Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ В ЗАВИСИМОСТИ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ

Работа №170117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2015
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования материнского отношения в зависимости от сиблинговой позиции ребенка 4
1.1 Психология семьи. Формирование материнства и родительского
отношения 4
1.2 Психологические особенности родительства: многообразие и
вариативность подходов к изучению 15
1.3 Феномен «материнства». Психологический, социальный,
исторический аспект формирования материнского отношения 31
1.4 Сиблинговая позиция ребенка как дифференцирующий фактор
материнского отношения 41
Глава 2. Экспериментальное исследование материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции 53
2.1 Описание методик эмпирического исследования 53
2.2 Результаты исследования их интерпретация 58
2.3 Психолого-педагогическая программа по формированию
эффективного материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции в семье 71
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение


Тема материнского отношения давно интересовала как представителей разных психологических школ, так и ученых, рассматривающих эту тему с точки зрения междисциплинарного подхода (на стыке философии, социологии, физиологии, культурологии). Однако за последние 10-15 лет в обществе сменились акценты в восприятии женщины-матери и самого феномена материнства.
Мамы настоящего времени - это, в основном, маленькие девочки 80-х и 90-х годов ХХ века. А это значит, что представление о материнстве формировалось у этих женщин в другую эпоху. Эпоху с другими социальными установками и, во многих случаях, другим укладом в семье. Сегодня на психологическое состояние молодой матери оказывает влияние множество факторов, формируется определенный образ «правильного материнства» или же, наоборот, «правильного нематеринства». Сейчас этому активно способствует информация, транслируемая через такие каналы коммуникации, как интернет, социальные сети, телевидение, реклама, кинематограф.
Увеличение уровня рождаемости в последнее десятилетие происходит за счет того, что в семьях появляется второй и последующие дети. Рождение ребенка - радостное событие для родителей. Однако не всегда это утверждение верно. Как с рождением первого ребенка, так и с рождением последующих, семья сталкивается со множеством трудностей, в том числе и психологического характера. И если тема взаимоотношений супругов после рождения ребенка и сиблингов между собой в научной литературе представлена, то тема именно материнского отношения к каждому ребенку в зависимости от количества детей в семье, раскрыта неполно. Поэтому нам представляется актуальным и важным изучить, каким образом материнское отношение женщины к каждому своему ребенку меняется в зависимости от количества детей в семье.
На основании изложенных выше тезисов можно сформулировать содержательные аспекты работы.
Цель исследования: изучить особенности материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции.
Задачи исследования:
1. сделать теоретический анализ существующих подходов к изучению: материнского отношения, родительского отношения, понятий «семья», «сиблинговая позиция», особенностей сиблинговых отношений.
2. выявить с помощью эмпирического исследования особенности материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции.
3. разработать программу для формирования эффективного материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции в семье.
Объект исследования - материнское отношение к ребенку.
Предмет исследования - особенности материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что отношение матери к каждому ребенку зависит от его сиблинговой позиции в семье.
В работе использовался комплекс методов и методик сбора и обработки результатов, соответствующий цели и задачам исследования:
1. тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин),
2. опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (ОДРЭВ).
База исследования: городская детская поликлиника № 2 (МБУЗ «Городская детская клиническая больница №5») г. Красноярска.
Экспериментальная выборка: 15 многодетных матерей (имеющих троих детей).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя общий итог проделанной работы, анализируя выполнение задач, поставленных в начале исследования, можем сформулировать следующие выводы.
Проведен анализ теоретических источников, отражающий многообразие подходов к изучению взаимоотношений в семье; влияния семьи на формирование материнского отношения и на становление личности ребенка. Мы рассмотрели разные точки зрения на формулировку самого понятия «семья», факторы, влияющие на семью, функции семьи, структуру семьи, типы семьи, ее жизненный цикл . Исследовали специфику семейных систем. В рамках обзора литературы, посвященной изучению семьи, были проведены параллели между историческими этапами развития семьи и особенностями развития современной семьи. Кроме того, были изучены подходы к периодизации жизненных циклов семьи.
В формировании родительского отношения были выделены следующие особенности. Родительское отношение более зависимо от влияния общества, чем материнское отношение. Общество воздействует на родителей как непосредственно (демографическая политика, государственные программы), так и опосредованно (пропаганда с помощью СМИ, кинематографа, рекламы).
Кроме того, в рамках изучения родительского отношения были рассмотрены различные подходы к описанию стилей родительского взаимодействия с ребенком. В работе рассмотрены классификации родительских стилей, которые предлагают такие ученые, как Э. Г. Эйдемиллер [70], А.Я. Варга [14], В.В. Столин [57], А.В. Петровский [46], Е.Т. Соколова [54].
Изучив научные работы, посвященные феномену материнства, логично сделать вывод, что в отличие от родительского отношения, которое является более зависимым от мнения социума, материнство многие авторы определяют как феномен, связанный в большей степени с чувствами, глубинными подсознательными процессами и природными инстинктами. В разрезе темы материнского отношения мы проанализировали теорию привязанности Дж. Боулби [12], исследования А. Адлера [2], который считал, что жизненный стиль ребенка определяется до 5 лет во взаимодействии с матерью (и практически не меняется в дальнейшем). Кроме того, были рассмотрена типизация установок, которые ребенок формирует ребенок в зависимости от того, как к нему относится мать, Г.Т. Хоментаускаса [59].
На основании информации в научной литературе, посвященной изучению сиблинговой позиции ребенка, мы смогли выделить особенности личности ребенка в зависимости от порядка рождения. Тема отношений между сиблингами менее изучена а научной литературе, чем тема семейной психологии, родительского и материнского отношения. Мы опирались в своей работе на исследования в данной области таких ученых, как А. Адлер [2], У. Томен [37, 72], Р.У. Ричардсон [49], Г.Т. Хоментаускас [59], О.А. Карабанова [31] .
На основании рассмотренных концепций сиблинговой позиции можем сделать вывод, что материнское отношение, его характер, качество и тип, зависит от возраста ребенка и его сиблинговой позиции.
Второй задачей нашего исследования было выявить с помощью эмпирического исследования особенности материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции. После анализа теоретического источников и в соответствии с целью и задачами исследования были выбраны методики для оптимального исследования материнского отношения к сиблингам в рамках данного исследования. Проведение эмпирического исследования позволило нам на практике доказать гипотезу, что в целом материнское отношение зависит от сиблинговой позиции ребенка. В частности, расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал, что существует статистически значимая связь между определенными особенностями материнского отношения и возрастом и порядком рождения ребенка.
Выполняя третью задачу исследования - разработать программу для формирования эффективного материнского отношения к ребенку в зависимости от сиблинговой позиции в семье, - на основании выводов, сделанных в ходе эмпирического исследования, мы разработали методические рекомендации в форме программы по формированию эффективных стратегий взаимодействия с ребенком в многодетной семье. Основные задачи данной программы: корректировка негативных факторов воздействия, присутствующие в текущем типе отношения к каждому ребенку; формулирование эффективного типа отношения к каждому ребенку с учетом возраста, сиблинговой позиции, индивидуальных особенностей.
Результаты и выводы эмпирического исследования показали, что чаще всего дефицит материнского внимания и положительных эмоций испытывают старший и средний ребенок. Поэтому методики данной программы ориентированы в большей степени на формирование эффективных стратегий взаимодействия со старшим и средним ребенком в семье.
Принимая во внимание изученный объем и содержание теоретической литературы и учитывая полученные результаты эмпирического исследования, имеет смысл продолжить изучение данной темы. Целесообразно продолжать работу в направлении изучения особенностей материнского отношения в семьях с двумя детьми и одним ребенком с последующим сравнением типов материнского отношения в зависимости от количества детей в семье.



1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. - 96 с.
3. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений. Учеб-метод. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 216 с.
4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. -
Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 1999. - 419 с.
Большой психологический словарь. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 633 с.
5. Ачкурина А.А. Роль семьи в формировании личности: социально-
философский анализ.: дис канд. психол. Наук. - Уфа. - 2001. - 170 с.
6. Бейкер, К. Теория семейных систем М. Боуэна / К. Бейкер // Вопросы психологии - 1991. - №6. - С. 155 - 165.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
8. Биосоциальная природа материнства и раннего детства /Под. ред. А.С. Батуева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. - 347 с.
9. Бишоп С. Тренинг ассертивности. - СПб.: Питер, 2001. - 208 с.
10. Богачёва Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российской обществе: автореф. ... канд. социол. наук. - Казань, 2005. - 245 с.
11. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 666 с.
12. Боулби Дж. Привязанность. / Пер. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской - М.: Гардарики, 2003. - 40 с.
13. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. -М.: Просвещение, 1985. - 180 с.
14. Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна / А.Я. Варга, И.Ю. Хамитова // Московский психотерапевтический журнал. - 2005. - № 1. - С. 137 - 146
15. Васильева Е. Л. Процесс индивидуализации как условие нормального развития семьи //Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.
16. Вачков И.Г. Основы технологии группового тренинга. - М.: Ось- 89, 1999. - 136 с.
17. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери: научное изд. - М. : Класс, 1998. - 80 с.
18. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. /Пер. с англ. М.И. Завалова — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 208 с.
19. Ганина С.А. Концепция детства в истории культуры (социально-философский и психолого-педагогический подходы). // Вестник Российского нового университета. - 2012. - № 1. - С. 111 - 119.
20. Гипенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2014. - 304 с.
21. Гипенрейтер Ю. Б. Родителям: как быть ребенком. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 141 с.
22. Голод С. И. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Социально-политический журнал. - 1995. - №6. - С. 5 - 11.
23. Грицай Л.А. Социально-психологическая модель процесса становления родительства в российском обществе XXI века // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. - 2011. - № 4. - С. 8 - 17.
24. Дзагоев А. К. Молодая семья в современных условиях. М., 2001
25. Демоз Л. Психоистория. - М.: Феникс, 2007. - 512 с.
26. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие. - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2003. - 212 с.
27. Дружинин В. Н. Психология семьи. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
28. Елизаров А. Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1996 - № 1. - с. 42 - 49.
29. Елизаров А. Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. -1995. - № 3.
30. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. - Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988, - 248 с
31. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
32. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
33. Кон И. С. Этнография родительства. — М.: Высшая школа, 2000. - 199 с.
34. Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. - Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 -160 с.
35. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
36. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип прееемственности. - М.: Генезис, 2007. - 289 с.
37. Лукьянченко Н. В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности // Психологическая наука и образование. — 2010. — №1. - С. 31 - 40.
38. Малькова И.Н. Семейная история как фактор формирования
материнского отношения.: дис канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. -
181 с.
39. Мацковский М.С. Социология семьи. - М.: Наука, 1989. - 116 с.
40. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.
41. Муталова Г.В. Ценностные ориентации и предпочтения в
повседневной жизни горожан: дис канд. психол. наук. - Уфа, 2009. - 182
с.
42. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей./Пер. А.М. Абрамовой. - М.: Ресурс, 2012. - 384 с.
43. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
44. Петрановская Л.В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. - М.: АСТ, 2014 - 288 с.
45. Петрановская Л.В. Если с ребенком трудно. - М.: АСТ, 2013. - 28 с.
46. Петровский, А.В. История психологии в лицах: персоналии. / А.В. Петровский, JI.A. Карпенко. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 453 с.
47. Психологические тесты/под ред. А.А. Карелина - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2007, Т.2. - 248 с.
48. Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. - М.: Индрик, 2001. - 376 с.
49. Ричардсон У.Р. Семейные узы, которые связывают. - Ростов-на- Дону: «Феникс», 1997, - 256 с.
50. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие в 2 кн.// Кн. 2: Работа психолога со взрослыми: Коррекционные приемы и упражнения. - М.: Владос, 1999. - 480 с.
51. Родители и дети: психология взаимоотношений /под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 230 с.
52. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. - М.: Дашков и К, 2008. - 260 с.
53. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. — 2000. — № 3. — С. 3—14.
54. Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989. - 215 с.
55. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: Из-во Моск. Ун-та, 1988. - 200 с.
56. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М.: Русслит, 1992. - 496 с.
57. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
58. Толмачева Н.В. Естественное родительство: книга о «вкусной» и здоровой жизни детей и родителей. - М.: Генезис, 2013. - 304 с.
59. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
60. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции 1 -15 / Лит. редакция Е.Е. Соколовой и Т.В. Родионовой— М.: Алтейя, 1999. - 455 с.
61. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
62. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Рама
Паблишинг, 2010. - 240 с.
63. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 томах. Т 1: Психология женщины; Невротическая личность нашего вр емени / пер. с англ.- М.: Изд- во «Смысл», 1997. - 496 с.
64. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. / Пер. с англ. Меленевская С., Викторова Д. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.
65. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. - М.: Астрель, 2005. - 192 с.
66. Черников А.В. Системная семейная терапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 208 с.
67. Чикер В.А. 18 программ тренингов. Руководство для
профессионалов. - М.: Речь, 2007. - 185 с.
68. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга (Психология
обыденной жизни). - М.: Знание, 1986. - 96 с.
69. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
70. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. 4-е изд. Доп. 672 с.
71. Salmon Catherine A., Shackelford Todd K. The Oxford Handbook of Evolutionary Family Psychology. - NY: Oxford University Press, 2011. - 409 p.
72. Toman Walter. Family Constellation: Its Effects on Personality and Social Behavior. - NY: Springer Publishing Company, 1993. - 307 р.
73. Амирханян Р. Феминистки против «диктатуры материнства» /
Амирханян Р. // Радио «Свобода». - 08.03.2010. URL:
http: //www. svoboda. org/content/article/1977709. html (дата обращения:
10.11.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ