Введение 3
ГЛАВА 1. ОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
1.1. Определение базовых понятий 6
1.2. Осознание этнической принадлежности как явление 9
1.3. Содержание когнитивного аспекта в части формирования 16
представления «Образ этноса» (Образ эвенка, образ якута)
1.4. Выводы по 1 главе 37
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТЕПЕНИ ОСОЗНАННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ - ЯКУТАМИ И ЭВЕНКАМИ
2.1. Диагностическая программа изучения степени осознания 39
этнической принадлежности младшими школьниками якутами и эвенками
2.2. Особенности осознания своей этнической принадлежности 44
младшими школьниками якутами и эвенками
2.3. Методические рекомендации по организации осознания своей этнической принадлежности для младших школьников якутов и эвенков 55
2.4. Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Россия - страна многонациональная. В развитии подрастающего поколения, а именно младшего школьника необходимо учитывать этническую принадлежность, отношение к своей нации, своему родному языку, культуры своего народа, территориальным особенностям.
С давних времен общество глубоко интересуется этническими различиями людей разной национальности. И в наше время идет интенсивное изучение этнических процессов и явлений, которые затрагивают аспекты жизни каждого из нас. У разных народов свой язык, культура, ценности, традиции и обычаи, которые уникальны и неповторимы сами по себе.
Для выбора темы исследования огромную роль сыграла территориальная особенность, культура, образ жизнедеятельности. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знании истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям также и других народов.
Особенно актуальна в настоящее время проблема формирования этнического осознания в младшем школьном возрасте, который характеризуется тем, что начинает закладываться фундамент всестороннего развития личности, формируется ее базовая культура, воспитывается добросовестное отношение к учению, общественно полезному труду, любовь к Родине, к своему народу.
Поэтому для проверки этих идей требуются сравнительные исследования процессов приобщения к культуре и развитию этнической принадлежности у якутов и эвенков, проживающих на территории Красноярского края Эвенкийского Муниципального района.
Все сказанное и определило выбор темы исследования: ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ СВОЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (НА ПРИМЕРЕ ЭВЕНКОВ И ЯКУТОВ).
Объект исследования: процесс организации осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками.
Предмет исследования: актуальное состояние степени осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками - эвенками и якутами, и способы его изменения.
Цель исследования: подобрать методики выявления степени осознания своей этнической принадлежности, определить актуальное состояние осознания этнической принадлежности у учащихся начальной школы (эвенков и якутов) и разработать методические рекомендации для повышения эффективности данного процесса.
Гипотеза исследования: уровень осознания этнической принадлежности младшими школьниками - эвенками и якутами является преимущественно низким, и в условиях отсутствия целенаправленного формирования изменяется медленно.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Определить критерии изучения степени осознания этнической принадлежности. В соответствии с выбранными критериями описать уровни осознания своей этнической принадлежности младшими школьниками.
3. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни осознания своей этнической принадлежности учащимися первых - четвертых классов, и разработать диагностическую программу исследования.
4. Провести констатирующий срез и проанализировать его результаты.
5. Разработать методические рекомендации по целенаправленной
организации осознания этнической принадлежности младшими школьниками якутами и эвенками.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: измерение (опрос, анкетирование, методика «Неоконченное предложение»)
База исследования: поселок городского типа Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Туринская средняя школа - интернат имени Алитета Николаевича Немтушкина» (далее МКОУ ТСШ-И ЭМР), обучающиеся начальной школы (71 человек).
По результатам нашей исследовательской работы, мы убедились в том, что осознание этнической национальной принадлежности играет решающую роль в развитии ребенка младшего школьного возраста - эвенка и якута. Без учета национальных особенностей каждого народа, приёмов традиционного воспитания и обучения детей в школе невозможно воспитать истинного гражданина, патриота любящего свою Родину.
В соответствии с задачами исследования, был осуществлен анализ психолого - педагогической литературы по проблеме исследования мы выяснили, что нет единого понимания понятия «этническая принадлежность», разные авторы трактуют данное понятие по - разному. В работе мы опираемся на определение «Осознание национальной принадлежности как процесс, который связан с освоением родного языка, знакомством с особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством, историей своего народа. Иными словами, осознание своей национальной принадлежности, это то, что позволит младшему школьнику идентифицировать себя как респондента данного этноса».
В нашей исследовательской работе в теории сделана попытка описать характеристику малых народов Севера Эвенкийского муниципального района - якутов и эвенков.
Итак, обследованные нами младшие школьники четко осознают свою национальность - эвенков, якутов. Гордятся принадлежностью к своей этнической группе, толерантны по отношению к другим народам и для них не имеет значение национальности при выборе партнера в дружбе и при общении. Но при этом для них важную роль играет язык населения, который преобладает на данной территории. Для детей младшего школьного возраста важно, чтобы организация делопроизводства, преподавание в образовательных учреждениях велись на языке коренного большинства населения - на эвенкийском, якутском языке.
Таким образом, идея комплексного подхода в обучении и воспитании детей, соединяющая официальную педагогику с этнопедагогическими традициями народа, учитывая возрастные особенности, дала положительные результаты по всем параметрам. Используя игры, танцы и песни, устное народное творчество, приобщая к основам народной духовной и материальной культуры, что позволит добиться развития творческой индивидуальности, эмоционального развития, воспитания эстетических и патриотических чувств, развития духовной сферы, самостоятельности и даже физического развития.
Наше исследование показало, в начальной школе, имеет место позитивная динамика уровня осознания своей этнической принадлежности по когнитивному, эмоционально - оценочному, поведенческому компоненту от актуального низкого уровня к актуальному среднему уровню.
Отсутствие высокого уровня осознания своей национальной принадлежности младшими школьниками по компонентам означает, что в образовательном учреждении, как в образовательном так и в воспитательном процессе начальной школы имеют место существенные дефициты в плане содержания образования и воспитания: дети мало знакомы с признаками своего этноса, им не к чему себя относить.
В отсутствии целенаправленной работы со стороны учителя осознание детьми своей этнической принадлежности на уровне знакомства со своей культурой и традициями осуществляется чрезвычайно медленно.
Таким образом, приходим к выводу, что каждый учитель может найти множество путей использования этнических традиций, языка, материальной и духовной культуры в учебной и внеучебной, внеклассной работе в начальных классах сельской школы. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению в практической работе системы занятий, которая разработана для младших школьников.
Материалы нашей исследовательской работы могут представлять интерес для специалистов в области этнопедагогики, для педагогов - практиков. Вероятно, некоторые представленные данные были бы интересны студентам педагогических специальностей, в том числе, будущим учителям начальных классов.
Все задачи исследования, которые были поставлены, решены. Гипотеза подтвердилась. Анализ литературы и методик показал, что работа по осознанию этнической принадлежности учащимися младшего школьного возраста эвенками и якутами представляет собой сложный процесс и требует дальнейших исследований, разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов, для родителей, для специалистов в области этнографии, методистам этнопедагогического центра, на что нужно уделять особое внимание
1. Абрамова З.А. Палеолитическое искусство на территории СССР. Новосибирск 1993. - С. 254.
2. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я» - М. Наука, 1991.
3. Аргунова Т.В. Хозяйственные и духовные аспекты
жизнедеятельности ессейских якутов //Туруханская экспедиция Приполярной переписи: этнография и демография малочисленных народов Севера:
сб.науч.тр./ отв.редакторД.Дж.Андерсон. - Красноярск: Поликор, 2005. - С.35 - 44.
4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология 1998. - С. 287.
5. Анисимов А.Ф. 1936. Родовое общество эвенков. Л.
6. Антонова Н.М. Проблема личности идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма когнитивной психологии / Н.М.Антонова//Вопросы психологии . - 1996. № 1. - С.131 - 143.
7. Баронин А.С. Этнопсихология, учебное пособие - Киев: Тандем 2000 - 264 С.
8. Бердяев Н.А. научная статья «Судьба России» опыты по психологии войны и национальности, Москва 1918;
9. Боришевский М.И. «Психологические особенности самосознания подростка» - Киев: Вища рикона, 1980 - 165 С.
10. Богина Т.Л., Казакова Т.Г., под редакцией Годиной Г.М. Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста, М; просвещение 1987г.
11. Василевич Г.М. Эвенки: историко - этнографические очерки (XVIII- начало ХХ вв.) - Л.: Наука, 1969. - С.44 - 77.
12. Воронкин М.С. Северо - западная группа говоров якутского языка. - Якутск: книжное издательство, 1984. С.224 - 228.
13. Волков Г.Н. Якутские и эвенкийские этнопедагогические этюды - Якутск: Кудук 1998. С. 51.
14. Воскобойников М.Г. 1965. Эвенкийские народные предания - улгурил. - В кн.: Языки и фольклор народов Крайнего Севера. Л.
15. Воскобойников М.Г. 1969. Современные устные рассказы и предания эвенков и якутов. - В кн.: Этнографический сборник Улан-Удэ. Выпуск № 5.
16. Выготский Л.С. - развитие высших психических функции.- М., 1960.
17. Гурвич И.С. Культура северных народов - оленеводов. - М.: Наука, 1977. - С. 247 - 249.
18. Гумилев Л.Н. Энтогенез и босфера Земли. - М, 1994, с.25-27, 92¬96;
19. Долгих Б.О. Этнические изменения в Эвенкийском национальном округе // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. - М., 1970. С. 53 - 59.
20. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка, 2009 года издания
21. Историко - этнографический атлас Сибири. - М. - Л., 1961.
22. Ойунский П.А. 1927. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание. - В книге: ЗадаКезкйе.Якутск Выпуск 1/4.
23. Карлов В.В. 1982. Эвенки и якуты в XVII-начале ХХ в. (Хозяйство и социальная структура).М.
24. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай - сахалар: очерки по древней
истории якутов. - Т.1, кн. 1. - Якутск: Национальное издательство
Республики Саха (Якутия), 1992. - С. 416 - 418.
25. Кузнецова Е.М. Ессейские якуты: этнографические записки. - Красноярск: Сибирские промыслы, 2016. С. 60.
26. Колодезников С.К. Категории традиционной культуры якутов. Пространство. Время. Движение // Духовная культура в жизни этноса. - Якутск: Бичик 1991. С. 78 - 82.
27. Ковязин Н.М. и Кузаков Г.Г. 1963. Советская Эвенкия: Экономико - географический очерк. М.,Л.
28. Кордуэлл М.Н. Психология от А до Я: Словарь - справочник, 2000г.
29. Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие для студентов Высших учебных заведений - 4-е издание, стереотип - М; издательский центр «Академия», 2008г.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975.
31. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций / Н.М.Лебедева . - М.: Институт этнологии и антропологии России АН, 1993. - 195 с.
32. Мацумото Д. Психология и культура - СПб; Прайм -
ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с./ серия «Психологическая энциклопедия».
33. Сафьянникова Т.М. «Сыны и дочери тайги» - Красноярск: Сибирские промыслы, 2014. С. 80 - 95.
34. Сафьянникова Т.М. Декоративно-прикладное искусство эвенков. Издательство «Дрофа», Санкт - Петербург 2008 - 103 С.
35. Саввинов А.И. О ессейских якутах Красноярского края // Чолбон. - 1996. - № 8. С. 128 - 138.
36. Советская Эвенкия: общественно - политическая газета. - Тура, 1955. № 80. С. 4
37. Соломонов С. А. Прежде и теперь в Джессейском и Кирбейском районах Эвенкийского округа // Тайга и тундра. - Л., 1932. - № 1/ 4. - С. 35.
38. Тернер Дж. С.,Оукс П.Дж., Хэслем С.А., Социальная идентичность, самокатегоризация и группа / Д.С.Тернер, П.Дж.Оукс, С.А.Хеслем// Иностранная психология. - 1994. - № 2. С.8 - 12.
39. Токарев С.А. 1940. Очерки истории якутского народа. М.
40. Токарев С.А. 1945. Общественный строй якутов.
41. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы /
B. П.Трусов, А.С.Филиппов // Этническая психология. Этнические процессы и образ жизни людей. - М., 1984, С.3 - 20.
42. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири /Владиллен Туголуков. - М.: Наука, 1985.-285 с.
43. Халперн Дайана «Психология критического мышления», 2000г./.
44. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования /П.Н.Шихирев/ Психологические проблемы социальная регуляция поведения. - М., 1976. - С.59-72.
45. Щапова Д.А. «Наследие», хрестоматия - Красноярск: Сибирские промыслы, 2007. С. 215 - 237.
46. Щапова Д.А., Амелькин А.Г. «Материальная культура эвенков и якутов в иллюстрациях», издательство «Дрофа» Санкт - Петербург, 2012.
C. 94.
47. Ядов В.А. Социальные и социально психологические механизмы формирования социальной идентичности личности/ В.А.Ядов// Мир России. - 1997. - №3 - 4. - С. 12-19.
Интернет - источники:
48. festival.1september.ru
49. www.evenkiya.ru.
50. www.proza.ru|2009.
51. htts: //ru.wikipedia.org/wiki/Нация.
52. www.apn.ru/publications/arcticle 11285.htm
53. www.odinblago.ru
54. ru.Wikipedia.org|wiki|
55. touch.otvet.mail.ru
56. studFiles.net