Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты развития лексического навыка в условиях обучения иностранному языку детей дошкольного
возраста 8
1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста 8
1.2. Особенности обучения иностранному детей дошкольного возраста 12
1.3. Понятие и сущность лексического навы ка 15
Выводы по главе 1 18
2. Обучающие игры в обучении иностранному языку детей дошкольного
возраста 20
2.1. Применение обучающих игр при обучении иностранному
языку 20
2.2. Разработка комплекса обучающих игр на английском языке для детей
дошкольного возраста (в дополнение к УМК «Kid’s Box Starter». Авторы : Кэролайн Никсон и Майкл Томлинсон) 23
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список использованных источников 39
В наше время популярным становится изучение иностранных языков. Процесс глобализации задаёт темп, тем самым показывая, насколько важно владеть другими языками, помимо родного. Исходя из этого, главной целью изучения иностранного языка является коммуникация. Среди иностранных языков первое место по изучению и по распространённости занимает английский язык. Именно сейчас многие родители озабочены ранним обучением английскому языку своих детей, поэтому педагоги начинают обучение дошкольников иностранному языку, учитывая их возрастные особенности и беря во внимание методику обучения. Произошли заметные изменения в методике обучения иностранному языку. В первую очередь изменилась общая стратегия коммуникативной направленности, понимание практической цели обучения. Главной целью стало овладение языком как явлением социальным, служащим средством общения в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах. Это нашло отражение в тактике обучения, и в первую очередь на начальном этапе.
На данный момент наблюдается рост интереса к раннему обучению иностранному языку, в особенности английскому языку. И связано это, прежде всего, с тем, что изучение иностранных языков положительно влияет на разностороннее воспитание дошкольника, включая его общие способности. В связи с этим, остро стоит вопрос разработки методики обучения с учетом всех особенностей для эффективного овладения дошкольниками английским языком. Выбор определённых образовательных технологий, организация методических материалов, определение целей, задач дошкольного образования необходимы для повышения эффективности обучения английскому языку.
Как известно, игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает
деятельность дошкольников [Цит. по: Акулович, 2019].
Обучение языку является нелегким процессом, требующим большого количества времени, систематизированной организации со стороны как педагога, так и родителей. В настоящее время педагог использует в практике преподавания различные учебные пособия, методические разработки, материалы для проведения разнообразных игр на английском языке. Однако, методика обучения так и не приведена к общему знаменателю [Михеева, 2018, с. 152].
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [там же].
В любую историческую эпоху игра привлекала к себе внимание педагогов и ученых, как отечественных, так и зарубежных. Они полагали, что в ней заключена реальная возможность воспитывать и обучать ребенка. Ж.Ж. Руссо, Н.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы на основе деятельности, стремление к которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры. По Ф. Фребелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Ф. Фребелю в виде единой и многообразной сферы. К.Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека.
Обращаясь к игре как к методическому понятию, важно отметить, что в лингводидактическом энциклопедическом словаре А.Н. Щукина понятия «игра» и «обучающая игра» разграничиваются. А.Н. Щукин характеризует игру как один из видов активности человека и животных в процессе их жизнедеятельности [Азимов, 2019, с. 74], обучающую же игру А.Н. Щукин характеризует с точки зрения методики преподавания иностранных языков: «Обучающая игра - это особым образом организованное на занятиях по языку ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к условиям реального речевого общения» [Там же, с. 166].
По определению М.Ф. Стронина, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [Цит. по: Сальникова, 2015, с. 63].
Проблема игры разрабатывалась во многих областях знаний, таких, как философия, психология, педагогика и методика. Исследованием игры занимались многие выдающиеся ученые, такие, как Д.Б. Эльконин, В.В. Петрусинский, М.Ф. Стронин, Н.П. Аникеева, С.Т. Занько, О.С. Анисимов, А.А. Деркач, Л.В. Выготский, А.В. Конышева и др.
Недостаточная, на наш взгляд, разработанность описанных проблем в отечественной и зарубежной научно-методической литературе позволила определить тему исследования: «Обучающие игры на английском языке как средство развития лексических навыков в условиях организации дошкольного образования».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в условиях организации дошкольного образования.
В качестве предмета исследования рассматриваются игровые формы обучения иностранному языку.
Цель исследования: разработать методическое обеспечение процесса использования игровых форм обучения английскому языку в условиях организации дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели сформулированы задачи исследования:
1. Описать особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть игру как основной вид деятельности в условиях организации дошкольного образования.
3. Провести классификацию игровых форм обучения иностранному языку детей дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс обучающих игр на английском языке для детей дошкольного возраста (в дополнение к УМК Kid’s Box Starter. Авторы : Кэролайн Никсон и Майкл Томлинсон ).
Теоретико-методологическую базу работы составляют научные труды по проблемам теории игры Л.И Айдарова, Н.Д. Гальсковой; использованию обучающих игр при обучении иностранному языку Ю.И. Глебова, И.А. Амосова; обучению иностранному языку детей дошкольного возраста И.А. Зимней, И.Н. Щукина.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении английскому языку в условиях организации дошкольного образования.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса обучающих игр на английском языке для детей дошкольного возраста (в дополнение к УМК Kid’s Box Starter. Авторы : Кэролайн Никсон и Майкл Томлисон).
Методы, используемые в ходе исследования: изучение литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез; изучение нормативной документации по организации дошкольного образования.
Апробация и этапы исследования. Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало сбор фактического материала, написание выпускной квалификационной работы, разработку алгоритма исследования, оформление результатов исследования, подготовку к защите и защиту выпускной квалификационной работы.
Результаты исследования прошли апробацию при работе с детьми дошкольного возраста Красноярского еврейского детского центра «Ве авта» и через выступление с докладом на Студенческой научно-практической конференции в рамках XXI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, 2021).
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка использованных источников. Работа изложена на 42 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава посвящена рассмотрению лексического навыка и его видов при обучении иностранному языку в условиях организации дошкольного образования; приводится описание особенностей обучения иностранному языку детей дошкольного возраста, а также их психолого - педагогических особенностей.
Вторая глава рассматривает игру как основной вид деятельности при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста. В практической части главы представлена разработка комплекса обучающих игр на английском языке в условиях организации дошкольного образования (в дополнение к УМК Kid’s Box Starter. Авторы : Caroline Nixon & Michael Tomlinson).
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Список использованных источников включает 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также словари и справочные издания.
Данное исследование помогло убедиться в эффективности использования обучающих игр в учебном процессе. Применение дополнительных игровых упражнений, такие как «W hat is next?», «Find the treasure», на уроках иностранного языка способствует более качественному формированию лексического навыка у дошкольников.
В нашей работе была поставлена цель - разработать методическое обеспечение процесса использования игровых форм обучения английскому языку в условиях организации дошкольного образования. Для достижения этой цели мы сформулировали задачи, каждую из которых выполнили. Мы провели анализ теоретического материала, выяснили, какие бывают обучающие игры, каким образом и с какой целью мы можем использовать их в учебном процессе.
Занятия, проведенные в Красноярском еврейском детском центре «Ве авта» с применением дополнительных материалов и разнообразных видов социальной формы показали следующие результаты:
• Игровые методы на уроке иностранного языка позволяют активно включать каждого ребенка в процесс усвоения учебного материала; повышать познавательную мотивацию; формировать умения работать с командой и в команде; развивать навыки самостоятельной учебной деятельности.
• Применение учебных заданий на основе обучающих игр на уроке иностранного языка выполняет одновременно несколько задач, а именно прагматическую, гуманитарную, образовательную, а также воспитывающую.
1. Азимов Э.Г, Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучение языкам). М.: Русский язык. 2018. 496 с.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие/ В.П. Арсентьева. М.: ФОРУМ, 2012, 144 с.
3. Бурмистрова Е.В. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст // Преподавание психологии. 2015. №2 (43) С. 2-4 .
4. Волковская Е.А. Игровые приемы в работе учителя-логопеда // Проблемы педагогики. 2021 [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/1/Downloads/igrovye-priemy-v-rabote-uchitelya- logopeda.pdf (дата обращения 07.06.2021)
5. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. М.: Юрайт, 2019. 281 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пространство исследования // Иностранные языки в школе. 2017. №3. С. 2-7.
7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2017. 208 с.
8. Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность по развитию творческих способностей дошкольников как способ повышения качества дошкольного образования // Современные технологии: актуальные вопросы, достижение и инновации. 2017. №3. С.262264.
9. Илюшкина А.В. Изучаем английский легко и весело. СПб.: Азбука, 2008. 167 с.
10. Казимирова С.Н. Игровая форма в преподавании иностранного
языка // Филология и лингвистика. 2017 № 1 (5) с. 38-48
[Электронный ресурс] URL: https://moluch/ru/th/6/archive/45/1815/ (дата обращения 01.06.2021)
11. Канищева Н.В. Языковые игры на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/yazikovie-igri-na-urokah- inostrannogo-yazika-3127925.html (дата обращения: 02.06.2021).
12. Красюкова А.А. Некоторые аспекты обучения иностранному языку детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]: URL:http://www.prodlenka.org/doshkolnoe-obrazovanie/nekotorye- aspekty-obucheniia-inostrannomu-iazyku-deteidoshkolnogo- vozrasta.html (дата обращения: 05.06.2021)
13. Ковынева О.Г. Психологические особенности детей дошкольного
возраста. [Электронный ресурс]:
URL:file:///C:/Users/1/Downloads/psihologicheskie-osobennosti- detey-doshkolnogo-vozrasta.pdf (дата обращения: 02.06.2021).
14. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика; М.: ТетраСистемс. 2015. 288 с.
15. Кустова Ю.Г. Реализация инновационный педагогической технологии в рамках программы «психология и педагогика дошкольного возраста». // Человек и образование. 2019. № 2. С.67-72....30