Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения специфики сопровождения 9
подростков, находящихся в социально опасном положении
1.1 Психологические особенности подростков, находящихся в 9
социально опасном положении
1.2 Специфика сопровождения подростков, находящихся в 19
социально опасном положении
2 Экспериментальное изучение психологических особенностей
подростков, находящихся в социально опасном положении, и их сопровождение 30
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 30
2.2 Описание системы занятий с подростками, находящимися в 44
социально опасном положении
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной 53
диагностики
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение А Показатели социально опасного положения 74
Приложение Б Критерии и показатели нахождения несовершеннолетнего 75 и семей в социально опасном положении
Приложение В Результаты первичной диагностики психологических особенностей подростков, находящихся в социально опасном положении 79
Приложение Г Система занятий «Пойми себя» по сопровождению подростков, находящихся в социально опасном положении 81
Приложение Д Результаты повторной диагностики психологических особенностей подростков, находящихся в социально опасном положении 95
Актуальность выпускной квалификационной работы продиктована социально-экономическими изменениями, характерными для современной России. Эти изменения затронули все сферы жизнедеятельности общества, обусловили пересмотр сложившихся социальных отношений, оказав влияние на все социальные институты, включая семьи.
Роль и значение семьи в жизни человека нельзя переоценить. Именно семья является основой для формирования наиболее значимых социальных функций. Это то главное, без чего нельзя представить человеческую личность в современном обществе. Особо важное значение имеет семья для подростков. Отношения с родителями выступают базой для когнитивного и эмоционального развития подростка, именно они формируют его дальнейшее отношение к социуму. Образ семьи для подростка является ведущим и определяющим в части формирования его отношения со всеми окружающими. Мир, который формируется в глазах подростка, начинается с образа семьи.
С одной стороны, вследствие удорожания жизни, коммерциализации услуг, оказываемых в сфере культуры и спорта (кружки, секции, развивающие объединения) многие семьи лишились возможности обеспечивать подростку дополнительное развитие, организовывать его занятость и досуг. Все это привело к росту числа подростков, оказавшихся вне сферы дополнительного воспитательного процесса, проводящих свое свободное время на улице в сомнительных компаниях.
С другой стороны, для современной ситуации характерно увеличение числа семей, которые не обеспечивают подросткам должного воспитания, не уделяют внимания их образованию и развитию. Кроме этого, встречаются многочисленные примеры асоциальных семей, которые не удовлетворяют элементарных жизненных потребностей подростка, таких, как питание, одежда, безопасность проживания, санитарно-гигиенические условия. Крайне негативным фактором выступает аморальный образ жизни родителей, их алкоголизация, наркотизация, преступная деятельность, оказывающие пагубное воздействие на развитие подростков.
Все перечисленные факторы являются свидетельством социально опасного положения подростков, воспитывающихся в этих семьях. Воспитываясь в неблагоприятных условиях, подростки не получают от родителей должного внимания, не удовлетворяют свою потребность в общении. У них развивается негативное отношение к родителям, нежелание понимать и принимать их и выстраивать с ними эффективные коммуникации.
Конвенцией о правах ребенка признаются права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития [26]...
По результатам проведенной работы мы можем сделать следующие выводы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу о том, что подростки, находящиеся в социально опасном положении - это несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.
Психологические особенности подростков, находящихся в социально опасном положении, складываются под влиянием следующих факторов: воспитание подростков в семье с одним родителем; наличие в семье родственников с асоциальным поведением; систематическое употребление спиртных напитков и наркотических веществ взрослыми членами семьи, конфликты, сексуальная распущенность; трудное материальное положение, плохие жилищно-бытовые условия, отсутствие отдельной комнаты для подростка; низкая правовая культура родителей, отрицание общепринятых норм и правил поведения; воспитание подростка в условиях грубости, жестокости, насилия.
Вследствие перечисленных причин у подростков возникают различные отклонения в эмоциональной и поведенческой сферах: агрессивность, девиантное поведение, склонность к аддикциям (зависимостям), страхи, тревожность, неуверенность в себе, заниженная самооценка, нестабильное эмоциональное состояние, подавленность, сложность в выстраивании взаимоотношений с окружающими. Жизнь и развитие подростков в семьях, находящихся в социально опасном положении, складываются под влиянием ряда неблагоприятных факторов. В связи с этим, перед специалистами, работающими с подростками из таких семей, встает задача оказания психолого¬педагогического сопровождения подростков, оказания им психолого¬педагогический помощи, а также оптимизации отношений между подростками и родителями.
В практике психолого-педагогического сопровождения используются следующие формы: создаются клубы по месту жительства, кружки и секции различной направленности, организуются досуговые мероприятия (культурно¬развлекательные, познавательные, спортивные), проводятся семинары- практикумы и консультационные беседы, инициируется проектная деятельность, организуются тренинговые программы.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение психологических особенностей подростков, находящихся в социально опасном положении, проводилось на базе Краевого государственного бюджетного учреждение социального обслуживании «Комплексный центр социального обслуживания населения «Краснотуранский». Выборка представлена учащимися 7-9 классов в количестве 20 человек. Возраст испытуемых - 13-15 лет. В качестве диагностического инструментария
использовались следующие методики: методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (автор - А.Н. Орел), опросник «Тест агрессивности» (автор - Л.Г. Почебут)...
1. Балашова, Т. Н. Формы межведомственного взаимодействия органов, осуществляющих профилактику и защиту прав несовершеннолетних, проживающих в семьях группы риска и семьях, находящихся в социально опасном положении / Т. Н. Балашова, М. С. Власенко // Закон и право. - 2020. - № 3. - С. 32-35.
2. Бибикова, Н. В. Социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении: региональный аспект / Н. В. Бибикова // Отечественный журнал социальной работы. - 2021. - № 2(85). - С. 136-146.
3. Битянова, М. Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов / М. Р. Битянова. - Москва : МГППУ, 2006. - 96 с. - ISBN 5 94051 023.
4. Богданов, В. А. Предоставление социально-педагогических услуг как форма социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении / В. А. Богданов // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2022. - № 4-1(41). - С. 70-71.
5. Борисенко, В. О. Семейносберегающая практика социального сопровождения семей с детьми, находящимися в социально опасном положении / В. О. Борисенко // Социальная работа и молодежная политика: роль в сохранении устойчивости общества и актуальные вызовы : сборник статей участников всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. - Москва : Российский государственный социальный университет, 2022. - С. 173¬180.
6. Бубнова, С. Ю. Особенности гармонизации детско-родительских отношении в неполных семьях в контексте профилактики девиантного родительства / С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016.- № 4. - С. 242-245.
7. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова,
A. Г. Лидерс. - Москва : МГУ, 1990. - 136 с. - ISBN 5-211-01036-1.
8. Бусловская, М. А. Детско-родительские отношения / М. А. Бусловская, В. Н. Булгакова, Е. С. Кленина, Е. А. Зюзгина // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2016. - № 29. - С. 88-93.
9. Бутина-Гречаная, С. В. Теоретические подходы к анализу детско- родительских отношений / С. В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки.
- 2010. - № 5.- С. 244-247.
10. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Анна Яковлевна Варга; - Москва, - 1986. - 206 с.
11. Вдовина, М. В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода / М. В. Вдовина // Теория и практика общественного развития. - 2016.
- № 11. - С. 9-12.
12. Викоренко, В. В. Сопровождение педагогом-психологом подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении /
B. В. Викоренко // Вестник научных конференций. - 2020. - № 7-2(59). - С. 20¬22.
13. Галиева, С. Ю. Социально-педагогическая работа с семьей, находящейся в социально опасном положении: теория и практика опытно-экспериментального исследования / С. Ю. Галиева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 136-146.
14. Глуханюк, Н. С. Психологическое сопровождение: принципы и техники / Н. С. Глуханюк // Известия Академии педагогических и социальных наук. - 2008. - Т. 12. - № 2. - С. 86-89.
15. Горбачев, М. В. Социально опасное положение несовершеннолетних как вызов национальной безопасности современной России / М. В. Горбачев // Logos et Praxis. - 2020. - № 3. - С. 76-83...55