ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ТАБЛИЦАМИ И ДИАГРАММАМИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Понятие информация и информационные объекты в образовательных
контекстах 6
1.2 Психовозрастные особенности младшего школьного возраста при работе
с информацией 13
1.3 Методические особенности организации деятельности учащихся в
процессе работы с таблицами и диаграммами 21
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ТАБЛИЦАМИ И ДИАГРАММАМИ 41
2.1 Способы и варианты оценки работы с информацией 41
2.2 Результаты исследования актуального состояния сформированности
умения работать с таблицей и диаграммой 47
2.3 Описание комплекса упражнений, направленного на коррекцию актуального состояния сформированности умения работать с таблицами и диаграммами 53
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Его целью является развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, что перекликается с запросами родителей обучающихся.
Сегодня информация «является ресурсным элементом для образования на всех уровнях, в том числе и для включения человека в творческую и научную деятельность» [49]. Поэтому начальная школа должна подготовить выпускников, способных грамотно работать с информацией, представленной в разных видах, что соответствует требованиям нового образовательного Стандарта. Так, в требованиях ФГОС НОО обозначено: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией: вести запись, осуществлять поиск необходимой информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать, представлять, передавать и хранить информацию, создавать новую под определенную цель» [48]. Все это составляет основу информационной культуры человека, которая закладывается в начальной школе.
Понятие «информация» имеет множество определений. Различные источники интерпретируют данное понятие по-разному. В обиходе информацией называют определенные данные, сведения, которые интересует кого-либо. В толковом словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: «информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [34]. Существуют и другие определения понятия «информация». Например, в философском словаре под информацией понимаются «сведения, совокупность каких-либо данных, знаний». [22]
В учебниках по математике информация представлена в различных формах: таблицы, схемы, диаграммы, тексты, график, рисунок и т.д. Если ученики научатся работать с информацией, то будет успешно решена задача самостоятельного и сознательного овладения знаниями. Младший школьник сталкивается с большим количеством информации, работая с учебником, рабочей тетрадью и дополнительными источниками. От того, как обучающийся умеет работать с информацией, будет зависеть уровень знаний, степень интереса к предмету и предъявляемой информации, готовность самостоятельно выполнить задание.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования в примерную программу по математике, включен раздел «Работа с информацией», который включает в себя «сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величины; анализ и представление информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма); чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм; интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы; составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и т. д. по заданному правилу; составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации; построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов (верно/неверно, что...; если..., то...; все; каждый и др.)» [24].
Формирование у обучающихся умений работы с информацией на уроках математики является одним из вопросов, требующих теоретико-методического осмысления. Таким образом, все вышеприведенные факты свидетельствуют об актуальности выбранной темы.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, позволяющий осуществлять работу с таблицами и диаграммами.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников работе с таблицами и диаграммами в начальной школе.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности умения работать с таблицами и диаграммами и способы его изменения.
Гипотеза: у обучающихся 3-4 классов преимущественно на среднем уровне сформировано умение работать с таблицами и диаграммами, характеризующееся:
- наличием представлений о структурных элементах;
- правильностью чтения таблиц и диаграмм;
- использованием данных таблиц и диаграмм.
Задачи:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев изучения актуального уровня сформированности умения работать с таблицами и диаграммами;
3. Проведение констатирующего эксперимента;
4. Проведение математической обработки результатов исследования и представление их в виде таблиц и диаграмм;
5. Проведение содержательного анализа результатов исследования и подтверждение или опровержение гипотезы;
6. Разработка комплекса упражнений, направленных на изменение актуального уровня сформированности умения работать с таблицами и диаграммами.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме, констатирующий эксперимент, наблюдение.
Экспериментальная база: МБОУ Бараитская СОШ № 8
На основании анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования умения работать с таблицами и диаграммами актуальна и требует дальнейшего исследования.
Процесс формирования умения работать с таблицами и диаграммами начинается на уроках математики. В программе по математике содержится раздел «Работа с информацией», однако в учебно-методических комплектах уделяется мало времени изучению и знакомству с таблицами и диаграммами. Некоторые программы вовсе не содержат таких уроков. Обучение работе с таблицами и диаграммами очень значимо для обучающихся, так как с представлением информации в разной форме приходится часто встречаться на уроках и в повседневной жизни. И от умения грамотно работать с информацией будет зависеть не только успешность обучения, но и формирование информационной культуры человека, что особенно важно в современных реалиях. Поэтому учитель может совершенствовать задания, а также включать собственные упражнения в структуру урока. При этом важно помнить, что при создании упражнений необходимо опираться на требования ФГОС НОО, учитывать возрастные особенности младших школьников.
Для определения актуального состояния сформированности умения работать с таблицами и диаграммами мы изучили литературу и выяснили, что критериев оценки работы с информацией существует достаточно. Так как в младшем школьном возрасте только начинается процесс формирования умения работать с таблицами и диаграммами, то рассматривать по всем критерием считаем нецелесообразным. Поэтому, на основании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся 10-11 лет PISA, мы выделили критерии и предложили обучающимся выполнить задания, позволяющие оценить уровень каждого обучающегося и класса в целом.
По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что у 60% обучающихся умение работать с таблицами и диаграммами сформировано на среднем уровне. Остальные 40% имеют высокий и низкий уровень. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Оценивая содержательные результаты, нами было отмечено, что большинство ошибок совершаются из-за того, что обучающиеся не знакомы с названиями структурных элементов таблиц и диаграмм и не знают, что обозначают эти элементы. Подобного рода ошибки связаны с тем, что обучающиеся не сталкивались с заданиями подобного типа. Ошибки, связанные с использованием данных таблиц и диаграмм, возникают из -за того, что младшему школьнику необходимо выполнить сразу несколько операций, при этом прибегая к выполнению арифметических действий.
На основании результатов констатирующего эксперимента и анализа методической литературы мы предлагаем комплекс специальных упражнений для решения данной проблемы. Возможные упражнения мы разделили на два типа. Упражнения первого типа направлены на знакомство со структурными элементами таблиц и диаграмм. Второй тип включает упражнения, в которых обучающимся предлагается использовать данные таблиц и диаграмм.
Среди особенностей комплекса упражнений в процессе формирования умения работать с таблицами диаграммами можно выделить следующие положения:
1. Применение заданий из комплекса возможно на любом этапе урока при изучении тем из разделов начального курса математики.
2. Используя формулировки комплекса, можно дорабатывать данные в учебнике упражнения или создавать собственные.
3. Форму и способ организации деятельности на уроках математики задают формулировки и вопросы заданий.
4. Возможно использование одного задания для знакомства со структурными элементами таблиц и диаграмм, а также для использования данных таблиц и диаграмм.
1. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. М.: АПН РСФСР, 1945. 50 с.
2. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика : Учебник для 4 класса: В 2 ч. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
3. Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Учебники по математики для 1- 4 кл.: учеб. для общеобразов. орг.: в 2-х ч./ М.И Башмаков., М.Г. Нефёдова. М.: АСТ: Астрель, 2011.
4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 456 с.
5. Бененсон Е.П. Информатика и ИКТ: 2 кл.: Учебник: В 2 ч./ Е.П.Бененсон, А.Г. Паутова. М.: Академкнига, 2013. 80 с.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл., 2002. 295 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.:Питер , 2008. 398 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов. В.В. Давыдов [и др.] / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288с.
9. Воителева Г.В., Калинина И.Г. Работа с таблицами и диаграммами // Начальная школа. 2014. № 7. С. 92-96.
10. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: АПН, 1955. 216 с.
11. Воронина Л.В., Артемьева В.В., Воробьева Г.В. Формирование
информационных умений в процессе обучения математики//
Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 153-160.
12. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Издательство Московского Университета, 1974. 102 с.
13. Гейдман Б.П. Учебники по математики для 1-4 кл.: учеб. для общеобразов. орг.: в 2-х ч./ Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. М.:ООО «Русское слово - учебник»: Издательство МЦНМО, 2013
14. Грибанов, С.В. Учебный терминологический словарь по философии и концепциям современного естествознания. Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. 36 с.
15. Долгих О.В. Работа с информацией как универсальное действие младшего
школьника. Работа с информацией, предоставленной в форме таблицы [Электронный ресурс]. МКУ «Методический центр».
URL:https://magister.kobra-net.ru(дата обращения: 03. 11. 2020)
16. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Учебники по математики для 1¬4 кл.: учеб. для общеобразов. орг.:в 2-х ч./ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т.Б. Бука . М.: Просвещение, 2016.
17. Ершов А.П., Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
18. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
19. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. 175 с.
20. Лыфенко А.В., Чиркова Н.И. Методика изучения таблиц и диаграмм в начальном курсе математики // Начальная школа. 2016. № 4. С. 58-65.
21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 224 с.
22. Мальцева Н.Г. Умение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника //Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С.86 - 90.
23. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. В. Дорофеев [и др.]. М.: Просвещение, 2014. 137 с.
24. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. И. Моро [и др.]. М.: Просвещение, 2014. 124 с.
25. Мендыгалиева А.К. Работа с информацией на уроках математики в начальной школе // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.)/ редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 88-90.
26. Министерство просвещения Российской Федерации ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования: портал [Электронный ресурс]. URL: http: //www.centeroko .ru/pisa18/pisa2018 rl .html (дата обращения: 28.10.2019)
27. Моро, М. И. Учебники по математики для 1- 4 кл.: учеб. для общеобразов.
орг.: в 2-х ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. М.: Просвещение. 2016.
28. Мошина Р.Ш., Хиленко Т.П. Тенденции развития информационной компетентности младших школьников // Вестник РМАТ. 2019. № 2. С.109 - 113
29. Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
30. Немов, Р.С. Психологический словарь. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.
31. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995. 687 с.
32.Обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» Д. Д. Гущина [Электронный ресурс]. URL:https://math4-vpr.sdamgia.ru/?redir=1(дата обращения 16. 12. 2020)
33. Обучение в 4-м классе по учебнику «Математика»: программа,
методические рекомендации, тематическое планирование, контрольные работы / М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. М.: АСТ: Астрель, 2012. 287 с.
34.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. 944с.
35.Основы педагогики и психологии младшего школьника: коллективная монография/ Нагорнова А.Ю. [и др.].Ульяновск: УлГПУ, 2012. 329 с.
36. Падерова, Н. Г. Формирование у младших школьников навыков работы с информацией // 53-е Евсевьевские чтения. Саранск, 2017. С. 135-139.
37. Пичугин С. С. Методические подходы к изучению диаграмм в начальной школе // Начальная школа. 2020. № 7. С. 49-61.
38. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2009.
39. Психология младшего школьника: курс лекций / сост. И.Ю. Устьянцева. Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2015.
40. Психология младшего школьника / под ред. Е.И. Игнатьева. М.: изд. АПН РСФСР, 1960.
41. Рыдзе О. А. Формирование умения работать с информацией при изучении начального курса математики // Начальное образование. 2020. №. 1. С. С. 27-31.
42. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
43. Сыкчина Н.С. Формирование умения работать с таблицами на уроках
математики в начальной школе // Школа XXI века: тенденции и перспективы: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2014 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2014. С. 102-104.
44. Фарапонова Э. А. Особенности ощущений и восприятий у младших школьников // Психология младшего школьника/ Под ред. Е. И. Игнатьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
45. Фарапонова Э.А. Возрастные различия в запоминании наглядного и словесного материала // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М., 1958.
46. Фатеева Т. С. Работа с информацией как универсальное учебное действие младшего школьника // Начальное образование. 2010. № 5. С. 38 - 41
47. Фатеева Т. С. Работа младшего школьника с диаграммой как
универсальное учебное действие // Начальное образование. 2013. №. 4. С. 13-17.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL:ййр://минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения: 15.01.2019).
49. Фещенко Т.С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 2. С. 56-61.
50. Ходакова Е.В. Использование таблиц в начальной школе // Сибирский учитель. 2014. № 1 (92). С. 101-103
51. Шиндяева И. А. Работа с информацией на уроках математики в начальной школе в ходе реализации требований стандартов нового поколения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 26. С. 606-610.