.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб., 1999. - 160 с.
19. Левина Е.В. Игры с предлогами //Логопед 2008 №8. - с. 90 - 94.
20. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961. - с. 50 -70.
21. Нечаева Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи //Логопед, 2008 №4. - с. 42 - 46.
22. Нищева Н.В. Организация коррекционно - развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада. СПб.: 2004. - 96 с.
23. Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1968. -с. 49 - 56.
24. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов на-Дону: «Феникс», 2009. -448 с.
25. Полосина В.В. Организация занятий воспитателя в группе для детей с ОНР//Логопед в детском саду. №2 (2), 2004. - с. 18-24.
26. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебнометодическое пособие /Под общ. ред. Т.В. Волосовец - М.: Секачев,
2007. - с. 10-18.
27. Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи // Логопед 2008 №2.
- с .50-56.
28. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2003. - с. 35-50.
29. Сековец Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. - М.: АРКТИ, 2006. - 368 с.
30. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.:Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.
31. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ В.И.Логинова, А.И.Максаков, М.И. Попова и др.; под ред.Ф.А. Сохина. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - с. 64 - 66.
32. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и практических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. -М.: Изд - во ГНОМ и Д, 2002. - с. 97 - 99.
33. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. -СПб., 1994.
- с. 87 - 94.
34. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. №2 (14) 2005. - с. 32 - 34.
35. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - с. 137 - 250.
36. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.-;4-е изд. -М.: Айрис - пресс, 2007. - 103 с.
37. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996. - 80 с.
38. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993. -103 с.
39. Филичева Т.Е., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». -М.: Просвещениие,1987. - 142 с.
40. Филичева Т.Б. Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. -Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1997. - 80 с.
41. Филичева Т.Б. Психолого - педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.// Дефектология./ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
- 1985. № 4. - с. 43 - 48.
42. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод. пособие; М.: Айрис - пресс, 2007. - 96 с.
43. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи:
Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. - СПб.: КАРО, Дельта +,2004. - с. 19-40.
44. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии//Психолингвистика и современная логопедия/под ред. Л.Б.
Халиловой - М.: Экономика, 1997. - с. 13-27.
45. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 1992. - с. 76 - 99.
46. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте./ Д.Б.Эльконии - М.: Педагогика, 1989. - с. 18-23.
47. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М., 1999. - 120 с.
48. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., «Издательство ГНОМ и Д», 2008. — 128с.