Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений осанки у студентов специальной медицинской группы посредством постизометрической релаксации (Лечебная физическая культура, Омский государственный университет)

Работа №170088

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы55
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Омский государственный университет.
Выборка: 20 студентов в возрасте 19-21 лет.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ЕЁ КОРРЕКЦИИ…6
1.1 Характеристика нарушений осанки…6
1.2 Методики ЛФК в коррекции нарушений осанки ………...….…………….15
1.3 Постизометрическая релаксация как средство физической реабилитации……………………22
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…….32
2.1 Задачи исследования……32
2.2 Методы исследования………32
2.3 Организация исследования……35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………..37
3.1 Методика ПИР при нарушениях осанки у студентов СМГ……..………...37
3.2 Результаты исследования……40
ВЫВОДЫ……………………..……………….…………………………………48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..55
Приложение 1………………………………………………………………...….55

АКТУАЛЬНОСТЬ. В последнее десятилетие нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах. По данным Всемирной организации здравоохранения 60% населения России имеют неправильную осанку (Казакова О.А., 2022). Это связано с изменением условий жизни: уменьшилась физическая нагрузка и активность, появилась необходимость в долгом нахождении в сидячем положении во время учёбы или работы. Вследствие этого, данное нарушение ограничивает социальную и активную жизнь человека, сопровождается неприятными симптомами и клиническими проявлениями. Это приводит к эстетическим дефектам тела, ухудшению функционирования организма, снижению работоспособности человека, появляются психологические проблемы.
Неправильная осанка является одной из распространенных проблем среди студентов (А.А. Гущина, 2023). Это неудивительно, учитывая длительные часы, проведенные за компьютером или учебниками. Однако, недостаток осведомленности о важности правильной осанки и небрежное отношение многих студентов к этому вопросу сводит на нет все попытки исправить ситуацию. Это приводит к различным проблемам, таким как боли в спине, шее и голове, искривлению позвоночника. Другой аспект - влияние неправильной осанки на эмоциональное состояние студента. Распрямленное тело демонстрирует уверенность и самоуважение, в то время как неправильная осанка усугубляет ощущение беспомощности и неуверенности. Это может отразиться на общественной жизни студентов и их эмоциональном благополучии. В целом, нарушенная осанка не только наносит ущерб здоровью студентов, но и оказывает негативное влияние на их эмоциональное состояние и академическую производительность. Поэтому крайне важно обращать внимание на осанку и принимать меры для ее исправления, чтобы избежать возможных проблем в будущем.
В связи с увеличением количества молодёжи, страдающих различными заболеваниями, проблема физического воспитания студентов специальной медицинской группы (СМГ) стала особенно важной. Основной задачей занятий с этими группами становится укрепление, сохранение и коррекция их здоровья. Модернизация методов лечения студентов - основной вопрос, привлекающий внимание современных исследователей. Особый интерес вызывает вопрос выбора наиболее эффективных методов и средств для коррекции состояния позвоночника, поскольку функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата обнаруживаются у 40-80% студентов СМГ (А.А. Горелов, 2013).
Способов преодоления этой проблемы на сегодняшний день большое количество (О.В. Мамонова, 2023). При нарушениях осанки происходит дисбаланс мышц - некоторые мышцы ослабевают и укорачиваются. Чтобы привести мышцы в правильное положение назначается лечебная физическая культура (ЛФК). На ней применяются разные специальные физические упражнения, используются ортопедические корсеты, физиотерапевтические процедуры, сеансы массажа и лечебное плавание. Данные методы направлены на укрепление мышечного корсета туловища, также они создают навык правильной осанки и укрепляют весь организм в целом.
Существует разновидность ЛФК – постизометрическая релаксация (ПИР). Это методика, с помощью которой можно избавиться от избыточного напряжения в мышцах, используется при патологиях позвоночника и суставов (В.К. Яровой, 2024). Благодаря ей повышается подвижность позвоночника, снижается спазм мышц, уходит болевой синдром, что является нужным для коррекции нарушений осанки.
Анализ научно-методической литературы показал малое количество исследований по коррекции нарушений осанки у СМГ посредством ПИР, в связи с этим, это определило актуальность настоящего исследования.
ОБЪЕКТ - педагогический процесс физического воспитания студентов СМГ.
ПРЕДМЕТ - методика ПИР для студентов СМГ с нарушениями осанки.
ЦЕЛЬ - разработать и обосновать методику ПИР при нарушениях осанки для студентов, отнесённых к СМГ и оценить её эффективность.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить теоретические аспекты применения ПИР при нарушениях осанки.
2. Подобрать тесты для оценки состояния осанки и функциональности мышц.
3. Разработать методику коррекции нарушений осанки у студентов СМГ с помощью ПИР и оценить её эффективность.
ГИПОТЕЗА. Предполагается, применение ПИР на занятиях физической культуры и спортом у студентов СМГ с нарушениями осанки приведет к её улучшению и нормализации мышечного тонуса.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический - анализ научно-методической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент и педагогическое тестирование; методы математической статистики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Исследование позволит расширить возможности использования ПИР для студентов СМГ. Данную технику можно применять как методику ЛФК для коррекции осанки.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В результате анализа научно-методической литературы было выявлено следующее. Осанка – это привычное положение тела, которое непринужденно принимает стоящий человек. При нарушениях осанки происходит дисбаланс мышц – нарушение симметрии на теле в размерах и силе парных мышц или групп мышц. Регулярные занятия по ЛФК могут помочь улучшить осанку, укрепить мышцы, а также предотвратить развитие будущих проблем с позвоночником. Методика ПИР направлена на снятие напряжения и расслабление мышц путем растяжения во время выполнения изометрических движений в течение 7-10 секунд. ПИР является одним из эффективных методов профилактики и лечения различных нарушений осанки.
2. Нами были подобраны тесты с целью оценки тонуса мышц, осанки и силовой выносливости мышц, формирующих мышечный корсет, у студентов СМГ и проведено исследование. Выполнен педагогический эксперимент по применению ПИР у студентов с нарушениями осанки.
3. Полученные результаты эксперимента показали результативность использования методики ПИР для стабилизации осанки и укрепления мышечного тонуса. Улучшение показателей проводимых тестов в среднем составляет от 6% до 21%, что свидетельствует об эффективности использования методики ПИР в коррекции нарушений осанки студентов, относящихся к СМГ.



1. Алфимов М. Н., Абрамова Т. Ф., Арьков В. В., Никитина Т. М. Компенсаторные механизмы нервно-мышечного дисбаланса у спортсменов высокой квалификации // Биомедицина. 2011.
2. Амосов В. Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых: моногр. // В.Н. Амосов. - М.: Вектор, 2014. - 128 c.
3. Банников Д.Н. Лечебный массаж в системе медицинской реабилитации: учебное пособие для СПО // Д.Н. Банников. — 2-е изд. стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 200 с.
4. Беспалова Т. А. Анатомия человека (кости, соединения костей).: Учеб.-метод. пособие для студентов Института физической культуры и спорта. // Саратов:2019. – 54 стр.
5. Беспалова Т. А. Анатомия человека (мышцы).: Учеб.-метод. пособие для студентов Института физической культуры и спорта. // Саратов:2019. – 56 стр.
6. Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник для учрежд. нач. и сред. проф. образования // А.А. Бишаева. - М.: ИЦ "Академия", 2010. - 304 с
7. Бурмистров Д. А. Реабилитация при болях в спине средствами силовой тренировки: монография / Д. А. Бурмистров. // 6-е изд., стер. Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 312 с.
8. Волкова Р.Ф., Серазетдинова Л.И., Закирова Н.М., Шайдуллина Г.Г., Кадыров Р.В. Методика укрепления позвоночника: Учебно-методическое пособие // – Казань: Казанский университет, 2018 – с.49
9. Воробьева И. В., Сергина Т.И., Залялиева О.В., Фалеева С.А. Воспитание правильной осанки студентов на занятиях физической культурой // Международный Научный Институт “Educatio” I (26), 2017 – 3 с.
10. Гаврюшкин А.Н., Кутимский А. М. Правильная осанка - здоровая спина // E-Scio. 2021. №11 (62).
11. Горелов, А. А. О необходимости использования упражнений хатха-йоги для коррекции деформации позвоночника студентов специальных медицинских групп с нарушениями осанки / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, Ж. А. Беликова // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 2. – С. 35-44.
12. Ежов, В.В. Физиотерапия в схемах, таблицах и рисунках: справочник / В.В. Ежов, Ю.И., Андрияшек. // М.: АСТ, 2005. - 302 с.
13. Епифанов В. А. Восстановительное лечение при заболеваниях и повреждениях позвоночника / В.А.Епифанов, А.В.Епифанов, А.Н.Баринов. //3-е изд., испр. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2016. – 376 с
14. Епифанов В. А. Атлас: Практический массаж / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов // Москва: Издательство «Э», 2015 — 272 с. — (Медицинская библиотека).
15. Зароднюк Г. В., Ларионова М. Н. Физическая культура. Лечебная физкультура при нарушении осанки: Методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей и направлений подготовки // Санкт-Петербургский горный университет, СПб, 2019. 35 с.
16. Иваничев Г.А. Мануальная терапия. Руководство, атлас» // Казань, 1997 — 448 с.
17. Калинцева, И. Г. Организация занятий со студентами специальной медицинской группы в вузе: учеб-метод. Пособие /И. Г. Калинцева, С. А. Песчанова; Владимир // гос. ун-т им. А. Г.и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. – 96 с.
18. Клинов И.А. Постизометрическая релаксация. мягкая мануальная терапия // Журнал: инновации. наука. Образование – 2021 - 2547-2556 с.
19. Колочанова Н.А. Комплексы физических упражнений для студентов специальной медицинской группы: учебно-методическое пособие / Н. А. Колочанова, А. С. Никитин, А. А. Гуляков. // Казань: КФУ, 2019. – 42 с.
20. Корчевский А. М. Формирование осанки на занятиях по физической культуре в вузе: учебно-методическое пособие / сост. А.М. Корчевский // Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2023. – 30 с.
21. Кротова В.Ю. Лечебная физическая культура при нарушениях осанки и сколиозе у детей: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов" / В.Ю. Кротова, А.В. Черных // Воронеж: ВГАС, 2022 – 54 с.
22. Лапыгина О. В. Лечебная физическая культура при нарушениях осанки: метод. указания к практическим занятиям по физической культуре для студентов бакалавриата всех направлений подготовки всех форм обучения / сост. О. В. Лапыгина // СибГУ им. М. Ф. Решетнева. – Красноярск, 2019. – 36 с.
23. Литвинов Е. В., Чёрных А. В. Лечебная физическая культура и массаж: учебно-методическое пособие / Л.Ю.Лермонтова // Воронеж: ФГБОУ ВО «ВГАС», 2022.- 128 с.
24. Макарова И. Н. Основы реабилитации: медицинский массаж: учебное пособие для СПО / И.Н. Макарова, В. В. Филина, И. И. Ягодина // 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург Лань, 2023. — 228 с.
25. Мамонова О. В. Профилактика и коррекция нарушений осанки студенческой молодежи средствами оздоровительной физической культуры: учебно-методическое пособие / О. В. Мамонова, Г. Б. Глазкова // Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2023. – 108 с.
26. Метальников А. И. Ворожейкин А. В.Бугаев А. В. Садовников В. В. Лечебная физическая культура для нормализации осанки: учебное пособие / сост. А.И. Метальников и [др.] // Алтайский государственный университет– Барнаул: АлтГУ, 2022. - 103 с.
27. Мирская Н.Б., Храмцов П.И., Березина И.О., Шубочкина Е.И., Горелова Ж.Ю., Соловьёва Ю.В., Лашневая И.П., Летучая Т.А. Профилактика и коррекция нарушений осанки под воздействием факторов образовательной среды / разработаны сотрудниками: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России // Москва, 2021 – с 60.
28. Нагайцева И. Ф., Стешенко В. В. Организация занятий по физической культуре на основе применения фитбол-гимнастики для студентов с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата» // Грани познания, Волгоград - 2014г. №3 – 5 с.
29. Науменко О. А. Основы здоровья опорно – двигательного аппарата: методические указания // Оренбургский государственный университет. - Оренбург: ОГУ, 2017 - 20 с.
30. Обухова Л. А., Чевагина Н. Н. Анатомия человека. Система скелета и соединений костей / Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. // Новосиб. гос. ун-т. − Новосибирск, 2012 − 94 с.
31. Петрова М.А Структура мышцы и биомеханика мышечного сокращения // Вестник науки. 2021. №11 (44).
32. Саралинова Г. М. Лечебная физкультура: учебное пособие / сост. Г.М. Саралинова, С.О. Абдылдаева, Р.Д. Алымкулов, М.Ш. Карагулова // Бишкек: Изд-во КРСУ, 2018 - 274 с.
33. Сергиевич, А. А. Самостоятельные занятия физкультурой при нарушениях опорно-двигательного аппарата учебное пособие/ А. А. Сергиевич // 2-е изд. стер. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. —84 с.
34. Солодовник Е. М., Неповинных Л. А Современные аспекты нарушения осанки среди студентов, подходы к коррекции и профилактике /// Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск), 2019 – 4 с.
35. Струганов С. С. , Кугно Э. Э Организация и методика проведения занятий физической культурой в специальной медицинской группе: учебно-методическое пособие // ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ,2018. – 90 с.
36. Сударикова И. А. Особенности методики лечебной физической культуры при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии: учебно-метод. пособие / сост.: И.А. Сударикова., А.А. Судариков., С.В. Щуров, Е.В. Буланова // Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2021.–48 с.
37. Фролова С. М., Андреенко Т. А. Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата, Основы здоровья опорно – двигательного аппарата: методические указания // Оренбургский государственный университет. - Оренбург: ОГУ, 2017 - 20 с.
38. Хидиятов И. И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия позвоночника и спинного мозга: учеб. Пособие / И.И. Хидиятов, Р.З. Нуриманов, А.А. Кульсарин // Уфа: ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2019 — 98 с.
39. Цеева Н.А., Золотцева Е.В., Чунтыжева З.И., Чувакин А.Л., Ушхо Ю.Д., Тхакумачева Ю. Б. Коррекция нарушений осанки студенток специальной медицинской группы средствами лечебной физической культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки, no. 4 (191), 2016, 138-142.
40. Чечетин, Д.А. Формирование правильной осанки у детей при нарушениях костно-мышечного взаимоотношения позвоночного столба: практическое пособие для инструкторов-методистов физической реабилитации / Д.А. Чечетин // Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2021 – 23 с.
41. Швед Н. В. Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы // Минск, Министерство здравоохранения Республики Беларусь; Белорусский государственный медицинский университет, 2018 - 7 с.
42. Юдинов, А.А. Эффективность постизометрической релаксации в комплексном лечении детей со сколиотической осанкой // Материалы конф. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1999. - С. 147-148.
43. Яровой В. К. Неврология. Вертеброгенные вегетососудистые синдромы у детей: патогенез, клиника, диагностика, лечение - учебное пособие для вузов / В.К Яровой // Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 328 с.
44. Яровой В. К. Осуществление лечебно-диагностической деятельности: мануальная медицина: учебное пособие для СПО / В. К. Яровой // Санкт. Петербург: Лань, 2024. — 308 с.
45. Яровой, В. К. Основы мануальной терапии. Руководство для врачей и студентов /В. К. Яровой // Москва, 2019. - 352 с.
46. Яровой В. К. Мануальная медицина: учебное пособие для вузов / В.К Яровой // Санкт. Петербург: Лань 2024. — 308 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ