ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Обзор методик коррекционно-логопедической работы, направленной на выявление особенностей и развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи III уровня 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 14
1.3. Обзор методик коррекционно-логопедической работы, направленной на выявление особенностей и развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
Глава 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 24
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи III уровня 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Актуальность исследования. Исследователи отмечают, что число детей с различными нарушениями речевого развития растет и, поскольку речь имеет принципиальное значение для развития мышления и деятельности ребенка в целом, актуальным является вопрос профилактики и коррекции нарушений речевого развития детей старшего дошкольного возраста[48].
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых дефектов у данной категории детей, их диагностика и построение эффективной системы коррекционно-логопедической работы с ними.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Изучением особенностей лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционно-логопедической работы занимались такие отечественные ученые как Т.Б. Филичева, В.А. Ястребова, Н.А. Никашина, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.
Сформированный лексико-грамматический строй речи - важное условие успешности обучения ребенка в школе. От его сформированности зависит успешность обучения и социализация детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к социализации в обществе детям данной категории.
Объект исследования: Лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут наблюдаться особенности в развитии лексико-грамматического строя речи, такие, как неправильное употребление предлогов; несформированность словоизменения и словообразования. Выявление этих нарушений позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации для их коррекции.
Цель исследования: изучить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович). Теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя).
Методы исследования: в соответствии с целью, задачами и гипотезой в ходе данного исследования применялись следующие методы:
- теоретический: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ дошкольного обучения. Анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно- поисковой работы;
- эмпирический: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что подтверждены имеющиеся научные сведения об особенностях лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты исследования, позволившие выявить лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.
Этапы исследования:
1 этап (март-апрель 2015г.) - поисково-теоретический, включает
изучение научной литературы по проблеме исследования, формулировку гипотезы, задач, определение цели исследования, разработка плана.
2 этап (май 2015г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их проявление.
3 этап (июнь-август 2015г.) - обобщающий, посвящен завершению опытно-экспериментальной работы, анализу и обработке данных, обобщению полученных результатов, формулировке выводов исследования.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ общеразвивающего вида № 162 г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений
Одной из ведущих проблем логопедии является изучение особенностей речевых дефектов у данной категории детей, их диагностика и построение эффективной системы коррекционно-логопедической работы с ними.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Изучением особенностей лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционно-логопедической работы занимались такие отечественные ученые как Т.Б. Филичева, В.А. Ястребова, Н.А. Никашина, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова.
Сформированный лексико-грамматический строй речи - важное условие успешности обучения ребенка в школе. От его сформированности зависит успешность обучения и социализация детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к социализации в обществе детям данной категории.
Объект исследования: Лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: Особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут наблюдаться особенности в развитии лексико-грамматического строя речи, такие, как неправильное употребление предлогов; несформированность словоизменения и словообразования. Выявление этих нарушений позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации для их коррекции.
Цель исследования: изучить особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положение о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович). Теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина, А.А. Залевская, И.А. Зимняя).
Методы исследования: в соответствии с целью, задачами и гипотезой в ходе данного исследования применялись следующие методы:
- теоретический: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ дошкольного обучения. Анализ медицинской и педагогической документации; систематизация, классификация, сравнение, прогнозирование, планирование, теоретическое моделирование опытно- поисковой работы;
- эмпирический: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что подтверждены имеющиеся научные сведения об особенностях лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты исследования, позволившие выявить лексико-грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в коррекционном и учебно-воспитательном процессе.
Этапы исследования:
1 этап (март-апрель 2015г.) - поисково-теоретический, включает
изучение научной литературы по проблеме исследования, формулировку гипотезы, задач, определение цели исследования, разработка плана.
2 этап (май 2015г.) - экспериментальный, предусматривает организацию опытно-экспериментальной работы по выявлению особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их проявление.
3 этап (июнь-август 2015г.) - обобщающий, посвящен завершению опытно-экспериментальной работы, анализу и обработке данных, обобщению полученных результатов, формулировке выводов исследования.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МБДОУ общеразвивающего вида № 162 г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
В ходе решения поставленных задач, мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Провели анализ логопедических методик по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей.
В результате мы выяснили, что лексика - это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. Лесика (словарь) - это слова, обозначающие предметы, явления и признаки окружающей действительности. Словарь может быть активным и пассивным. Активный словарь - это те слова, которые ребенок говорит, пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Грамматический строй речи - это строение слова и предложения, присущее данному языку. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматического строя речи. Морфологический уровень - умение владеть словообразованием. Синтаксический уровень - умение составлять предложения, грамматически правильно оформленные.
Лексико-грамматический строй речи формируется поэтапно, слова изменяются и соединяются между собой по определенным правилам, которые складываются постепенно, обобщаются и хранятся в памяти человека.
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
На сегодняшний день в логопедии принято выделять четыре уровня общего недоразвития речи. VI уровень общего недоразвития речи предложила выделить Т.Б. Филичева.
В дошкольном возрасте необходимо формировать основы грамматически правильной речи.
Овладение лексико-грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
С целью выявления особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, результаты которого представлены нами во II главе работы.
По результатам исследования нами были выявлены качественные особенности сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня:
- Бедность словаря;
- Аграмматичное построение фраз;
- Неправильное употребление предлогов;
- Неправильное согласование слов в роде, числе и падеже;
- Наиболее сохранен номинативный словарь;
-Значительная недостаточность глагольного словаря, в котором преобладают ежедневные бытовые действия и словаря признаков;
- Неточность употребления слов (в более широком или узком значении);
- Пассивный словарь значительно шире активного.
Условно мы выделили 3 уровня проявления особенностей лексико-грамматического строя речи: высокий, средний, низкий (чем ниже уровень сформированности лексико-грамматического строя речи, тем выше уровень проявления выявленных особенностей), что соответствует: (49%) высокий, (45%) средний, (6%) низкий. Это определяет необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на снижение уровня проявления особенностей лексико-грамматического строя речи.
Разработанные нами методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня включают направления работы:
-формирование словаря (с использованием игровой обучающей ситуации);
- игры с предлогами;
- формирование словоизменения;
-формирование навыков словообразования (посредством использования пиктограмм);
- развитие фразовой речи.
Задания подобраны дифференцированно в зависимости от особенностей и уровня развития лексико-грамматического строя речи испытуемых.
Таким образом,
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
В ходе решения поставленных задач, мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе. Особенности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Провели анализ логопедических методик по коррекции лексико-грамматического строя речи у детей.
В результате мы выяснили, что лексика - это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка или диалекта. Лесика (словарь) - это слова, обозначающие предметы, явления и признаки окружающей действительности. Словарь может быть активным и пассивным. Активный словарь - это те слова, которые ребенок говорит, пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Грамматический строй речи - это строение слова и предложения, присущее данному языку. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматического строя речи. Морфологический уровень - умение владеть словообразованием. Синтаксический уровень - умение составлять предложения, грамматически правильно оформленные.
Лексико-грамматический строй речи формируется поэтапно, слова изменяются и соединяются между собой по определенным правилам, которые складываются постепенно, обобщаются и хранятся в памяти человека.
Общее недоразвитие речи - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
На сегодняшний день в логопедии принято выделять четыре уровня общего недоразвития речи. VI уровень общего недоразвития речи предложила выделить Т.Б. Филичева.
В дошкольном возрасте необходимо формировать основы грамматически правильной речи.
Овладение лексико-грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
С целью выявления особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, результаты которого представлены нами во II главе работы.
По результатам исследования нами были выявлены качественные особенности сформированности лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня:
- Бедность словаря;
- Аграмматичное построение фраз;
- Неправильное употребление предлогов;
- Неправильное согласование слов в роде, числе и падеже;
- Наиболее сохранен номинативный словарь;
-Значительная недостаточность глагольного словаря, в котором преобладают ежедневные бытовые действия и словаря признаков;
- Неточность употребления слов (в более широком или узком значении);
- Пассивный словарь значительно шире активного.
Условно мы выделили 3 уровня проявления особенностей лексико-грамматического строя речи: высокий, средний, низкий (чем ниже уровень сформированности лексико-грамматического строя речи, тем выше уровень проявления выявленных особенностей), что соответствует: (49%) высокий, (45%) средний, (6%) низкий. Это определяет необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на снижение уровня проявления особенностей лексико-грамматического строя речи.
Разработанные нами методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня включают направления работы:
-формирование словаря (с использованием игровой обучающей ситуации);
- игры с предлогами;
- формирование словоизменения;
-формирование навыков словообразования (посредством использования пиктограмм);
- развитие фразовой речи.
Задания подобраны дифференцированно в зависимости от особенностей и уровня развития лексико-грамматического строя речи испытуемых.
Таким образом,
Подобные работы
- Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (на материале связного высказывания повествовательного типа)
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Многопрофильная Академия непрерывного образования)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами логосказки в цифровом формате интерактивной игры
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



