Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости (Воронежский Государственный Университет)

Работа №170032

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50курсантов в возрасте от 19 до 26 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование особенностей самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости 6
1.1.Самооценка как психологический феномен6
1.2. Понятие «жизнестойкость» как психологическая проблема 14
1.3. Особенности самооценки и жизнестойкости курсантов МВД 24
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости 29
2.1. Программа исследования 29
2.2. Анализ, обсуждение результатов и выводы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49

Самооценка является важной составляющей личностного развития каждого человека. Она определяет, как мы оцениваем себя, свои способности, достижения и прогресс в различных сферах жизни. Однако самооценка может быть подвержена воздействию множества факторов, включая уровень жизнестойкости.
Жизнестойкость – это способность человека справляться с трудностями, стрессом, адаптироваться к переменам и успешно преодолевать препятствия в жизни. Уровень жизнестойкости может значительно отличаться у разных индивидов, и это может существенно влиять на их самооценку.
Тема самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости является крайне актуальной в современном обществе. Студенты, особенно те, кто обучается в военных или специализированных учебных заведениях, сталкиваются с высокими требованиями, стрессом и давлением, что может сильно повлиять на их самооценку. Курсанты с разным уровнем жизнестойкости могут по-разному воспринимать сложные ситуации, справляться с трудностями и принимать решения. Это влияет на их уверенность в себе, мотивацию и способность к саморазвитию. Некоторые курсанты могут иметь высокую самооценку и уверенность в своих силах, тогда как другие могут испытывать низкую самооценку и страх неудачи.
Изучение этой темы позволит выявить особенности самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости, разработать методики поддержки и помощи для студентов, а также предложить программы по развитию и укреплению их психологической устойчивости. Таким образом, изучение особенностей самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости является актуальной задачей, которая может способствовать улучшению психологического состояния студентов и повышению их успешности в обучении.
Объектом эмпирического исследования являются курсанты в возрасте от 19 до 26 лет. Общий объем выборки составляет примерно 50 человек.
Предметом исследования являются особенности самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости.
Цель эмпирического исследования состоит в проверке гипотезы о том, что существуют различия в особенностях самооценки у курсантов с разным уровнем жизнестойкости, а именно: с низким уровнем жизнестойкости наблюдается заниженная (низкая) самооценка, с средним уровнем жизнестойкости-адекватная (средняя) самооценка, с высоким уровнем жизнестойкости-завышенная (высокая) самооценка.
Основные теоретические задачи:
1) рассмотреть самооценку как психологический феномен;
2) выделить сущность понятия «жизнестойкость» как психологической проблемы;
3) оценить особенности самооценки и жизнестойкости курсантов;
4) разработать программу эмпирического исследования особенностей самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости.
В эмпирическом исследовании решались следующие задачи:
1) подобрать комплекс психодиагностических методик, соответствующих цели эмпирического исследования;
2) эмпирическим путем определить уровень самооценки у курсантов;
3) эмпирическим путем определить уровень жизнестойкости у курсантов;
4) выявить различия в особенностях самооценки у курсантов с разным уровнем жизнестойкости.
Гипотеза заключается в предположении о том, что существуют различия в особенностях самооценки у курсантов с разным уровнем жизнестойкости, а именно: с низким уровнем жизнестойкости наблюдается заниженная (низкая) самооценка, с средним уровнем жизнестойкости-адекватная (средняя) самооценка, с высоким уровнем жизнестойкости-завышенная (высокая) самооценка.
В работе использовался следующий комплекс методов:
1) методы сбора теоретической информации: анализ, систематизация, обобщение, сравнение;
2) методы сбора эмпирической информации: метод стандартизированного самоотчета;
3) методы обработки результатов исследования: качественный и количественный анализ, анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования проявляется в обобщении и систематизации информации о самооценке как психологическом феномене, о понятии «жизнестойкости» в психологии и об особенностях самооценки и жизнестойкости курсантов МВД.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки психологических программ поддержки и развития личностной жизнестойкости у курсантов. Такие программы могут помочь курсантам с низким уровнем жизнестойкости улучшить свою самооценку и повысить уверенность в своих способностях, что в свою очередь может положительно сказаться на их успеваемости и профессиональной подготовке. Исследование может быть полезным для преподавателей и руководителей образовательных учреждений при оценке и поддержке студентов. Знание особенностей самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости может помочь преподавателям более эффективно работать с каждым студентом, учитывая его индивидуальные потребности и особенности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема различий в особенностях самооценки у курсантов с разным уровнем жизнестойкости является актуальной для различных сфер психологии: социальной, общей, военной и др.
Объектом исследования выступали личностные особенности курсантов, предметом стали различия в особенностях самооценки у курсантов с разным уровнем жизнестойкости. Гипотеза исследования состояла в том, что существуют различия в особенностях самооценки у курсантов с разным уровнем жизнестойкости, а именно: с низким уровнем жизнестойкости наблюдается заниженная (низкая) самооценка, с средним уровнем жизнестойкости-адекватная (средняя) самооценка, с высоким уровнем жизнестойкости-завышенная (высокая) самооценка.
Проанализировав литературу, было рассмотрены подходы к изучению понятия самооценки, которое является свойством личности и заключается в отражении общего отношения человека к себе, его мнении о своих способностях, достоинствах и недостатках. Также было рассмотрено определение жизнестойкости в различных источниках, и она может рассматриваться как способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности. Вместе с тем была выявлена взаимосвязь самооценки и жизнестойкости, которая отражается на деятельности курсанта и его эффективности выполнения служебных обязанностей.
Исследование, направленное на изучение самооценки курсантов с разным уровнем жизнестойкости, выявило несколько ключевых особенностей.
Большинство курсантов демонстрируют высокий уровень самооценки, что свидетельствует об их уверенности в себе и позитивном отношении к собственным способностям. Лишь незначительный процент курсантов имеет низкий уровень самооценки, что может быть связано с чувством неполноценности или отсутствием поддержки.
Жизнестойкость курсантов также оказалась на высоком уровне. Большая часть курсантов способна успешно преодолевать трудности и стрессовые ситуации, что отражает их психологическую зрелость и способность адаптироваться к изменениям. Средний уровень вовлеченности у значительного числа курсантов указывает на их умеренный интерес и активное участие в учебной и военной деятельности, при этом они могут испытывать некоторые трудности или неудовлетворенность в определенных сферах. Высокий уровень самоконтроля и принятия риска характеризует курсантов как дисциплинированных и готовых к новым возможностям, что способствует их эффективности в выполнении заданий и достижении целей.
Таким образом, в процессе эмпирического исследования были получены результаты, которые полностью подтверждают гипотезу исследования о существовании различий в особенностях самооценки у курсантов с разным уровнем жизнестойкости.



1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии [Электронный ресурс] // Интернет портал «Учёба.ru» / Л. А. Александрова. – URL: http://www.ucheba.ru/referats/14139.html (дата обращения: 25. 03. 2024).
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Питер, 1968. – 350 с.
3. Беляев И. В. Психологические аспекты жизнестойкости у молодежи / И. В. Беляев. – Санкт-Петербург : Питер, 2020.
4. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 2012. – 361 с.
5. Боровикова Н. В. Самооценка и адаптация курсантов в учебных заведениях / Н. В. Боровикова. – Москва : Юрайт, 2021.
6. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией / Л. В. Бороздина. – Москва : Психология, 2011. – № 1. – С. 54–65.
7. Братусь Б. С. Аномалии личности: психологический подход / Б. С. Братусь. – Москва : Никея, 2019. – 909 с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – Москва : 1984 – 100 с.
9. Власов П. А. Жизнестойкость и стрессоустойчивость в условиях военной службы / П. А. Власов. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2019.
10. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А. В. Гайфулин. – Томск : 2009. – № 3. – С. 173–186.
11. Горбачева Е. С. Психологическая готовность курсантов к профессиональной деятельности / Е. С. Горбачева. – Москва : Вузовский учебник, 2022.
12. Демидова О. В. Влияние самооценки на профессиональное развитие курсантов / О. В. Демидова. – Санкт-Петербург : Лань, 2023.
13. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – Москва : Педагогика, 1991. – 368 с.
14. Дубов А. В. Методики оценки жизнестойкости и самооценки у военнослужащих / А. В. Дубов. – Москва : Академия, 2021. – 340 с.
15. Ефремова И. Н. Развитие жизнестойкости у молодежи в образовательных учреждениях / И. Н. Ефремова. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2020.
16. Жуков В. П. Самооценка и её роль в личностном развитии курсантов / В. П. Жуков. – Москва : Кнорус, 2022. – 278 с.
17. Иванов А. С. Психология жизнестойкости: теоретические и прикладные аспекты / А. С. Иванов. – Санкт-Петербург : Питер, 2023. – 310 с.
18. Кошаб Д. Предпосылки жизнестойкости / Д. Кошаб, С. Мадди. – Москва : Журнал практической психологии, 1999. – Т 51 – С. 106–117.
19. Кузнецов Р. А. Психологическая поддержка курсантов в условиях стресса / Р. А. Кузнецов. – Москва : Юрайт, 2020.
20. Куперсмит С. Предпосылки самооценки / С. Куперсмит. – Москва : Молодой ученый, 2017. – №48. – С. 161–164.
21. Лазарева Т. В. Методики работы с самооценкой у курсантов / Т. В. Лазарева. – Казань : Казанский университет, 2021.
22. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Наука, 2015. – 278 с.
23. Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости. – Москва : Смысл, 2006 – 63 с.
24. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2002 – 325 с.
25. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. Санкт-Петербург : «Речь», 2002. – 539 с.
26. Мальцев И. И. Самооценка и психологическая устойчивость курсантов / И. И. Мальцев. – Санкт-Петербург : Лань, 2022.
27. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. – Москва : Питер, 2013. – 351 с.
28. Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие / О. Н. Молчанова. – Москва : Флинта, 2021.
29. Новикова О. С. Развитие жизнестойкости у студентов военных учебных заведений / О. С. Новикова. – Москва : Проспект, 2023.
30. Петров В. А. Психологические аспекты жизнестойкости курсантов / В. А. Петров. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2021.
31. Петровский А. В. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко: под редакцией А. В. Петровского. – Москва : Просвещение, 2010. – 464 с.
32. Пряжников Н. С. Профориентация и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. – Москва : НПО «Модек», 2016. – 97 с.
33. Реан А. А. Я – концепция личности / А. А. Реан. – Москва : Психология и педагогика, 2012. – № 1. – С. 125–129.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. –Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 705 с.
35. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир. – Москва : Эксмо, 2000. – 320 с.
36. Слободчиков В. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Д. Н. Исаев – Москва : «Школьная пресса», 2000 – 416 с.
37. Смирнов Д. С. Влияние жизнестойкости на учебные успехи курсантов / Д. С. Смирнов. – Санкт-Петербург : Питер, 2024.
38. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание / А. Г. Спиркин. – Москва : Спектр, 1972. – 212 с.
39. Стукань А. Е. Исследование проблемы формирования самооценки в зарубежной психологии / А. Е. Стукань. – Москва : Наука, образование и инновации, 2016. – №3. – С. 84–93.
40. Тарасов К. Н. Психологическая подготовка и самооценка у военнослужащих / К. Н. Тарасов. – Москва : Юрайт, 2021.
41. Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - Москва : Просвещение, 2015. – 448 с.
42. Фролов М. Г. Стрессоустойчивость и её связь с самооценкой у курсантов / М. Г. Фролов. – Санкт-Петербург : Лань, 2022. – 350 с.
43. Чернышев Е. В. Развитие жизнестойкости и адаптации у курсантов / Е. В. Чернышев. – Москва : Проспект, 2023.
44. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: книга для родителей / Г. Эйестад. – Москва : Альпина. Дети, 2022. – 304 с.
45. Эпштейн С. Последствия когнитивно-эмпирической теории себя для исследований в социальной психология и личности / С. Эпштейн. – Москва : Журнал по теории социального поведения, 2015. – № 2. – С. 284–291.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ