Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межличностное общение детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости

Работа №170129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы межличностного общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости 7
1.1 Подходы к понятию «межличностное» общение в отечественной
и зарубежной психологии 7
1.2 Особенности межличностного общения детей младшего
школьного возраста 13
1.3 Характеристика уровней академической успеваемости младших
школьников 18
Выводы по главе 1 24
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей межличностного межличностного общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Особенности межличностного общения детей младшего
школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости... 31
2.3. Методические рекомендации для развития межличностного общения детей младшего школьного возраста с низким уровнем академической успеваемости 48
Выводы по главе II 49
Заключение 51
Список использованной литературы 53
Приложение 58

Среди многообразия проблем современной психологии, общение является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
Общение и межличностное общение, в частности, выступает важнейшим фактором формирования личности младшего школьника, средством воспитания [64, с. 7]. Современное общество диктует системе образования новые требования, ставя её перед необходимостью пересмотра традиционных и поиска новых подходов к формированию личности младших школьников, их разностороннему развитию и социальной адаптации [28, с. 60]. Так, основная образовательная программа, созданная на основе новых федеральных образовательных стандартов, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и среди прочего направлена на «моральное развитие, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы...» [65].
Помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются неизученными. Также мало изученным является проблема межличностного общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости. Исследования, касающиеся данного возрастного периода, были направлены преимущественно на изучение психологических способностей, связанных с учебной деятельностью: познавательных способностей ребенка, компонентов учебной деятельности, рефлексии и т.п. Общение и отношения со сверстниками исследовались в основном в рамках учебной деятельности, как эффективные средства ее организации (Г.А. Цукерман) [68]. Итак, ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность, которая для младших школьников является очень важной и значимой. В связи с этим, мы предположили, что успеваемость школьников влияет на межличностные отношения. Согласно стандартам ФГОС нового поколения, личностное развитие обучающихся включает сформированность значимых социальных и межличностных отношений в среде учащихся, ценностно-смысловых установок, отражающих их личностные и социально значимые позиции в деятельности [65].
Особенности психологического развития школьников как субъекта педагогического процесса раскрываются в трудах отечественных педагогов и психологов (К.А. Абульханова - Славская, Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.В. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.).
Изучением особенностей межличностных отношений освещается в работах Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, М.П. Денисова, А.Ф. Лазурского. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др. [15, с. 3-4].
Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам выделить следующие противоречия:
• между разнообразием теоретических концепций и подходов изучения межличностных отношений детей младшего школьного возраста и отсутствием единой концепции, которая давала бы целостное непротиворечивое описание природы межличностных отношений;
• между потребностью в оценке уровня сформированности межличностных отношений младших школьников и наличием методических трудностей, т.е. отсутствием надежных методов и методик измерения различных показателей.
Цель исследования: выявление особенностей межличностного общения детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости.
Объект: межличностное общение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: межличностное общение детей младшего школьного возраста с разным уровнем академической успеваемости.
Гипотеза: существуют различия в межличностном общении младших школьников, обусловленные разным уровнем академической успеваемости. В частности, младшие школьники с высоким уровнем академической успеваемости общительны, инициативны, занимают доминирующую позицию, в отличие от младших школьников с низким уровнем академической успеваемости.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «межличностное общение» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Раскрыть особенности межличностного отношения а младшем школьном возрасте
3. Охарактеризовать уровни академической успеваемости младших
школьников
4. Выявить взаимосвязь межличностного общения детей младшего
школьного возраста и уровня академической успеваемости.
5. Разработать методические рекомендации для учителей, направленные на развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста с низким уровнем академической успеваемости.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- эмпирические методы:
- наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова)
- социометрия «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова)
- анкета оценки привлекательности классного коллектива (Шепилова С.Ю.);
- методика «Анализ успеваемости учащихся» (Лаврентьева И.А.);
- методика «Межличностные отношения ребенка» (Р. Жиль); методы математической статистики:
- U-критерий Манна-Уитни;
- метод ранговой корреляции Спирмена.
База исследования - учащиеся 2-4 классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Шарыпово в количестве - 40 человек. Из них: 25 девочек и 15 мальчиков в возрасте 8-10 лет.
Теоретико - методологической основой исследования явились:
- деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн);
- работы в области изучения межличностных отношений (Г.М.Андреева, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, А.А. Леонтьев, Б.Д.Парыгин, В.М.Соковнин, Л.Д.Столяренко, Н.Н.Обозов и др.);
- работы по проблеме развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста (В.В. Абраменкова, Л.А. Карамаева, Р.В. Овчарова, Д.И. Фельдштейн, Е.А. Фокина и др.).
Практическая значимость: заключается в возможности применения результатов исследования в практике работы психолога и учителей начальной школы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 г. Шарыпово
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе содержится 7 рисунков, 11 таблиц, 6 приложений, список литературы включает 71 наименование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общение и межличностное общение в частности выступает важнейшим фактором формирования личности младшего школьника, средством воспитания. Под межличностным общением мы понимаем прямое и непосредственное общение людей, происходящее в самых различных сферах их жизни и характеризующееся личными контактами общающихся.
Изучением особенностей межличностных отношений занимались такие ученые, как Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, М.П. Денисова, А.Ф. Лазурского. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л. А. Петровской и др.
В ходе проведенного анализа психолого - педагогических источников мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является важным периодом в формировании культуры межличностного общения. В этом возрасте расширяются контакты со школьниками, формируется устойчивая потребность в общении со сверстниками; усложняются формы межличностного взаимодействия; фокусируются вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми.
Дети младшего школьного возраста сенситивны к воспитательном воздействию взрослого, специфика общения учителя с классом и с каждым ребенком детерминирует характер межличностного общения учащихся. Важными факторами формировании культуры межличностного общения является коллектив сверстников, в котором усваиваются многие нормы, ценности, стереотипы поведения, приобретается опыт межличностного общения, а также игра, которая помогает детям справиться с неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать те чувства и поступки, которые препятствуют их успешному межличностному общению со сверстниками.
В ходе опытно - экспериментального исследования мы пришли к выводу, что уровень успеваемости и уровень развития межличностных отношений у детей младшего школьного возраста связаны: чем ниже уровень успеваемости школьников, тем хуже у них развиваются межличностные отношения в классе.
Чтобы улучшить межличностное общение детей младшего школьного возраста с низким уровнем академической успеваемости мы разработали ряд рекомендаций, направленных на формирование позитивных взаимооотношений в классе.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Акулинина Н.В. Взаимодействие родителей и детей младшего школьного возраста // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. №5. 20014. С. 44-46
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.
3. Антонова Л.В. Коммуникативная культура младших школьников как основа делового общения в обучающем диалоге // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. № 5-1. 2011. С. 171-175
4. Бадмаева б.Б. Роль статуса в адаптации учащихся 10-12 лет к предметному
обучению // Ученые записки Забайкальского государственного
университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. №6. 2010. С. 93-96
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 2001. 168 с.
6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения
[Интернет-ресурс] / URL:
http: //www.mtas .ru/search/search results ubs new. php?publication id=2655&IBLOCK ID 10(дата доступа 15.09.2015)
7. Богданов И., и др. Психология и педагогика [Интернет-ресурс] / URL: http: //www.gumer.info/bibliotek Buks/Pedago g/bogd/15. php(дата доступа 09.09.2015)
8. Бодалева А. А. Психология общения. М.: 2011. [Интернет-ресурс] / URL:
http://communication psychology.academic.ru/388(дата доступа 11.09.2015)
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исследования. М., 2008.
10. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к
школьному обучению [Интернет-ресурс] / URL:
http: //www.mtas .ru/search/search results ubs new(дата доступа 11.09.2015)
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2005.212 с.
12. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005. 143 с.
13. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение [Интернет-ресурс] / URL: http://libnvkz.ru/catalog/info/elkat14/48646(дата доступа 15.09.2015)
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Буларчук, С.М. Морозов. СПб., 2003.
15. Варфоломеева Е.П. Формирование культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности: дис... канд. пед. наук 13.00.01. М., 2015
16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества. М., 2005.
17. Волкова А. И. Психология общения. Ростов н/Д., 2007.
18. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология. М., 2008. 325 с.
19. Габуева Е.М. О закономерностях в развитии общительности у младших школьников // Известия Южного федерального университета. № 9-2. Т 64.
2006. С. 48-52
20. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального
образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) // Психологическая наука и образование № 2. 2000. С. 5-17
21. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 239 с.
22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2000. Т. 4. 683 с.
23. Додонова С. Б., Одинцова Г. В. Управление образовательным уровнем детей дошкольного и младшего школьного возраста // Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения № 1. Т. 8. 2013
24. Дубровина И.В. Психология / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. 2-е изд., стер. М., 2003. 464 с.
25. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996. 208 с.
26. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. Назрань, 2010.
27.Замолоцких, Е. Г. Моделирование системы формирования
межличностных отношений у подростков на основе взаимодействия школы и семьи // Социально-гуманитарные знания : науч.-образоват. изд. №6. 2005. С. 330-334
28. Иванова А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр // Начальная школа плюс до и после № 02, М., 2014
29. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб, 2009.
30. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. Ростов н/Д., 2008.
31. Истратова О.Н., ЭксакустоТ.В. Справочник психолога начальной
школы.- 3-е изд. Ростов н/Д., 2008.
32. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития)
электронный учебник М., 2010
33. Казанцева В. А. Возможные трудности межличностного общения детей в младшем школьном возрасте // Концепт: Современное образование: тенденции и перспективы. Выпуск 1. 2015. [Интернет-ресурс] / URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95024.html(дата доступа 11.10.2015)
34. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. Минск, 2003.
35. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 2008.
36. Кондаков И.М. Психологический словарь. М., 2000.
37. Косьянов С. Психологические тесты. М., 2006.
38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. 1991
39. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2006.
40. Куницына В. Н., Казаринова Н. В.. Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.. 2001.
41. Куницына В.Н. Методика исследования мотивации самоутверждения // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург—Якутск. СПб., 2002.
42. Лейтес Н.С. Способности и одаренность е детские годы. М., 2004.
43. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические аспекты социальной психологии. М, 1995.
44. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1994.
45. Марцинковская Т.Д. Человек в пространстве культуры: миропроект С.Л.Рубинштейна // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 5(7).
46. Марцинковская Т.Д. Психология развития. М., 2001.
47. Марьяшина О.С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности в общеобразовательных учреждениях: автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2011. 28 с.
48. Марьяшина О.С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности в общеобразовательных учреждениях: дисс. ... канд. пед. наук М., 2011. 173 с.
49. Марьяшина О.С. Формирование у младших школьников культуры межличностного общения // СПО №10. 2011. С.51-52
50. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1986
51. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка М., 2004. 512 с.
52. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические закономерности
успешного усвоения детьми учебного материала в начальных классах // Вестник ТГПУ. 2003. № 2 (34). С.53-57
53. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. СПб., 2004. 672 с.
54. Мироненко В.С. Теоретические исследования низкой успеваемости
школьников [Интернет-ресурс] / URL: http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=25&option=com content&view=article&catid=36&id=1776(дата доступа 14.09.2015)
55. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1995.
56. Немов Р.С. Психология. М., 2001.
57. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2005
58. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб, 2002.
59. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология. СПб, 2000.
60. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии. СПб., 2000. 448с.
61. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.
62. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб,
2007.
63. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения
дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2005.
64. Товгазова С.С. Воспитывающее и развивающее общение в процессе обучения старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук 13.00.01. Карачаевск, 2003. 199 с.
65. ФГОС примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения «Начальная школа» [Интернет-ресурс] / URL:
http://pandia.ru/text/78/521/24052.php(дата доступа 15.10.2015)
66. Фефелова П. И. Понятия «общение», «коммуникация» и
«коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. №1. 2007
67. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. М, 2007.
68. Цукерман Г.А. Оценка без отметки М., 2009.
69. Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 2004.
70. Чеховских М.И. Психология. М., 2003.
71. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска:
диагностика и сопровождение. Волгоград, 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ