Введение 3
1. Теоретические предпосылки перехода к модели обучения «перевёрнутый класс» 7
1.1 Сущность модели перевернутого класса 7
1.2 Характерные особенности модели «перевернутого класса» 11
1.3 Принципы и этапы организации урока развития речевых умений 17
1.4 Программные требования к уровню сформированности речевых умений в
6 классе 24
Выводы по 1 главе 29
2. Реализация модели «перевернутый класс» на примере лексической темы
“On the move” 31
2.1 Реализация модели обучения «перевёрнутый класс» с целью развития
речевых умений 31
2.2 Анализ результатов формирования речевых умений в рамках модели
обучения «перевёрнутый класс» 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 31
Список используемых источников 53
Приложение А 57
Приложение Б 62
Приложение В 66
Изменения затрагивают все сферы жизни человечества. Это же неизбежно распространяется и на такую важную для социума деятельность, как образовательный процесс. Прогресс не стоит на месте и на сегодняшний день поиск наиболее эффективных, целесообразных и удачных методов обучения является одним из наиболее приоритетных направлений для исследований.
Одной из ключевых тенденций современной образовательной системы является индивидуализация педагогического процесса, которая представляет собой ведущую цель внедрения стандарта ФГОС. Согласно содержанию данной концепции, основной задачей современной школы является не только предоставление информации и контроль качества ее усвоения, но и формирование у учеников ряда специфических навыков, позволяющих самостоятельно ориентироваться в информационной среде, выбирать в ней необходимые достоверные данные. Одной из таких разработок является инновационная модель обучения, которая носит название «перевернутый класс».
«Перевернутый класс» — это модель образовательного процесса, которая относится к смешанному типу обучения. Речь идет о специфическом формате организации образовательного процесса, при котором педагог предоставляет обучающимся список материалов/заданий/вопросов для самостоятельного изучения в домашних условиях. В свою очередь, содержание дальнейшего очного занятия предполагает проверку качества изученного учениками материала — с одной стороны, уточнение деталей по теме — с другой. При этом характерной особенностью такого подхода является использования подкастов, водкастов и пре-водкастингов.
Рассматриваемый формат достаточно быстро приобрел популярность благодаря тому, что он дает возможность сформировать у учеников необходимый объем знаний в достаточно короткий срок. При этом особая ценность данной модели заключается в том, что построение образовательного процесса таким способом предоставляет возможность формировать у обучающихся инициативность и активность в освоении информации. Это способствует наиболее продуктивному построению педагогического процесса, активизируя деятельность обучающихся. А это благоприятным образом отражается на качестве их подготовки и уровне развития познавательной деятельности.
Среди преимуществ использования модели «перевернутый класс» следует сделать акцент на том, что ученик всегда имеет возможность обратиться к любой части материала и уточнить интересующие его вопросы. Это же касается и комфортного восприятия, ведь появляется достаточно ценный плюс: можно поставить задание на паузу или повторить фрагмент лекции из видео (при этом не теряется время, как это происходит при стандартном варианте проведения урока). Особенно актуальной данная система будет в том случае, если в силу определенных обстоятельств организовать обучение в привычном формате просто не представляется возможным.
Здесь важно сделать акцент на том, что «перевернутый класс» в сложившихся условиях ограничительных мер (результат пандемии) позволил организовать качественный процесс обучения, позволяя избежать серьезного отставания от освоения образовательной программы.
Но упоминая о достоинствах данной системы, важно обратить внимание и на ее недостатки. Одним из наиболее серьезных является отсутствие возможности задать вопрос при просмотре материала. Сюда же можно отнести необходимость постоянного доступа к компьютеру и интернету. Однако данные проблемы нельзя назвать непреодолимыми, так как их вполне возможно решить.
Объектом исследования является модель «Перевернутый класс».
Предметом исследования выступает развитие речевых умений у обучающихся основной школы в условиях реализации модели «Перевернутый класс».
Целью работы является выявление особенностей развития речевых умений в условиях использования модели «Перевернутый класс», а также установление эффективности данной модели.
Для эффективного достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие основные задачи:
1) проанализировать сущность модели «перевернутый класс» как формы смешанного обучения;
2) рассмотреть речевое умение в качестве функционального свойства личности;
3) сформулировать принципы организации урока развития речевых умений;
4) апробировать модель «перевернутый класс» на уроках английского языка и провести диагностику его эффективности.
В основе исследования лежат следующие методы: историкологический, сравнительно-теоретический, наблюдение, тестирование, комплексно-эмпирический, описательный.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Н.В. Любомирской, Н.Д. Гальсковой, И.Л. Бим и Гез Н. И.
Апробация исследования проходила на базе средней общеобразовательной школы №24 г. Красноярска.
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном анализе инновационных форм обучения, включающих очную и заочную, а также активное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Практическая значимость определяется актуальностью исследования и заключается в возможности использования результатов при разработке
УМК, планировании уроков иностранного языка с их последующей реализацией на современном этапе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений. Общий объем работы составляет 51 страниц.
Продиктованные Федеральным государственным образовательным стандартом требования обозначали необходимость внедрения корректировок в построение образовательного процесса. Согласно содержанию новой концепции, ученик должен стать активным участником процесса, а задача учителя заключается в том, чтобы создать определенные образовательные маршруты, позволяющие наметить стратегию.
Иными словами, наблюдается необходимость внедрения в современную школу новых условий, предполагающих в своей основе реализацию целей и задач, направленных на освоение образовательной программы. При этом выбранные методы и приемы обучения должны учитывать скорость информационного потока, ориентироваться на формирование у детей навыков и способностей к критическому анализу информации, планирование собственной деятельности и достижение поставленных целей. В качестве одного из главных критериев современного образования является именно постановка ребенка в активную позицию, где он нацелен на освоение определенного объема теоретических и практических знаний. Именно такой подход дает возможность развивать специфические навыки и умения поиска информации — с одной стороны, воспитывать личность с активной позицией — с другой.
Перевернутый класс — это одна из наиболее перспективных моделей обучения детей на сегодняшний день. Именно такой формат построения педагогического процесса дает возможность предоставить ученикам определенный уровень самостоятельности и ответственности, что является крайне полезными характеристиками для развития личности.
Помимо этого, такой подход к построению образовательного процесса способствует лучшему освоению обучающимися материала. Это обстоятельство обусловлено тем, что типичный формат обучения предполагает достаточно низкий уровень активности со стороны участников данного процесса, где основной задачей является непосредственное запоминание материала. Здесь есть ряд недостатков, которые в значительной мере ухудшают процесс освоения и запоминания знаний. Например, данная концепция не предполагает проведение школьниками самостоятельного анализа изучаемых данных. А это негативно отражается на всех этапах, начиная от поиска и анализа информации, заканчивая качеством ее освоения и запоминания. В свою очередь, это же отражается и на тех навыках, которые связаны с оцениванием, сравнением, систематизацией и классификацией информационных данных. При этом необходимо подчеркнуть, что традиционный подход к организации образовательного процесса не предполагает в своей основе возможность в полной мере реализовать компетентностный подход. Именно поэтому теряется ряд важных специфических знаний и умений, которые продиктованы требованиями образовательной программы XXI века (креативное мышление, способность решать возникающие проблемы, высокий уровень развития коммуникативных способности, информационная и медиаграмотность, лидерская позиция, активность и так далее).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «перевернутый класс» — это отличное решение построения образовательного процесса, позволяющее достичь поставленных целей и задач. Одним из главных преимуществ такого формата является то, что он способствует формированию активной позиции у учеников, что выражается в развитие критического мышления, инициативности и ответственности. Иными словами, класс «перевернутый класс» дает возможность не только улучшить качество построения образовательного процесса, но и создать благоприятные условия для развития ценных личностных качеств.
1. Алексеева Е.Е. Роль математической компетентности в обеспечении качества образования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 11-2. С. 12-17.
2. Басалгина Т.Ю. Технология «Перевернутый класс» при изучении специальных дисциплин // Профессиональное образование: проблемы и перспективы развития: материалы V Краевой заочной научнопрактической конференции, Пермь, 17 окт. 2014 г. / сост. Е.М. Калашникова, Н.В. Бочкарева, М.И. Макаренко. Пермь: Пермский гос. проф.-пед. колледж, 2014. С. 173-175.
3. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку. М.: Вентана-Граф, 1997. 40 с.
4. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы//ИЯШ. 2002. № 2. С. 11.
5. Ванников Ю.В. К обоснованию общей теории перевода и теории перевода научнотехнической литературы // Теория перевода и сопоставительный анализ языков: Сб.научн. ст. / Под ред. Э.М. Медниковой. Москва, 1985. С. 17-22.
6. Ванников Ю.В. Обучение переводу и переводной метод обучения. М.:РЯЗР, 1980. № 1. С. 47-56.
7. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 366с.
8. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982. 373с.
9. Генрих, И. В. Дискуссия в учебном процессе // Наука 21 века: Вопросы, гипотезы, ответы. 2016. №2 (17). С.39-42.
10. Гизатулина О.И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 116-118.
11. Григорьева О.Н. Перевернутое обучение в образовательном процессе: сущность, преимущества, ограничения // Навуковыя публжацьн. 2018. №4. С.50-53.
12. Дискуссия [Электронный ресурс]. URL:
й11рз://ги.’№1к1реб1а.огд/’№1к1/Дискуссия (дата обращения: 04.02.2021).
13. Догонадзе Н.Р. Контроль сформированности лексических навыков говорения // Практические вопросы контроля при бучении иностранным языкам в средней школе. Сборник научных трудов НИИ школ. 1985. №10. С. 63-68.
14. Долгоруков А. М. Case-study как способ (стратегия) понимания // Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий / под ред. А. М. Долгорукова. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2018. С. 21-44.
15. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. СПб: КАРО, 2004. 144 с...27