ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретическая обоснование по теме исследования 7
1.1 Содержание программы физического воспитания в школе, основанной на
игре «волейбол» 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности девушек 13 - 14 лет 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика основ спортивной подготовки
девушек 13-14 лет 12
1.4 Методические особенности проведения занятий по волейболу с детьми
среднего школьного возраста 14
1.5 Средства обучения техническим и тактическим приёмам игры волейбол. .. 16
Вывод по первой главе 24
Глава 2 Методы и организация исследования 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Организация исследования 27
ГЛАВА 3 Экспериментальное обоснование методики обучения техники игры в волейбол среднего школьного возраста и ее проверка в педагогическом эксперименте 31
3.1 Технология планирования уроков по волейболу в школе 31
3.2 Методика по развитию технической подготовки волейболистов среднего
школьного возраста 34
3.3 Результаты исследования и их обсуждение 40
Вывод 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Приложение 54
Актуальность. Физическое воспитание школьника должно отвечать единой цели- «разностороннему физическому воспитанию в интересах формирования здорового образа жизни». Воспитать у школьника потребность в двигательной активности, стремление к физическому совершенствованию, укреплению здоровья можно только тогда, когда каждый учащийся на себе почувствует преимущество крепкого здоровья и духа, надежность и защищенность, наличие у себя необходимой силы, быстроты, выносливости и ловкости, большого разнообразия двигательных навыков и умений.
Сегодня физическое воспитание учащихся практически отодвинуто на задний план, и неудивительно, что уровень физической подготовленности детей и молодежи оценивается как крайне неудовлетворительной. Ухудшается их адаптация к режиму предстоящей трудовой деятельности, особенно условиям воинской службы. Дети испытывают гиподинамию, а организованные формы физического воспитания, предусмотренные школьной программой, составляют в среднем только 32% от общей суточной потребности ребенка в движении.
Задача физической культуры в том, чтобы привить ребенку культуру сознательного и грамотного отношения к своему телу, к своему здоровью, для чего нужна хорошая мотивация. Только тогда, когда ребенок будет сознательно, с интересом выполнять ту или иную физическую нагрузку, предлагаемую учителем физической культуры, можно решить задачи, поставленные в учебных программах. Главная задача школы - найти новые пути интенсификации учебно-образовательного процесса.
Игра волейбол - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях. Современные медико - биологические и социологические исследования показывают, что морфофункциональные изменения в деятельности анализаторов, опорно¬двигательном аппарате и внутренних органах и системах. В частности, улучшается глубинное и периферическое зрение, повышается способность нервно-мышечного аппарата к быстрому напряжению и расслаблению мышц; выполнение прыжков в игре способствует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечностей, укрепляется связочный аппарат кистей рук и увеличивается их подвижность; улучшается обмен веществ, работа органов кровообращения и дыхания. Обоснована эффективность занятия волейболом для коррекции осанки школьников 13-14 лет.
В процессе игровой деятельности занимающиеся испытывают положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря этому игра представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха всех слоев населения. Осуществление на практике положений реформы общеобразовательной и профессиональной школы требует совместных усилий педагогов, учителей физической культуры и спортивных специалистов, родителей, самих учащихся, направленных на всестороннее физическое развитие в интересах формирования здорового образа жизни.
Среди большого разнообразия средств решения задачи укрепления здоровья и всестороннего физического развития в школе важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только ее доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего, основных свойств внимания, что имеет исключительное значение в школьном возрасте.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу способствует выявлению «волейбольных» талантов еще в школе, а также создает предпосылки для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
Тема: особенности методики обучения техники игры в волейбол девушек 13-14 лет.
Целью дипломной работы разработка методики обучения техники игры в волейбол девушек 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния развития технической подготовки в волейболе у обучающихся 13-14 лет в научно-методической литературе, показать её современное состояние в теории и практике образования.
2. Разработать методику по развитию техники волейбола у девушек среднего школьного возраста, занимающихся волейболом.
3. Проверить экспериментально эффективность предложенной методики.
Объектом исследования процесс физического воспитания учащихся обще образовательных школ.
Предметом исследования является особенности методики обучения техники игры в волейбол девушек 13-14 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что при внедрении нашей экспериментальной программы повысится эффективность содержания программы по физической культуре в школе, повысится уровень технической подготовки школьников, повысится интерес и потребность к занятиям физической культурой.
Научная новизна.
Новизна работы заключается в том, что в данной выпускной квалификационной работе представлена новая экспериментальная программа занятий на основе игры «волейбол», при внедрении которой, на наш взгляд, повысится эффективность содержания программы по физической культуре в школе, повысится уровень технической подготовки школьников, повысится интерес и потребность к занятиям физической культурой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, заключается в том, что расширены научные представления в области развития технической подготовки в волейболе у девушек 13-14 лет.
Практическая значимость исследования заключается:
- заключаются в повышение уровня технически -тактического мастерства школьников на уроках по волейболу.
- в разработке методики, которая может быть рекомендована для использования учителями физической культуры при планировании и построении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию, для повышения уровня технической подготовки.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Тестирование.
5. Методы математической статистики.
Структура работы
Структура выпускной квалификационной работы определяется задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложений.
Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, а так же увеличение физических качеств так как в игре возрастает интерес к занятием.
Для детей данного возраста волейбол рассматривается, как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.
Волейбол является универсальным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров - для формирования основ физической и духовной культуры личности, повышения ресурсов здоровья, пропаганды здорового образа жизни.
В результате анализа научно-методической литературы и педагогического наблюдения мы выявили, что содержание и методика овладения технических приемов игры в волейбол с девушки 11-13 лет нуждаются в дальнейшей разработке. Разработан и экспериментально обоснован комплекс упражнений техникой игры в волейбол, девушек 11-13 лет. Экспериментально обосновано и доказана эффективность влияния разработанного комплекса упражнений в волейбол, девушки 11-13 лет, где результаты показали по окончанию эксперимента, у контрольной группы результаты увеличились -10%, а в экспериментальной группе -25 %. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что поставленная нами в начале эксперимента гипотеза, нашла свое логическое подтверждение.
1. Аврамова Н.В. Разработка модели основных направлений совершенствования
технической подготовки волейболисток 15 -17 лет/ Н.В. Аврамова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2012. -№ 4. -С. 6-11.
2. Акчурин Н.А., Шанкин А.А., Малышев В.Г., Кошелева О.А. Оценка
морфофункциональных свойств организма при проведении
профессионального отбора школьников для занятия волейболом /Н.А. Акчурин.,А.А. Шанкие.,В.Г. Кошелева //Фундаментальные исследования. - 2012. -№ 9. - С. 265-267.
3. Андреев В.И.,Зюбанова И.А., Иценко Л.М., Капилевич Л.В.
Совершенствование техники атакующих действий волейболистов / И.А.Зюбанова, Л.М.Иценко, В.И.Андреев, Л.В. Капилевич - Томск: Изд- во Томского политехнического университета, 2010. 100 с.
4. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В.
Барчуков. - М.: Кронус, 2011. 247с.
5. Безруких М.М. Здоровье, формирующее физическое развитие / М.М.Безруких. -
М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
6. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: Теория и методика тренировки (школа
тренера). - М.: Физкультура и спорт, 2007. 184 с.
7. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. 360 с.
8. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.:
Владоспресс, 2002. 105 с.
9. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков. -
Ростов н/д : Феникс, 2008. 381 с.
10. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В., — Москва: «Физкультура, образование, наука», 2000. 368 с.
11. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило - М.: «Физкультура, образование,
и наука» 2000. 294с.
12. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Годунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - М.:2000. 168с.
13. Грибачева М.А. Критерии оценки при обучении волейболу / М.А.
Грибачева. - Физическая культура в школе, 2002. 8 с.
14. Денисов М.В. Совершенствование технических приемов волейбола на основе
сопряженного воздействия/М.В.Денисова//Наука.Инновации. Технологии. -
2010. -№ 1. -С. 41-46.
15. Дубровский В.И. Биомеханика / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова.- М.: «Издательство Владос-пресс», 2002. 666с.
16. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.- М.: Физкультура и спорт Москва, 2003. 294с.
17. Жуков М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - М.:2000. 254с.
18. ЖуромскасД.С. Психолого-педагогические проблемы формирования спортивной мотивации юных волейболистов/Д.С. Журомскас // «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, перспективы и условия развития» материалы Всероссийской научно -практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (19 апреля 2012 г.). I том - Иркутск: ООО «Издательство «Аспринт», 2012. - 332 с.
19. Ивойлов А.В., Железняк Ю.Д. Волейбол: Учебник для институтов физ. культуры. -М, 2000. 230 с
20. Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Учебное пособие - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004. - 207с.
21. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев.- М.: Физкультура и спорт, 2003. 294с.
22. Коваленко Т.Г., Моисеева О.А., Рыжкина М.Г. Основы спортивной тренировки: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. 88 с.
23. Козырева Л.В. Волейбол (Азбука спорта) / Л.В. Козырева. - М.: Физкультура испорт, 2003. 168 с.
24. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. - №4. - С.33-37
25. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. - М.: Олимпийский спорт, 2008. 421с.
26. Коц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц.- Минск.: Общая и спортивная физиология, 2003. 308 с.
27. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. 480 с.
28. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин . - Москва : Советский спорт, 2010. 464 с.
29. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда.- М.: Советский спорт, 2008. 244с.
30. Лепешкин, В. Волейбол / Лепешкин, В. // Спорт в школе. - 2007 (№20)
31. Лях В.И. Координационные способности/ В.И. Лях.- М.: ТВТ, 2006. 302
32. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов / В.И. Лях.- М.: Пособие для учителя, 2001. 230 с.
33. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М.:1999. 207 с.
34. Матвеев Е.М. Волейбол. Школа движений / Е.М. Матвеев. - Физическая культура в школе, 2001. 33 с.
35. Матвеев Л.П.Общая теория спорта. М.: 2001. 540 с.
36. Методика обучения технике игры в волейбол: метод. пособие. / сост. Н.В. Мезенцева, Е.А. Казанкова. - Красноярск: Ин-т естеств. и гуманит. наук, 2007. с.
37. Методические указания к практическим занятиям по изучению правил соревнования и методики судейства по волейболу. 100 вопросов и ответов. / Сост. М.Н. Чапурин. - Чебоксары: ЧКИ РУК. Новое время, 2007. 110 с.
38. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- М.: Медгиз, 2001. 183 с.
39. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте Серия наука спорту. Москва.: Спорт Академ Пресс, 2000. 202 с.
40. Найминова Э. Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры / Э. Найминова. - Ростов-на-Дону, 2001.
41. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. Ф и С / А.Ц. Пуни.- М.: Психология спорта 2000. 96 с.
42. Сологуб Е.Б.Физиология человека / Е.Б.Сологуб, А.С. Солодков.- М.:
Советский спорт, 2008. 620 с.
43. Сорокина В. М., Сорокин Д. Ю. ВОЛЕЙБОЛ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ: Учеб. пособие / ВолгГТУ, .Волгоград, 2007. 60 с.
44. Станкевич Б.Я. Состояние,проблемы и перспективные направления научных исследований в волейболе/Б.Я. Станкевич//Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2013. -№ 12. - С. 77-81.
45. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов. - М.: Школьная книга,2002. 233 с.
46. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. С.33
47. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. 240 с.
48. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. 480 с.
49. Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов / О.С.Чехов. - М.:
Физкультура и спорт Москва, 2003. 294 с.