Введение
Глава 1. Правовое регулирование статуса негосударственных образовательных учреждений в системе высшего образования
1.1. Исторический аспект негосударственного высшего образования в России.. 9
1.2. Понятие и элементы правового статуса негосударственных высших учебных заведений 18
Глава 2. Проблемы государственного регулирования правового статуса негосударственных высших учебных заведений в условиях современной России
2.1. Нормативно-правовое регулирование деятельности негосударственных
высших учебных заведений в РФ 26
2.2. Компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию статуса негосударственных вузов 40
Глава 3. Негосударственные высшие учебные заведения в условиях современной России: проблемы и перспективы развития
3.1. Государственный контроль в сфере негосударственного высшего
образования 55
3.2. Основные направления проблемы правового регулирования деятельности
негосударственных высших учебных заведений и пути их решения 63
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Становление негосударственного образования в Российской Федерации
проходит в сложных экономических, политических и социальных условиях.
Однако, несмотря на трудности, а также противоречивое отношение как со
стороны отдельных административных структур, руководства некоторых государственных вузов, так и представителей социальных групп населения, негосударственное высшее образование развивается.
В условиях перехода к рыночным отношениям произошла перестройка
системы высшего образования, поскольку изменились потребности общества и
отраслей экономики в количестве, качестве и профиле специалистов с высшим
образованием, однако система государственного высшего образования оказалась
к этому неготовой.
В то же время негосударственные вузы оперативно отреагировали на новую
ситуацию в обществе. Именно они смогли перестроить свою систему подготовки
специалистов и ввести новые дисциплины (налоги и налогообложение, сервис,
менеджмент, бюджетное право и т.д.).
Безусловно, что стимулом для создания негосударственных вузов послужила демократизация общества: творческие люди начали создавать авторские школы, студенты получили возможность выбора вуза, поскольку негосударственные высшие учебные заведения создали определенную конкуренцию государственным вузам.
Важно также отметить, что негосударственные вузы одни из первых дали
возможность людям, уже имеющим высшее образование, получить и второе
образование, а высшее образование в регионах приблизилось к потребителю.
Система негосударственного высшего образования России переживает
переходный период, и осуществление важных изменений в концепции роли негосударственных высшей школы повлекло за собой множество проблем как
для самих вузов, так и для их государственного регулирования.
Поэтому уровень организационной деятельности государства является
одним из важных факторов, определяющих реальное положение дел в сфере
образования.
Актуальность темы исследования определяется тем, что правовой статус
негосударственных вузов, функционирующих уже свыше десяти лет в России,
фактически не определен. Причиной тому является отсутствие нормативной
базы, четко закрепляющей статус данных учреждений. Основные законы об
образовании и высшем профессиональном образовании в большей степени
содержат нормы, определяющие правовое положение, порядок организации и
функционирования только государственных и муниципальных вузов.
Последние имеют многие приоритеты перед негосударственными вузами:
собственную материально-техническую базу, ряд подзаконных актов,
предоставляющие им большие преимущества перед негосударственными
вузами; имидж государственного вуза, что в современных условиях порой
становится решающим фактором для многих абитуриентов и их родителей в
выборе места учебы. Поэтому, для нормального функционирования
негосударственных вузов им необходимы дополнительные условия и гарантии со
стороны государства. Определение административно-правового статуса
негосударственного вуза в настоящее время продиктовано реалиями времени.
Отношение в обществе к вузу в максимальной степени определяется статусом
его учредителя. Поэтому возникает необходимость исследования всех аспектов,
характеризующих полномочия вуза.
Однако существующая на сегодняшний день система управления образованием практически не способна осуществлять эффективное руководство в
сфере негосударственного образования. Отсутствие специальных полномочий в
компетенции органов управления не дает возможности надлежащего
регулирования негосударственного высшего образования. В связи с этим изучение статуса негосударственных образовательных
учреждений является весьма актуальным и востребованным современным
обществом.
Степень научной разработанности темы. В настоящее время в
юридической науке практически нет работ, рассматривающих в комплексе все
аспекты административно-правового статуса негосударственных высших
учебных заведений.
В тоже время, вопросам правового регулирования образования уделяли
внимание В.В. Герчиков, Г.А. Дорохова, А.Е. Иванов, Н.Г. Салищева,
Г.С.Сапаргалиев, В.М. Сырых, СИ. Штамм, Е.Б. Куркин и некоторые другие.
Непосредственно деятельность высших учебных заведений рассматривали
такие ученые, как Н.С. Барабашова, СВ. Барабанова, В.В. Грачев, И.Е. Ильичев,
СА. Караулов, В.Г. Кинелев, Ю.Г. Татур, В.И. Шкатулла и ряд других.
Вместе с тем, полагаем указанные и другие работы не могут восполнить
имеющийся пробел в освещении такой важной проблемы, как правовой статус
негосударственных высших учебных заведений.
Объектом исследования является деятельность негосударственных
высших учебных заведений.
Предметом исследования выступают общественные отношения,
регулирующие деятельность негосударственных высших учебных заведений.
Цель исследования заключается в изучении механизма правового
регулирования деятельности негосударственных высших учебных заведений.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект негосударственного высшего образования
в России;
2. изучить понятие и элементы правового статуса негосударственных
высших учебных заведений;
3. рассмотреть нормативно-правовое регулирование деятельности
негосударственных высших учебных заведений в РФ;
4. обобщить компетенцию федеральных органов государственной власти и
субъектов РФ по регулированию статуса негосударственных вузов;
5. изучить государственный контроль в сфере негосударственного высшего
образования;
6. выявить проблемы и перспективы развития негосударственных вузов в
условиях современной России.
Методология исследования. Характерным для данного исследования
стало применение таких методов исследования, как исторического,
компаративного, логического, систематического и ряда других.
Исторический метод дал возможность анализа истории развития негосударственных вузов в России и роли органов государственного управления в
регулировании их деятельности.
Компаративный метод был задействован при осуществлении сравнения
федерального законодательства об образовании и законодательства субъектов
Федерации, а также при сравнении норм, определяющих компетенцию
федеральных органов управления образованием и органов управления образованием субъектов Федерации.
Логический метод использовался при анализе административно-правовой
нормы при помощи законов, закономерностей и правил логики.
Систематический метод применялся при анализе норм образовательного
законодательства в их взаимосвязи с правовыми нормами административного,
трудового, гражданского законодательства.
Научная новизна темы исследования заключается в том, что в нем на
основе действующих нормативных источников предпринята попытка
комплексного анализа правового положения негосударственных вузов в РФ;
исследована система и структура органов управления образованием, как на
федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации; исследованы
вопросы государственного контроля за качеством образования и перспективы
его усовершенствования.
Практическая значимость данного научного исследования заключается в
том, что оно посвящено важной как в теоретическом, так и в практическом
плане проблеме правового регулирования статуса негосударственных высших
учебных заведений, удельный вес которых в современной России значителен.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Таким образом, в ходе проведения данного исследования были
подведены следующие итоги:
Исторический срез развития негосударственного сектора высшего
образования в России подтверждает важность и необходимость параллельного
существования государственных и негосударственных вузов, поскольку эти
учреждения полностью дополняют друг друга и преследуют одну и туже цель
– обеспечить доступное и достойное образование всем желающим лицам.
Кроме того, история показала, что не форма собственности составляет
основу статуса вуза, а качество его работы и общественно-политический вес
его выпускников.
Появление вновь в России негосударственной высшей школы
происходило при значительных изменениях в экономической сфере страны и
научно-техническом прогрессе. Существовавшая ранее монополия государства
на высшее образования не оправдала себя. Отсутствие государственного финансирования, большой поток желающих получить высшее образование явились
предпосылками возрождения негосударственной высшей школы.
В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что современная система негосударственных вузов в России состоялась и занимает
достойное место в сфере образования.
В настоящее время в Республике Тыва действуют такие
негосударственные вузы как Кызылский филиал Современной гуманитарной
академии, Тывинский филиал негосударственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования Центросоюза
Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации»
и Академический Международный Институт (АМИ).
Вместе с тем в этой сфере существует ряд проблем, которые предстоит
решить на перспективу. В частности, еще имеются случаи противопоставления
двух систем вузов: государственных и негосударственных, как будто это два враждующих лагеря, а не две системы, которые на конкурирующих началах
решают общую для России задачу повышения качества образования высшей
школы.
В результате приходим к следующим выводам и вносим следующие
предложения.
Во-первых, необходимо создать специальную законодательную базу,
регламентирующую статус негосударственного сектора высшего образования.
Далее, во всех нормативных актах закрепить принцип единства системы
государственного и негосударственного высшего образования, отказавшись от
тезиса, что эти две подсистемы не взаимоисключают, а дополняют друг друга,
поскольку преследуют единые цели и решают одни и те же задачи.
Негосударственные вузы вступают в отношения с органами государственной власти, что и обусловливает их административно-правовой статус.
Считаем, что в основу административно-правового статуса негосударственных
высших учебных заведений должен быть положен комплекс прав и обязанностей, установленный нормами административного права, реализуемый во
взаимоотношениях с органами государственного управления и зависящий от
вида, целей и задач вуза, его организационно-правовой формы и наличия
государственной аккредитации. Реализация данного статуса зависит от эффективности деятельности государственных органов управления.
Органы государственной власти обладают компетенцией по регулированию статуса негосударственных высших учебных заведений в рамках
обеспечения государственной образовательной политики и качества оказываемых образовательных услуг.
Вместе с тем, функции Министерства образования РФ рассчитаны на
руководство только государственными образовательными учреждениями, хотя,
развитие целой сети негосударственных вузов ставит государство перед
необходимостью пересмотреть свою роль в образовании. Поэтому для нормальной организации деятельности негосударственных высших учебных заведений и осуществления контроля за их деятельностью необходимо, полагаем, в центральном аппарате Министерства образования РФ, а именно в структуре
Департамента организации и содержания высшего профессионального
образования создать структурное подразделение, занимающееся вопросами
негосударственного высшего образования.
Особенности регулирования статуса негосударственных вузов определяются также тем, что под влиянием современных информационных технологий в образовательной системе происходит становление новых организационных структур, например, подразделения дистанционного образования в
традиционных и открытых университетах, консорциумы университетов,
телеуниверситеты. Это обусловливает необходимость определения для каждого
нетрадиционного вида негосударственного вуза образовательных задач,
степени их участия в научной и учебной деятельности, методов контроля за
соблюдением критериев качества подготовки специалистов.
Признание на официальном уровне статуса негосударственных высших
учебных заведений решит, полагаем, проблемы выпускников данных учреждений (не преодолено еще недоверие к небюджетным вузам со стороны государственных структур и это затрудняет трудоустройство выпускников негосударственных вузов в государственных учреждениях и организациях).
Помимо федеральных органов государственной власти компетенцией по
регулированию статуса негосударственных вузов обладают субъекты Федерации, которые быстрее, чем федеральные органы, проявляют высокую
степень активности и реагируют на изменения, происходящие в системе
высшей школы.
Несмотря на отсутствие на федеральном уровне специального законодательства (например, модельного закона о негосударственных образовательных учреждения) субъекты Федерации, исходя из своей компетенции самостоятельно пытаются урегулировать данные отношения. До принятия федерального закона по предмету совместного ведения субъекты Федерации
обладают правом «опережающего» законодательного регулирования. Качество образования в негосударственных высших учебных заведениях
напрямую зависит от правильно организованной деятельности органов
управления образованием, а также отлаженного механизма проведения таких
процедур, как лицензирование, аттестация и аккредитация.
Считаем, что существующий порядок лицензирования, аттестации и
аккредитации в определенной мере устарел и нуждается в пересмотре. Считаем
необходимым изменить существующую систему первичного лицензирования
образовательных учреждений.
Таким образом, негосударственные высшие учебные заведения заняли
достойное место в системе высшего образования и создали здоровую конкуренцию государственным вузам.
Анализ ситуации в области негосударственного высшего образования
позволяет заключить, что негосударственные образовательные учреждения
имеют все экономические, социальные, политические возможности для осуществления образовательной деятельность. Поэтому от политики государственных органов управления образованием зависит дальнейшее эффективное их
функционирование.
Конституция РФ: принята на референдуме Российской Федерации 12
декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря
2. Всеобщая декларация прав человека: Принята резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1998. – 10
декабря.
3. Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (1997 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2000. – №39. – Ст. 3836.
4. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской
Федерации» от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 12 марта 2014 г. № 5-ФКЗ) //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – №51. – Ст.5712; -
1998. – №1. – Ст.1.
5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 31
декабря 2014 г. № 530-ФЗ) // Собрание законодательства Российской
Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
6. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г.
(в ред. от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2002. – (4.1). – №1. – Ст.1; Российская газета. – №
234. – 18 ноября 2003 г.
7. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. (в ред. от 31 декабря 2014 г. №
519-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – №1. –
Ст.3.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2014 г. № 519-ФЗ) // «Российская
газета» от 31 декабря 2012 г. № 303.
9. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.
(в ред. от 31 декабря 2014 г. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 145; - 2002. - №52-4.2. – Ст. 5141.
10. Постановление Правительства Республики Тыва от 18 октября 2012 года
№ 553 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки
Республики Тыва» // СПС «Консультант-Плюс».
11. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 150; - 2003. -
№28. - Ст. 2892. (утратил силу).
12. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» от 22 августа 1996 г. (в ред. от 3 декабря 2011 г. № 385-ФЗ) //
Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. – № 35; - 2003. -
№28. - Ст. 2888.(Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.)
2. Научная и учебная литература:
13. Беляев В.П. Надзорная форма государственной деятельности в России
(вопросы теории): Монография. - Белгород: Кооперативное образование. 2011.
– 232 с.
14. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917г./ Под ред.
В.Г.Кинелева – М., 2005. - 352 с.
15. Высшие органы государственной власти и управления России. IX - XX вв.
Справочник. /Под общ. ред. А.С. Тургаева. - СПб. Изд - во СЗАГС;
Образование и культура, 2010. - 368 с.
16. Герчикова В.В. Современное высшее образование: функции, реализация,
перспективы. - Томск: Изд - во Том. ун - та. 2008. - С. 15.
17. Глазунова Н.И. Система государственного управления. — М.: ЮНИТИДАНА. 2012.-551с.
18. Грачев В.В. Становление и развитие негосударственного образования в
России (вторая половина XIX - начало XX вв.). Диссертация ...канд. пед. наук. -
М. 2000.
19. Дмитриенко В.А., Степанов В.И. Проблемы негосударственного
образования в России. Барнаул, 2005.
Игнатюк Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации. - М., 2011. - 645 с.
21. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая
школа.-2011.-144с.
22. Негосударственные некоммерческие организации: порядок создания и
регистрации. Практическое руководство. Сборник нормативных документов. -
М., 2005. - С. 20.
23. Рамзаев В.М. Управление развитием негосударственных образовательных
учреждений в сфере высшего и дополнительного профессионального образования в
регионе. Диссертация ... канд. экон. наук. – М., 2000.
24. Растопшина И.А. Развитие негосударственного высшего образования в
России в конце XX - начале XXI вв. Автореф. дисс… канд. истор. наук. - М.:
2012.
25. Рекрут О.А. Административно-правовой статус негосударственных высших
учебных заведений в России : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 : Саратов, 2003. - 237 c.
26. Салищева Н.Г. и др. О народном образовании. - М.: Юрид. лит, 2004.-128
с.
27. Северцев В.А., Чащихин Б.Д, Аккредитация учебных заведений. Опыт
США. - М. Мир книги. 2013. - 236 с.
28. Татур Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. — М.: 2009.-
278 с.
29. Фалеев Ю.В. Негосударственный сектор высшей школы Российской
Федерации. - М.: ТЕИС, 2010. - 94с.
3. Научные статьи:
30. Анашкина А., Волков О., Ульянов Д. Обеспечение конституционных прав
граждан на получение образования. // Право и образование. – 2012. – №6. – С.63-
66.
31. Балбеко A.M. Особенности организации и функционирования
юридической службы вуза. // Право и образование. – 2012. – №5. – С. 141-145.
32. Балбеко A.M. Политико-правовые основы развития региональных систем
высшего образования субъектов Российской Федерации. // Право и
образование. – 2012. – №4. – С.58 - 63.
33. Барабанова С.В. К вопросу о принятии кодекса РФ об образовании. //
Право и образование. – 2012. – №5. – С.82 - 85.
34. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации.
// Законодательство. – 2011. – №9. – С. 37 - 44.
35. Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее
субъектов в сфере исполнительной власти. // Журнал российского права. – 2011.
– №1. – С. 40-44.
36. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы
законодательства. // Государство и право. – №2. – 2010. – С. 22 - 27.
37. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М. Кодекс Российской Федерации
об образовании — стратегический путь совершенствования образовательного
законодательства в Российской Федерации. // Право и образование. – 2012. –
№4. – С.24-47.
38. Гаврищук В.В. Виды и наименования высших учебных заведений. //
Право и образование. – 2012. – № 2. – С.41 - 43.
39. Гук А.И. Основные тенденции развития законодательства в образовательной сфере. // Право и образование. – 2012. – №5. – С.68 -81.
40. Гуров В. Качество образования в негосударственных вузах // Высшее
образование в России, №6, 2014. С. 148-154.
41. Джапарова Р.Н. Методы государственного и негосударственного
маркетинга образовательных услуг // Вестник КРСУ, №4, 2012.
42. Долженко О.Р., Овсянников А.О. Ректор. // Высшее образование в
России.-2014. -№3.-С.131-139.
43. Дорохова Г.А. Управление народным образованием. - М., Юридическая
литература. 2005. - 179 с.