Провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных или муниципальных нужд (ст. 304 УК РФ)
Содержание 1
Введение 3
Глава I. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст.
304 УК РФ 6
1.1. Объект провокации взятки, провокации коммерческого подкупа, провокации подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд 6
1.2.Объективная сторона провокации взятки, провокации коммерческого подкупа, провокации подкупа в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд 29
Глава II. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст.
304 УК РФ 41
2.1. Субъект провокации взятки, коммерческого подкупа, подкупа в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд 41
2.2. Субъективная сторона преступления провокации взятки, коммерческого подкупа, подкупа в сфере государственных и муниципальных
закупок 48
Заключение 57
Список использованных источников 60
Согласно данным статистики, представленным Судебным Департаментом Верховного Суда РФ, за 2017-2020 г.г. общее число осужденных по ст. 304 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (далее - УК РФ) составляет 0 . И это при том, что с 23.04.2018 года в указанную статью были внесены изменения, и она стала содержать сразу три состава. В контексте данной работы нами будет рассмотрена уголовно-правовая характеристика всех трех составов.
Несмотря на то, что ст. 304 УК РФ содержится в Уголовном Законе со дня его принятия, то есть с 1996 года, впервые обвинительный приговор на территории Российской Федерации по этой статье был вынесен только в 2011 году в Воронежской области. «Дело, как признали следователи, было очень непростым - для того чтобы собрать необходимую доказательную базу, потребовался не один год» .
Представляется, что отсутствие судебных решений по исследуемому преступлению связано не с возросшим правосознанием и уважением к судебной системе, а со сложностью его квалификации и расследования. Ведь сначала следователям приходиться столкнуться с расследованием уголовных дел, связанных с получением взятки, коммерческого подкупа, либо подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, «уцепиться за ниточку», и уже потом переходить к возбуждению уголовного дела по ст. 304 УК РФ.
Кроме того, состав преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ, всегда вызывал научные дискуссии в юридической среде. Так, В.Г. Гриб, И.О. Тюнис считают, что исследуемое преступление является «проблемным в уголовной политике, так как оно фактически накладывает запрет на проведение наиболее действенного в сфере борьбы с коррупцией оперативно - разыскного мероприятия - оперативного эксперимента» . В свою очередь Л.В. Лобанова полагает, что ст. 304 УК РФ «защищает общественные отношения, связанные с выполнением такой задачи правосудия, как ограждение невиновного от необоснованного осуждения» .
Актуальность исследования обусловлена повышением уровня латентности данных преступлений в РФ. Думается, что результаты приведённой статистики связаны с тем, что сформулированные законодателем признаки состава провокации взятки, коммерческого подкупа, либо подкупа работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, вызывают сложности у правоприменителей как с уяснением их смысла, так и их реальным применением на практике...
В результате данной работы было проведено детальное исследование уголовно-правовой характеристики составов ст. 304 УК РФ. В частности, проанализирован объект преступления, объективная сторона рассматриваемого преступления, проведено разграничение между рассматриваемыми составами и ст.ст. 128.1, 200.5, 204, 285, 286, 290, 303, 304 УК РФ, оперативным экспериментом и подстрекательскими действиями сотрудников правоохранительных органов, охарактеризован субъект преступления, в рамках субъективной стороны проанализированы цели преступника, и варианты возможного соучастия.
Сделан вывод о том, что основным объектом провокации взятки, коммерческого подкупа, подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, выступают общественные по соблюдению установленного законом процессуального порядка получения доказательств по делу (основной объект), отношения по защите от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и по охране чести, достоинства и деловой репутации лица (дополнительный объект).
К обязательным признакам объекта преступления следует отнести предмет, который схож с предметом взятки, коммерческого подкупа, подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, это: деньги, ценные бумаги, иное имущество и оказание услуг имущественного характера и предоставление иных имущественных прав.
Отдельно разобран и охарактеризован вопрос, касающийся особого статуса потерпевшего, в зависимости от конкретного состава им может быть: должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо международной организации, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо работник контрактной службы, контрактный управляющий, член комиссии по осуществлению закупок, лицо, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иное уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Было установлено, что термин провокация был выбран законодателем не совсем удачно, что может вводить в заблуждение как обычных граждан, так и правоприминителя. Состав ст. 304 УК РФ определен как формальный. Попытка передачи предмета взятки (коммерческого подкупа) как признак объективной стороны преступления характеризуется тем, что она может быть совершена любым способом. Данный признак тесно связан со вторым признаком - «отсутствие согласия», который означает, что лицо ни в какой форме не заявляло о готовности получить взятку или предмет коммерческого подкупа и не давало на это своего согласия. Названному признаку соответствуют и случаи, когда предмет преступления был передан лицу без его ведома или при явно выраженном отказе от его принятия...
1. Всеобщая декларация прав человека: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] // Рос. газета. - 1998. - 10 декабря (№ 245). - 16 с.
2. Конвенция ООН против коррупции [Электронный ресурс] : принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 ратифицирована фед. законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ // Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию [Электронный ресурс] : заключена в г. Страсбурге 27.01.1999 1999 ратифицирована фед. законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ // Режим доступа: http: //www.consultant .ru
4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. www.consultant.ru
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 03.08.2018 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www. www.consultant.ru
6. Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ ред. от 24.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 12.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] фед. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2021) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
9. О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] фед. закон от от 24.02.2021 № 16-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
10.0 Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами [Электронный ресурс] : Информационное письмо Росфинмониторинга от 12.12.2017 № 53 // Режим доступа: https://www.garant.ru
Руководящие разъяснения высшей судебной инстанции
11. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий [Электронный ресурс] : постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2019 № 19 ред. от 24.1 2.2019 // Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях [Электрон
ный ресурс] : постановление Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24 ред. от 24.1
2.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Ре
жим доступа: http://www.consultant.ru
13. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 (утратило силу) № 6 // Бюл. Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
Специальная литература
14. Бабыч, С. А. Провокация взятки либо коммерческого подкупа: уголовно-правовые и криминологические аспекты : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.08 / Светлана Анатольевна Бабыч - Рос. акад. правосудия. - Москва, 2006. - 25 с.
15. Борков, В.Н. Преступления против правосудия, совершаемые должностными лицами правоохранительных органов: монография / В.Н. Борков - Омск: Омск. акад. МВД России, 2012. - 126 c...48