Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности научной деятельности но истории школьников классов (на примере работы с эпистолярными источниками)

Работа №170042

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 10
1.1. Общие требования к освоению системы образования 10
1.2. Характеристика работы с источниками 16
1.3. Научно-исследовательская деятельность школьника 22
Глава 2 27
2.1. Характеристика писем ссыльных 27
2.2. Белорусы в Сибирской ссылке 35
Глава 3 40
3.1. Приёмы и методы работы с письмами ссыльных и репрессированных на
уроках истории в 8-9 классах 40
3.2. Задания с применением писем ссыльных людей 48
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения

Актуальность. Работа с письменными источниками на уроках истории является важной частью методической системы исторического образования. Использование не только письменных источников, но и писем очень актуально в современное время. Письма способствуют окрашиванию исторических фактов, они отражают характер, настроение, явления и условия, в которых писались эти письма, а это повышает интерес у ребёнка к изучению истории. В наше время многие сибиряки являются потомками ссыльных и репрессированных, поэтому для них это личная история, а это вдвойне способствует формированию интереса к школьному предмету. У многих до сих пор хранятся письма ссыльных и репрессированных родственников, и дети по-новому смогут на них взглянуть: прочитать, проанализировать. Эта деятельность работы с письменными источниками и письмами способствует формированию необходимых УУД у обучающихся. А это на сегодняшний день является крайне актуальным. Современная система образования требует поиска методик, приемов работы с письменными источниками в связи с изменениями методических условий.
Таким образом актуальность данной темы обусловлена следующим: изменением содержания курса истории; необходимостью разработки новых приемов и методик работы с источниками (письмами).
Степень изученности.
Вопросы обучения работе с историческими документами рассматриваются в трудах дореволюционных, революционных, советских и современных методистов, педагогов.
В11 дореволюционной методике использовались работы с источниками ещё с XVIII века. Первые учебники были основаны на документах, без повествования, поэтому дети самостоятельно читали, изучали и анализировали документы.
В период становления советской школы создавались программы по истории и социологии, где были выделены для обязательного изучения Конституция РСФСР; работы К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; фрагменты из работ Г. В. Плеханова, Н. И. Бухарина, А. М. Деборина, М. Н. Покровского, Ф. Меринга, П. Лафарга, Л. Д. Троцкого, А. В. Луначарского.
Методика истории послереволюционных лет пристальное внимание уделяла такому источнику, как газета. Газеты выступали как почти единственный источник политической информации, а обращение к ним было одной из особенностей преподавания. В то время выходили методические рекомендации по работе с газетой, где давались приемы работы с этими источниками.
Среди советских исследователей этому вопросу большое внимание уделяли А. А. Вагин, П. В. Гора, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, А. И. Стражев. Авторы подтверждали необходимость обращения к источнику при объяснении новой темы. Работа с источниками способствует развитию у учащихся аналитического мышления, формирует навыки поисковой самостоятельной работы.
И уже в советский период было напечатано много сборников писем ссыльных (декабристов, поляков), которые учителя легко использовали в школе на уроках истории.
Определенные принципы работы с эпистолярными источниками сложились к 1960-м годам. Статьи С. И. Розанова , В. И. Селицкого были посвящены анализу комплекса писем, адресованных в государственные органы и в редакции периодических изданий. Эволюция эпистолярных источников второй половины XIX - начала ХХ веков рассматривается в статьях Т.Г. Кучиной. Е.Н. Марасинова изучала письма дворян последней трети XVIII века методом контент-анализа, применяемым к массовым источникам. Уделялось внимание письмам рабочих как источнику, позволяющему изучать духовное развитие рабочего класса (работы Г.Л. Соболева, В.К. Романовского).
Статья С.В. Абросимовой и О.И. Журба, посвященная эпистолярному наследию академика Д.И. Яворницкого , статья Е.А. Чернова о переписке Н.И. Надеждина . Классификации эпистолярных источников на основании анализа переписки С.М. Соловьева посвящена статья И.И. Колесника .
Большинство историков советского периода использовали выдержки из отдельных писем для подтверждения своих взглядов и концепций, то есть в качестве иллюстративного материала. Почти не использовался прием сводки содержания писем, а если и применялся, то в основном к корреспонденции, опубликованной на страницах печати, то есть изначально деформированной. В связи с распространением количественных методов были попытки разработать в отношении писем и близких к ним источников приемы контент- анализа.
В то же время характер источника выносил на первый план вопросы о публикации писем, на что были свои причины. Наиболее очевидные — трудности поиска, выявления и собирания писем, разнообразие их содержания. Часто отдельное письмо — лишь эпизод, который можно понять лишь в определенном историческом контексте.
Педагоги-историки конца ХХ века Н.В. Андреевская, В.Н. Вернадский, И.Я. Лернер , Н.В. Сперанская отмечали, что данная учебная деятельность способствует углублению школьных знаний, обеспечивает более глубокое осмысление информации. Так же ими отмечено, что привлечение документов нацелено на развитие самостоятельности, большей продуктивности, заинтересованности в обучении; помогает становлению творческой деятельности .
К современным методистам и педагогам, которые уделяли внимание использованию исторических источников на уроках истории, относятся: Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова . Современные педагоги разрабатывают новые методики и приёмы работы с историческим источником на уроке истории. Подводя итог историографическому обзору, можно сделать вывод, что проблема исследования всегда находилась в центре внимания советских педагогов и методистов, и находится в центре внимания современных исследователей. Вместе с тем, ряд сторон темы остаётся малоисследованным и требует глубокого и содержательного изучения.
Тем самым, на сегодняшний момент наработан существенный методический опыт по работе с документами. При этом современная система образования выдвигает новые требования, как в содержательном, так и в методическом плане. Перед нами открывается новая возможность, так как открываются источники, которые ранее были недоступными. Проявляется интерес к устной истории, к живой истории, к письмам и всё это позволяет нам расширить работу с эпистолярным материалом на уроках истории.
Для изучения писем мы обращались к книге под общей редакцией Ирины Анатольевны Флиге «Милая моя Ресничка!..» Сергей Седов. Письма из ссылки» , которая основана на письмах Сергея Седова к жене из красноярской ссылки. В качестве приложений публикуются фрагменты архивно¬следственных дел.
Письма отцов к детям представлены в книге «Папины письма. Письма отцов ГУЛАГа к детям» . Это сборник писем, которые в годы Большого террора отцы писали своим детям из ссылок и лагерей. Через письма воспитывали детей, доносили до них свою любовь и заботу.
Большой вклад при изучении эпистолярных источников внёс «Красноярское общество «Мемориал». Мы смогли познакомиться с различными родами писем и распределить их по категориям.
Источниковая база: методическая источниковая база и историческая источниковая база. Письма ссыльных и репрессированных, находящихся в ссылке. Поводы для арестов были разные: вхождение в подпольные партийные кружки, критикующие политику партии; даже обсуждение и критика политики в кругу знакомых; нахождение в различных организациях (Общество любителей садоводства, Всероссийское общество филателистов, Всесоюзный союз поэтов и другие).
Нами были исследованы письма людей, отбывавших ссылки в Красноярске, Ачинском, Козульском, Сухобузимском, Тасеевском районах. И, конечно же, место ареста влияло на содержание писем, так как именно место влияло на настроение, круг общения и вид деятельности. Больше всего письма были адресованы к родным, они всегда были доброжелательными, заботливыми, в которых была выражена любовь и переживания.
Объект данного исследования - методика работы с эпистолярными источниками на уроках истории.
Предмет - приемы работы с письмами ссыльных и репрессированных 1930-1940-х годов на уроках истории в 8-9 классах.
Цель работы: выявление наиболее эффективных приемов работы с письмами на уроках истории.
Задачи:
- проанализировать существующие подходы к работе с письменными источниками, представленными в учебной и методической литературе по истории;
- изучить имеющийся опыт использования писем в практической деятельности учителя;
- систематизировать, классифицировать и проанализировать письма ссыльных и репрессированных 1930-1940-х годов;
- представить наиболее эффективные приемы работы с письмами ссыльных и репрессированных 1930-1940-х годов на уроках истории.
Гипотеза исследования состоит в том, что повышение эффективности исторического образования может быть достигнуто за счет использования наглядного материала, за счет разработки и привлечения различных по своей сложности заданий при работе с письмами.
Методы исследования: анализ учебно-методической и научной литературы, педагогическое моделирование, оценка педагогического потенциала предложенных письменных источников.
Новизна состоит в том, что в соответствии с новыми целями и задачами исторического образования мы предложим приемы работы с письмами ссыльных на уроках истории.
Практическая значение состоит в том, что:
- результаты работы могут быть использованы на уроках истории;
- представленные подходы в работе с предложенными письмами могут быть использованы в работе с другими источниками.
Апробация: результаты исследования были представлены на VI Национальной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития», посвящённая юбилейным датам исторического факультета КГПУ им. В.П. Астафьева в рамках XXII международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», г. Красноярск.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В наше время многие сибиряки являются потомками ссыльных и репрессированных, поэтому для них это личная история, а это вдвойне способствует формированию интереса к школьному предмету. Письма придают особую атмосферу историческим фактам, отражая настроения, переживания и любовь.
Повышение эффективности исторического образования может быть достигнуто за счёт использования наглядных материалов, разработки и привлечения различных по своей сложности заданий при работе с письмами ссыльных.
Эпистолярные источники играют значимую роль в рамках формирования научно-исследовательских компетенций, развивая у учащихся творческие и исследовательские способности, навыки самостоятельной работы, умения отбирать нужный материал, использовать научную терминологию, навыки выступления на публике. Научно-исследовательская работа формирует активное познание мира, участие в которой даёт возможность подробнее разобраться в своих способностях и умениях.
Нами было изучено и просмотрено более 150 писем ссыльных, как опубликованных, так и хранящихся в фондах «Мемориала». Знакомясь с письмом, мы, в первую очередь, обращали внимание на содержание письма, которое будет полезно и интересно школьнику. Таким образом, мы классифицировали письма по группам:
- территориальное расположение;
- эмоциональный настрой;
- вид деятельности в ссылке (коллекционирование марок, медицина, литературная деятельность, творческая самодеятельность, спорт).
Исходя из содержания письма подбирался ведущий метод и/или прием работы на уроке. Мы отобрали несколько основных приемов, направленных на развитие научно-исследовательских навыков в рамках соответствующей компетенции. Наиболее удачными, на наш взгляд, являются приёмы «Исследовательский фартук», «Кубик Блума», «Ромашка Блума» и кейс- технология.
Именно они способствуют развитию не только интереса к предмету, но и необходимых компетенций: работа с источником, умение выявлять проблему, делать вывод и обобщать, формулировать вопросы к тексту, выявлять главное и второстепенное, определять эмоциональный окрас текста, делать исторические выводы.
Можно сделать вывод, что такой метод удачно встраивается в контекст урока. Урок истории с применением писем приводит к повышению мотивации школьников к предмету, развитию познавательных интересов. Ученики приближаются к изучаемым событиям с помощью писем, которые создают особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.



1. Красноярское общество «Мемориал». URL: https://memorial.krsk.ru/
2. Красноярское общество «Мемориал» Письмо Кускова С.К. жене Кусковой О.В. от 27.03.1940. URL: https://memorial.krsk.ru/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897) // Министерство образования и науки Российской Федерации URL: https://минобрнауки.рф/документы/543
2. Литература:
1. Абросимова С.В., Журба О.И. Эпистолярное наследие академика Д.И. Яворницкого как объект археографического исследования // Исследования по археографии и источниковедению отечественной истории XVI - ХХ вв. Днепропетровск, 1990. 129-135 с.
2. Андреевская Н.В., Вернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. М.: Учпедгиз, 1947. 216 с.
3. Басик Н.Ю. Тема «Источники права» в курсе «Обществознание» // Преподавание истории и обществознания в школе, № 7, 2014. 76-80 с.
4. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в
современном образовании. URL:
ftp: //lib .herzen.spb.ru/text/belova_35_7 6_2_3 0_3 5 .pdf
5. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
6. Вагин А.А., Сперанская Н. В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах: Пособие для учителя. М.: Учпедгиз, 1959. 436 с.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М.: Издательство Владос, 2003. 384 с.
8. Гора. П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1971. 239 с.
9. Дайри Н. Г. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х частях. М.: Просвещение, 1978. 527 с.
10. Жексенбаевой У.Б., Сатовой А.К. Педагогика и психология одаренности школьников. Алматы: Дарын, 2002. 248 с.
11. Захарцов М. Мне не в чем каяться... (письма из сибирской ссылки) // Архив историко-просветительского, правозащитного общества «Мемориал. Красноярск». URL: http://www.memorial.krsk.ru/Public/00/20090807.htm
12. Козлова А., Михайлов Н., Островская И., Фадеева С. Папины письма. Письма отцов из ГУЛАГа к детям / М.: Издательство Agey Tomesh, 2015. 240 с.
13. Колесник И.И. Принципы классификации и анализа эпистолярных
источников (по материалам переписки С.М. Соловьева) // Историографические и источниковедческие проблемы отечественной истории: актуальные проблемы источниковедения и специальных
исторических дисциплин. Днепропетровск, 1985. 79-84 с.
114. Кучина Т.Г. К изучению эволюции эпистолярных источников второй половины XIX — начала ХХ вв. // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавание в вузах: тезисы докладов III Всесоюзной конференции (Новороссийск, 1979). М.: 1979. 219-224 с.
15. Кучина Т.Г. К вопросу об изучении эволюции эпистолярных источников второй половины XIX - начала XX вв. // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин: статьи и материалы. М.: 1984. 40-48 с.
16. Ларьков С., Русакова Е., Флиге И. «Милая моя Ресничка!..» Сергей Седов. Письма из ссылки / СПб.: НИЦ «Мемориал», 2006. 254 с.
17. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. 2004. - № 5. 3-12 с.
18. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
19. Микулич Б.М. Повесть для себя. Неман: 1987. № 3. URL: http://abook- club.ru/audiobook=28920/
20. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М.: Наука, 1975. 282 с.
21. Розанова С.И. Эпистолярное наследие Льва Толстого // Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 тт. М.: Художественная литература, 1984. Т. 20. 766—786 с.
22. Романовский В.К. Письма рабочих как источник для изучения социального облика рабочего класса 1920-х гг. // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб.: 1990. 54-60 с.
23. Сарыбеков М.Н., Сыдыкназаров М.К. Словарь науки. Общенаучные термины и определения. Учебное пособие. Издание 2-ое, доп. и перераб. - Алматы: ТРИУМФ-Т, 2008. 504 с.
24. Скрыган Я.А. Круги: повесть с отступлениями. М.: Совет. писатель, 1980. 447 с.
25. Скрыган Я.А. Той час... З книг успамшау. Дзеяслоу: 2005. №18. URL: http: //www. dziej aslou.by
26. Смирнов Б.П. Стих «Лагерь». 1940. URL:
https: //memorial .krsk.ru/memuar/S/smirnov.htm
27. Соболев Г.Л. Письма в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов как источник для изучения общественной психологии в России в 1917 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. СПб.: 1968. 159-173 с.
28. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории в школе. М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002. 304 с.
29. Стрелова О.Ю. Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания - к программе-плану деятельности. Журнал «Преподавание истории в школе». 2010. № 6.
30. Селицкий В.И. О письмах трудящихся в ЦК РСДРП(б) (апрель - октябрь 1917 г.) // Исторический архив. 1957. № 5. 264-266 с.
31. Стражев А.И. Методика преподавания истории: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1964. 286 с.
32. Троицкий Ю.Л. Нужен ли школе учебник истории? // История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997. №25. 19-27 с.
33. Умбрашко К. Б. Развитие творческого мышления на уроках истории // Методика. 1999. №3. 29-33 с.
34. Фельштинского Ю.Г. Троцкий Л.Д. Дневники и письма. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. 256 с.
35. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Интернет журнал «Эйдос». 2002. 58-64 с.
36. Хлытина О.М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского университета. 2011. № 3. 367-373 с.
37. Чернов Е.А. Эпистолярное наследие Н.И. Надеждина // Исследования по археографии и источниковедению отечественной истории XVI-ХХ вв. Днепропетровск, 1990. 108-117 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ