ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 7
1.1. Формирование образа будущей профессии в русле тенденций развития
современного высшего образования 7
1.2. Особенности представлений о будущей профессии у обучающихся психолого -
педагогического направления 23
1.3. Организационно-педагогические условия развития представлений о будущей профессии у обучающихся психолого-педагогического
направления 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
39
2.1. Диагностика актуального уровня развития представлений обучающихся о
будущей профессии 41
п.2.1.1. Критерии и уровни развития представлений обучающихся о будущей профессии 41
п.2.1.2. Методика исследования представлений обучающихся о будущей профессии 47
2.2. Изучение и анализ динамики развития представлений о будущей профессии
обучающихся психолого-педагогического направления 49
2.3. Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию представлений о будущей профессии у обучающихся психолого-педагогического
направления 58
2.4. Анализ и интерпретация данных экспериментальной
работы 73
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
II 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЯ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
Актуальность исследования. Профессиональное гуманитарное образование сегодня переживает кризис, связанный с неопределенностью решения многих организационных и содержательных вопросов. Высшее образование перестает быть местом формирования только профессиональных знаний и умений. Все чаще научный дискурс определяет процесс обучения в вузе в качестве пространства развития личности молодого человека - будущего специалиста социальной сферы. Развитие у будущего специалиста целостного образа будущей профессиональной деятельности, состоящего из адекватных, полных, систематизированных представлений становится одной из первоочередных задач вузовского обучения.
Обучение в ВУЗе должно не просто формировать высококачественные профессиональные знания и умения у студентов, но и обеспечивать осознанное выделение реальной связи характеристик профессиональной деятельности с параметрами общественной и личностной значимости. Важным моментом при изучении образа профессии является процесс его развития, исследование которого представлено в работах О. Д. Дячкина Б. Ф. Ломова, М. Н. Рыбниковой, Н. Н. Курбет Е.Ф Платаш и др.
Особую актуальность приобретает данный вопрос в контексте профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы - социальных педагогов и педагогов-психологов, что связано с особой спецификой деятельности. Широкомасштабное поле будущей профессиональной деятельности от дошкольного образовательного учреждения до организаций систем МЧС и ГУФСИН, с одной стороны, и работа с уникальными трудными жизненными ситуациями, каждая из которых требует выбора специфического, нередко неповторимого пути решения - с другой. Данные факторы обуславливают определенную размытость и нечеткость образа будущей профессии бакалавра, обучающегося по профилю «Психология и социальная педагогика».
Анализ результатов научных исследований по вопросам развития представлений о будущей профессии у обучающихся психолого -педагогического направления позволили выявить противоречие:
- между потребностью практики образования и социального обслуживания в специалисте психолого-педагогического профиля, обладающего целостным и адекватным образом профессиональной деятельности и недостаточностью условий по развитию представлений о будущей профессии в образовательном процессе вуза.
Выделенное противоречие, позволило определить проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие развитию представлений о будущей профессии у обучающихся психологопедагогического направления? и конкретизировать тему: «Развитие
представлений о будущей профессии у обучающихся психологопедагогического направления»
Цель работы: теоретически обосновать и разработать педагогические условия по развитию представлений о будущей профессии у обучающихся психолого-педагогического направления, реализовать и проверить их результативность в процессе экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс развития представлений о будущей профессии у обучающихся психолого-педагогического направления.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития представлений о будущей профессии у обучающихся по психологопедагогическому направлению.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научнометодическую литературу по проблеме исследования
2. Произвести диагностику актуального состояния представлений
обучающихся о будущей профессии
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия по развитию представлений о будущей профессиональной деятельности обучающихся психолого-педагогического направления, проверить их результативность в экспериментальной работе.
...
В первой главе нами были выявлены теоретические предпосылки изучения проблемы представлений о будущей профессии у обучающихся психологопедагогического направления, взаимосвязи образа профессии и представления о профессии, а также описаны психолого-педагогические условия для развития адекватных, полных, систематизированных представлений о будущей профессии.
В современной научной литературе нет четкого понятия «образа профессии». Исследование особенностей образа профессии раскрыто в трудах многих как отечественных, так и зарубежных исследователей.
А.А. Гопкало, Е.А. Климов, Е.Ф, Платаш рассматривают образ профессии как систему, состояющую из взаимодополняющих компонентов, по С. В. Зибровой, О. Д. Дячкину, М.Н. Рыбниковой образ профессии выступает как некое образование, формирующееся в процессе профессионального становления и развития, а А.М. Соосновская, Н.В. Куберт рассматривают образ профессии как представления человека о своей профессии.
Выделяют компоненты образа профессии, куда входит: эмоциональный, когнитивный и мотивационный компонент. Типы характеристики представлений. Единой классификации нет
Понятие «представления о будущей профессии» так же рассмотрено многими отечественными и зарубежными учеными. Каждый учёный рассматривает определение со своей точки зрения.
Существуют и различные типы, и характеристики представлений.
Для развития представлений о будущей профессии у обучающихся психолого-педагогического направления необходимо создать психологопедагогические условия, такие как: организация встреч с профессиональной реальностью различной степени включенности обучающихся; организация занятий с элементами тренинга, направленных на развитие профессионального самосознания обучающегося и рефлексию себя как субъекта профессиональной
профессиональную деятельность за счет осуществления исследовательских проб. Каждое из этих условий работает на компоненты развития представлений о будущей профессии: когнитивный, эмоционально-рефлексивный и мотивационно-деятельностный компонент.
В исследовании принимали участие студенты Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева 1,2,3 курсов, обучающиеся по направлению «психолого-педагогическое образование», профиль «психология и социальная педагогика».
На этапе экспериментальной работы нами было изучено актуальное состояние проблемы развития представлений о будущей профессии у обучающихся психолого-педагогического направления. Для этого нами были разработаны критерии представлений обучающихся психолого-педагогического направления: когнитивный компонент, эмоционально-рефлексивный и
мотивационно-деятельностный компонент. Охарактеризованы показатели и уровни развития: низкий, средний, высокий.
На следующем этапе нами были проанализированы и отобраны методы психолого-педагогической диагностики, отвечающие требованиям
объективности, валидности и надежности. Для проведения исследовательской работы нами была определена экспериментальная база: Красноярский
государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. В исследовании приняли участие 47 обучающихся психолого-педагогического направления.
Диагностическая работа, направленная на решение задач исследования, проводилась в несколько этапов. Сначала нами были обследованы обучающиеся 1,2,3 курса по профилю «Психология и социальная педагогика». В ходе анализа результатов исследования динамики развития представлений о будущей профессии от младших к старшим курсам обнаружено не было. Представления о будущей профессиональной деятельности к старшим курсам остаются недостаточно адекватными, не систематизированы, не конкретизированы относительно реальности, не дифференцированы в соответствии с содержанием и направлениями работы специалиста психолого-педагогического профиля.
...