Особенности методики обучения технике передвижения на лыжах детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения детей младшего школьного возраста технике передвижения на лыжах
1.1. Теоретические аспекты физического воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста 7
1.2. К вопросу об использовании игр в физическом воспитании
детей дошкольного и младшего школьного возраста 14
1.3. Особенности обучения технике передвижения детей
дошкольного и младшего школьного возраста 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования 26
2.2. Методы исследования 26
2.3. Организация исследования 29
Глава 3. Обоснование и разработка средств и методов обучения технике передвижения на лыжах детей младшего школьного возраста
3.1. Содержание и направленность занятий на уроках по лыжной подготовке у
детей 6-8 лет 30
3.2. Динамика показателей физических качеств у детей дошкольного
(6-7 лет) и младшего школьного (7-8 лет) возраста на этапах предварительного и
основного обучения 33
3.3. Динамика изменений параметров техники попеременного двухшажного хода у детей 6-8 лет 38
ВЫВОДЫ 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретико-методологические основы обучения детей младшего школьного возраста технике передвижения на лыжах
1.1. Теоретические аспекты физического воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста 7
1.2. К вопросу об использовании игр в физическом воспитании
детей дошкольного и младшего школьного возраста 14
1.3. Особенности обучения технике передвижения детей
дошкольного и младшего школьного возраста 20
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования 26
2.2. Методы исследования 26
2.3. Организация исследования 29
Глава 3. Обоснование и разработка средств и методов обучения технике передвижения на лыжах детей младшего школьного возраста
3.1. Содержание и направленность занятий на уроках по лыжной подготовке у
детей 6-8 лет 30
3.2. Динамика показателей физических качеств у детей дошкольного
(6-7 лет) и младшего школьного (7-8 лет) возраста на этапах предварительного и
основного обучения 33
3.3. Динамика изменений параметров техники попеременного двухшажного хода у детей 6-8 лет 38
ВЫВОДЫ 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большей части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом (П.А.Виноградов, 2001).
Охрана здоровья детей является приоритетной задачей для государства, общества и семьи, так как состояние здоровья подрастающего поколения в ближайшей перспективе будет определять духовный, культурный, научный, трудовой и оборонный потенциал Российской Федерации (А.А.Баранов, 1999; Г.А.Решетнева, О.С.Шнейдер, 2000).
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о росте соматических и нервно-психических болезней, детской инвалидности в Российской Федерации. Эта тенденция в значительной степени определяет величину репродуктивных потерь, отрицательно влияющих на социально¬экономический прогресс страны (М.В.Антропова, 1999; В.П.Сибатров, 2001).
Ухудшение состояния здоровья и снижение защитно -приспособительных возможностей организма детей в различных регионах Российской Федерации - итог длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, гиподинамии, несоответствия действующих программ и технологии обучения возрастным и функциональным особенностям детей, серьезных недостатков в существующей системе физического воспитания (Ю.Н.Вавилов, К.Ю.Вавилов, 1995; А.Б.Лагутин, Р.И.Амарян, 2002).
В дошкольном и младшем школьном возрасте, особенно в «критическом» периоде с 5 до 8 лет, формируется основной объем естественных двигательных умений и навыков, на базе которых открывается возможность целенаправленного педагогического воздействия на организм ребенка средствами физической культуры (В.К.Бальсевич, 1990). Физические упражнения, адекватные возрастным морфофункциональным особенностям детей 6-8 лет, - важный фактор, способствующий качественному росту функциональных возможностей, а главное - созиданию необходимого в современных условиях оптимального уровня здоровья (И.А.Аршавский, 1982; С.П.Рябинин, 2006).
Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и уроков лыжной подготовки, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой весьма важной задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей. Повышение эффективности первоначального обучения детей младшего школьного возраста передвижению на лыжах позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем явятся предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков (А.А.Баранов, 1999; В.В.Осинцев, 1999).
Систематические занятия, связанные с обучением передвижению на лыжах и тренировкой в преодолении определенных дистанций, нормализуют и стимулируют процессы роста и развития, укрепляют здоровье, устраняют отрицательное влияние гиподинамии и стрессовых факторов, расширяют познавательную и эмоциональную сферы. Кроме того, эти занятия призваны вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им качественно не оформленного двигательного опыта.
В связи с вышеизложенным, исследование, предполагающее разработку и обоснование методики обучения детей младшего школьного возраста правильной «школе» передвижения на лыжах с одновременным развитием необходимых физических качеств на основе целенаправленного применения игрового метода, следует считать необходимым и актуальным для теории и практики физического воспитания и спортивного совершенствования подрастающего поколения.
Цель исследования: определить особенности обучения детей младшего школьного возраста передвижению на лыжах с использованием игрового метода.
Гипотеза: предполагалось, что использование игрового метода в процессе обучения детей младшего школьного возраста передвижению на лыжах будет способствовать повышению эффективности освоения элементов техники скользящего шага попеременного двухшажного хода.
Объект исследования: система физического воспитания детей 6-8 лет с использованием лыжной подготовки.
Предмет исследования: методика обучения детей 6-8 лет передвижению на лыжах с использованием игрового метода и одновременным развитием физических качеств.
Практическая значимость. Полученные в работе экспериментальные данные можно с успехом использовать в практике подготовки юных лыжников, а также на уроках по физической культуре в образовательных учреждениях. Применение игр, игровых упражнений, игровых заданий при обучении передвижению на лыжах детей 6-8 лет способствует повышению эффективности обучения и созданию хорошего эмоционального фона для освоения двигательных действий.
Охрана здоровья детей является приоритетной задачей для государства, общества и семьи, так как состояние здоровья подрастающего поколения в ближайшей перспективе будет определять духовный, культурный, научный, трудовой и оборонный потенциал Российской Федерации (А.А.Баранов, 1999; Г.А.Решетнева, О.С.Шнейдер, 2000).
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о росте соматических и нервно-психических болезней, детской инвалидности в Российской Федерации. Эта тенденция в значительной степени определяет величину репродуктивных потерь, отрицательно влияющих на социально¬экономический прогресс страны (М.В.Антропова, 1999; В.П.Сибатров, 2001).
Ухудшение состояния здоровья и снижение защитно -приспособительных возможностей организма детей в различных регионах Российской Федерации - итог длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, гиподинамии, несоответствия действующих программ и технологии обучения возрастным и функциональным особенностям детей, серьезных недостатков в существующей системе физического воспитания (Ю.Н.Вавилов, К.Ю.Вавилов, 1995; А.Б.Лагутин, Р.И.Амарян, 2002).
В дошкольном и младшем школьном возрасте, особенно в «критическом» периоде с 5 до 8 лет, формируется основной объем естественных двигательных умений и навыков, на базе которых открывается возможность целенаправленного педагогического воздействия на организм ребенка средствами физической культуры (В.К.Бальсевич, 1990). Физические упражнения, адекватные возрастным морфофункциональным особенностям детей 6-8 лет, - важный фактор, способствующий качественному росту функциональных возможностей, а главное - созиданию необходимого в современных условиях оптимального уровня здоровья (И.А.Аршавский, 1982; С.П.Рябинин, 2006).
Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и уроков лыжной подготовки, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой весьма важной задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей. Повышение эффективности первоначального обучения детей младшего школьного возраста передвижению на лыжах позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем явятся предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков (А.А.Баранов, 1999; В.В.Осинцев, 1999).
Систематические занятия, связанные с обучением передвижению на лыжах и тренировкой в преодолении определенных дистанций, нормализуют и стимулируют процессы роста и развития, укрепляют здоровье, устраняют отрицательное влияние гиподинамии и стрессовых факторов, расширяют познавательную и эмоциональную сферы. Кроме того, эти занятия призваны вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им качественно не оформленного двигательного опыта.
В связи с вышеизложенным, исследование, предполагающее разработку и обоснование методики обучения детей младшего школьного возраста правильной «школе» передвижения на лыжах с одновременным развитием необходимых физических качеств на основе целенаправленного применения игрового метода, следует считать необходимым и актуальным для теории и практики физического воспитания и спортивного совершенствования подрастающего поколения.
Цель исследования: определить особенности обучения детей младшего школьного возраста передвижению на лыжах с использованием игрового метода.
Гипотеза: предполагалось, что использование игрового метода в процессе обучения детей младшего школьного возраста передвижению на лыжах будет способствовать повышению эффективности освоения элементов техники скользящего шага попеременного двухшажного хода.
Объект исследования: система физического воспитания детей 6-8 лет с использованием лыжной подготовки.
Предмет исследования: методика обучения детей 6-8 лет передвижению на лыжах с использованием игрового метода и одновременным развитием физических качеств.
Практическая значимость. Полученные в работе экспериментальные данные можно с успехом использовать в практике подготовки юных лыжников, а также на уроках по физической культуре в образовательных учреждениях. Применение игр, игровых упражнений, игровых заданий при обучении передвижению на лыжах детей 6-8 лет способствует повышению эффективности обучения и созданию хорошего эмоционального фона для освоения двигательных действий.
1. Теоретической основой разработанной нами методики обучения технике передвижения на лыжах с одновременным развитием физических качеств у детей 6-8 лет является приоритетное и целенаправленное использование игрового метода( игр-упражнений, игр-заданий и игр на лыжах).
2. Эффективность методики начального обучения технике передвижения на лыжах с сопряженным развитием физических качеств детей младшего школьного возраста подтверждается положительной динамикой пространственно-временных и кинематических характеристик скользящего шага попеременного двухшажного хода.
На этапе предварительного обучения детей 6-7 лет выявлены следующие положительные изменения в показателях техники скользящего шага и контрольных тестах:
а) уменьшение времени выполнения фаз скользящего шага у детей дошкольного возраста. Продолжительность времени трех фаз скользящего шага уменьшилась в опытной группе с 0,54 до 0,41 с (р<0,05); увеличилась длина (с 50 до 83 см) и скорость (с 0,95 до 1,25 м/с) скользящего шага( р<0,05);
б) повышение результатов в контрольных тестах: в челночном беге на 8,3 %, в прыжках в длину с места - 19,8 %, в количестве приседаний за 10 с - на 16,5 %, в беге в течение 2 минут - на 9,3 %.
3. На этапах основного обучения детей 7-8 лет передвижению на лыжах выявлены существенные изменения в характеристиках скользящего шага: достоверно уменьшились временные показатели фаз скользящего шага в среднем на 7,19 %, увеличилась длина и скорость скользящего шага, соответственно, на 56,0 и 31,5 % (р<0,05); изменились угловые положения звеньев тела при подседании и отталкивании ногой в сторону рациональной рабочей позы.
4. Применение игровых упражнений и игр на лыжах при обучении детей 7¬8 лет передвижению на лыжах положительно отразилось и на росте показателей в контрольных тестах, характеризующих быстроту движений, скоростно-силовые качества и выносливость.
5. Установлено, что целенаправленное применение на уроках по лыжной подготовке игрового метода способствует более эффективному формированию двигательных действий при обучении передвижению на лыжах и повышению уровня развития физических качеств детей младшего школьного возраста.
2. Эффективность методики начального обучения технике передвижения на лыжах с сопряженным развитием физических качеств детей младшего школьного возраста подтверждается положительной динамикой пространственно-временных и кинематических характеристик скользящего шага попеременного двухшажного хода.
На этапе предварительного обучения детей 6-7 лет выявлены следующие положительные изменения в показателях техники скользящего шага и контрольных тестах:
а) уменьшение времени выполнения фаз скользящего шага у детей дошкольного возраста. Продолжительность времени трех фаз скользящего шага уменьшилась в опытной группе с 0,54 до 0,41 с (р<0,05); увеличилась длина (с 50 до 83 см) и скорость (с 0,95 до 1,25 м/с) скользящего шага( р<0,05);
б) повышение результатов в контрольных тестах: в челночном беге на 8,3 %, в прыжках в длину с места - 19,8 %, в количестве приседаний за 10 с - на 16,5 %, в беге в течение 2 минут - на 9,3 %.
3. На этапах основного обучения детей 7-8 лет передвижению на лыжах выявлены существенные изменения в характеристиках скользящего шага: достоверно уменьшились временные показатели фаз скользящего шага в среднем на 7,19 %, увеличилась длина и скорость скользящего шага, соответственно, на 56,0 и 31,5 % (р<0,05); изменились угловые положения звеньев тела при подседании и отталкивании ногой в сторону рациональной рабочей позы.
4. Применение игровых упражнений и игр на лыжах при обучении детей 7¬8 лет передвижению на лыжах положительно отразилось и на росте показателей в контрольных тестах, характеризующих быстроту движений, скоростно-силовые качества и выносливость.
5. Установлено, что целенаправленное применение на уроках по лыжной подготовке игрового метода способствует более эффективному формированию двигательных действий при обучении передвижению на лыжах и повышению уровня развития физических качеств детей младшего школьного возраста.
Подобные работы
- Исследование деятельности кардиореспираторной системы у слабослышащих детей
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Занятия оздоровительным плаванием как средство физического развития детей 8-10 лет (Бийский педагогический колледж)
Курсовые работы, физкультура. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие общей выносливости детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры средствами лыжного спорта
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Методика развития скоростных качеств у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование методики проведения уроков по лыжной подготовке в школе у начальных классов
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ СПУСКОВ И ПОВОРОТОВ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 9-10 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Методика развития быстроты детей 13-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК 3-Й ЧАС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК 3-Й ЧАС УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



